Программа курса "Психология индивидуальности"
методическая разработка по психологии (9 класс)

Пошлякова Дарья Гавриловна

Современная общеобразовательная школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, должна подготовить личность, готовую жить в новом обществе: образованную, активную, самостоятельно принимающую решения, готовую к сотрудничеству. Такой личностью стать сложно без психологических знаний.

         Данная программа представляет собой самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya_individualnosti.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Маслянская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА

курса

Психология индивидуальности

9-11 классы

Выполнила: педагог-психолог Маслянской СОШ,

Пошлякова Дарья Гавриловна

2018 год

Пояснительная записка.

        Современная общеобразовательная школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, должна подготовить личность, готовую жить в новом обществе: образованную, активную, самостоятельно принимающую решения, готовую к сотрудничеству. Такой личностью стать сложно без психологических знаний.

        Данная программа представляет собой самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.

        Программа курса «Психология индивидуальности» адресована учащимся 9-11 классов. Это не случайно. Есть, по крайней мере, три причины, объясняющие это:

  • особенности юношеского возраста, в котором велик интерес к собственной личности, к другим людям, к окружающему миру, к собственному будущему, к смыслу дальнейшей жизни;
  • получение документа об обязательном образовании и появление возможности самостоятельного выбора профессии, вступления в новую взрослую жизнь;
  • необходимость формирования психологической готовности жить вне школы, способности адаптироваться к новым социальным ролям.

Название программы «Психология индивидуальности» показывает, что потенциальные возможности каждой личности неограниченны, индивидуальны, достойны познания и использования в ее жизни.

Такие понятия, как смысловые отношения, иерархия ценностей, борьба мотивов, воплощающиеся в деятельности и общении, составляющие основу индивидуальности проходят через материал всего курса.

Программа каждого года представляет собой ступень для перехода к новым психологическим знаниям и одновременно является самостоятельной, логически завершенной.

Особенно это важно для учащихся 9-ых классов, так как определенная часть их изучение данного курса на этом закончит. Ценным для этих ребят станет их готовность к профессиональному самоопределению. А знание индивидуальных особенностей, знание требований, которые разные профессии предъявляют к человеку, несомненно, поможет им. Именно эта причина и определила содержание первой части данного курса: «Психология деятельности. Выбор профессии».

В 9 классе ребята познают себя с помощью самого себя. Сами изучают свои способности, память, внимание, характер, темперамент, интересы.

В 10 классе они познают себя через других людей, изучая взаимоотношения.

В 11 классе учатся использованию знаний в жизни, учатся действовать самостоятельно и ответственно, овладевают элементарными приемами психологической саморегуляции, психологической помощи, навыками, необходимыми в обыденной жизни.

Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических (социально-психологические тренинги) занятий, дискуссий, конференций. На лекциях предлагается в основном теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психических явлений, знакомства с полезными и жизненно важными психодиагностическими методиками. Практические занятия включают психодиагностику, обучение психологическим навыкам общения, развивающие упражнения, ролевые игры.

В программу включены знания из различных направлений современной психологии: теоретического, экспериментального и практического, а также отраслей психологической науки: общей, дифференциальной, социальной, возрастной, психологии личности, психологии общения. Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления учащиеся сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.

Цель курса – создать условия для самопознания, самопринятия, самоактуализации, формирования адекватной картины реального мира.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся общего представления о том, что такое психология, чем занимаются различные психологические дисциплины, каково значение и польза психологии в жизни людей;
  • создание условий для познания учащимися своего внутреннего мира, своих потенциальных возможностей, для рождения нового, личностно-окрашенного знания;
  • воспитание желания экспериментировать с собой, наблюдать за своими мыслями и чувствами, узнавать тайны собственного «Я», приобретая новые способности и новый опыт;
  • предоставление возможности посмотреть на себя и других новыми глазами, увидеть неповторимость облика, привычек, задуматься над научными, философскими и нравственными проблемами развития индивидуальности;
  • формирование у учащихся позитивистской жизненной позиции: мы сами можем побеждать болезни, укреплять здоровье тела и духа, находить общий язык с другими, осваиваться в новой ситуации, радоваться жизни, осуществлять выбор.

Сквозными идеями, общими понятиями и категориями курса «Психология индивидуальности» являются: счастье свое и других людей, активная деятельная жизнь и здоровье.

Школа, кроме того, чтобы дать определенный запас знаний, должна еще и научить ребенка самостоятельно решать те задачи, которые будет ставить перед ним жизнь. На материале данной программы и будут воспитываться качества, умения и навыки, которые помогут успешной адаптации выпускника, его самореализации.

Уроки психологии в школе в настоящее время – это не дополнительная нагрузка, а жизненная необходимость. Знание собственной уникальности, признание уникальности другого человека, терпимость, ответственность, самостоятельность, адекватная самооценка, выработка человеком смысла собственного существования – необходимы каждому.

Сложностью преподавания данного курса является отсутствие учебного пособия, но проблема эта решается с помощью использования нетрадиционных методов преподавания: дискуссий, семинаров, психотехнических игр, групповой работы, тренинговых занятий, работы групп поддержки, научно-практических конференций. Включение теоретического материала в деятельность учащихся позволит усвоить содержание курса даже в отсутствии учебника. Тем более, в настоящее время психологическая литература, учебники по психологии для разных учебных заведений, в том числе и средних школ, психологические труды русских, советских, зарубежных психологов являются доступными. Используя разные литературные источники, ребята к тому же получат ценный опыт самостоятельной работы с книгой.

Материальное обеспечение представляет собой комплекс тестов, методик, разработок (в том числе компьютерные версии), психологической литературы. При изучении ряда тем возможно осуществление межпредметных связей (с биологией, историей и другими дисциплинами).

Ожидаемые результаты

В результате освоения материала данного психологического курса у учащихся должны развиться следующие умения и навыки:

  • готовность вступить в мир диалога;
  • представление о собственной Я – концепции;
  • способность сотрудничать с другими людьми;
  • ставить собственные значимые цели;
  • делать самостоятельный выбор;
  • отдавать приоритет определенным ценностям;
  • понимать собственную роль в решении жизненных задач;
  • осуществлять собственный поиск информации;
  • мастерство публичного выступления.

Формы подведения итогов:

  • сдача творческих зачетных работ;
  • проведение научно-практических конференций;
  • разработка проектов и их защита. Проекты могут быть индивидуальные и групповые.

Занятия по данному курсу проходят еженедельно в течении года по одному часу (уроку) в неделю. В почасовое планирование социально-психологические тренинги не входят, так как они организуются в каникулы или во внеурочное время. В конце курса учащиеся сдают зачет.

Содержание программы

9 класс.

Психология деятельности. Выбор профессии.

(34 часа).

Раздел I. Введение в психологическую науку.

Тема 1. Психология как наука (3 часа).

        Особенности психологии как науки. Психология научная и житейская. Проблемы предмета психологии. Психология – наука о самом сложном. Вопрос о природе души. Взаимоотношения души и тела. Этические выводы Платона и Сократа. Сведения из истории психологии. Современное состояние психологии. Значение и задачи психологии. Что дает человеку изучение психологии? Основные методы психологической науки: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование и др.

Раздел II. Психология личности и деятельности.

Тема 1. Личность и пути ее формирования (6 часов).

        Что такое личность? Этапы ее формирования и движущие силы развития. Личность и индивидуальность. Поиск смысла жизни. Направленность личности. Ценностные ориентации. Развитие личности, как процесс преодоления жизненных проблем.

        Экспериментально-диагностическое занятие: методика «Ценностные ориентации» Рокича и ориентационная анкета определения направленности личности.

Тема 2. Личность и деятельность (6 часов).

        Понятие о деятельности, ее структуре, видах движений. Понятие о ведущем виде деятельности. Процесс труда. Умения и навыки. Процесс образования умений и навыков.

        Способности. Общие и специальные способности. Развитие способностей. Одаренность. Профессионально-важные качества.

        Экспериментально-диагностическое занятие (2 часа): диагностика способностей.

Тема 3. Явления, характеризующие личность (4 часа).

        Потребности и мотивы. Иерархия мотивов, как основа строения личности. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Структура волевого акта. Волевые качества личности.

        Экспериментально-диагностическое занятие (1 час): диагностика мотивации.

Раздел III.  Выбор профессии (15 часов).

Тема 1. Человек и профессия (5 часов).

        Общественное разделение труда. Появление профессий. Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий. Требования профессии к человеку. Характеристика профессии – профессиограмма. Профессиональное самовоспитание.

        Экспериментально-диагностическое занятие (2 часа): методики «Карта интересов» Кейрси, ДДО Климова.

Тема 2. Познавательная сфера личности. Индивидуальные

особенности. Связь с профессией (10 часов).

        Понятие об ощущениях и восприятиях. Их физиологические основы и особенности. Индивидуальное различие. упражнения по развитию.

        Универсальные психические процессы: внимание и память. Их свойства и виды. Индивидуальные особенности внимания и памяти.

        Понятие о мышлении. Связь с речью. Качества мышления, виды мышления, индивидуальные особенности мышления человека.

