Подвижные игры на командообразование, как профилактика школьных конфликтов.
материал по психологии (5 класс)

Скибинская Виктория Леонидовна

   Одним их основных направлений в работе со школьными группами является профилактика  конфликтов. Формирование конфликтологической компетентности у широкого круга субъектов образовательного процесса способствует снижению количества и остроты конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sertifikat.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры на командообразование, как профилактика школьных конфликтов.

   Одним их основных направлений в работе со школьными группами является профилактика школьных конфликтов. Формирование конфликтологической компетентности у широкого круга субъектов образовательного процесса способствует снижению количества и остроты конфликтов.

Повышение уровня конфликтологической компетентности у учащихся  целесообразно начинать с детьми младшего подросткового возраста, в котором межличностные отношения традиционно обостряются, создавая угрозу роста количества и интенсивности межличностных конфликтов, а также формирования конфликтной структуры межличностных отношений в учебных группах в целом.

Когда ребенок вступает в переходной возраст, он нередко сталкивается с целым рядом проблем: повышенная тревожность, чувство одиночества и отчуждения от окружающих, избыточная эмоциональность, которая иногда переходит в агрессию. В этом случае могут помочь игры на сплочение коллектива для подростков, разработанные специалистами специально для того, чтобы помочь ребятам сдружиться и найти взаимопонимание.

  Данное мероприятие направлено на формирование групповой сплоченности коллективов  классов.
Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.

 Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных тем, что она влияет на функционирование группы и в то же время зависит от него.

  На развитие сплоченности в группе воздействуют несколько факторов. Первый из них — тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы. Второй фактор — групповая история успеха при выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше сплоченность.

   Некоторые характеристики самой группы также способствуют групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы общей цели приводит к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Еще один вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы. Люди больше любят тех своих знакомых, чьи взгляды ближе их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.

   Итак, развитие сплоченности в группе зависит от группового взаимодействия, групповых успехов, общих целей и взаимной симпатии между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы. Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество группового взаимодействия. Кроме того, сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.

   Еще одно последствие заключается в том, что члены сплоченной группы получают большее удовлетворение от работы, что имеет очень большое значение. И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Участники более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы.

Итак, обозначим пользу игр на сплочение:

- Помогают раскрыться замкнутым детям.

- Дают чувство самоуважения, собственной значимости в коллективе.

- Учат взаимодействовать с окружающими.

- Развивают коммуникабельность.

- Снижают уровень агрессии у детей.

- Учат анализировать свои действия во время общения.

- Помогают снизить уровень страха и тревожности.

Участники: учащиеся 5-7 классов.

Краткое описание используемых игр

Гром-Торнадо-Землетрясение

Цели:

  • способствовать физическому и эмоциональному разогреву участников;
  • развивать способности быстрой реакции на изменение обстановки;
  • дать толчок командообразованию.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения

Группа развивается на тройки. Двое из тройки берутся за руки, руки поднимаются вверх, изображая крышу дома. Третий участник заходит «под крышу, он – жилец». Когда ведущий произносит слово «Гром!», то все «жильцы» выбегают из своих домов и ищут новое жилище. Когда звучит команда «Торнадо!», то ураган уносит «крышу» и каждая ищет себе другого «жильца». Третья команда «Землетрясение!» приводит к полному разрушению «жилища». В этом случае все тройки рассыпаются и создаются новые «дома» с «жильцами».

Цифра-Группа

Цели:

- активизировать участников тренинга через проявление физической активности;

- мобилизировать внимание участников, сконцентрировать его на партнере;

- создать атмосферу коллективного сотрудничества и веселой игры.

Время: 10 минут.

Ход упражнения

Участники быстро и спонтанно двигаются по комнате. Избегают касания с партнерами. Время от времени ведущий называет цифру. После этого необходимо в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе. Нельзя выбирать себе партнеров. Группы выстраиваются спонтанно, из людей находящихся по соседству. После 3 раундов ужесточаем правила. Нельзя пользоваться руками. Тот, кто начнет пользоваться руками при распределении по группам, приведет к проигрышу свою команду. Группу придется расформировать, придется объединятся с другими участниками. После 3 попыток наступает последний этап. Участники должны должны выполнять задание в полной тишине. Единственное средство связи – это взгляд партнера. Итак, необходимо без разговоров и использования рук максимально быстро разбиться на группы в соответствии с называемой ведущим цифрой.

Скала

Цели:

- отработка тактильной коммуникации, доверия, настойчивости в преодолении препятствий;

- снятие напряжения между участниками игры, создание игрового и партнерского взаимодействия;

-сплочение группы как команды.

Время: 15 минут.

Ход упражнения

 Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей. По хлопку ведущего все превращаются в причудливые скалы. Только крайний участник становится «альпинистом». Его задача – пройти у края пропасти не всем ее протяжении, не заступив за черту. Участники, изображающие скалы должны максимально осложнять альпинисту его задачу. Для этого они могут расставлять руки, ноги, организовывать блоки – «завалы» и т.п.Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между «скалами», выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни»… Если  «альпинисту» посчастливиться добраться до финиша,  не сорвавшись, он становится последним в шеренге, превращаясь в «скалу».

Мои острова

Цели:

- способствовать активизации членов группы, возникновению групповой сплоченности;

- воспитать чувство уважения к праву человека на свое мнение, толерантное отношение и приятие личностных различий.

Время: 15 минут.

Ход упражнения

Раскладываем на полу листы, на которых написаны названия островов: остров энергии, остров неуверенности, остров творчества, остров одиночества, остров новых приключений, остров тишины, остров радости, остров недоверия, остров грусти. И один без названия - с вопросительным знаком. Неназванный остров для тех, кому окажется недостаточно предложенного. Команда отправляется в круиз. Необходимо прислушаться к своим ощущениям и принять решение сойти на избранный пятачок земли. Далее все островитяне рассаживаются в тесный кружок в границах своих землевладений и рассказывают о причинах, побудивших их заселить именно это  остров.

Вопросы для завершения упражнения.

- Обсуждение того, как каждый остров объясняет свое название.

- Кого вы не ожидали увидеть на острове?

- Если бы было право второго выбора, какой остров вы выбрали бы и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для профилактики плоскостопия

Подвижные игры для профилактики плоскостопия...

Подвижные игры для профилактики плоскостопия

Подвижные игры для профилактики плоскостопия...

Программа профилактики школьных конфликтов "Пути примирения"

Профилактика школьных конфликтов среди подростков 13-16 лет - одна из актуальных задач практической психологии в системе образования...

Проектно–исследовательская работа «Подвижные игры как средство борьбы с гиподинамией детей и средство профилактики правонарушений несовершеннолетними».

Эффективность использования подвижных игр на уроках физической культуры и динамических паузах. Влияние использование подвижных игр на заинтересованость предметом. Взаимосвязь подвижных игр и частота н...

Подвижные игры по ПДД для младшего школьного возраста.

Подвижные игры по ПДД для младшего школьного возраста....

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...