Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
материал по психологии

Нпомнящих Татьяна Анатольевна

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика детской одаренности

В последние годы  мы с вами все чаще говорим об одаренности, на государственном уровне выдвигаются задачи по выявлению и развитию одаренных детей, так в Федеральной программе развития образования выдвигается цель - «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества ...». В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.

Для реализации этого необходимо решить целый ряд проблем по выявлению, диагностики, прогнозу, формированию, обучению и развитию одаренных детей; корректном построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. Поэтому я хочу вместе с вами  разобраться в многообразии видов одаренности и для этого, я сначала  хотела бы сформулировать определения, что же такое одаренность.

В литературе  встречается много определений одаренности, в быту под одаренностью обычно понимают выраженные способности в какой – либо области: спорте, искусстве, науке. Для меня как для психологу ближе определение Одаренности представленное на слайде. 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».

Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

 Для других одаренность — уникальное явление, так как потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, но реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Одаренного ребенка видно сразу, поскольку он явно выделяется среди остальных, обладая талантом, которого нет у большинства людей.

Лично я, придерживаюсь мнения, что каждый ребенок по-своему неповторим, ведь он приходит в этот мир, чтобы творить свою жизнь, найти себя: кто-то способен к музыке, изобразительному искусству, художественному труду, кто-то к математике, кто-то пишет стихи, рассказы.

 Сколько детей столько и способностей, а перерастут ли способности в одаренность, зависит от множества факторов: психофизиологических особенностей личности, социального окружения, семьи, школы.

Чем раньше у малыша будут выявлены способности, тем лучше, ведь если ребенком не заниматься, какими бы значимыми небыли задатки у ребенка, допустим хорошая наследственность  если им не заниматься, не создать условий для его развития, одаренность в большинстве случаев не сформируется, а имеющиеся способности затухают. Посудите сами: разве может забитый и закомплексованный ребенок, с которым никто не занимается дома, вдруг стать лучшим просто потому, что так захотела природа.

Так как одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. На первое место выходит семья, заботливый родитель, по мере роста и развития ребенка наблюдая за ребенком не должен пропустить значимые проявления их талантов и способностей.

Специфика детской одаренности

 Детский возраст — период становления способностей и личности. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от проявлений закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои возрастные особенности, даже яркие проявления которые не могут говорить об одаренности, так как являются недолговечными и в дальнейшем становятся переходящими.

Каждый детский возраст уникален по-своему.

Дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, ни один взрослый не способен выучить английский или немецкий так быстро, как это может сделать пятилетний ребенок; высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии и это нормально.

 Поэтому  не следует преувеличивать значение необычно быстрого овладения речью. Да в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта, но такая особенность – быстрота начального приобщения к языку – нередко характерна лишь на определенном этапе развития, затем особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.

 Об одаренности в данном возрасте можно говорить, если у ребенка наблюдаются большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями и умением ставить вопросы, есть способности прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.

Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Младший школьный возраст характеризуется усилением умственной активности,  развитием познавательных процессов, впитыванием и накоплением знаний.

Одаренными в этот период можно назвать детей с высокой умственной активностью и  любознательностью, способных классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умеющих широко пользоваться накопленные ими знания.

Однако быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям.

Некоторые дети, начиная с младшего школьного возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но, как правило, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный, содержательный анализ, такие дети зачастую испытывают затруднения, и тогда становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей. Такая неравномерность (рассогласованность) умственного и психического развития может стать источником трудностей. Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием.

Например, с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д.

К тому же с возрастом, при переходе от одного возрастного периода к другому показываемые ребенком ранее способности, из-за которых ребенок считался одаренным, могут не получить развития в том числе и за счет обогащения психических свойств и попросту «угасание».

Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает: «Ранние детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании старшими».

Например, ребенок может показать особый интерес к вычислениям, счету в уме и успехи в математике позволят ему блистать среди сверстников в начальной школе, но они могут быть лишь эпизодом возрастного развития; действительная одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребенка - еще неизвестно.

Поэтому здесь  следует говорить об уровне устойчивости одаренности

Подростковый возраст, для него характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества, да и в целом реализуется творческий потенциал в различных направлениях.

В данный период максимальное значение приобретают факторы социализации, когда проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей.

Таким образом определить меру устойчивости одаренности и спрогнозировать превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого крайне сложно.



Предварительный просмотр:

Виды детской одаренности

На разных этапах возрастного развития тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности.

Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  2. Степень сформированности.
  3. Форма проявлений.
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
  5. Особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики»:

К основным видам деятельности относятся:

практическая,

теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности),

художественно-эстетическая,

 коммуникативная

и духовно-ценностная.

Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.        

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности: одаренность в ремеслах, спортивную и организационную, интеллектуальную одаренность, хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную, лидерскую одаренность.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.)

Данный критерий показывает одаренность  как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одаренность.

   Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

   Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности очень трудно.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одаренности;
  • скрытой одаренности.

    Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

   Скрытая одаренность проявляется таким образом, что даже при наличии большого таланта у ребенка он не будет заметен окружающим.  С чем это связано? Сложно сказать однозначно. Скорее всего, здесь многое зависит от характера ребенка, от того, как он воспитывался в семье, поощряли ли его за какие-либо достижения, либо постоянно указывали на беспомощность. Идентифицировать таких детей в коллективе очень трудно, это сложная работа, которая требует много времени и усилий. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общую одаренность;
  • специальную одаренность.

Общая одаренность - это слаженная работа эмоциональной и мотивационной сферы. Поскольку ребенок точно знает, чего он хочет и какими путями он может добиться положительного результата.

Вторая форма - специальная. Несложно понять, что она проявляется лишь в каком-то определенном виде деятельности. Например, ребенок может преуспевать в рисовании или же быть хорошим математиком с малых лет. Особый вид специальной одаренности - социальная. Это дети-лидеры, которые добиваются высоких результатов в политике, занимают высокие должности в коллективе. Не каждый человек умеет красиво и правильно говорить. Может быть, для кого-то это станет удивлением, но для этого нужен талант, которым обладают далеко не все, и талант этот необходимо постоянно развивать

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность.

   Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.   Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д. Обычно вундеркинды даже не успевают пойти в школу, как уже добиваются высоких результатов в математике, танцах, пении или других видах деятельности. Особое внимание уделяется малышам, которые уже в два или три года показывают высокие результаты в какой-либо науке. Они сразу выделяются среди остальных, поскольку способны быстро запоминать стихотворения или цифры, умеют складывать на уровне третьего класса в свои три года. Проявление того или иного вида одаренности во многом зависит от возраста. Первыми проявляются способности к музыке, немного позднее можно заметить талант художника. Интеллектуальные способности могут показать себя немного позже в силу того, что требуется некоторое время, чтобы изучить материал, освоить все необходимые навыки. Если судить по биографиям великих ученых, то среди научных талантов первым проявляется математический, а уже позже все остальные.

   Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности.

Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для нас как педагогов это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.



Предварительный просмотр:

Проблемы одаренных детей и формы работа с ними.

В школе есть целый список форм работы с одаренными детьми:

Интеллектуальная одаренность развивается через привлечение детей к участию в олимпиадах и конференциях. Педагоги проводят дополнительные факультативы по тем предметам, которые даются одаренным детям особенно легко.

Творческая одаренность, креативность реализуется через внеурочную деятельность, привлечение детей к участию в творческих конкурсах. Вместе с ребенком учитель заниматься исследовательской деятельностью.

Лидерская или социальная одаренность реализуется через привлечение детей к участию в мероприятиях разного уровня (классных, школьных, городских)

Для разнообразия жизни детей,  а также для повышения уровня их мотивации в школе проводятся различные конкурсы, эстафеты, соревнования.

В каждой школе в обязательном порядке осуществляется психологическое сопровождение одаренных детей, в рамках которого при выявление такого ребенка, прежде всего, определяется  тип его развивается: гармоничный или дисгармоничный.

   Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

   Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития.   Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.

Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого  ребенка  процесс  развития  рассматривается  как  аномальная  неприспособленность к жизни в обществе.

Дети с ранним умственным развитием нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениями и порицаниями. И если же старшие нисколько не ценят проявления необычных способностей, сморят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания. Особенно остро с этой позиции воспринимается мнение родителей.

Поэтому очень важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать: ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств… Такой степени пристрастия к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходиться укладывать ее спать… У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает… Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся: не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов…  При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

Проблемы поджидают ребенка и в школе. Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда и обещания родителям) забываются – нет для этого у учителя, ни времени, ни сил… К тому, же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит прежде всего, лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают, спрашивают: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он «выскочка». А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее – не миновать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком ли он себя возомнил?

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители, и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки часто ставят не только за знания, но и за поведении, за почерк и др. Ученику с повышенными способностям достается гораздо больше, чем другим, например, за не по форме выполненное домашнее задание, за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежную письменную работ. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как драма.

А если перед нами скрытый тип одаренности, с отставанием в какой, либо сфере обучения.

У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраст, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным.

Вот только трудности в общение от этого не исчезают, ведь ребенку зачастую просто не интересно играть и разговаривать на темы, которые обсуждают все остальные дети.

Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.

Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.

Обобщив выше изложенное можно говорить о том, что единой формы работы с одаренными детьми нет, ведь каждый ребенок уникален и к каждому требуется свой подход.  



Предварительный просмотр:

Оценка эффективности профессиональной деятельности педагога

в области сапровождения одаренных детей

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными.

  1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
  2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.
  3. Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.

Именно эти положения стоит учитывать, организовывая свою работу с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета.

Да, в каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями и не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются несмотря на все разнообразие форм работы с ними.

Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности, а не “накачкой” его готовой информацией и знаниями.

Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от педагога. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что в школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Именно педагог является ключевой фигурой всех инновационных процессов, от его квалификации, профессионализма зависит, сможет ли сформироваться одаренность учащегося.

Поэтому при работе с одаренными детьми так важно оценка эффективности профессиональной деятельности педагога.

Сложность оценки эффективности работы с одаренными детьми заключается в том, что

поскольку результативность проявляется в особенностях деятельности и отношении к ней, показатели должны отражать как объективные, так и субъективные признаки результативности деятельности педагога – это 1; в связи с тем, что участниками деятельности являются одаренные дети и педагоги, в показателях должны быть отражены успехи деятельности не только педагогов, но и обучающихся – это 2; оценку субъективных показателей результативности должны осуществлять не только непосредственные участники деятельности, но и ее опосредованные и непосредственные «заказчики» - родители одаренных детей, педагоги-эксперты, руководители систем образования и прочее – это в 3их; и 4 - при оценивании важно учитывать не только результаты, которые достигнуты на конкретный момент времени, но и динамику их изменений в течение определенного промежутка времени -года, полугодия, четверти и т. д.

        Учитывая эти особенности можно выделить четыре критерия оценки результативности деятельности педагога, работающего с одаренными детьми, и подобрать к каждому из них набор конкретных показателей их проявления:

— Удовлетворенность результатами деятельности педагога, работающего с одаренными детьми.

— Достижения педагогов за оцениваемый период (год).

— Достижения одаренных детей за оцениваемый период (год, полугодие).

— Наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми.

        1 критерий - Удовлетворенность результатами деятельности педагога, работающего с одаренными детьми - может быть представлен следующими показателями:

— Собственная удовлетворенность педагога работой с талантливыми детьми:

• интерес (положительное отношение) к работе с талантливыми детьми;

• стремление к самосовершенствованию в работе с талантливыми детьми;

• желание продолжать работу с талантливыми детьми;

• легкость установления контакта с одаренным ребенком.

— Удовлетворенность талантливых детей работой педагога:

• комфортность взаимоотношений с педагогом;

• уверенность в том, что в достижении результатов ребенка ведущую роль сыграл сопровождающий педагог;

• желание взаимодействовать с педагогом;

• удовлетворенность своими успехами.

— Удовлетворенность родителей талантливых детей работой педагога:

• согласие родителя на продолжение взаимодействия педагога и ребенка;

• положительные высказывания родителей о работе педагога ;

• желание родителей посоветоваться с педагогом по вопросам, связанным с обучением, воспитанием, развитием талантливого ребенка, решением его проблем.

Второй критерий - Достижения педагогов за оцениваемый период - представлен следующими показателями:

— Учебно-методическая результативность (достижения в деятельности педагога):

• активность участия в профессиональных конкурсах, грантах, научно-практических конференциях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне), все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: дипломы лауреатов и участников конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т. д. 1 раз в год;

• участие в распространении передового педагогического опыта по работе с талантливыми учащимися - проведение открытых уроков, мастер-классов, творческих отчетов (на

всероссийском, региональном, муниципальном уровне), данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке 1 раз в год;

• наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми методические разработки 1 раз в год;

• наличие персонального сайта педагога скриншот экрана 1 раз в год

• систематичность участия в обновлении школьного сайта наличие странички 1 раз в год

• использование новых педагогических технологий (с указанием перечня) описание технологий 1 раз в год систематичность участия в обновлении школьного сайта;

• разработка и реализация образовательной программы повышенного уровня (наличие программы и экспертного заключения на нее) 1 раз в год;

• наличие научных статей и научно-методических разработок список научных статей и научно-методических разработок 1 раз в год;

• динамика успехов детей (повышение, снижение, стабильность) карта успешности одаренного учащегося 2 раза в год.

Третий критерий - Достижения одаренных детей за оцениваемый период - характеризуется следующими показателями:

— Учебно-воспитательная результативность (достижения в деятельности одаренных детей):

• качество знаний одаренных обучающихся по предмету (число учащихся, имеющих итоговые оценки «4» или «5»), качество знаний одаренных обучающихся по предмету 1 раз в четверть;

• результативность ГИА, ЕГЭ одаренных обучающихся (средний балл) по итогам ГИА, ЕГЭ одаренных обучающихся 1 раз в год;

• участие талантливых учащихся в творческих конкурсах, в научно-практических конференциях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне), через карту успешности одаренного учащегося 2 раза в год;

• победы одаренных обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (на всероссийском, региональном, муниципальном уровне) - карта успешности одаренного учащегося 2 раза в год;

• реализация одаренными обучающимися дополнительных проектов - групповых и индивидуальные проектов обучающихся, социальных проектов,  карта успешности одаренного учащегося 2 раза в год;

- динамика результативности деятельности педагогов (повышение, снижение, стабильность) анализ результатов итоговой успеваемости 1 раз в четверть.

Четвертый критерий - Наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми — отражается в следующих показателях:

качество документации и методических разработок по сопровождению учебно-воспитательного процесса (УМК, разработки открытых уроков и мероприятий по сопровождению талантливых учашцхся) проверка документации 2 раза в год

своевременная подача отчетов, ведение документации, установленной локальными актами учреждения проверка отчетов по требованию

наличие ИОМ, портфолио одаренных учащихся, проверка портфолио одаренных учащихся, отчета о реализации ИОМ 2 раза в год

наличие плана внеклассной работы по предмету, включающей работу с одаренными учащимися проверка плана внеклассной работы по предмету 1 раз в четверть

 наличие плана взаимодействия с классным руководителем талантливого учащегося, с психологом ОУ, социальным педагогом проверка плана взаимодействия с классным руководителем талантливого учащегося, с психологом ОУ, социальным педагогом 1 раз в четверть

наличие плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями талантливых обучающихся проверка плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями талантливых обучающихся 1 раз в четверть

Таки образом изложенные выше методологические основания оценки эффективности деятельности педагогов работающих с одаренными детьми, позволяют использовать целый комплекс методических средств, в  основе которых лежат методы опроса (анкетирования) и анализа документации, для отслеживания результативности работы педагога.

1. вариант

 Я предлагаю вам сейчас оценить свою эффективность в работе с одаренными детьми по одному из критериев (подготовить карточки с перечнем критериев для раздачи), для этого

1. разобьемся на 4 группы

2. перед вами карточки с критериями (1 критерий у 1 группы) оцените вашу работу с одаренным ребенком в соответствие с критерием

3. 1 из группы зачитывает, остальные группы должны отгадать критерий.  

4. какой критерий легче всего для оценки.

2. вариант

А теперь все вместе давайте пройдем небольшой опросник для определения мотивационной  готовности педагога к работе с одаренными детьми (документ с сайта www.sitemoy31.edusite.ru) 1 раз 

Как вы думаете, по какому критерию мы сейчас себя оценили? (ответ) - по 1 критерию «Собственная удовлетворенность педагога работой с талантливыми детьми»

Вопросы

Типология? - классификация по существенным признакам.

Одаренность? – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Талантливость? - выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.



Предварительный просмотр:

Первый критерий «Удовлетворенность результатами деятельности педагога, работающего с одаренными детьми»

— Собственная удовлетворенность педагога работой с талантливыми детьми:

• интерес (положительное отношение) к работе с талантливыми детьми

• стремление к самосовершенствованию в работе с талантливыми детьми

• желание продолжать работу с талантливыми детьми

• легкость установления контакта с одаренным ребенком

— Удовлетворенность талантливых детей работой педагога:

• комфортность взаимоотношений с педагогом

• уверенность в том, что в достижении результатов ребенка ведущую роль сыграл сопровождающий педагог

• желание взаимодействовать с педагогом

• удовлетворенность своими успехами

— Удовлетворенность родителей талантливых детей работой педагога:

• согласие родителя на продолжение взаимодействия педагога и ребенка

• положительные высказывания родителей о работе педагога

• желание родителей посоветоваться с педагогом по вопросам, связанным с обучением, воспитанием, развитием талантливого ребенка, решением его проблем.

Второй критерий «Достижения педагогов за оцениваемый период»

— Учебно-методическая результативность (достижения в деятельности педагога):

• активность участия в профессиональных конкурсах, грантах, научно-практических конференциях

• участие в распространении передового педагогического опыта по работе с одаренными учащимися

• наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми

• наличие персонального сайта педагога;

• систематичность участия в обновлении школьного сайта наличие странички

• использование новых педагогических технологий  описание технологий

• разработка и реализация образовательной программы повышенного уровня

• наличие научных статей и научно-методических разработок

• динамика успехов детей

Третий критерий «Достижения одаренных детей за оцениваемый период»

— Учебно-воспитательная результативность (достижения в деятельности одаренных детей):

• качество знаний одаренных обучающихся по предмету, качество знаний одаренных обучающихся по предмету

• результативность ГИА, ЕГЭ одаренных обучающихся

• участие талантливых учащихся в творческих конкурсах, в научно-практических конференциях

• победы одаренных обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

• реализация одаренными учащимися дополнительных проектов - групповые и индивидуальные, социальные

• динамика результативности деятельности педагогов

Четвертый критерий «Наличие методического обеспечения работы педагога с одаренными детьми»

качество документации и методических разработок по сопровождению учебно-воспитательного процесса (УМК, разработки открытых уроков и мероприятий по сопровождению талантливых учащихся);

своевременная подача отчетов, ведение документации, установленной локальными актами учреждения;

наличие ИОМ, портфолио одаренных учащихся;

наличие плана внеклассной работы по предмету, включающей работу с одаренными учащимися проверка плана внеклассной работы по предмету

 наличие плана взаимодействия с классным руководителем талантливого учащегося, с психологом ОУ, социальным педагогом проверка плана взаимодействия с классным руководителем талантливого учащегося, с психологом ОУ, социальным педагогом 

наличие плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями талантливых обучающихся проверка плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями талантливых обучающихся                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


Практическая работа

  1. Часть

А теперь все вместе оценим свою эффективность работы с одаренными детьми, для этого используем анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский).

Как вы думаете, по какому критерию мы сейчас себя оценили? (ответ) - по 1 критерию «Собственная удовлетворенность педагога работой с талантливыми детьми», пункт легкость установления контакта с одаренным ребенком анкета.

2. Часть

 Я предлагаю вам сейчас оценить свою эффективность в работе с одаренными детьми по одному из критериев (подготовить карточки с перечнем критериев для раздачи), для этого

1. разобьемся на 3-4 группы

2. перед вами карточки с критериями (1 критерий у 1 группы)

Задача: оцените вашу работу с одаренным ребенком в соответствие с критерием,  представьте форму оценки (плана мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями- в каком виде его стоит делать, что там должно быть отображено …) и сроки оценки.

 Например: анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский) отображает оценку 1 категории, пункт  легкость установления контакта с одаренным ребенком. Данную анкету стоит проводить 1 раз в год.

3. из группы зачитывает, остальные группы должны отгадать критерий.  

4. какой критерий легче всего для оценки.


Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

(Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский)

Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) да,

б) нет, они и так хороши,

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.

2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) да,

б) нет,

в) в некоторых случаях.

3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

а) да,

б) да при благоприятных обстоятельствах,

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?

а) да, наверняка,

б) это маловероятно,

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?

а) да,

б) часто думаю, что сумею,

в) да, часто.

6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) да, это меня привлекает,

б) нет, меня это не привлекает,

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?

а) да,

б) удовлетворяюсь тем, что есть,

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?

а) да,

б) нет, достаточно знаний передового опыта,

в) нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,

б) махнете рукой на затею,

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) да,

б) не совсем легко,

в) болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?

а) не всегда,

б) при хорошем настроении,

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?

а) да, конечно,

б) запоминаю только то, что интересно,

в) всегда вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

а) да, без затруднений,

б) в некоторых случаях,

в) нет.

14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?

а) уклоняетесь от ответа,

б) тактично переносите ответ на другое время,

в) пытаетесь отвечать.

15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,

в) измените свое мнение, если давление будет мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы

а) средний,

б) достаточный,

в) оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете….

а) решать проблемы связанные с работой,

б) прочитать интересную книгу по проблеме,

в) погрузиться в мир любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….

а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,

б) Вы более или менее довольны,

в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Обработка результатов

Ответ:

а) 3 балла,

б) 1 балл,

в) 2 балла

49 и более баллов.

Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.

24 - 48 баллов.

У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов.

Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.



Предварительный просмотр:

Организация рефлексии педагогов

 в процессе тьютерского сопровождения одаренными детьми

Проблема сопровождения одаренных детей, как ранее уже говорилось, это проблема государственного уровня. Одним из возможных путей ее решения является развитие идеи тьюторского сопровождения одаренных детей в условиях российского образования.

        Во многих зарубежных странах действует тьюторская форма обучения для одаренных детей. В последнее время  такая системе стал все чаще применять на деле и в нашей стране, к сожелению пока я слышала о тьютерстве только в частных или в специализированных учебных учреждениях.

 Тьютор — специалист, сопровождающий учащегося в процессе обучения, это педагог работающий с принципом индивидуализации и сопровождающий построение индивидуального образовательного маршрута учащегося для достижения поставленной цели.

В дидактике тьютор – это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.

Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора. Поэтому Тьютор выступает не в качестве учителя, а в качестве наставника, сопровождающего, старшего товарища, помогая учащемуся во всестороннем развитии. Для этого возможно создание специальных комнат, лабораторий, различных методических пособий, организация специальных экспедиций и т. п.

Тютор может работать как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Для этого уже много лет организуются профильные лагеря, позволяющие учащимся реализовать свой потенциал в углубленном изучении предмета. Данные лагеря включают в себя разностороннюю деятельность, что помогает учащимся создать свою индивидуальную образовательную и творческую деятельность с помощью воспитателей, вожатых и преподавателей. В данных условиях тьютор может быстро понять, как помочь ребенку выбрать для себя наиболее приемлемый вариант развития своих способностей.

Развития в нашей системе образования такого направления как тьюторство во многом поможет и развитию одаренных детей. Именно данная категория учащихся требует особого индивидуального подхода в процессе обучения. Именно для таких детей мало просто учителя, им необходим наставник, который поможет в раскрытии всех возможных потенциалов учащихся. Тьютор выступает в роли проводника между учеников и его способностями.

Давайте сравним тьютора и учителя:

Сравним

Учитель

Тьютор

В каком процессе участвует, в каком качестве?

обучение, управляет процессом

самообразование, сопровождает, поддерживает процесс

За что отвечает в идеале?

передает знание

участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание

На что опирается в своей деятельности?

Методики обучения

Рефлексия опыта самообразования

Тьюторская практика в школе.

Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии.

Однако представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.

Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.

Рекомендации по введению тьюторства в школе.

1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе), т.е. одаренные дети. Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.

2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.

3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике.

4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.

Функции тьютора в работе с обучающимися

У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи.

Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандартных) задач в отношении обучающихся.

Типовые задачи

Действия тьютора

Знакомство (вхождение в деятельность)

· Определение целей и задач совместной деятельности. · Оказание психологической поддержки, снятие барьеров, · Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Разработка стратегии работы группы на презентацию. · Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон. · Определение собственной роли и позиции в группе. · Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение. · Определение учебного потенциала группы. · Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом. · Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

Размораживание (проблематизация)

· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся. · Включение обучающихся в активную работу. · Создание мотивации. · Выделение индивидуальных проблем обучающихся. · Поддержка мотивации. · Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, · позволяющих активизировать обучающихся. · Работа с проблемами, предложенными групп

ой.

Организация изучения концепций курса

· Объяснение сложных вопросов, концепций, · Системное представление концепций курса, · Выделение главных идей в теме, курсе, · Организация работы обучающихся с кейс-стади. · Объяснение концепций курса. · Демонстрация связи курса с реальной практикой · обучающихся. · Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией, · видеть и формулировать проблему. · Представление более полного и более широкого, чем · в материалах курса, взгляда на изучаемую область. · Подготовка и чтение мини-лекций. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. · Работа с проблемами, предложенными группой. · Оформление опыта обучающихся. · Обзор материалов всего курса. · Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся · идей, адекватных изучаемым материалам. · Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной

· Организация групповой работы, · Обучение обучающихся навыкам рефлексии, · Обучение обучающихся практическому применению работы концепций. · Организация межгруппового взаимодействия. · Выбор адекватных методов обучения. · Организация дискуссии. · Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Обучение обучающихся навыкам эффективного общения. · Выбор и использование разнообразных групповых упражнений. · Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии

· Определение сильных и слабых сторон в деятельности · обучающихся. · Выделение индивидуальных проблем обучающегося; · диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Организация обратной связи. · Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. · Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию. · Проведение рефлексии собственной деятельности. · Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития. · Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах. · Предоставление обучающимся советов по организации личной работы. · Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся. · Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон. · Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

· осуществление целеполагания;

· мотивация и вовлечение обучающихся;

· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

· коррекция деятельности обучающихся;

· контроль выполнения заданий;

· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

         Бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей и тем более для детей одаренных.

Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы.

Первая - дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами).

Вторая - дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (в виде разноуровнего обучения, индивидуальных образовательных программ, подключения режима тьюторства)

 Тьюторская форма обучения одарённых детей.

Такую форму обучения одарённых детей можно проиллюстрировать на примере. Допустим, в средней школе среди учеников со средними способностями, учится одаренный ребенок. Он схватывает на лету всё, что объясняет учитель и с легкостью выполняет все задания, опережая всех своих одноклассников. Вполне очевидно, что совсем скоро ученику станет не интересно, ведь он выполняет все требования, а особых заданий не получает. Не дожидаясь момента, когда ребенок потеряет всяких стимул к учебе, и возможно даже потеряет свою одаренность, в его школьной жизни должен появиться тьютор. Тьютор здесь должен выступать в роли связующего звена между учителем, программой, классом и интересами и возможностями ребенка. Учитель может помочь тьютору в разработке специальной программы для такого ученика, особых заданий. Тьютор будет побуждать ребенка к самообразованию, направлять и контролировать этот процесс. Здесь важно то, что все эти задания будут выполняться учеником с охотой, ведь они не останутся без внимания, без поощрения. А когда у ребенка получается что-то хорошо, он стремится сделать это ещё лучше. Тьютор может подсказать ребенку, ответить на интересующие вопросы, организовать его самостоятельную работу, ведь и взрослому это порой сделать не так то просто, тем более школьнику. Он не дает ему готовых ответов, а лишь помогает ему самому их найти. Конечно, это должны быть не только какие то теоретические задания повышенной сложности, а работы требующие исследовательской практической деятельности.

Ведь у учителя в классе в среднем бывает по 25 учеников, и найти индивидуальный подход к каждому и тем более разработать индивидуальную программу обучения, просто не представляется возможным.

В школе также имеет место быть и групповая форма тьюторской поддержки. Например, одаренных детей по математике, даже разных возрастов, можно объединить в клуб. Организовать работу группы из 5-10 человек, объединенных общим интересом и выдающимися способностями, под силу одному тьютору.

Модели тьютерского сопроваждения

Модель «Дошкольник». 

Тьютор - воспитатель, социальный педагог дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), имеющий психологическое образование или педагог дополнительного образования, или учитель начальных классов, ведущий занятия в школе раннего развития. Цель тьюторского сопровождения - общее развитие ребенка, выявление вундеркиндов, наблюдение за одаренными. Процесс организации тьютор-ского сопровождения предполагает: удовлетворение базовых потребностей ребенка; обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности; удовлетворение первичных интересов дошкольника; превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности. Результатом работы тьютора может быть: банк данных на детей старшей и подготовительной групп (маршрутные листы, мониторинг результатов), рекомендации родителям для поступления детей в общеобразовательную школу или учреждение дополнительного образования.

Модель «Младший школьник».

Тьюторскую позицию занимают классные руководители, социальные педагоги школы, психологи, педагоги дополнительного образования, родители. Цель тьюторского сопровождения -создание и реализация индивидуальных образовательных программ развития младшего школьника. В процессе сопровождения индивидуальных образовательных программ одаренных детей применяются четыре подхода: «ускорение», «углубление», «обогащение», «проблематизация». В индивидуальных образовательных маршрутах отражается ответ на главный вопрос младшего школьника «Что я могу?». В качестве инструмента фиксации результатов взаимодействия тьютора с младшим школьником становится портфолио достижений. Результат тьюторского сопровождения: способность обучающегося ставить цели; умение планировать деятельность; способность работать с информацией - переработка текущей информации, оперативный образ, моделирование, реализация, контроль и коррекция плана действия, оценка.

Модель «Подросток».

Тьюторами могут быть учителя школы, классные руководители, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузов. Цель - сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающегося, организация взаимодействия разных образовательных организаций. Результат тьюторского сопровождения: наличие компетентных специалистов, готовых работать с обучающимся; наличие взаимодействующих организаций, консультационного центра; материально-техническое обеспечение; наличие коллектива единомышленников; цепочка образовательных событий.

Модель «Старшеклассник». 

Тьюторскую позицию занимают классные руководители, учителя-предметники, психологи, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузов, родители. Значительно возрастает роль учителей-предметников и преподавателей вузов. В индивидуальных образовательных маршрутах старшеклассников должна отражаться их рефлексивная позиция «Что я делаю?». Особое место в работе тьютора с обучающимся занимает свободный выбор, факультативные занятия, организация работы в малых группах, объединенных одной проблематикой, участие в работе исследовательских секций, элективные курсы. Одним из инструментов взаимодействия школы, дополнительного образования и вуза является проектная технология. Результат тьюторского сопровождения: успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.); ценностные установки и ориентации; повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы; собственный творческий продукт - рисунок, выставки рисунков, скульптуры, тематические номера газеты, отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов и др. Отражением результата могут быть такие новые «культурные» формы поведения, как новый выбор, изменение точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие решения.

Таким образом, мы видим, что тьюторское сопровождение - это долгосрочный и непрерывный процесс. Непрерывное тьюторское сопровождение детей позволит наиболее глубоко осмыслить педагогу свою роль в личностном росте обучающегося, приобрести опыт грамотного подбора форм взаимодействия с обучающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Разработка модели организации единого образовательного пространства для одаренных детей с общей одаренностью.

Ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития....

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год

Каждый ребенок от рождения обладает  неповторимым набором  особых качеств - природными задатками.   В тесном сотрудничестве родителей, педагога и,  конечно же, самого ребенка ...

Публикация статьи в сборнике I Поволжской (VI республиканской)научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»

ОТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ           Исследовательский проект  как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматриваетс...

Публикация статьи в сборнике VII республиканской (I Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»

Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом  на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а  также при...

Статья на тему "Одаренные дети, признаки одаренности и виды одаренности"

Статья на тему "Одаренные дети, признаки одаренности  и виды одаренности"А также:Принципы и методы выявления одаренных детейФакторы, влияющие на развитие одаренностиРабота с одаренными ...