Оказание коррекционно–педагогической помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы (ЭВС) и нарушениями поведения в образовательной организации
статья по психологии

Фёдорова Ольга Владимировна

В работе раскрываются основные виды эмоционально-поведенческих нарушений обучающихся, общие подходы к организации коррекционной работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и иными категориями детей и подростков в условиях образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фёдорова Ольга Владимировна,

педагог-психолог ТПМПК ГОБУ «Боровичский ЦППМС»

г. Боровичи

Оказание коррекционно–педагогической помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы (ЭВС) и нарушениями поведения

в образовательной организации

        С самого рождения ребенок овладевает не только речью, знаниями и навыками, он еще учится эмоциональному общению, пониманию чувств. Необходимо отметить, что в последние годы значительно увеличивается количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

        Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды, при различных отклонениях в развитии, нервно – психических заболеваниях у детей проявляются различные эмоциональные и поведенческие расстройства. Последние, в свою очередь, являются одной из частых причин, обуславливающих отклонение в психическом развитии ребёнка в целом.

        Оказывая негативное влияние на личностное развитие, нарушения в ЭВС приводят к изменению жизненной позиции обучающегося, появляется неустойчивость и малоподвижность в отношениях с окружающими, формируется неадекватный образ мира.

        Все эмоционально-волевые расстройства можно классифицировать следующим образом:

  • Расстройства поведения
  • Психомоторные нарушения
  • Расстройства настроения

        Это достаточно разнообразные группы, однако в каждой из них определяется нечто общее, свойственное данной группе.

Давайте немного разберемся в таком разнообразии.

Расстройства поведения – это  такие психические расстройства, диагностированные в детстве или подростковом возрасте, которые проявляются в виде повторяющейся и стойкой модели поведения, включающей воровство, ложь, физическое насилие и т.д., и которые могут привести к разрушению и бессмысленному нарушению правил, при котором основные права человека, другие или основные возрастные нормы нарушены.

        К наиболее часто встречающимся расстройствам поведения относятся различные виды агрессии (физическая, вербальная, аутоагрессия), а так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

        Прибегая к агрессивному поведению, ребёнок противоречит правилам и нормам жизни людей в обществе, наносит вред "объектам нападения", причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт. Агрессивные дети легко возбудимы, раздражительны, драчливы, упрямы, часто враждебны к окружающим. Агрессивность отрицательно сказывается на здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения.

        Гиперактивному  поведению свойственны повышенная двигательная активность обучающихся, импульсивность, высокая отвлекаемость и низкая концентрация внимания на учебных заданиях. Дети с гиперактивным поведением часто трудно адаптируются в учреждении, плохо входят в детский коллектив, часто имеют пробелы в обучении и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Гиперактивный ребёнок совершает много беспокойных, резких движений  всем телом. Если гиперактивному ребенку предложить выполнить какое-либо задание, то, как правило, он начинает его выполнять, не дослушав инструкцию до конца, а спустя некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать.

        Психомоторные нарушения - это нарушения сложного двигательного поведения, которые могут возникнуть при различных нервных и психических заболеваниях [1].

К ним относятся:

1. Синдром психомоторного возбуждения - это патологическое состояние, характеризующееся двигательным беспокойством разной степени выраженности (от суетливости до разрушительных действий), часто сопровождающееся речевым возбуждением (многоречивость, выкрики фраз, слов, отдельных звуков). Наряду с этим характерны ярко выраженные аффективные расстройства: тревога, растерянность, гнев, злобность, агрессивность, веселье и так далее. К данному синдрому можно отнести:

-кататаническое возбуждение - повышенная двигательная активность, неупорядоченная и не направленная на что-либо (например, покачивание);

-парамимия -неадекватность мимики и выразительных действий ситуации. Может проявляться улыбкой на похоронах, слезами и гримасами, плачем при торжественных и приятных событиях;

-эхолалия - копирование слов окружающих;

-эхопраксия - копирование движений окружающих и другие.

2. Синдром психомоторного торможения - это патологическое состояние, характеризующееся двигательным оцепенением разной степени выраженности. В первую очередь - это ступор.

Ступор — обездвиженность, двигательное оцепенение.

Расстройства настроения - нарушения эмоционального состояния человека, к которым относятся:

1. Состояния с усилением эмоциональности:

-эйфория -  это возвышенное и окрыляющее состояние, наивысшее проявление положительных чувств у человека. 

-дисфория - форма болезненно-пониженного настроения (антоним слова «эйфория»), характеризующаяся мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим. 

-депрессия - психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное — угнетённое, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное — настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие (ангедония).