        Воображение и творчество. Роль воображения в научном, техническом, художественном творчестве.

        Темперамент и характер. Их физиологические основы. Индивидуальные особенности. Характер и личность. Характер и деятельность. Воспитание характера.

        Экспериментально-диагностическое занятие (5 часов): диагностика темперамента, характера, интеллекта.

10 класс.

Я и другие люди.

(34 часа).

        Цель: создать условия для развития способности анализировать процесс общения и себя в нем, самому находить оптимальное поведение в конкретной ситуации; показать новый способ отношения к сложным ситуациям, развивать позитивное мышление; воспитание таких качеств личности, как уважение к личности другого, к чужому мнению, взглядам, вкусам, терпимость; формирование потребности самостоятельной работы с психологической литературой.

Раздел I. Основы конструктивного общения. Личностные

ресурсы общения (24 часа).

        Процесс общения. Его закономерности и структура. Формирование картины мира, образа окружающей реальности. Мнения, оценки, суждения, взгляды, убеждения. Виды человеческих взаимоотношений: кооперация, соперничество,  невмешательство, соревнование, антагонизм. Этапы процесса общения. Как мы говорим и как слушаем? Условия полноценного слушания. Каналы получения и переработки информации. Индивидуальные различия. Определение ведущего канала. Вербальный и невербальный уровни общения. Межличностное пространство. Визуальный контакт. Формирование образа собственного «Я». Об оценке и самооценке. Ценности общения. Эмоции общения. Общение в семье. Разрешение сложных ситуаций в семье. Общение в конфликте. Конфликты «трудного возраста». Стратегии взаимодействия людей. Личностные ресурсы эффективного общения. Общение и здоровье.

        Экспериментально-диагностическое занятие (10 часов): диагностика коммуникативности, самооценки; психотехнические игры и упражнения, как средства обучения общению.

Раздел II. Личность. Группа. Коллектив (10 часов).

        Понятие «социум». Понятие о групповом образе жизни. Отношения группы и индивида.

        Человек и общество. Идеология общества и психология отдельного человека. Психологическое влияние больших социальных групп на человека. Социальные установки. Социально-психологический климат, его воздействие. Групповые роли. Социометрия. Проблема лидерства. Аутсайдеры.

        Экспериментально-диагностическое занятие (3 часа): определение социально-психологического климата, социометрия.

11 класс.

Психопедагогика здоровья.

(34 часа).

Раздел I. Быть или казаться? (7 часов).

        Кто вы и что можете о себе сказать? Как и в чем проявляются ваши особенности? Индивидуальность и язык. Тело и внутренний мир. Сколько меня во мне? Самоотношение. Экстра- и интроверсия. Комплекс «неполноценности» в концепции Адлера. Декларация самоценности В. Сатир. С чем людям приходится сталкиваться? Можно ли судить о людях по их внешнему виду? Почему человек поступает так, а не иначе? Чем люди отличаются друг от друга? Почему человек должен управлять собой? Проектирование своего будущего: цели, варианты, действия. Искусство жить в настоящем.

        Экспериментально-диагностическое занятие (4 часа): определение самоотношения, экстра- и интроверсии, типа личности, агрессивности.

Раздел II. Теория социальных ролей (4 часа).

        Социальные навыки: сущность, диагностика, тренировка. Социальная роль. Кто есть кто? Структура личности по Э. Берну. Ее соотношение со структурой личности З. Фрейда. Чем отличаются роли? Игры. Их анализ. Социально-ролевые игры общения. Манипуляторы и актуализаторы. Кто они? Жить по Д. Карнеги или по Э. Шострому? Быть манипулятором или актуализатором?

Раздел III. Психопедагогика здоровья (9 часов).

        Здоровый образ жизни. Эмоции и физические болезни. Положительные и отрицательные эмоции. Позитивное и негативное мышление. Механизмы психологической защиты. Душевное здоровье. Психические отклонения и пограничные состояния. Психология сновидений. Психологический механизм пищеварения. Психология пола. Во что люди могут вовлекаться? Алкоголь и различные виды пьянства. Что такое наркоман? Как от этого вылечиться? Что делать, если перед тобой социопат?

Раздел IV. Практическая психология (14 часов).

        История практической психологии и ее состояние. Практическая психология Т. Харриса. 4 жизненные позиции. Мы можем измениться.

        Что такое психотерапия? Где она есть? Аутотренинг.

        Индивидуальная психокоррекция. Психоанализ. Групповая терапия. Семейная терапия. Поведение человека в нестандартных и экстремальных ситуациях. Потери в человеческой жизни. Техники работы с потерями. Утрата. Горе. Суицид.

