Диагностический инструментарий для "группы риска"
учебно-методический материал по психологии

Сборник диагностик для подростков "группы риска"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                   Делать легко то, что для других трудно, — это талант,

 делать то, что для таланта невозможно, — это гений.
А. Амиель

Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии. Нередко от мудреца родится глупец, а сын глупца вырастает мудрым человеком.

                                                                                                                       Р. Гамзатов

Тема: «Одаренность и талант»

Цель: сформировать в доступной форме понятие об одаренности, таланте, способностях, задатках.

Задачи:

 1) сформировать понятие об одаренности, таланте, задатках;

 2) способствовать желанию развивать в себе одаренность;hello_html_m2a7690f7.gif

 3) познакомить учащихся с биографиями одаренных людей;

           4) расширить кругозор детей в области психологических знаний.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- слайды для демонстрации.

План мероприятия:

  • Организационный момент.
  • Вводная беседа.
  • Основная часть.
  • Рефлексия.
  • Работа с памяткой.
  • Подведение итогов классного часа.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Звучит композиция  «Sacral Nirvana» — OLIVER SHANTI, ведущие зачитывают стихотворения

Певец в песню душу вложит,

Танцор в танце весь живёт,

Поэт стих о счастье сложит,

В нём душа его поёт.

А художник в буйстве красок,

На холсте мир отразит.

И сюжетом, что из сказок,

В детей, взрослых превратит.

Во всех нас частичка Бога,

Есть во всех талант творить.

Он нам дан как дар в дорогу,

Чтобы легче было жить.

Он — талант, у нас всех разный,

Нужно лишь его открыть.

И поймёшь что мир прекрасный,

И счастливым сможешь быть.

Счастья не бывает много,

Если есть с кем поделить.

Дан талант нам всем от Бога.

Чтобы радость в мир дарить!

2. Вводная беседа.

Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте дорогие ребята, учителя и гости, которые пришли на наше мероприятие. Ребята! Итак, у каждого человека, помимо учебы, труда, есть свое хобби или любимое занятие. Расскажите, пожалуйста, о своем хобби, любимом деле. (Ответы учащихся)

         Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к  выдающимся  достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать  что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим  недоступно.

Тема нашего сегодняшнего классного часа «Одаренность и талант».

3. Основная часть.

- Послушайте, пожалуйста, сказку «О цветах способностей».

Сказка о цветах способностей.

В Волшебном Саду Способностей в три разных горшка садовник посадил по одному семени. Это были, конечно, необычные семена: из них должны были вырасти Цветы Способностей.

Из первого - Способность Рисовать, из второго - Способность к Математике, а из третьего - Музыкальная Способность.

Едва только попав в почву, семена начали спорить, кто из них станет самым лучшим цветком.

- Способность Рисовать расцветет пышнее всех, - заявило первое семя. - Я в этом уверено.

- Нет! Думаю, что ты не право, - возразило второе семя. - Цветок самой правильной формы вырастет из меня. Вы скоро в этом убедитесь, ведь во мне заложена Способность к Математике.

- Ах, ну о чем тут спорить, - усмехнулось третье. Только Музыкальная Способность будет поражать своей красотой всех, кто придет в наш Волшебный Сад.

Прошло немного времени, и спор семян разрешился сам собой: в первом горшке красовался изумительный цветок с разноцветными лепестками. Здесь расцвела Способность Рисовать.

(В цветочный горшок «Способность рисовать» поместить цветок из цветной бумаги)

Во втором горшке, где было посажено семя Математической Способности, торчал пока только стебелек с еще нераспустившимся бутоном.

(В цветочный горшок «Способность к математике» вставить стебелёк из цветной бумаги)

А в третьем горшке не взошло ничего. Музыкальная Способность так и осталась зарытой в землю.

(В цветочный горшок «Музыкальная способность» без ничего)

-Как же так? - горестно вздыхало семя Музыкальной Способности. - Почему так получилось?

Эти вздохи услышал веселый садовник и подошел к клумбам.

-Почему? - улыбаясь, спросил он. Почему одна способность расцвела, другая еще никак не раскроется, а третья вообще не дала ростков? Я могу объяснить.

-Неужели? Расскажите, почему так случилось! - откликнулись все три семени.

-Я садовник. А зовут меня Интерес.

(Табличка «Садовник интерес»)

Меня с самого начала привлекло семя Способности Рисовать. Поэтому я больше занимался выращиванием именно этого цветка. Именно я заставил моего помощника Садовника Трудолюбие чаще поливать именно этот цветок.

(Табличка «Садовник трудолюбие»)

Но Трудолюбие в нашем Королевстве — еще малыш, многого не успевает сделать, и поэтому мало занималось остальными Цветами Способностей. Вот и получилось, что благодаря мне - Интересу - и Трудолюбию Способность Рисовать так расцвела.

-Но ведь Способность к Математике дала росток. А я нет. Почему все-таки? - послышался обиженный голосок семени Музыкальной Способности.

-Видно, тут еще и другое повлияло, - ответил садовник. - У Музыкальной Способности меньше внутренней силы к росту, а у Математической этой силы было больше, и Способность дожидается своего часа, чтобы привлечь и меня, и Трудолюбие. Тогда уж и этот цветок расцветает во всем великолепии.

-А как же я? - опять печально спросило третье семя. Садовник Интерес почесал в затылке.

-Надо, наверное, нам и тобой заняться. Растить, развивать. А то ведь не дело это - совсем пустая клумба.

Анализ сказки «О цветах способностей»

-Вспомните начало сказки. Чем первоначально является способность прежде, чем она разовьется (Семенем)

-Все ли способности выросли из семян?

(Совсем не выросла Музыкальная Способность. Способность к Математике дала только росток.)

- Кто так помог расцвести Способности рисовать?

(Садовники Интерес и Трудолюбие)

-Почему, несмотря на отсутствие помощи, все-таки выросла Способность к Математике?

(У нее было больше внутренней силы, чем у Музыкальной способности)

-Отчего Музыкальная способность не смогла взойти из семени?

(У нее не было ни внутренней силы к росту, ни помощи со стороны Интереса и Трудолюбия)

-Итак, на что же похожа способность, которая вырастает и развивается из семени благодаря Интересу и Трудолюбию?

(На цветок)

-Здесь зашифрована волшебная формула способностей:

Семена (Задатки) + Интерес +Трудолюбие = Способности

- Давайте теперь расшифруем, что же означает само слово «Способности».

СПОСОБНОСТИ – это что-то особенное, своеобразное у человека.

-Способным может быть человек к чему-то конкретному: к рисованию, к математике, к литературе, к танцам, к музыке, к спорту.

-Итак, мы побывали в волшебном Саду Способностей и узнали их формулу. Давайте повторим.

-Ребята, каждый человек рождается с какими-либо задатками чему-либо, будь то рисование, музыка, спорт. А что же такое задатки?

ЗАДАТКИ - это зачатки каких-нибудь способностей, качеств.

-Если человек проявляет интерес к своим задаткам, то есть развивает их, то вскоре у него могут появиться способности. Но, однако, необходимым условием в развитии способней является трудолюбие. Трудолюбие и способности могут подарить человеку одаренность. Что же такое одаренность? Как вы понимаете это слово?

ОДАРЕННОСТЬ - это наиболее высокий уровень развития способностей.

-Одаренность человека может привести к таланту. Что же такое талант? Как вы понимаете слово талант? (Свободные высказывания детей)

ТАЛАНТ - это наивысший уровень развития способностей

Что же такое талант? Обратимся к словарю.

Талант — присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас.

Талант (τάλαντον, «та́лантон») – в переводе с греческого «весы» или «груз».

Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв.

Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.

Талант человека со временем стали измерять талантами – и, соответственно, называть – особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом.

- Как вы думаете можно ли стать талантливым, не трудясь? (Свободные высказывания детей)

Беседа об одаренных людях.

- Во всем мире очень много одаренных и талантливых людей. Это и ученые, и музыканты, и актеры, и спортсмены, и писатели.

- Все вы знаете известного скрипача Паганини 

Его отец в детстве заметил, что сын проявляет интерес к музыке, что у него есть музыкальный слух. И отец заставлял маленького мальчика по 8 часов в день играть на скрипке. А это ведь очень тяжело. Несомненно, у мальчика были определенные способности к музыке, но маленький Паганини трудился и именно поэтому стал известным всему миру.

- Как вы думаете, можно ли считать талантливым русского поэта Сергея Есенина?

Сергей Есенин — русский поэт. Он родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспел ее в своих стихах.

Послушайте одно из его стихотворений «Черемуха» и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

«Черемуха» С. Есенин

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

-Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. (Свободные высказывания детей)

-Согласны ли вы с тем, что такое красивое стихотворение мог написать поистине одаренный человек?

-Все вы знаете великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Предуралье, в заводском поселке Воткинске. Его отец был горным инженером, начальником завода. С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню.

-Давайте прослушаем одно из его музыкальных произведений, наверняка вы его знаете и сможете его назвать.

(Звучит композиция «Вальс цветов»)

-Можно ли П.И. Чайковского назвать одаренным человеком? Почему?

- Великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов

Был весьма талантливым живописцем. Посмотрите на экран (Картина на экране). Внимательно рассмотрите картину «Заросший пруд». Ее мог нарисовать поистине талантливый человек. Тем более что эту картину художник писал не с натуры, а по этюду. Какая красота! Погруженные в тень, торжественно предстоят перед зрителем вековые деревья, объятые покоем и тишиной. Их густая, словно посеребренная временем зелень не пропускает солнечных лучей, а лишь отбрасывает темную тень на зеркальную поверхность пруда. Вся картина проникнута спокойствием и умиротворенностью. Так и хочется попасть в этот нетронутый уголок природы.

-Понравилась ли вам эта картина? (Свободные высказывания детей)

- Но есть и спортивная одаренность. Каких известных спортсменов вы знаете?

(Свободные высказывания детей)

- Один из спортсменов, о котором я бы хотел вам рассказать - это фигурист, Евгений Плющенко 

Несомненно, это одаренный человек. Евгений является Олимпийским чемпионом Турина, многократным чемпионом мира и Европы. Этот человек побил мировой рекорд, набрав наибольшее количество баллов за свое выступление. Однако, когда у него брали интервью, то он сказал, что никогда бы не достиг таких успехов, если бы не труд и упорные тренировки.

- Итак, ребята, какой же вывод мы можем?

Все вы правы. Мы видим, что для того, чтобы стать талантливым человеком, нужно не только иметь способности и быть одаренным человеком, но и много и упорно трудиться. То есть талант — это одаренность плюс труд.

 Стоит отметить, что современные учёные выделяют восемь типов таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.  Ознакомившись с ними и примерив их признаки на себя, мы даже сможем сделать вывод о том, какая профессия нам подходит:

  1. Вербально - лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам) ПУШКИН (Демонстрация слайда)

hello_html_40b5386d.jpg

  1. цифровой (характерен для людей науки) ГАЛИЛЕЙ (Демонстрация слайда)

hello_html_61ffb358.jpg

  1. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды) МОЦАРТ (Демонстрация слайда)

hello_html_m310de4d5.jpg

  1. пространственный (присущ дизайнерам и художникам) ШИШКИН (Демонстрация слайда)

hello_html_m145f5b5f.jpg

  1. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике) Месси  (Демонстрация слайда)

  1. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам о себе) ИСПАНКА (Демонстрация слайда)

hello_html_48055ce4.jpg

  1. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами) АНТОНИО БАНДЕРАС

hello_html_4dd3df14.jpg(Демонстрация слайда)

  1. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы) БРАТЬЯ ЗАПАШНЫЕ

hello_html_m54ec92a.jpg  (Демонстрация слайда)

Классный руководитель: Большинство талантливы людей проявляли свои способности в своих увлечениях. Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.

Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля. Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.

А у некоторых великих людей увлечение стало профессией. Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет сочинял стихи, а великий Вольфранг Амадей Моцарт с трех лет уже был влюблен в музыку. Известная женщина-математик Софья Ковалевская с детства увлекалась формулами и числами. Петр I  был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет. Король Швеции Густав V  увлекался вышивкой. Королева Дании – Маргарет увлекалась рисованием. Арнольд Шварйнеггер собирает машинки марки  Hammer. Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни.