-тревожный синдром - группа расстройств, характеризующаяся часто возникающей продолжительной тревогой, ощущениями напряжения, выраженного беспокойства, негативными предчувствиями.

-страхи - негативно окрашенное эмоциональное состояние человека, при котором возникает ощущение угрозы, реальной или воображаемой.

2. Состояния с ослаблением эмоциональности:

-апатия - это безразличие и отсутствие эмоций;

-эмоциональная отстраненность -  отключение от чувств других людей. Это может быть связано с неспособностью или нежеланием участвовать в эмоциональной жизни других людей.

К заболеваниям ЭВС также относятся разновидности детского аутизма (расстройства аутистического спектра) и заболевания сходные с аутизмом. Трудности аутичных детей выражаются в сфере общения и социализации, в неспособности к установлению эмоциональных связей с другими людьми,  в нарушениях речевого развития. Зачастую аутичный ребёнок избегает прямого взгляда, кажется отрешённым, безразличным к окружающему, стремится уйти от контактов с окружающими людьми, им свойственны стереотипные механические движения и действия, они любят придерживаться определённых ритуалов, а изменения их режима дня, привычного течения жизни способны вызвать "уход в себя" или вспышки агрессии, а иногда и аутоагрессии.

Причины возникающих трудностей в эмоционально-волевой сфере и поведении могут быть различными.

В одних случаях  нарушения  являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на неудовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений с взрослыми и сверстниками или на те или иные затруднения жизни. Поведение ребёнка при этом может отличаться упрямством или агрессией, нерешительностью или негативизмом. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо и специально нарушают дисциплину. Но на самом деле это далеко не так. Ребёнок просто не в состоянии справиться со своими переживаниями и бурными эмоциями.

Однако порою проблемы поведения обуславливаются индивидуальными особенностями ребёнка, и в первую очередь, особенностями протекания нервных процессов: психомоторной заторможенностью, нестабильностью психических процессов или психомоторной расторможенностью. Все это выражается  преимущественно в гиперактивном поведении с характерной эмоциональной неустойчивостью, лабильностью.

В целом, затруднения в развитии эмоционально-волевой сферы и становлении  поведения обучающихся зачастую обусловлены задержкой или отсутствием становления соответствующих возрасту ребёнка личностных новообразований.

Увеличение в последние годы количества детей с проблемами ЭВС и поведения, которые ведут за собой выраженные трудности в обучении, вызывает необходимость осуществления раннего психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учётом особенностей их психологического и физического развития.

Смысл сопровождающей работы психолога и педагога заключается в  организации взаимодействия с ребёнком, направленного на самопознание,  поиск путей саморегуляции внутреннего мира, управления системой отношений с окружающими, собственным поведением.

Коррекционная работа строится на основе следующих принципов  сопровождения:

  1. Самостоятельность ребёнка в овладении системой отношений с самим собой и с миром через самостоятельное принятие решений и самостоятельные действия.
  2. Опора на “зону актуального развития”, признание приоритетности внутреннего мира каждого ребёнка. Актуальный уровень развития эмоционально-волевой сферы ребёнка выявляется на первом этапе индивидуальной работы с самим ребёнком и с его родителями с помощью методов диагностики.

        Психолого-педагогическое сопровождение включает 4 основных направления:

- диагностическое - оно определяет содержание рабочих программ специалистов, адаптированных образовательных программ (АОП), индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ);

- коррекционно-развивающее - осуществляется через реализацию рабочих программ, АООП (АОП) и ИОМ;

- профилактическое - выражается в  системе внеурочной работы;

- консультативное - реализуется в различных просветительских и информационных мероприятиях.

        К основным диагностическим методам определения нарушений в ЭВС относят, прежде всего, наблюдение, в ходе которого педагоги могут выявить проявления ребенка в различных ситуациях, требующих взаимодействия с представителями социума (учебная, игровая, конфликтная ситуация, распределение обязанностей и т.д.)  в виде негативизма, агрессивности и т.д.

Участие родителей и педагогов в диагностическом обследовании заключается, как правило, в заполнении карты наблюдения за ребёнком.

Для каждого нарушения эмоционально-волевой сферы разработаны критерии, по которым можно судить о степени проявления данного нарушения. Задача родителей и педагогов – наблюдать за ребёнком и фиксировать частоту и выраженность проявления нарушения.

