Применение пескотерапии в работе педагога-психолога с подростками при коррекции детско-родительских отношений
статья по психологии (10 класс)

Данная статья содержит информацию о применении пескотерапии в работе с подростками при коррекции детско-родительских отношений. В статье приведён пример из практической работы педагога-психолога. Данная статья будет полезна не только практикующим психологам, но и всем, кому интересна психология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение пескотерапии в работе педагога-психолога с подростками при коррекции детско-родительских отношений

  1. Необходимые материалы для работы.

Для рисования песком на световом столе используется следующий инструментарий:

  - световой стол, который может быть установлен на ножки или на устойчивую поверхность;

       - кварцевый (мелкий) песок, заранее прокалённый на солнце;

 - дополнительный инвентарь: набор мелких, но безопасных пластиковых игрушек (сказочные персонажи, животные, члены семьи и др.), пластиковые пуговицы, формочки, трафареты и др.

2.Организация коррекционно-развивающего занятия с применением рисования на песке. Занятие проводится в хорошо проветриваемом затемнённом помещении, в кабинете необходимо иметь доступ к сети электропитания (для того, чтобы была возможность подключить световой стол). Световой стол должен быть расположен так, чтобы ребёнок мог подойти к нему с любой стороны, также нужно учитывать рост ребёнка, чтобы ему было легко работать за столом, у ребёнка должна быть возможность вымыть руки после работы с песком.

3.Область применения метода рисования песком на световом столе в

работе педагога-психолога Центра.

Метод рисования песком на световом столе может применяться в индивидуальном психологическом консультировании, как способ установления контакта с клиентом. В этом случае клиента можно ознакомить с песком (предложить потрогать песок, спросить, какой песок на ощупь, какие ассоциации связаны у него с песком; ознакомить клиента с основными способами рисования песком на световом столе; после чего можно предложить изобразить рисунок настроения или рисунок на свободную тему),  и в случаях, когда у клиента возникают затруднения при формулировании своих мыслей, касающихся проблемы, с которыми он обратился к педагогу-психологу (в таких случаях можно попросить изобразить клиента свою проблему на световом столе с помощью песка и дополнительного инвентаря (например, игрушек, пластиковых пуговиц и др.).

Пример из практической работы: Олег Т., 15 лет, (имя и фамилия клиента изменены) пришёл в первый раз на консультацию к педагогу-психологу. В кабинет парень зашёл неуверенной походкой, присел на край кресла. Причиной своего обращения на консультацию Олег назвал в том, что на протяжении года ему сложно находить общий язык с родителями, особенно с мамой. Они часто ссорятся с ней даже по мелочам. Олег считает, что его мать не хочет прислушиваться к его мнению, а делает всё так, как выгодно только ей, не учитывая при этом его интересы. Всё это вызывает у него напряжение, иногда даже злобу. Как сказать об этом матери юноша не знал.

Олегу было предложено поработать на световом столе с песком. Он охотно согласился. Песок у клиента вызвал ассоциацию с морем, куда он ездил прошлым летом. После отдыха на море у Олега остались положительные впечатления, о чём он и рассказал. Напряжение и настороженность, которая была заметна в начале встречи, снизились. После того, как Олег познакомился с песком и с некоторыми техниками рисования на световом столе, ему было предложено подумать о том, что его беспокоит на данный момент, возможно, придумать какие-либо ассоциации со своей проблемой (причиной обращения). Олег изобразила себя на берегу моря вместе со своими родителями. Молодой человек рассказал, что когда он смотрит на этот рисунок, он чувствует себя спокойным и уравновешенным. К

Итак, с помощью данного метода  при консультировании можно настроить клиента на работу, снять излишнее эмоциональное напряжение, помочь сконцентрироваться на своей проблеме и выразить её, найти возможные пути решения, используя свои ресурсы.

Также данный метод может являться хорошим инструментом при диагностики проблемы. Например, можно предложить клиенту изобразить рисунок на заданную тему (общение, семья, школа и др.), после чего педагог может задать клиенту вопросы по рисунку.  Однако, данный метод может выступать только как вспомогательный, но не как основной. Для более точной диагностики необходимо использовать дополнительные диагностические методики.

Метод рисования песком на световом столе можно использовать для коррекции страхов, преодоления тревожности, проблем в детско-родительских отношениях, сложностей в социальной адаптации, развития мелкой моторики рук, познавательных процессов (память, мышление, речь и др.).

Данный метод можно использовать совместно с другими методами, например, со сказкотерапией. Например, после прочтения сказки, педагог может предложить ребёнку изобразить сказочных персонажей в действиях из сказки на песке.

Итак, в заключении можно сказать о том, что метод рисования песком на световом столе имеет широкий спектр применения в работе педагога-психолога, он является современным, интересным, не требующего больших финансовых затрат, его можно использовать при работе как с детьми (желательно не младше 2,5 лет), так и со взрослыми.

Однако, имеются противопоказания при работе с данным методом:

 - возраст ребёнка младше 2, 5 лет;

 - лица с психическими заболеваниями, острыми вирусными инфекциями.

ЛИТЕРАТУРА

1.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М.Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2011. – 208 с.

2.Лютова-Робертс, Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. – СПб.: Речь, 2007. – 307 с.

3. Шилова, Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении/Т.А. Шилова. – Изд.2-е. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг коррекции детско-родительских отношений

Пояснительная записка. 1.Актуальность программы, научная обоснованность.Неоспоримым является тот факт, что большинство  эмоциональных нарушений детского возраста являются отражением на...

Психологическая коррекция детско – родительских отношений

Родителям полезно порой прибегать к самоанализу, чтобы более ясно увидеть истоки своего уж слишком безнадежного видения ребенка....

Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)

   В  2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является  коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...

План-конспект занятия "Связующая нить" по коррекции детско-родительских отношений.

План-конспект занятия "Связующая нить" по коррекции детско-родительских отношений. Совместная работа родителя и ребенка в предлагаемых тренером условиях, где отрабатываются навыки эффективно...

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...

Методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦН

Материал описывает методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦН....

План работы педагога-психолога по профилактике правонарушений и коррекции поведения «трудных» детей и подростков на 2022-2023 учебный год

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящим перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их пр...