Классный руководитель: 

Библейская притча о талантах (Демонстрация слайда)

 Один богатый вельможа отправляясь в далекую чужую страну, призвал рабов своих, не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность, и поручил им имение свое , отдал им на руки свои капиталы: и одному , более ревностному и способному, дал он пять талантов ,другому два ,  иному один , каждому по его силе и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот; и тотчас отправился . В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело.  Получивший пять талантов пошел , употребил их в дело , пустил их в оборот,  и приобрел трудами своими  другие пять талантов; точно так же  поступил  и получивший два   и  приобрел другие два . Но не так поступил третий:   получивший же один талант пошел и закопал его в  землю и скрыл серебро господина своего . Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе. 

«Зарывать свой талант в землю». Как вы понимаете это крылатое выражение?

Давайте теперь немного поиграем, я вам называю характеристику, а вы говорите имя того, кто в нашем классе самый подходящий.

  • В нашем классе самым талантливым является…
  • Часто меня приятно удивлял своими возможностями……
  • Самая одаренная личность в нашем классе – это…
  • Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
  • Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
  • Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
  • Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
  • Чаще всего мне будет сниться…
  • Лучше всех в классе поет…
  • Лучше всех танцует…
  • Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
  • Лучше всех в классе рисует…
  • Лучше всех в классе читает стихи…

Талант

             Талант  нуждается  в  усильях,
            На  то, чтобы его развить,
            Зато потом с ним, как на крыльях,
            По жизни  можно  воспарить.

            Когда  талантлив  -   всё отлично:
            Ты смел,  удачлив  и  силён.
            И совершенно  безразлично,
            Каким  талантом  наделён.

            Так  пусть  талант  растёт  и  зреет,

             Велит  умнеть – не по годам,
            И  ежедневно  душу  греет
            И  сердце  радует  всем  нам.

                                             Александр    Котлин

       Таланты могут проявляться не только к рисованию, музыке, иностранным языкам, танцам, но и к тем качествам, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, честность, умение любить и понимать окружающих нас людей.

      В первую очередь в школе, готовясь к урокам, когда мы выполняем домашнее задание, мы уже проявляем свои таланты.

4. Рефлексия

Упражнение «Мои таланты и увлечения в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Листы прикрепляются на доску и некоторые надписи зачитываются.

Человек может иметь в себе разные таланты – к рисованию, пению, танцам, но давайте не будем забывать и о других талантах – тех сокровищах, которые таит в себе человеческая душа. Это доброта, милосердие, честность, умение любить и понимать окружающих нас людей.

5. Работа с памяткой.

(Демонстрация слайда)

  • Больше читайте.
  • Будьте любознательными: находите ответы у учителя, родителей, в книгах.
  • Посещайте музеи, театры, выставки.
  • Интересуйтесь всем, что происходит вокруг.
  • Старайтесь уделять больше времени развитию своих способностей.
  • Будьте старательны и трудолюбивы.
  • И помните: «Терпение и труд - все перетрут».

- И в конце нашего занятия я бы хотела рассмотреть с вами памятки, в которых вы найдете практические рекомендации и советы, как стать талантливыми людьми. И кто знает, может именно из вас вырастет второй Есенин или Чайковский.

6. Подведение итогов.

- С какой темой мы познакомились?

- Как вы поняли, кто такой талантливый человек?

- Оценка классного часа учащимися.

 Заключительное слово учителя:

Как мы убедились с вами – каждый человек индивидуален. Каждый талантлив по-своему и, талант, напоминает цветок: (Демонстрация слайда)

У кого-то талант раскрывается сразу, для кого-то нужно время. Создайте свой цветок с лепестками желаемых достижений. И достигая цели, разгибайте каждый лепесток. Распускайтесь! Цветите и пахните! Не зарывайте талант в землю! (Демонстрация слайда)

Я пожелать хочу ребята,

Открыть свой собственный талант.

Занятие любимым делом

Вам много пользы принесёт.

Пусть Вы не станете известным

На всю огромную страну,

Но в жизни может пригодиться

Умение искать, творить, дерзать.