Часто так же используются проективные методики ("Дом. Дерево. Человек" (Дж. Бук); "Несуществующее животное" (М. З. Друкаревич/ А. Л. Венгер); "Нарисуй человека" (Ф. Гудинаф, Д. Харрис /К. Маховер); методика "Кактус" (М.А. Панфилова и др.) и опрос или анкетирование (методика ““Да” и ”Нет”” (Л.Красильникова, Д. Б. Эльконин) и другие).

Набор диагностик очень разнообразен и зависит от возраста ребенка, а также предполагаемых затруднений ребенка.

        Так, например, для изучения наиболее частых поведенческих и эмоциональных затруднений, в частности, признаков агрессивности можно использовать следующие методики:

- Анкета для педагогов «Выявление агрессивного поведения» [2]

- опросник враждебности Басса – Дарки

- методика “Тест руки” (Э. Вагнер) и др.

При предположении, что ребенок эмоционально расторможен:

- Анкета для педагогов «Выявление синдрома дефицита внимания»

- Тест самоконтроля и произвольности  Л.А. Сиротюк  и др.

Для диагностики тревожности используются следующие методики:

- Методика Теммл, Дорки, Амен (1 кл.)

- Тест Филлипса (5кл.)

- Методики выявления предэкзаменационного стресса (9 и 11 кл.)

        По итогам проведенной диагностики определяются основные затруднения ребенка и фиксируются их проявления, а также влияние на различные сферы деятельности обучающегося: учебный процесс, межличностные отношения, саморегуляцию. Важна конкретика в определении проблем ребенка, так как правильно сделанные выводы являются основой для разработки рабочих программ специалистов и индивидуальных образовательных маршрутов.

        Выделяют основные этапы в коррекции нежелательного поведения и нарушений ЭВС:

  1. Установление доверительного контакта с  ребёнком  (через формирование положительных эмоций, преодоление страха и психологических барьеров у ребёнка), руководящего контроля (через умение педагога управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения и формирования позитивной мотивации) и обстановки сотрудничества. НЕ допускается психологическое давление на ребенка;
  2. Не допущение дезорганизации (беспорядка) образовательного процесса;
  3. Усиление психической активности обучающегося;
  4. Определение стратегии индивидуальной работы;
  5. Удержание правильной стратегии взаимодействия с ребёнком;
  6. Предупреждение возникновения негативной репутации ребенка (навешивания "ярлыков");
  7. Поощрение  альтернативного поведения;
  8. Проведение работы с родителями  (информационно-просветительская деятельность).

        Таким образом, в индивидуальный образовательный маршрут  заложены две формы работы:

  1. Работа с родителями ребёнка
  2. Работа с самим ребёнком

        Работа с родителями ребёнка предполагает:

  • ознакомление с психолого-педагогическим портретом ребёнка, составленным с учётом выявленных нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • предоставление родителям информационных материалов, буклетов и т.д. по проблемам ребенка;
  • выполнение родителями рекомендаций, полученных от педагогов и специалистов;
  • получение обратной связи от родителей.

        Система коррекционных мероприятий подбирается индивидуально для каждого ребёнка и складывается из различных методов и приёмов работы с ним.

Чаще она проводится в следующих направлениях:

  • обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций;
  • работа с гневом;
  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие волевой регуляции и умения действовать по правилу;
  • формирование способности к эмпатии, сочувствию;
  • коррекция самооценки, формирование чувства доверия и  уверенности в себе;
  • обучение умению управлять собой и своим поведением и действиями, в том числе в конкретных, наиболее волнующих ситуациях;
  • развитие коммуникативных навыков.

        В работе с обучающимися с нарушениями ЭВС важно проводить занятия, направленные на формирование необходимых для позитивного поведения социальных и коммуникативных навыков (это могут быть психологические тренинги или упражнения, включаемые в классные часы, личные беседы с ребенком):

- игры с правилами - формируют навыки произвольной регуляции, альтернативное поведение обучающихся;

- тренинги хорошего настроения - направлены на релаксацию, создание ресурса положительных эмоций;

- коммуникативные тренинги - развивают навыки конструктивного общения с окружающими.

        К некоторым приемам и методам  при сопровождении детей с нарушениями ЭВС и поведения можно отнести:

А) Организацию  режима 3-х ступенчатой динамической разгрузки (динамические паузы на занятии / уроке; динамические паузы на перемене / между занятиями; динамические мероприятия во внеучебное время (спорт)) - подходит, прежде всего, для детей с нарушениями поведения и преобладанием процесса возбуждения над торможением.

Б) Использование  опор и подсказов (визуальных, тактильных, двигательных)

В) Отработку правил поведения на занятии / уроке

Г) Введение системы поощрений и штрафов

Д) Зонирование пространства (выделение трех основных зон: учебной, двигательной, игровой и релаксационной)

Е) Постепенное увеличение требований - выполнение сначала самых актуальных и доступных правил, последовательность и единство в требованиях; введение таймера и формирование навыков произвольной регуляции (регламентирование деятельности по условиям и по времени)

Ж) Постепенное увеличение нагрузки - через вариативность и гибкость расписания занятий / уроков (дополнительный выходной день, продолжительность занятия, частота и длительность дополнительных перерывов и т.д.). Все изменения в расписание должны быть оформлены решением психолого-педагогического консилиума образовательной организации при наличии медицинских показаний)

З) Метод социальных историй - представленных наглядно, коротких историй, которые позитивным образом показывают использование социального взаимодействия и поведенческих навыков.  Социально приемлемое поведение объясняется ребенку в форме истории. Цель метода «социальных историй» – предоставить человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом, сформировать желаемое поведение. Широко применяется с детьми с РАС.

        Особого внимания при рассмотрении темы коррекции нарушений ЭВС и поведения требуют подростки. Подростковый возраст с его сложной перестройкой всего организма является наиболее уязвимым для различных неблагоприятных воздействий. Подростки очень уязвимы, ранимы, часто излишне переживают о возможных неудачах. Как правило в этом возрасте существенно снижается продуктивность учебной деятельности. Чувство неполноценности  способствует появлению у некоторой части подростков болезненного состояния психики, характеризующегося уходом в себя от реального внешнего мира, сосредоточенностью на своих переживаниях. Ряд поступков, внешне носящий асоциальный характер, например, немотивированные прогулы уроков, попытки бродяжничества, употребления спиртного,  носят характер защитных реакций. В их поведении преобладает эмоционально-волевая неустойчивость, незрелость. Все это препятствует успешной социальной адаптации.

        Часто в основе нарушений поведения обучающегося лежит так называемая акцентуация характера - находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим [3]. Взаимодействие с обучающимися, имеющими эмоциональные расстройства и нарушения поведения, должно строиться с учетом акцентуации характера.

Тип акцентуации характера

Основные черты

Рекомендации по взаимодействию

Гипертимный

Постоянное пребывание в хорошем настроении, высокая контактность, тенденция к лидерству, инициативность, редкие вспышки агрессии (в ответ на противодействие окружающих, в ситуациях жесткого подчинения, монотонной деятельности)

Включение в интересную и доступную деятельность (с оттенком лидерства и учетом индивидуальных особенностей ребенка).

Доброжелательное, уважительное отношение со стороны педагогов.

Циклоидный

Периодическое колебание настроения и жизненного тонуса. В период спада: снижается контактность, мелкие неприятности переживаются тяжело, на замечания реагируют раздражением, гневом. В этот период могут дать острую аффективную реакцию, вплоть до суицида.

В период спада: ненавязчивая забота и внимание (без лишних расспросов о состоянии), контакт со значимым человеком (например, педагогом). По возможности, уменьшение различных требований.

Лабильный

Крайняя изменчивость настроения (практически без поводов) со значительной глубиной переживаний. На этом фоне: мимолетные конфликты, кратковременные аффективные вспышки, быстрое примирение.

Отзывчив на доброту, поддержку. Возможны  непродолжительные, но доверительные, ободряющие разговоры «по душам». Как можно реже применять упреки и наказания.

Астено-невротический (застревающий)

Повышенная психическая и физическая утомляемость, раздражительность, снижение фона настроения (особенно при нарастании утомления). Аффективные реакции – проявление слабости, «заводиться с полуоборота», но быстро теряет силы в ситуациях выяснения отношений. Часто склонны к ипохондрии.

Лучший период для интенсивной учебной работы – второй, третий урок (занятие), начало и середина недели, первая половина четверти. Необходимо старательно вуалировать большинство промахов и неудач, возникших на фоне истощения, умело акцентировать внимание на успехах. Быть осторожными с шутками, на которые болезненно реагирует ребенок.

Сенситивный (тревожный)

Отличаются высокой впечатлительностью, резко выраженным чувством собственной неполноценности. Долго адаптируются к новым условиям. Старательны, но переживают по поводу различного рода проверок. Контактность снижена. Нередко ищут самоутверждения там, где чувствуют свою слабость.

Доверительный контакт, необходимый для снятия маски «все нипочем». Не допускать ситуаций, в которых ребенок становится объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках (несправедливые обвинения), так как может последовать аффективная реакция, депрессия, суицидальные поступки.

Тревожно-педантический (педантичный)

Нерешительность, тревожная мнительность, склонность к самоанализу, навязчивым страхам, из которых вырастает защита в виде педантизма (все перепроверять). Сложно делают выбор. Исполнительны.

Избегать делегирования поручений, требующих общения, инициативы, излишней ответственности (так как может быть нервный срыв), методов запугивания и наказания. Стиль общения должен быть оптимистичным, чаще практиковать поощрение и поддержку проявления активности и самостоятельности.

Интровертирован-ный (дистимный)

Замкнутость, отгороженность, сниженная потребность в общении. Недостаток эмпатии. Поступки могут казаться жестокими. Не хотят привлекать внимание к себе. Увлечения могут быть постоянны и необычны. Могут очень стойко отстаивать свою позицию.

Нельзя «напрямую, грубо» пытаться «влезть в душу», проникнуть во внутренний мир ребенка. Необходимо развивать чувство эмпатии.

Возбудимый

Склонность к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, склонностью к агрессии) и аффективной взрывчатости. В поведении часто упрямы, мстительны, крайне требовательны к окружающим. Сами ищут повод для скандала. Как правило, учебная мотивация снижена, но уровень притязаний высокий.

Дать возможность действительно «заработать» хорошие оценки, в случае невозможности это сделать, аргументированно доказать выставленную отметку. Стараться не провоцировать конфликты (в том числе стилем общения с обучающимися). Чаще прибегать к компромиссному договору в процессе анализа и оценки их собственного поведения в процессе индивидуальной беседы. В беседе делать упор на вред, который подросток приносит себе и окружающим, выходя на компромисс (ребенок должен быть активен).

Демонстративный

Эгоцентризм, жажда внимания (любой полярности), стремление добиваться всевозможных выгод и послаблений за счет других. Попытки реализации себя сначала через симпатию и восхищение, затем через сочувствие, а далее – через негатив. В обучении могут быть избирательны (зависит от отношений с учителями и самореализации). Если в учебе не выделиться, то негативное поведение.

Несколько этапов коррекции нежелательного поведения: 1. Повышаем внимание (часто хвалим, замечания делаем нейтральные, подходим и т.д.). 2. Когда закрепились «+» результаты, обращаем внимание только на поведение, соответствующее ожиданиям педагога. 3. Используем прерывистую схему подкрепления, увеличивая интервалы. Проводим систематические индивидуальные беседы с целью вовлечения в социально ценную, полезную для других деятельность.

Неустойчивый (экзальтирован-ный)

Патологическая слабость воли (безвольность), нецелеустремленность, слабость мотивационной сферы в учебе (отлынивают от занятий). Повышенная внушаемость, поэтому социальное поведение напрямую зависит от влияния окружающей среды и удовлетворения элементарных желаний.

Полный контроль за поведением и деятельностью (прежде всего учебной), система разумно организованных требований, полная организация школьной и внеурочной жизни. Ужесточение режимных моментов должно сочетаться с искренней заинтересованностью успехами обучающегося на фоне положительных эмоциональных контактов.

        Основной задачей психологической коррекции у детей с ЭВС является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности.

        Для получения положительного результата и ожидаемого поведения работать с ребенком необходимо в режиме сотрудничества. Основными правилами сотрудничества являются:

  • соблюдение спокойствия
  • избегание публичных обвинений
  • минимизация чувства вины
  • предоставление возможности выбора выполнения требований доступным способом

При применении стратегии "вражды" положительный эффект невозможен.

        В заключении хочется отметить, что вся сопровождающая работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, педагогов, а, по необходимости, неврологов и психиатров.

Литература:

  1. https://revolution.allbest.ru/medicine/00747203_0.html
  2. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/02/03/anketa-vyyavlenie-agressivnosti-u-podrostka
  3. https://www.rlsnet.ru/library/books/pogranichnaya-psixiatriya/razgranichenie-psixopatij-psixopatopodobnyx-rasstrojstv-i-akcentuacij-xaraktera-v-podrostkovom-vozraste-lichko-a.e.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта"

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает базу для ос...

Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания

Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....

Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях Группы кратковременного пребывания

Из опыта организации Группы кратковременного пребывания в условиях коррекционной школы....

Программа «Развитие речи детей 6 -7 лет с нарушением эмоционально-волевой сферы»

Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья дошкольников.   Данная программа направлена на достижение...

Тренинг "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей с нарушением слуха"

Направления работы по эмоционально-воловой сфере в рамках семейного воспитания и формированию эмоциональной лексики: Стимулирование интереса детей к эмоциональной составляющей собственного состоя...

Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"

Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; с...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАРУШЕНИЯМ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАРУШЕНИЯМ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ...