Рабочая тетрадь по дисциплине ОП 06 Психология с методическими указаниями для выполнения самостоятельных и практических работ для студентов специальности 49.02.01 Физическая культура
учебно-методический материал по психологии

Усольцев Игорь Геннадьевич

Психология – одна из профилирующий дисциплин студента педагогического учебного заведения. Психология человека, которую ты сейчас изучаешь, является своего рода, введением в систему психологических наук. Тебе, как будущему педагогу, необходимо иметь представление о познавательных, эмоциональных и личностных характеристиках человека, а также уметь объективно оценивать себя.

               .В настоящее время множество разнообразной учебной и теоретической, тестовой литературы в области изучения психологии человека, но недостаточно изданий, позволяющих применить полученные знания, проверить качество их усвоения. Имеющиеся издания носят в основном односторонний характер.

               Содержание представленной в рабочей тетради включает в себя ряд разнообразных заданий, которые помогут тебе включиться в продуктивную самостоятельную работу, познать себя, научиться применять полученные на занятиях  теоретические знания, умения и навыки, проверить качество усвоения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

(ГАПОУ ТО «ТКПСТ»)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ»

Специальность 49.02.01 Физическая культура

Студент ___________ ___________ курса ___________ группы

_____________________________________________________

(Ф. И. студента)

Тюмень 2021

Содержание

   Введение……………………………………………………………………………………………3

  1. Тема. Внимание………………………………………………………………………………….4
  2. Тема. Ощущения и восприятия как основа чувственного познания………………………....7
  3. Тема. Память как мнемический процесс……………………………………………………….9
  4. Тема. Мышление и речь………………………………………………………………………..11
  5. Тема. Воображение……………………………………………………………………………..14
  6. Тема. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии………………15
  7. Тема. Основные закономерности психического развития…………………………………...16
  8. Тема. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы……………………………..18

        

Введение

Рабочая тетрадь по психологии адресована студентам педагогических колледжей, обучающимся по специальности 49.02.01  «Физическая культура» Содержит разнообразные задания для самостоятельного выполнения дома и на учебных занятиях, позволяющих лучше усвоить материал курса и проверить качество усвоения знаний.

Уважаемый студент!

Психология – одна из профилирующий дисциплин студента педагогического учебного заведения. Психология человека, которую ты сейчас изучаешь, является своего рода, введением в систему психологических наук. Тебе, как будущему педагогу, необходимо иметь представление о познавательных, эмоциональных и личностных характеристиках человека, а также уметь объективно оценивать себя.

                .В настоящее время множество разнообразной учебной и теоретической, тестовой литературы в области изучения психологии человека, но недостаточно изданий, позволяющих применить полученные знания, проверить качество их усвоения. Имеющиеся издания носят в основном односторонний характер.

                Содержание представленной в рабочей тетради включает в себя ряд разнообразных заданий, которые помогут тебе включиться в продуктивную самостоятельную работу, познать себя, научиться применять полученные на занятиях  теоретические знания, умения и навыки, проверить качество усвоения материала.

                 Задания, входящие в рабочую тетрадь  заимствованы из учебных пособий Першиной Л.А., Айсмонтас Б.Б., Ратановой Т.А. и др.

Желаем успеха!

                

        

3

Тема. Внимание

Задание №1: Заполните таблицу, используя конспект, материал учебника Л.Д.Столяренко Психология.

        

Таблица №1

Виды внимания и их сравнительные характеристики

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

непроизвольное

произвольное

послепроизвольное

Таблица №2

Свойства внимания

Сила

Широта

Динамичность

концентрация

интенсивность

объем

распределение

устойчивость

переключение

Колебание

4

Задание №2: Тест по теме: «Внимание»

Инструкция: Отметьте верный вариант ответа.

  1. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

А. рефлексия

Б. восприятие

В. внимание

Г. память.

2. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

                А. Бехтеревым

                Б. Сеченовым

                В. Павловым

                Г. Ухтомским.

3. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

                А. ведущий анализатор

                Б. предмет отражения

                В. форма существования материи

                Г. характер связи с практикой.

4. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

                А. непроизвольным

                Б. произвольным

                В. послепроизвольным

                Г. зрительным.

5. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

                А. новизна раздражителя

                Б. неожиданность раздражителя

                В. интерес человека

                Г. усталость человека.

6. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:

                А. концентрация

                Б. распределение

                В. устойчивость

                Г. избирательность

7. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

                А. объем

Б.  концентрация

В.  распределение

Г.  переключение

8. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак внимания:

                А. непроизвольного

                Б. произвольного

                В. послепроизвольного

                Г. опосредованного

                 

5

Задание №3: Укажите, какие условия необходимы для поддержания произвольного внимания и возникновения непроизвольного внимания. Приведите в соответствие виды внимания и условия:

1. Непроизвольное внимание              А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

2. Произвольное внимание                  Б. Создание благоприятных условий для деятельности.

В. Устойчивость интересов.

Г. Осознание долга и обязанностей выполнения    деятельности

                                        Д. Новизна, сила, контраст раздражителя.

                                        Е. Активная умственная работа.

                                        Ж. Необычность раздражителя.

                                        З. Наличие косвенных интересов.

                                        И. Привычные условия работы.

1-………………………………………,   2-………………………………………………

Задание №4: Психологические задачи.

  1. На практических занятиях  преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?

  1. Во время экзаменационной сессии студент готовиться к экзамену по предмету, для него неинтересному. Несколько раз он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, опять садится к столу. С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

  1. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимателен тот, кто рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей. О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?

Дополнительная информация.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:

  1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.
  2. Организуйте рабочее место предварительно.
  3.  Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало вас перед работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.
  4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.
  5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение внимания.
  6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).

6

  1. Необходимо чередовать чтение с обдумыванием, пересказом, поиском собственных

примеров.

  1. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.
  2.  Если вы обнаружили, что вы «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.
  3.  Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы.

Тема. Ощущения и восприятия как основа чувственного познания.

Таблица № 3. Возникновение ощущений.

Задание № 1: Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в   примерах:

  1. При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.
  2. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.
  3. Почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?
  4. Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?
  5. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней более 30 оттенков цветов.
  6. Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

 Задание № 2: Соотнесите особенности, которые характерны для ощущения и восприятия.

1. Ощущения.        А. Этот психический процесс включает в себя моторный компонент.

2. Восприятия.        Б. Это отражение отдельных свойств предметов.

        В. Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики.

        Г. Эта способность дана с рождения.

        Д. Этот процесс связан с мышлением.

        Е. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов.

1 - ………………………………,  2 - ………………………..

7

Задание № 3: Тест на тему «Ощущения и восприятия»

Инструкция: Выберите правильный вариант ответа.

  1. Простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание:

А. восприятия

Б. ощущения

В. представления

Г. обобщение.

2. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:

                А. нижний абсолютный

                Б. дифференциальный

                В. временный

                Г  верхний абсолютный.

3. Энтероцептивные, интероцепритвные, пропеоцептивные ощущения классифицируются по:

                А. месту расположения рецепторов

                Б. по контакту с раздражителем

                В. по модальности

                Г. по генетическому принципу.

4. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

                 А. нижний абсолютный

                Б. дифференциальный

                В. временный

Г  верхний абсолютный.

 5. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:

                А. депривация

                Б. дереализация

                В. девальвация

                Г. деавтоматизация.

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

                А. синестезия

                Б. сенсибилизация

                В. адаптация

                Г. аккомодация.

7. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:

                А. транспозиции

                Б. фигуры и фона

                В. константности

                Г. прегнантности.

8. Форма целостного, наглядно-образного психического отражения предметов и явлений  при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:

                А. восприятия

Б. ощущения

В. представления

Г. обобщение.

9. Целостность, константность, осмысленность – это:

                А. виды восприятия

                Б. свойства восприятия

                В. особенности восприятия

                Г. функции восприятия.

8

10. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта:

                А. при опосредованном взаимодействии субъекта с этим объектом

                Б. при отсутствии воспринимаемого предмета

                В. при непосредственном взаимодействии с объектом

                Г. при отсутствии взаимодействия.

Задание № 4: Методика «Изучение зрительной темновой адаптации».

        Для изучения зрительной темновой адаптации  нужно войти в темную комнату и включить секундомер. Как только начнете «видеть в темноте», т.е. различать контуры предметов в этом помещении, выключите секундомер. Запишите время, потребовавшееся для темновой адаптации вашего зрения, т.е. для повышения зрительной чувствительности.

_____________________

Тема. Память как мнемический процесс.

Задание № 1: Вставьте пропущенные слова, закончите предложение, выберите нужное слово:

  • Единовременное повторение заученного материала (более или менее) продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени.
  • Улучшение воспроизведения по прошествии некоторого времени (48-72 часа) называется ……………………………………..
  • При запоминании длинного информационного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец. Это явление называется ……………………………………………….
  • Память у человека теряется и восстанавливается по одному закону (Т.Рибо): при потерях памяти в первую очередь страдают …………………………….

Впечатления, при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, сначала восстанавливаются наиболее ……………………………. впечатления, а затем наиболее ……………………………… воспоминания.

Задание № 2. Определите, для какого из познавательных процессов характерны следующие признаки:

        1.         Психический процесс, отражающий внутреннее состояние организма человека.

                ……………………….

  1. Процесс, дающий отражение предмета в целом. …………………………………..
  2. Познавательные процессы, характерные только для человека. …………………………………………………………
  3. Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию. …………………………………………………………
  4. Познавательный процесс – первоначальный источник знаний о мире. …………………………………….

Задание 3 №: Тест на тему «Память»

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

  1. Вид памяти при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

                А. наглядно-образная

                Б. феноменальная

В. эмоциональная

Г. словесно-логическая.        

9

  1. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

                А. эмоциональной

                Б. произвольной

                В. долговременной

                Г. механической.

3. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

                А. реминисценцией

                Б.  интерференцией

                В. интериоризацией

                Г. экстериоризацией.

4. Два противоположных явления связывает ассоциация:

                А. по смежности

                Б. по сложности

                В. по контрасту

                Г. по смыслу.

5.Вид памяти, помогающий человеку запоминать умения, навыки, различные движения и действия – это:

                А. сенсорная

                Б. двигательная

                В. кратковременная

                Г. образная.

6. Быстрота запоминания, прочность сохранения, точность памяти – это:

                А. функции памяти

                Б. качества памяти

                В. формы памяти

                Г. особенности памяти.

7. Приемы,  созданные специально для облегчения запоминания:

                А. мнемотехнические

                Б. логические

                В. ассоциативные

                Г. механические.  

8.  Вид памяти, основанный на запоминании по специальной установке:

А. смысловая

Б. произвольная

В. механическая

Г. кратковременная.

9. Инструкция: вставьте пропущенное слово:

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности ………………………..

ранее закрепленного в памяти                

Дополнительная информация.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ЗАПОМИНАНИЮ МАТЕРИАЛА.

  1. Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации.
  2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.
  3. Попытайтесь воспроизвести запоминаемый  материал без подсказок.
  4. Попытайтесь систематизировать, классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.
  5. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.
  6. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный.

10

Тема. Мышление и речь.

Задание № 1. Используя справочную литературу, дайте определение выделенным видам мышления.

        В зависимости от стандартности – нестандартности решаемых задач и операционных процедур различаются:

        Алгоритмическое мышление_________________________________________________

                ______________________________________________________________________

        Дискурсивное мышление_____________________________________________________

                ______________________________________________________________________

        Эвристическое мышление____________________________________________________

                ______________________________________________________________________

        Творческое мышление_______________________________________________________

                ______________________________________________________________________

        По характеру протекания  познавательных процессов разделяют:

        Интуитивное мышление______________________________________________________

                ______________________________________________________________________

        Аналитическое мышление.___________________________________________________

                ______________________________________________________________________

Задание № 2. Определите вид мышления.

  1. «…мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б.Т.Теплов) …………………………………………….. .
  2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов зрения ……………………………………..
  3. Вид мышления, направленный на решение практических задач …………………………………. .

  1. …………………………………………………………мышление неотрывно от

прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

  1. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ      ……………………………………… .
  2. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением ………………………………………….. .

Задание № 3.  Тест на тему «Мышление и речь»

Вариант 1

Инструкция: вставьте пропущенные слова.

  1. Мышление – процесс ……………….. и ………………….  отражения окружающей действительности

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

  1. Вид мышления непосредственно связанный с восприятием окружающей действительности:

А. словесно-логическое

Б. наглядно-образное

В. наглядно-действенное

Г. интуитивное.

11

3.  Наглядно-образное мышление ярко проявляется в  возрасте:

                А. 2-3 года

                Б. 4-6 лет

В. 7-8 лет

Г. 9-10 лет.

4.   По характеру результатов мышления выделяют:

                А. теоретическое, практическое

                Б. репродуктивное, творческое

                В. критическое, некритическое.

5.   Сравнение, абстракция  - это:

                А. виды мышления

                Б. формы мышления

                В. операции мышления

                Г. функции мышления.

6.  Мысленное расчленение предметов, явлений для выделения соответствующих элементов – это:

                А. обобщение

                Б. конкретизация

                В. анализ

                Г. классификация.

7.  Расчленение сложного объекта на составляющие части или характеристики – это:

                А. анализ

                Б. сравнение

                В. синтез

                Г. абстракция.

8. Выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности:

                А. понятие

                Б. суждение

                В. дедукция

                Г. умозаключение.

9.  Система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис:

                А. речь

                Б. язык

                В. предложение

10.  Речь, в которой активно используется мимика, жесты:

                А. вербальная

                Б. невербальная

                В. внешняя

Г. внутренняя.

11.  Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается- это:

                А. понятие

                Б. суждение

                В. умозаключение

                Г. силлогизм.

Вариант 2

 

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

  1. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование  в процессе действий с предметами, называется мышлением:

                А. наглядно-образным

                Б. наглядно-действенным

                В. словесно-логическим

                Г. абстрактным.

12

2.  Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:

                А. наглядно-образного

                Б. наглядно- действенного

                В. индуктивного

                Г. словесно-логического.

3.    Теоретическое   и практическое мышление различают:

                А. по типу решаемых задач

                Б. по характеру обобщений

                В. по активности субъекта

                Г. по ведущему анализатору.

4. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:

                А. сравнением

                Б. абстрагированием

                В. синтезом

                Г. анализом.

5. Группировка предметов по сходству основных  признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:

                А. обобщение

                Б. сравнение

                В. классификация

                Г. абстрагирование.

6. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это:

                А. анализ

                Б. синтез

                В. обобщение

                Г. классификация.

7. Широта мышления – это его:

                А. вид

                Б. уровень

                В. форма

                Г. качество.

8. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:

                А. понятийного

                Б. наглядно-образного

                В. наглядно-действенного

                Г. практического.

9. Логический переход в процессе мышление от общего к частному называется:

                А. индукцией

                Б. дедукцией

                В. понятием

                Г. суждением.

10. Функция речи, заключающаяся в передаче информации.

                А. регулирующая

                Б. коммуникативная

                В. обозначающая

                Г. планирующая.