     



Предварительный просмотр:

Советы выпускникам: Как подготовиться к сдаче экзаменам

  • ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
  • При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
  • Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
  • Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
  • Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Некоторые полезные приемы

  • Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
  • Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.
  • Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
  • Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).
  • Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

  • Главное - распределение повторений во времени.
  • Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
  • Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
  • Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
  • Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Накануне экзамена

  • С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Во время экзамена

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

  • Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.
  • Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Поведение родителей

  • В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
  • Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
  • Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
  • Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

  • Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Важно помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
  • Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
  • Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
  • В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
  • Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

  • Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
  • Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
  • Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
  • С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ

Психологический настрой выпускников в ситуации ЕГЭ зависит и от учителей-предметников, их действий и слов. Вследствие этого представляется необходимой также специальная подготовка педагогов, заключающаяся в обучении приемам создания ситуации успеха.

Прежде всего, необходимо ознакомить учащихся с методикой подготовки к экзаменам.

Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.

Дети должны понять, что зазубривание всего фактического материала малоэффективно, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Необходимо показать детям на практике, как это делается. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить на видных местах.

Полезно использовать при подготовке такой прием, рак работа с опорными конспектами (схема материала).

  • Разработайте вместе с учениками систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта на большом листе или на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
  • Подготовку к экзаменам следует начинать заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в ситуациях не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте школьников ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у них будет формироваться навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст им спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
  • Посоветуйте детям во время тренировки по тестовым заданиям обратить внимание на следующее: а) сначала нужно пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; б) внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); в) если вопрос вызывает трудности, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
  • Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается.
  • Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
  • Познакомьте детей с приемами снятия нервно-психического напряжения, саморегуляции эмоционального состояния. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения хорошо подходят релаксационные упражнения, самовнушение и другие методы эмоциональной саморегуляции (см. 2.2.). Освойте эти упражнения сами (взрослым они тоже не помешают!),
  • Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами
  • И, самое главное, не забывайте об «оптимистической гипотезе», верьте в свои силы и возможности Ваших учеников!

УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Саморегуляция эмоционального состояния

Как и всякое эмоциональное состояние, состояние учащихся перед экзаменом имеет сложную структуру. Дети пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния учащихся перед экзаменами – важный аспект психологической подготовки к ЕГЭ.

Методы самопомощи в ситуации стресса

Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

  • Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
  • Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
  • В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
  • В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.

Первая группа методов саморегуляции

Когда во время подготовки к экзаменам вас начинают охватывать неприятный чувства, в теряете контроль за своими эмоциями, впадаете в отчаяние, полезно использовать следующие средства «из жизни»:

  1. Рассказать все друзьям, которые поймут и посочувствуют.
  2. Пройтись по магазинам, купить себе какую-нибудь мелочь, которая доставит удовольствие.
  3. Лечь спать (выспаться). 
  4. Заниматься спортом (настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем).
  5. Выстирать белье или вымыть посуду.
  6. Послушать любимую музыку.
  7. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
  8. Гулять по лесу, созерцать движения реки или спокойную гладь озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
  9. Погладить кошку или собаку.
  10. Плакать и смеяться. Смех и плач оказываются своеобразной защитой нервной системы. Их можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов.
  11. Принять контрастный душ.
  12. Принять теплую ванну с приятным ароматом и пеной.
  13. Сходить в церковь (если вы верующий).
  14. Дышать уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
  15. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  16. Поколотить подушку или выжать полотенце, даже если оно сухое - большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
  17. Производить любые спонтанные звуки, кричать — напряжение может быть «заперто» в горле.
  18. Кричать то громко, то тихо.
  19. Громко спеть любимую песню.
  20. Спеть любимую песню про себя (пропевание песни или заданий ЕГЭ также положительно воздействует на ваше эмоциональное состояние).
  21. Скомкать газету и выбросить ее (свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше).
  22. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить на помойку.
  23. Слепить из газеты свое настроение.
  24. Закрасить газетный разворот.
  25. Попробовать пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски), нарисовать несколько клякс, а потом поговорить о них.
  26. Перебирать кончиками пальцев четки, бусы, «китайские шарики» и другие мелкие предметы.
  27. Легко сжимать и разжимать в руке маленький мячик или резиновую игрушку.
  28. Смотреть на горящую свечу.
  29. Наблюдать за ритмичным движением, например, маятника.
  30. Пересчитывать зубы языком с внутренней стороны.
  31. Улыбнуться себе как можно шире, показав зубы.

Вторая группа методов саморегуляции

Это методы, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, или психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах саморегуляции: релаксации (расслабления), визуализации, самовнушения и рационализации.

