Взаимосвязь акцентуаций характера личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростка
материал по психологии (9 класс)

На мой взгляд, для педагогов-психологов знания об особенностях поведения в конфликтах подростков с разными акцентуациями характера могут способствовать снижению конфликтных ситуаций, а также служить подспорьем в работе как в групповой форме с классом, так и индивидуальных консультациях с учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь акцентуаций характера личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях

Моё сегодняшнее выступление будет посвящено «взаимосвязи акцентуаций характера личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях». Тема является изученной, но оттого не ставшей менее актуальной, особенно в настоящее время, когда обстановка обострилась в связи с распространением коронавирусной инфекции, введением ограничений, переходом школ на дистанционное обучение.

Такая стремительная и интенсивная перестройка всех сфер жизни, как мы можем, к сожалению, наблюдать, приводит к напряжению между людьми и конфликтам, которые заканчиваются трагедиями. (Имеются в виду последние ситуации в школах, где ученики приходили с оружием и были пострадавшие и погибшие).

На мой взгляд, для педагогов-психологов знания об особенностях поведения в конфликтах подростков с разными акцентуациями характера могут способствовать снижению конфликтных ситуаций, а также служить подспорьем в работе как в групповой форме с классом, так и индивидуальных консультациях с учениками.

Взаимосвязь конфликтного поведения и акцентуаций характера можно найти в работах таких известных психологов как Юлия Борисовна Гиппенрейтер, Ирина Владимировна Дубровина, Андрея Евгеньевича Личко, Лидии Ильиничны Божович и др.

Когда мы говорим об акцентуациях характера почему-то сразу рядом хочется добавить слово «подросток». И не случайно. Ведь на данном этапе развития индивида его типологические особенности, не затушёванные и не сглаженные житейским опытом, демонстрируются наиболее отчётливо и ярко, иногда напоминая патологические отклонения (психопатии). Сам термин «акцентуация» можно выразить как чрезмерную выраженность некоторых черт характера.

Опираясь на проведённый анализ теоретических источников, можно сделать вывод, что у подростков можно наблюдать повышенную агрессивность и конфликтность, что обусловлено спецификой протекания данного возрастного периода. Но даже не смотря на происходящие изменения, мы не можем утверждать, что они подлежат коррекции. Подавляющее большинство психологов, указывают на высокое влияние условий среды: психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, психологический климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др.

Анализ психолого-педагогических исследований последних лет позволил мне составить таблицу, отражающую тип акцентуации и присущий ему способ разрешения конфликта.

Как вы можете увидеть в таблице, типы акцентуаций характера представлены как в «модифицированном опроснике для идентификации типов акцентуаций характера у подростков» (по А. Личко). А способы разрешения конфликтных ситуаций как в «тесте описания поведения личности в конфликтной ситуации» К.Томаса, в адаптации Н.В. Гришиной. Потому что в большинстве исследований, которые я проанализировала, корреляционный анализ данных проводился на основе результатов, полученных с помощью данных методик. Соответственно такие выводы более достоверны, так как подкреплены не только теоретически, но и эмпирически.

Итак, для того чтобы описать типы поведения людей применяется двухмерная модель регулирования конфликтов, состоящая из двух компонентов: кооперация как способность человека в конфликте прислушиваться к мнениям других; напористость, которая характеризуется акцентом на собственных интересах. Исходя из этих двух основных измерений, К. Томас выделяет несколько способов решения конфликтов:

1. Соревнование или конкуренция как стремление добиться своих целей ущемляя права другого.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, отказ от собственного мнения в пользу другого человека.

3. Компромисс.

4. Избегание как неимение рвения к кооперации, так и неимение целей к получению личных целей.

5. Сотрудничество, при котором оба человека находят общие цели и при помощи их удовлетворяют свои потребности.

Вот эти способы поведения в представленной таблице указаны для конкретных акцентуаций личности, как наиболее типичные в конфликтной ситуации.

Например, подросткам с лабильным и сенситивным типами акцентуаций характера не свойственно использование такой стратегии поведения в конфликте как соперничество. Мы можем говорить о том, что подростки, отличающиеся высокой чувствительностью (как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям), не любящие активную, подвижную деятельность, избегающие больших компаний, с одной стороны, с другой стороны дружественные в отношениях. Подростки которым характерна непредсказуемость, частая смена настроения, в конфликтной ситуации не используют стратегию активного, наступательного поведения, которое выражается в стремлении удовлетворить свои интересы.

Для шизоидов, которым присуща замкнутость и которые общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших, которые не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих и не проявляют сочувствия, в конфликте предпочитают стратегию избегания. Им характерен уход от решения проблемы, нежелание ее решать вообще.

Подросткам с выраженной «неустойчивой акцентуацией», которые проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью, у которых отсутствуют интересы, жизненные цели и их не волнует будущее, при возникновении конфликта не ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Скорее всего, это связано с тем, что они хотят получить желаемое в данный момент, то, что им кажется интересно или необходимо, обосновывая это «поисками смысла жизни». Они скорее будут пользоваться стратегиями соперничества, либо избегания.

Также интересно, что в исследованиях было обнаружено, что чем выше у подростка эмоциональная стабильность, тем чаще личность идёт на компромисс. Повышенная личностная тревожность также не способствует компромиссным решениям, человек скорее будет прибегать к таким стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, как «избегание» или «приспособление».

Таким образом большинство исследователей пришли к выводу о том, что выбор стратегии поведения в различных конфликтных ситуациях обусловлен личностными характеристиками индивида.

Изучение представленной темы и её практическое применение, на мой взгляд, способны внести существенный вклад в грамотное выстраивание психолого-педагогического сопровождения учащихся.  

Литература:

  1. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте [Текст] / В.В.Багаева // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. – 31. – С.91-92.
  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь (Практическая психология) –– М: "Филинъ", 1996. – 472 с.
  3. Гришина Н. В. «Психология конфликта» 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008 г
  4. Давлетшина В.А., Бильданова В.Р. стратегии поведения в конфликтной ситуации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №3. 2010. С.41.
  5. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. Л., 1985. Международная классификации болезней 10- го пересмотра (МКБ-10) Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

Тип акцентуаций характера (по Личко)

Способ поведения в конфликтной ситуации (по К. Томасу)

1.

Гипертимный («подвижные непоседы»; недисциплинированность, отсутствие интереса к обучению, отчего возникают конфликты со взрослыми; увлечения поверхностны; стремятся выделиться, получить похвалу.

Стратегия конкуренции и соперничества.

2.

Циклоидный (подросток скорее выбирает игры дома в одиночестве, чем в компании; тяжело переживает неприятности, раздражителен в ответ на замечания, критику; частые перепады настроения от хорошего к плохому).

При возникновении конфликтной ситуации выбор стратегии поведения будет зависеть от цикла настроения.

3.

Лабильный (состояние подростка зависит от настроения; хорошо чувствуют окружающих: кто к ним расположен, кто безразличен и т.д.).

При возникновении конфликта не используют стратегию активного наступательного поведения, не проявляют агрессию. Возможна стратегия приспособления.

4.

Астено-невротический (отличаются замкнутостью, повышенной утомляемостью, в частности от общения; повышенная раздражительность и тревожность).

Стратегия избегания, уход от решения проблемы, либо приспособление.

5.

Сенситивный (высочайшая чувствительность к окружающим людям и событиям; избегают больших и шумных компаний; среди ровесников кажутся замкнутыми; можно назвать послушными детьми).

При возникновении конфликта не используют стратегию активного наступательного поведения, не проявляют агрессию.

6.

Психостенический (склонность к самоанализу и оцениванию окружающих; интеллектуальны, поэтому часто общаются с людьми старше себя; склонны к импульсивным поступкам).

Стратегия компромисса или сотрудничества.

7.

Шизоидный (замкнуты, чаще выбираю одиночество или 1-2 друзей; не стремятся понять чужие эмоции и переживания; могут демонстративно проявлять безразличие;

Стратегия избегания, уход от решения проблемы.

8.

Эпилептоидный (в раннем детстве плаксивые дети в подростковом возрасте могут превратиться в жестоких и властных лидеров, «главных» в компаниях;

Стратегия конкуренции, борьба за власть и признание собственной правоты.

9.

Истероидный (стремление к постоянному вниманию к своей персоне и влиянию на других; как правило не могут организовать других и стать для них лидером).

В конфликтной ситуации будет стремиться к соперничеству и конкуренции.

10.

Неустойчивый (тяга к развлечениям и безделью; «плывущие по течению» без целей и планов на будущее).

При возникновении конфликта не ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом....

Тест №8.Ваше поведение в конфликтных ситуациях

Комплекс психологических тестов направлен на реализацию следующей цели: изучение особенностей учащихся с возможностью определения оценки, которая может быть представлена в описательной, табл...

Рекомендации по правилам поведения в конфликтной ситуации.

Для того, чтобы минимизировать конфликт существуют определенные правила поведения, обеспечивающие лучший выход из острой ситуации. Здесь некоторые из них....

«Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»

«Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»  Цели: 1. Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной   ситуации;1....

Презентация психологического занятия "Стратегии поведения при конфликтной ситуации с родителями"

Цель: предоставление возможности педагогам получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов в системе «учитель-родитель».Задачи: предоставить теорети...

Мастер-класс «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

Практический мастер-класс по стратегии поведения в конфликтных ситуациях, отрабатываются тактические действия и способы выхода из конфликта...

Методическая разработка, тренинговое занятие «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях»

Методичская разработка акцентирует внимание на изучении подростками стратегии поведения в конфликтных ситуациях на основании классификации Дональда Томаса Кэмпбелл. Пособие предназначено для повы...