13

Задание № 4. Методика «Изучение быстроты мышления».                                        

Инструкция: Вам предлагается бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу в течение 3 минут постарайтесь вписать недостающие в словах буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными нарицательными в единственном числе.

Д..ло                п..л..а                 з..о..ок                с..я..о..ть                к..ша                о..р..ч

К..н..а                к..с..а..ник        с..да                к..р..он                с..е..ло                у..и..е..ь

В..за                з..р..о                к..ы..а                а..е..ь..ин                  н..га                в..с..ок                

Т..а..а                с..а..ц..я        м..на                с..г..об                        к..у..ка                ч..р..и..а

Д..ля                в..т..а                с..а..ка                к..п..с..а                к..на                п..д..ак

С..а..а                т..у..о..ть        б..да                п..р..а                        с..у..а                с..е..о..а

Ч..до                б..л..он        п..е..а                к..н..о..а                ц..е..ок        с..и..ок

Обработка результатов.

Подсчитайте количество правильно составленных слов в течение 3 минут.

        Менее 20 – низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

        21 – 30     -  средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

        31 и более – высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов                

Тема. Воображение.

Задание № 1. Психологические задачи.

        Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения.   По каким признакам это можно установить?

  1. В мифах и легендах древних описываются различные фантастические существа: кентавры (существа с головой человека и телом лошади), сфинксы (существа с головой человека и телом льва), драконы и др.

  1. Какие приемы создания образа воображения использованы изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и других механизмов?

Задание № 2. Определите вид воображения.

  1. Образы воображения возникают спонтанно, под влиянием захватывающих человека эмоций.

__________________________.

  1. Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен создавать новые образы. ___________________________
  2. Создание образов желаемого будущего. ____________________________
  3. Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному

желанию. __________________________

14

  1. Образы воображения возникают под действием малоосознанных потребностей, установок, влечений.________________________
  2. Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. _________________________

Задание № 1. Методика «Нарисуй дом» (изучение особенностей воображения)

Определите особенности воображения с помощью несложной методики «Нарисуй дом».

Инструкция: «Нарисуйте то, что сразу же возникает в вашем воображении при упоминании слова «дом», Характер рисунка позволит сделать заключение о некоторых особенностях познавательной деятельности, в том числе воображения. Сопоставьте рисунки с приведенными стандартами.

Городской дом

Речь идет о многоэтажном здании. Этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятною.

Замок

Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.

Просторный сельский дом

Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, рисующий такой дом, бездетен, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное — доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению. Огромное окно, скорее всего говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окон с решетками, ставнями — показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, несения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо — о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе.

Открытая дверь означает общительность. Закрытая — замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности. Такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости з поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие на рисунке трубы — признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом — признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Сделайте выводы из проделанной работы.

Тема. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии.

Задание № 1. Внимательно прочтите и запомните следующее определение.

        Возрастная психология -  это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

        Педагогическая психология – наука, изучающая изменения личности в процессе обучения и воспитания.

15

Тема. Основные закономерности психического развития.

Задание № 1. Выпишите из психологических словарей краткое толкование понятий:

        Онтогенез, филогенез, сензитивность, ведущая деятельность, рост, развитие, возраст, социализация, акселерация, декселерация.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

16

Задание № 2. Тест на тему «Закономерности психического развития».

1.Задание: установите соответствие между понятиями и их признаками.

Понятия:        

  1. Ведущий вид деятельности.
  2. Соподчинение мотивов.
  3. Зона ближайшего развития.
  4. Социальная позиция.

Признаки:

А. То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых.

Б. Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой.

В. Руководство собственным поведением, направленное на преодоление непосредственного побуждения ради чего-то другого.

Г. Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям.

1 -………,  2 - ………,  3 - ………,  4 - ………

2. Задание: отметьте правильный вариант ответа.

        Понятие «зона ближайшего развития» введено:

                А. Ж. Пиаже

                Б. Д.Б. Эльконин

                В. Л.С. Выготский

                Г. А.Н. Леонтьев

3. Задание: отметьте правильный ответ.

        Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого, называется:

                А. уровнем актуального развития,

                Б. зоной ближайшего развития

                В. зоной саморазвития

                Г. зоной неопределенности.

4. Задание: отметьте правильный ответ.

        Автором культурно-исторической теории развития высших психических функций признан:

                А. Ж. Пиаже

                Б. Д.Б. Эльконин

                В. Л.С. Выготский

                Г. А.Н. Леонтьев.

5. Задание: отметьте правильный ответ.

        Временной период, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции психики ребенка называется:

                А. сензитивным,

                Б. кризисным

                В. сенсорным

                Г. сенсибильным.

17

Тема. Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы.

Задание № 1. На основе полученных на занятиях знаний, заполните таблицу:

Период

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Основные новообразования

Задание № 2. Тест на тему «Возрастная периодизация».

Инструкция: выберите правильный вариант ответа.

  1. Развитие организма человека называется:

А. онтогенезом

Б. филогенезом

В. социогенезом

Г. антропогенезом.

2. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

                А. Л.С. Выготским

                Б. А.Н. Леонтьевым

                В. Д.Б. Элькониным

                Г. С.Л. Рубинштейном.

18

3. Задание: отметьте правильный ответ

Возрастную периодизацию по уровню развития зубов разработал ..

                А. З. Фрейд

                Б. Р. Заззо

                В. Ж. Пиаже

                Г. П.П. Блонский.

        

4.  Задание: отметьте правильный ответ

Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

                А.С.Л. Рубинштейном

                Б. Д.Б. Элькониным

                В. Л.С. Выготским

                Г. А.Н. Леонтьевым.

5. Задание: отметьте правильный ответ

 В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:

                А. предметно-манипулятивная

                Б. игровая

                В. интимно-личностная

                Г. учебная.

19

Используемая литература

  1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Тесты [Текст] /  Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 192с.
  2. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии [Текст]: учебное пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 224с.
  3. Каменская, Е.Н. Основы психологии. Конспект лекций [Текст] / Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.
  4. Контрольные задания по психологии [Текст] // Л.А. Першина. – М.: Академия, 2000.
  5. Мананикова, Е.Н. Педагогическая психология [Текст] / Е.Н. Мананникова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 224с.
  6. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология [Текст] / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 464с.
  7. Хилько, М.Е. Возрастная  психология: Конспект лекций [Текст] / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Высшее образование, 2007. – 191с.

        

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические указания для студентов к практическим работам по теме «Прикладные программные средства»

Данные методические указания предназначены для студентов. Цель настоящего пособия — помочь студентам при выполнении практических работ. Показать на конкретном примере ход выполнения задания, обучить н...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности СПО Гостиничный сервис

В методических указаниях даны подробные указания по выполнению и написанию дипломной работы....

Курсовая работа по специальности 050.720.65-физическая культура "Оздоровительное направление занятий по плаванию с женщинами зрелого возраста"

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВЛИЯНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА...

Календарно-тематический план МДК 02.02 "Организация физкультурно-спортивной работы" для специальностей 49.02.01 Физическая культура для групп УФВ 142(д) и УФВ 143(д)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017 / 2018 учебный год по дисциплине МДК 02.02. Организация физкультурно спортивной работыспециальности 49.02.01  «Физическая культура»для 4 курса...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ учебной дисциплины ЕН.02 Информатика специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине Информатика (для студентов второго курса специальности  23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, ...

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ по дисциплине "Химия в профессии".

В материале даны разработки лабораторно-практических работ по профессии 38.01.02 "Продавец-контроллер, кассир" согласно календарно-тематическому планированию авторской программы "Химия ...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебному предмету ОП.06 Физическая культура

Самостоятельная работа студентов обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку при ее выполнении происходит систематизация и закрепление полученных теоретических и практических знаний, умен...