Техники релаксации (расслабления)

  1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект. 
  2. Для снятия напряжения помогает техника самомассажа:
  • найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты;
  • положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз;
  • попросите кого-нибудь помассировать вам плечи;
  • найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты;
  • слегка помассируйте кончик мизинца.

Техники визуализации

Данная группа техник основана на использовании возможностей воображения.

  1. Ваше эмоциональное напряжение – это туго набитый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните этот шар иголкой. Он лопнул. Вместе с ним «лопнуло» и ваше напряжение, отчаяние.
  2. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез ваши несчастья.
  3. Вспомните то место, где вы были счастливы. Представьте себя там.
  4. Представьте себя успешными, спокойными, готовыми к экзамену, все знающими и помнящими (поменяйте «плохой стул» на «хороший»).

Техники самовнушения

Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения.

Например:

  • Все будет нормально!
  • Сейчас я почувствую себя лучше!
  • Я уже чувствую себя лучше!
  • Я владею ситуацией!
  • Без сомнения, я справлюсь!

Техники рационализации

Данные техники основаны на использовании механизма психологической защиты – рационализации, заключающей в себе активно-положительный потенциал поведения личности.

 1. Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите «мучащую» вас проблему – например, «ЕГЭ». Затем лист разделите вертикально на две половины. Слева запишите в столбик все неприятные мысли, которые приходят в голову в связи этой проблемой. В правый столбик запишите все преимущества, которые также имеются в данной ситуации. Какой столбик получился длиннее? Теперь фразы из первого столбика переформулируйте так, чтобы они звучали позитивно, и перепишите их в новой формулировке в правый столбик.

Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

2. Саморегуляция познавательной деятельности

Успешность выполнения заданий на экзамене обеспечивается не только правильным подходом к использованию своих знаний и умений, но и грамотным использованием собственных психологических ресурсов.

Саморегуляция памяти

Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести имеющиеся у вас знания, успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.

Например, способ группировки материала, облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.

Правила самоорганизации внимания

Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий вас ничего не отвлекало (визиты товарищей, телефонные звонки).

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изученный материал. Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел. Если же этот материал по какой – либо причине вами не изучался, начинайте с ликвидации существующих пробелов.

Если сосредоточить внимание на изучаемом материале мешают волнение, тревога, то читайте изучаемый материал вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, читайте изучаемый материал про себя.

Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий так же способствует сохранению устойчивого внимания.

Активность вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п.

Необходимо принимать во внимание, что даже самый интересный материал, самая интересная лекция самыми внимательными людьми непрерывно воспринимается не дольше 7 – 8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания.

При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.

 Когда вы начинаете испытывать во время подготовки напряжение, сильную усталость можно использовать следующие приемы:

  • остановиться, сделать паузу в работе;
  • выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
  • подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
  • опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
  • постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.
  • написать свое имя головой в воздухе (это повышает работоспособность мозга).

Саморегуляция познавательной деятельности во время экзамена

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания на ЕГЭ, полезно:

  • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;
  • подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;
  • рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции познавательных процессов достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена нужно найти свои собственные способы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий

Одной из главных задач в моей работе  является планирование контроля  качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью кор...

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Примерный контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся 5-9 классов ( к программам С(К)ОУ VIII вида)

В пособии представлены контрольные работы 5-9 классов,  для обучающихся в по программам VIII вида. Контрольные работы даны  по вариантам, учитывая индивидуально-типологические особенности де...

Диагностический инструментарий. Анкета для детей "группы риска" "Взаимоотношения с окружающими".

Анкета для детей "группы риска" "Взаимоотношения с окружающими" состоит из 50 вопросов, на которые подросток отвечает да или нет. Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество сов...

Диагностический инструментарий. Анкета для учителя или родителей "Определение детей "группы риска". Экспресс - диагностика.

Анкета «Определение детей группы риска» предназначена для экспресс-диагностики, позволя­ющей выявить детей групп риска. Анкета состоит из 33 вопросов, ответить на которые да/нет предлагается учит...

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду...

Диагностический инструментарий педагога – психолога в работе с детьми «группы риска» по профилактике правонарушений

Диагностический инструментарийпедагога – психолога в работе с детьми «группы риска» по профилактике правонарушений...