Доклад "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения"
материал по психологии

Сухарева Татьяна Викторовна

Доклад на актуальную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Новоклёнское

Доклад

 Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения

Подготовила:

Педагог-психолог

 Сухарева Т.В.

     C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, легкая умственная отсталость т .д). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

    Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

Возникает проблема: как в условиях введения нового ФГОС в систему образования строить работу с «особыми» детьми?

   В нашем филиале имеется многолетний успешный опыт работы с данными категориями детей. Мы считаем, что создание культурно-образовательного пространства, как необходимого условия развития личности обучающихся, является базовым для модели образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями.

   И здесь нужно развести два понятия: дети с ОВЗ и дети с особыми образовательными потребностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

    А в понятие «Дети с особыми образовательными потребностями» входят еще и следующие категории детей: дети – инвалиды, дети мигрантов, дети группы риска, дети, обучающиеся  на  дому  дети,  испытывающие  трудности  в  освоении образовательных программ, одаренные дети.

В нашем филиале  сложилась особая культура поддержки и помощи обучающихся  с особыми образовательными потребностями – это психолого-педагогическое сопровождение, которое выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенка в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

    Цель психолого-педагогической деятельности по сопровождению детей в филиале – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в нашей школьной среде.

Задачами психолого-педагогической деятельности выступают:

  Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с особыми образовательными потребностями, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

  Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии);

  Организация групповых и индивидуальных  занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

 Оказание родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями  консультативной и методической помощи по различным вопросам, связанным с их воспитанием, обучением и развитием.

 Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа (сентябрь, май),  которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы. 

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, опросники),

― диагностическое обследование ребенка, 

― наблюдение за детьми во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с обучающимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (индивидуальные карты сопровождения).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования, включает:

― разработку оптимальных для развития ребенка индивидуальных коррекционно-развивающих программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, организацию и проведение индивидуальных занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся,

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

― развитие познавательной сферы

В процессе коррекционно-развивающей работы проводятся индивидуальные и групповые занятия, используются игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики, беседы с обучающимися. 

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. 

Консультативная работа включает:

- консультации обучающихся;

― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.

4.Информационно-просветительская работа

Информационно-просветительская работа включает: 

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической  компетентности,

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания адаптированной программы необходимо дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы ребенок направляется на комплексное психолого- педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

Так как я свою работу осуществляю в начальном, среднем и старшем звене, я расскажу о некоторых методиках, которые применяю в своей практике.

При планировании содержания коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежат обучающиеся, их собственные индивидуальные качества и потребности. В процессе коррекционно-развивающей деятельности на занятиях с подростками широко применяются разнообразные формы психокоррекции.

Элементы изотерапии (раскрашивание лица изображаемого человека или фона вокруг него в тот цвет, с которым ассоциируется то или иное эмоциональное состояние). Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.

Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:

неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая «зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;неуравновешенность, ревность;

низкая самооценка, которой подвержены, по статистике, более 70% всех людей; неустойчивое поведение; хронические стрессы; недопонимание в семье;отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и ресурсов. 

Прослушивание музыкальных произведений (классических, современных, народных).

Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния ребенка, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.

Обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса.

Одной из форм работы в старшем звене являются беседы и консультации подростков.

Консультирование помогает выявлять и решать как проблемы личностного самоопределения, так и различные аспекты взаимоотношений с окружающими людьми. В рамках консультирования подростков определяются следующие задачи:

 оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;

 обучение учеников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

 оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Осуществляя коррекционно-развивающую деятельность, тесно взаимодействую с  логопедом, с  классным руководителем. Результаты диагностической и коррекционной деятельности заносятся в индивидуальные карты каждого ребенка с целью определения роста, динамики развития основных психических функций и эффективности психолого-педагогической деятельности на этапе сопровождения.

В филиале созданы все условия для благополучного пребывания, обучения и развития детей. Мы располагаем разнообразными средствами психологического сопровождения образовательного процесса: комплексные психологические программы развития; наличие психологического инструментария (психологические методики, дидактический и стимульный материал, специализированная литература, картотека), в филиале есть кабинет педагога-психолога и кабинет логопеда.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что только долговременная, системная работа, основанная на комплексном подходе, может дать положительные результаты в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательного учреждения.

Литература

1.Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. – Москва. – URL:

2.Концепция        Специального        Федерального        государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова]. – Москва : Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).

3.Арчакова, Т. О. Инклюзия: задача для педагога [Электронный ресурс] // Портал психологических новостей / МГППУ. – Москва, [2009 2015]. – URL: http://psypress.ru/articles/21274.shtml (дата обращения: 10.06.2015).

4.Вачков, И. В. Здоровый школьник и ребенок-инвалид // Здоровье детей. – 2004. – № 2. – С. 34-37.

5.Малофеев, Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО, 2007. – № 11.

6.Особенности работы психолога по формированию принятия подростками сверстника с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Черкасова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Алехина. Москва : МГППУ, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Данный материал предназначен для педагогических работников, которые работают с детьми с ОВЗ....

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Образование детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лицея №211 им. Пьера де Кубертена.

Особенности профилактической  работы и инклюзивного образования в Лицее 211 всоответствии с требованиями ФГОС»...

Доклад на РМО учителей исскуства «Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями».

Обобщен материал по вопросу приобщения особенных детей (ОВЗ) к музыке....

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Обучить функциональной грамотности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит ко...

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

В современном быстро меняющемся мире наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэ...