Школьная дезадаптация (памятка для родителей)
консультация по психологии

Зимина Оксана Геннадьевна

Понятие и признаки школьной дезадаптации, основные меры профилактики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_shkolnaya_dezadaptatsiya.doc461.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.  Не меняйте отношения к ребенку, не унижайте его негативными высказываниями, не переходите на личность.

3. Обеспечьте ребенку поддержку: «ты справишься»; «попробуй сам, а я помогу»; «мы будем гордиться успехами». Поощряйте любые успехи, пусть даже самые малые.

4. Постарайтесь понять истинные причины неуспеваемости. За фразами: «не хочу», «не интересно», «не понимаю» скрываются конкретные проблемы – найдите их.

5.  Не спешите конфликтовать с педагогом или менять школу. Ваши амбиции не приведут к позитивным изменениям. Новая школа, коллектив и учителя вызовут потребность в новой адаптации, а, значит, могут появиться новые проблемы.

6. Не высказывайтесь при ребенке негативно об учителях, сверстниках и школе, не поддерживайте детский негативизм.

7. Учите ребенка верить в себя.

Профилактика

  • Прогулки;
  • Увеличение времени сна;
  • Хобби (кружки);
  • Совместное проведение досуга;
  • Взаимодействие с педагогом;
  • Помощь в поддержании дружеских отношений с одноклассниками;
  • Больше движения, игр;
  • Помощь специалистов.

Кем быть? » В школу – с удовольствием!

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 5»

Школьная дезадаптация

Составитель: педагог-психолог

Зимина О.Г.

Г.Саратов

2023

Ситуация несоответствия статуса ребенка требованиям школьного обучения имеет педагогическое название «школьная дезадаптация». Проявляется школьная дезадаптация в нежелании и неспособности учиться.

Школьная дезадаптация – не приговор, а явление. В той или иной степени на определенных этапах школьная дезадаптация может появиться у любого ребенка. Не нужно бояться. Дезадаптацию нужно найти и обезвредить.

Школьная неуспешность ребенка может быть вызвана целым рядом причин:

1. Патогенная дезадаптация. Этот вид обусловлен психическими отклонениями ребенка. Ребенок не сможет привыкнуть к школьной жизни и не будет справляться с учебной нагрузкой, потому что имеет особые образовательные потребности и требует особых образовательных условий.

2. Академическая дезадаптация. Этот вид связан с запущенностью определенных тем и разделов. Не усвоив один материал, школьник рискует не понять следующий и следующий за ним. Не понимая о чем речь на уроке, школьник просто скучает, не вдумываясь и не пытаясь разобраться. Чем дольше продолжается это состояние, тем худшие последствия оно имеет.

3. Психологическая дезадаптация. Об этом виде можно вести речь, если у педагога и ученика возникают конфликты. Кстати, у ребенка могут быть проблемы не только с педагогами, но и со сверстниками.

4. Соматическая дезадаптация. В настоящее время очень мало абсолютно здоровых детей, а вот число детей с хроническими заболеваниями растет. Каждое обострение отстраняет от школы.

5. Психосоциальная дезадаптация. Она связана с индивидуальными особенностями в определенные возрастные периоды. Чаще всего это подростковый период, характеризующийся трудновоспитуемостью, нестандартностью, протестом. Сначала ребенок получает плохие оценки «назло» взрослым, а потом срабатывает академическая дезадаптация. Слишком много учебного материала упущено, справиться с задолженностями самостоятельно невозможно.

6. Стрессовая дезадаптация. Иногда жизнь готовит испытания, которые неустойчивая детская психика неспособна пережить самостоятельно. Резкое снижение школьной неуспеваемости может быть вызвано проблемами в семье (развод, конфликты, вредные привычки родителей), потерей близких, переживанием тяжелых ситуаций (пожар, землетрясение) и даже влюбленностью.

Признаки нарушения адаптации:

  • Ребенок боится отвечать выученный урок;
  • Лучше отвечает с места, чем у доски;
  • Лучше отвечает учителю наедине, чем перед классом;
  • Плаксив или агрессивен, если ему делают замечания;
  • Заикается, причем ТОЛЬКО на уроке;
  • Двигательное беспокойство при ответах;
  • Часто болеет;
  • Крутится, вертится за партой;
  • Ухудшение почерка к концу урока;
  • Не может удержать позу – «стекает» по стулу, ложится головой на парту.

При первых признаках дезапдаптации нужно сразу действовать.

1. Коррекция знаний. Выявите глубину пробелов и начните ликвидацию с помощью дополнительных занятий. Коррекция знаний нужна независимо от вида дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гигиенические требования к выбору школьной формы. Памятка для родителей

Памятка для родителей по выбору школьной формы....

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ УХУДШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА? (памятка для родителей)

Печальная статистика гласит, что зрение детей с каждым годом становится все хуже и хуже. Плохая наследственность, неправильный образ жизни, слабое освещение, чрезмерные умственные нагрузки, отсутствие...

Консультация для родителей: «Школьная дезадаптация»

Консультация для родителей:«Школьная дезадаптация»...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....