Тренинговый курс для молодых педагогов (обучающихся групп старших классов на курсе "Психолого-педагогический класс"
методическая разработка по психологии (10 класс)

Гущина Вера Владимировна

Материал будет полезен для педагогов-психологов, которые работают с молодыми педагогами, либо решают профориентационные задачи в воспитании будущих педаогов, психологов, наставников.

Тренинговый курс легко адаптируется на любую аудиторию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovyy_kurs_dlya_molodyh_pedagogov.docx151.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шилыковская средняя школа

Тема: «Тренинг для молодых педагогов»

Программа мини-курса для психолого-педагогического класса

Возрастная группа: 10-11 класс, группы педагогических колледжей, студенты педагогических ВУЗов, группы молодых педагогов

заместитель директора по воспитательной работе

МКОУ Шилыковская СШ

Гущина Вера Владимировна

2023 год

Введение.

        В данном тренинге предлагается занятия для групп педагогических работников, студентов, либо для воспитанников психолого – педагогических классов.

        Основными формами работы являются: деловая игра, упражнения на формирование определенного качества, групповые рисунки, коллажи, коллективные обсуждения, краткие сообщения ведущего по теме и др.

Психолог в процессе работы занимает следующие позиции : организатора, участника, отстраненного наблюдателя.

Общее количество встреч - 4, с интенсивностью 1 раз в месяц по 60-90 минут. Временные границы могут быть сжаты до 1 раза в 2-3 недели. Если потребуется, то количество встреч может быть увеличено.

Результатами данной работы стали следующие новообразования:

• повысился интерес сотрудников к себе как личности и профессионалу;

• педагоги овладели способами саморегуляции эмоционального состояния в напряженных ситуациях;

• повысилась профессиональная активность.

Цель тренинга: способствовать психологической адаптации молодых педагогов к условиям работы в школе.

Задачи тренинга:

- сформировать умение работать в команде;

- сформировать положительную самооценку;

- определить проблемные зоны у участников в личностной и деятельностной сферах;

- развить профессиональное мастерство.

   Материалы и оборудование: бейджи, интерактивная доска, листы бумаги А4, фломастеры, памятки.

  Предварительная работа:

  • оформление конспекта и Презентации,
  • подготовка кабинета.

Предполагаемый ход занятия №1.

Педагог-психолог: Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Тема занятия-тренинга "Профилактике эмоционального выгорания педагога". Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.

Человек усваивает:

  • 10% того, что слышит
  • 50 % того, что видит,
  • 70 % того, что сам переживает,
  • 90% того, что сам делает.

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, (какие?) как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

 Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Ведь именно от нашей психологической устойчивости зависит то, каким будут наши дети.

Представьте – токсичные, невротичные родители + такие же педагоги – каким будут дети?

Наша задача – быть экологичными!

Ребенок физиологически защищается на уровне лимбической системы, которая у него есть с рождения: бей, беги, замри. Мы порой поступаем также…

Все, что у нас порой есть – это наша реакция.

Вот это уже зависит от нас.

Как мы реагирует на стресс?  Невротик – меня бесит…, здоровый и экологичный человек – меня бесит, но я могу найти внутренний ресурс с этим справиться.

Знаете, самые главные козыри или словесные маркеры невротичных людей? нужно и надо

Приверженность к надо без ХОЧУ – это первый путь к неврозу.

Кто отвечает за коммуникацию? Тот, кто старше.

Наша задача – не исправить, а дополнить ребенка!

Приветствие-игра «Эхо»

Цель: настроить участников друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.

Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает следующий сосед справа, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопывают свое имя.

По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.

Упражнение-игра «Листок»

Цель: отработка навыков взаимодействия с партнером, способствование сплочению группы.

Участники разбиваются на пары примерно одинакового роста. Участники встают лицом друг к другу, берутся за руки, соприкасаются лбами, между которыми кладется чистый лист бумаги.

Инструкция: теперь закройте глаза и сконцентрируйте свое внимание на ладонях партнера. Почувствуйте через ладони всего вашего партнера, его дыхание, его состояние… Попробуйте в этом положении сесть и встать, покачаться из стороны в сторону… Не разговаривайте, все делать молча, сосредоточенно, плавно! Найдите каналы интуитивного понимания партнера… А теперь тихонько освобождайте руки и заводите их себе за спину, как конькобежцы на длинно дистанции. Вы соприкасаетесь с партнером лишь лбом. Листок бумаги приложен по месту соприкосновения. Своими лбами вы бережно держите этот листок. Не уроните его!

Теперь в произвольном направлении плавно и осторожно под музыку двигаетесь по комнате, удерживая листок бумаги. Интуитивно чувствуете партнера, понимаете его! Не разговаривать! Выбывает из упражнения та пара, у которой листок упал на пол. Как только листок коснется пола, партнеры замирают в тех позах, в которых их застал этот момент, и сохраняют эти позы до конца упражнения.

Итак, удерживая листок, все время двигаетесь, держа руки за спиной и интуитивно чувствуя партнера. Если листок упал – застываете на месте. Не разговаривайте! Начали…

Рефлексия:

Понравились ли игры?

Узнали ли что-нибудь новое о своих коллегах?

Легко ли вы включались в игры? Если нет, что мешало?

Изменилось ли ваше эмоциональное самочувствие?

Упражнение «Мостик дружбы»

Ведущий просит по желанию образовывать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Ведущий сам встает с кем-нибудь и показывает, как можно изобразить мостик (например,  соприкоснувшись головами или ладошками).

А теперь попробуйте «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Упражнение «Подарок».

Участники встают в круг. Инструкция. «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, и т.п.)».

УПРАЖНЕНИЕ «Графическая методика «Не дай человеку упасть »

Цель: определение стиля поведения в критических ситуациях.

Оборудование: бланк с рисунком, карандаши.

Интерпретация

  • Если на рисунке ЧЕЛОВЕК ДОБРОВОЛЬНО ПРЫГАЕТ С ОБРЫВА, то это говорит о решительности и активности, испытуемый предпочитает действия размышлениям, он практик, не теоретик.
  • Если ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ, то это значит, что испытуемый нерешительный и терпелив, готов ждать, пока все утрясется само собой. Испытуемый не любитель активных действий.
  • Если испытуемый нарисовал ВОДУ ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА (РЕКУ, ОЗЕРО, МОРЕ), то это говорит о склонности все пускать на самотек. Нередко испытуемый сам доводит ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию, бездействуя в те моменты, когда нужно быть активным и решительным.
  • Если на рисунке ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА БАТУТ или НАТЯНУТОЕ ОДЕЯЛО, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о предусмотрительности. Испытуемый очень редко попадает в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитывает все возможные варианты развития событий и старается предугадать все, что может случиться. Но даже если он чего-то не учтет, то у него все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На него можно положиться, он не подведет.
  • Если ПОД ОБРЫВОМ нарисован ЧЕЛОВЕК С ВЫТЯНУТЫМИ РУКАМИ, ГОТОВОГО ПОЙМАТЬ ПАДАЮЩЕГО В ОБЪЯТИЯ, то это значит, что испытуемый неосмотрителен и доверчив, в критической ситуации склонен доверять кому ни попадя. Он не способен самостоятельно найти выход из тупика и ищет человека, который бы мог ему помочь. Но так как он не очень хорошо разбирается в людях, то его часто обманывают и подводят.
  • Если испытуемый ПРЕВРАТИЛ ОБРЫВ В НЕБОЛЬШОЙ ХОЛМИК, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что он обладает лидерскими качествами и способен вести людей за собой. В критической ситуации он не растеряется и сделает все, что нужно, чтобы исправить случившееся.
  • Если ЧЕЛОВЕКУ нарисовали КРЫЛЬЯ, то это говорит о том, что испытуемый всегда найдет остроумный выход из сложного положения.

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1631183885_450332_c8158.jpg

Рефлексия: рисование «смайлика» для соседа с пожеланием.

Предполагаемый ход занятия №2.

Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу радость встречи.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного пообщаться, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная деятельность и личные качества.

Игра «Опачки»

Цель: включение в активное взаимодействие группы, активизация на работу.

Инструкция: участники стоят по кругу, парами друг к другу – половина участников по часовой стрелке, половина  - против часовой стрелки. Повторяем синхронно: «оп» - касаемся противоположного плеча человека, стоящего напротив, «оп» - касаемся другого плеча, «опачки» - переходим к другому участнику по ходу своего движения, разведя руки в стороны.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.

Упражнение "Молодец!" (5-7 мин.)

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга - внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге - хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: "А это ты молодец - раз! А это ты молодец - два!" и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.

Квадратное дыхание

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать [2]!

Упражнение «Я хвалю себя за то, что...» 

Цель: способствовать формированию позитивного самоощущения.

Ведущий предлагает участникам вспомнить 1 жизненную ситуацию, в которой они показали себя с лучшей стороны, и похвалить себя за это: «Мы так редко себя хвалим, считая это неудобным, неправильным, непринятым. Сейчас у вас есть редкая возможность забыть об ограничениях и похвалить себя за что-нибудь. Продолжите фразу «Я хвалю себя за то, что...».

По окончании упражнения ведущий задает вопросы:

  • Трудно ли было хвалить себя?
  • Какие чувства вы испытывали при этом [11]?

МУДРЫ - древний способ помочь себе

Мудра - это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.

Знания о мудрах идут из глубины веков и всегда использовались в йогических и духовных практиках, как доступный способ исцеления тела, достижения особого состояния сознания и решения проблем психологического и эмоционального характера.

Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая. Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.

По мере освоения практики, продолжительность выполнения мудры увеличивается от трех минут в начале до тридцати минут при получении устойчивых навыков.

Большинство мудр дает немедленный эффект - вы тотчас ощутите прилив сил, ясность ума, умиротворение. Мудры, выбранные вами, надо будет выполнять в течение нескольких недель, прежде, чем вы ощутите в себе глубокую перемену, которая и устранит, мучающую вас, проблему.

МУДРА ЗНАНИЯ Мудра Знания

Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.

Показания:  бессонница или чрезмерная сонливость, высокое кровяное давление. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.

Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).

МУДРА ЖИЗНИ Мудра Жизни

Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает бодрость, выносливость, улучшает общее самочувствие.
Показания:  состояние быстрой утомляемости, 6ессилия, нарушение зрения, улучшает остроту зрения, лечение болезни глаз.
Методика исполнения: подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими рука одновременно.

МУДРА ЗЕМЛИ  Мудра Земли

Показания:  ухудшение психофизического состояния организма, состояние психической слабости, стресса. Выполнение этой мудры улучшает объективную оценку собственной личности, доверие к себе, а также осуществляет защиту от негативных внешних энергетических воздействий.
Методика исполнения: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.

МУДРА "ЧЕРЕПАХА" Мудра "Черепаха"

Черепаха - священное животное. По индийской мифологии черепаха помогла богам добыть амриту (священный напиток бессмертия) из океана.
Замыкая все пальцы, мы перекрываем основы всех ручных меридианов. Образуя замкнутый круг, мы, таким образом, предотвращаем утечку энергии. Купол "Черепахи" образует энергетический сгусток, который утилизируется организмом для его нужд.
Показания:  астения, переутомление, нарушение функции сердечно-сосудистой системы.

Методика исполнения: пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя "голову черепахи" [13].

Следует выполнять мудры дважды в день.

Рефлексия: незаконченные предложения - «мне точно поможет в работе…», «я верю в то, что..», «самое интересное сегодня было…»

Предполагаемый ход занятия №3.

Энергизатор «Я не тормоз»

Участники стоят в кругу.

Попросите рассчитаться по порядку и запомнить каждому свой номер.

Объясните, что после фразы «поменяйтесь местами» участники под теми номерами, которые будут названы должен поменяться местами, а вы в это время постарайтесь занять место одного из них. Тот, кто не успел занять место встает на место тренера и говорит «Я не тормоз». Все участники ему отвечают «А мы заметили и т.д.»

Информационный блок «Педагог- это уверенный человек!»

- Уверенность в себе — изменчивая, подвижная переменная в уравнении счастливой самодостаточной личности. Это не врожденное качество, оно формируется в течение всей нашей жизни и именно поэтому мы должны приложить усилия, чтобы поверить в себя. Как было бы просто, если бы все мы рождались с определенным уровнем уверенности — раз, и я верю в себя! А если у кого — то низкий уровень уверенности, то можно опустить руки и сказать: что уж поделать, я таким уродился.

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже, рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.

Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»

Уверенные в себе люди характеризуются:

• независимостью;
• самодостаточностью.

Внешние признаки уверенного человека:

• выглядит спокойным;
• держится с достоинством;
• открытый взгляд;
• ровная осанка;
• спокойный и уверенный голос.

Уверенный в себе человек умеет:

• отстаивать свою позицию мирно;
• откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;
• отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.

Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности - писал А.А. Бодалов. Надо помнить, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека и первого впечатления. 

Упражнение «Танцевальный». 

Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т.д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть!», «Какой замечательный сегодня день!» и др.

Упражнение «Ни кто не знает, что я….»

Цель: познакомить участников тренинга с лучшими качествами друг  друга

Участники встают по кругу. Водящий кидает мяч и говорит: «Никто не знает, что я …», в продолжение фразы добавляет то качество, о котором, на его взгляд не догадываются участники  тренинга

         Обсуждение:

        -Как изменилось Ваше настроение?

        -Какие появились ощущения?

Упражнение «Царская семья».

        Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет»:

- 1-я подгруппа представляет царскую семью;

- 2-я подгруппа – семью всемирно известного ученого;

- 3-я подгруппа – семью «новых русских»;

- 4-я подгруппа – семью кинозвезды.

Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото».

Во время обсуждения участники отвечают на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.

Энергизатор «Землетрясение»

Цель: снятие напряжение, поднятие настроения.

Делимся на тройки. Один человек – житель города, двое других изображают домик. По команде ведущего:

  •  2 балла – меняются местами жители;
  •  4 балла – меняются  местами домики, т. е. рушатся и строятся заново;
  • 6 баллов город строится заново; (все меняются местами: жители могут стать домиками и наоборот, домики могут стать жителями).
  • Ведущий в середине круга и сам должен занять место.

Упражнения «Снятие напряжения в 12 точках»

Упражнения нужно повторять каждый день по несколько раз.

  • Плавное вращение глазами: дважды в одном направлении, дважды в другом.
  • Зафиксируйте своё внимание на отдалённом предмете, а затем переключитесь на предмет, который перед вами.
  • Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь,
  • Широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите кулаки, разожмите, расслабляя кисти рук.
  • Сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.
  • Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза [10].

Рефлексия: рисунок градусника «полезности» и градусника настроения.

Предполагаемый ход занятия №4.

Упражнение «Мои профессиональные планы: Прошлое, настоящее и будущее».

Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.

После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки. 
        Вопросы, которые могут задаваться:

  • Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
  • Какая между ними связь?
  • Чем отличаются рисунки участников? и т.д.

Упражнение «БАТОН» (раздаточный материал)

Теперь следующее у вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.

Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ.

Ровно столько занимает ваша работа.

Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок и своя жизнь.

ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогов в аудитории). Возможно похлопать им

!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

Исправлять можно. Проверять никто не будет.

Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.

Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ

Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).

В этом упражнении - Здесь спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы отмечаете, сами оцениваете и диагностировать себя, есть возможность подвинуть эти границы.

Приступаем к следующему заданию:  «АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ ЮНГА» (раздаточный материал)

Давайте попробуем найти 16 ассоциаций к слову «работа». Вот первая колонка, все 16 слов, первые, любые, что приходят в голову, запишите в этой колонке. У всех разные ощущения, разная работа, разные ситуации.

 Посмотрите есть второй столбик, который как бы объединяет первые два слова, надо найти какое-то третье слово, которое вот как -то их объединит, придаст им какой-то смысл. Показать какие вы смыслы ищете в этих словах. Они могут повторяться, это ваши личные слова.

Два слова объединят  смыслом, одной АССОЦИАЦИЕЙ.

Далее третий столбик объединяет два слова.

Продолжим, понятно, что четвертый столбик объединяет предыдущие два слова.

И пятый столбик, мы пришли к завершающему слову.

Помните, что это ассоциативный ряды и нет никаких ограничений. 

Дальше разберем это подробно.

Моя задача показать и ознакомить вас с этой методикой, обучить как она работает.  Это методика как бы толчок, выйти из тупика, когда человек ходит вокруг да около, а данная методика реально выводит на ассоциативный ряд

Первый столбец: УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОСТИ

  1. «Штампы» и социальные убеждения
  2. Стратегия получения того, что исследуем.
  3. Уровень пессимизма – оптимизма по отношению к ситуации;
  4. Страхи (вирусы сознания)

Второй столбец. УРОВЕНЬ РАЗУМА

Проявляются лично ограничивающие убеждения, препятствия

Третий столбец. УРОВЕНЬ ЧУВСТВ

«Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.

Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение, которое можно использовать, как некий «слоган» или девиз!

Четвертый и пятый столбцы – КЛЮЧ К СЕБЕ!

ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ!

 

 

Столбец 1

Столбец 2

Столбец 3

Столбец 4

Столбец 5

Уровень реальности

Уровень разума

Уровень чувств

Корень проблемы

КЛЮЧ

Что на поверхности

Что я об этом думаю на самом деле

Что я на самом деле чувствую

Значимые вопросы

Ключ бессознательного

Рефлексия: выбор цвета настроения, выбор цвета педагогического успеха

Приложения

Памятка педагогу

  • Не скрывайте свои чувства. Проявляйте свои эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • Не ожидайте, что тяжелое состояние, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
  • Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам не нравится.
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
  • Старайтесь реже говорить «я это не смогу сделать».
  • Использовать возможность выступить с речью.
  • Следите за питанием и фигурой.
  • Позволяйте себе «маленькие женские радости».
  • Не забывайте, что вы красивы [9].

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1631183885_450332_c8158.jpghttps://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1631183885_450332_c8158.jpg

C:\Users\1\Downloads\Раскраски-хлеба-и-хлебобулочных-изделий-для-детей-10.jpg  C:\Users\1\Downloads\Раскраски-хлеба-и-хлебобулочных-изделий-для-детей-10.jpg

 

  C:\Users\1\Downloads\Раскраски-хлеба-и-хлебобулочных-изделий-для-детей-10.jpg

C:\Users\1\Downloads\Раскраски-хлеба-и-хлебобулочных-изделий-для-детей-10.jpg  C:\Users\1\Downloads\Раскраски-хлеба-и-хлебобулочных-изделий-для-детей-10.jpg

C:\Users\1\Downloads\Раскраски-хлеба-и-хлебобулочных-изделий-для-детей-10.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Конспект тренингового занятия "Конфликтные слова - конфликтогены" для группы учащихся из 5 и 6 классов психолога НОУ школа «Ника» Лис Л.В.

В рамках работы по развитию и укреплению психологического здоровья школьников можно проводить тренинговое занятие "Конфликтные слова -  конфликтогены" для группы учеников из 5-х и 6 -х классов. В...

рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян

1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Диагностика адаптации обучающихся к старшей школе. АНКЕТА для 10 класса

Адаптация 10-классников обычно проходит безболезненно. Особенность 10-х классов состоит в том. что это сборные класы, состоящие из разных 9-х, "новеньких" и тех обучающихся, которые не посту...

Методические рекомендации по использованию коммуникаторов GOTALK на занятиях по программе коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (5-7 класс)

Рекомендации разработаны для занятий с обучающимися с умеренной умственной отсталостью по программам коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для 5-7 классов с использованием тех...