        Что делать в случае тревоги, волнения, стрессовой ситуации? Если ты застенчив? Как вести споры, дискуссии, относиться к критике и самокритике?

        Знакомство. Самопрезентация. Секреты личного обаяния. Самоуважение. Манеры поведения.

        Проявление и источники уверенности и неуверенности в себе. Агрессивное поведение. Правила уверенного поведения. Декларация прав личности.

        Психология экзамена и публичное выступление.

Учебно-тематический план

курса «Психология деятельности. Выбор профессии»

9 класс                                                                         Всего часов: 34

Уроки

Темы программы

Часы

Раздел I. Введение в психологическую науку

Тема 1. Психология как наука

  1. Особенности психологической науки. Проблема предмета

        психологии. Значение знаний психологии.

  1. Краткая история психологии. Ее современное состояние.
  2. Методы психологической науки.

3

1

1

1

Раздел II. Психология личности и деятельности

Тема 1. Пути формирования личности

  1. Личность. Движущие силы развития.
  2. Личность и индивидуальность.

       1.3.-1.4. Направленность личности.

1.5.Ценностные ориентации личности.

Тема 2. Психология деятельности

               2.1. Понятие деятельности и ее структура.

               2.2. Процесс труда. Умения и навыки.

        2.3.-2.4. Способности. Общие и специальные способности. Одаренность.

        2.5.-2.6. Развитие способностей.

               2.7. Потребности и их классификация.

      2.8.-2.10. Иерархия мотивов. Мотивация. Волевой акт.

Тема 3. Явления, характеризующие личность

             3.1. Потребности и мотивы.

             3.2. Мотивация и продуктивность деятельности.

             3.3. Волевые качества личности.

             3.4. Диагностика мотивации.

6

1

1

2

1

6

1

1

2

2

1

3

4

1

1

1

1

Раздел III. Выбор профессии

Тема 1. Человек и профессия

  1.  Понятие о профессии и специальности.
  2.  Классификация профессий.

        1.3.-1.5. Требования профессии к человеку.

Тема 2. Индивидуальные особенности познавательной

Сферы личности. Связь с профессией.

        2.1.-2.2. Ощущения и восприятия. Индивидуальное развитие.

        2.3.-2.4. Внимание и память. Индивидуальные особенности.

        2.5.-2.7. Речь и мышление. Индивидуальные особенности.

        2.8.-2.9. Характер и темперамент.

              2.10. Воображение и творчество. Значение их для профессиональной

                       деятельности

5

1

1

3

10

2

2

3

2

1

Учебно-тематический план

курса «Я и другие»

10 класс                                                                      Всего часов: 34 

   

Уроки

Темы программы

Часы

Тема 1. Основы конструктивного общения

  1. Процесс общения. Функции общения и структура общения.
  2. Формирование картины мира.
  3. Восприятие человека человеком.
  4. Мнения, оценки, суждения, взгляды, убеждения, установки.
  5. Виды человеческих взаимоотношений.

        1.6.-1.7. Этапы процесса общения.

        1.8.-1.9. Как мы говорим и как мы слушаем.

    1.10.-1.11. Каналы получения информации.

    1.12.-1.13. Невербальное общение.

             1.14. Вербальное общение. Речь и общение.

             1.15. Межличностное пространство.

    1.16.-1.17. Формирование образа собственного «Я».

    1.18.-1.19. Оценка и самооценка.

              1.20. Эмоции общения.

    1.21.-1.22. Общение в семье.

    1.23.-1.24. Общение в конфликте.

24

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

1

2

2

Тема 2. Личность. Группа. Коллектив.

               2.1. Отношения группы и индивида.

               2.2. Группы. Их классификация.

        2.3.-2.5. Социально-психологический климат группы, коллектива.

               2.6. Коммуникативное воздействие на сознание.

        2.7.-2.8. Социальные роли. Проблемы лидерства.

               2.9. Человек и общество.

             2.10.  Идеология общества и психология личности.

10

1

1

3

1

2

1

1

Учебно-тематический план

курса «Психопедагогика здоровья»

11 класс                                                                      Всего часов: 34

 

Уроки

Темы программы

Часы

Тема 1. Быть или казаться?

  1. Что ты можешь сказать о себе? В чем твоя индивидуальность?
  2. Самоотношение. Декларация самоценности.
  3. С чем людям приходиться сталкиваться?
  4. Почему человек должен управлять собой?

       1.5.-1.6.  Проектирование будущего.

              1.7. Искусство жить в настоящем.

7

1

1

1

1

2

1

Тема 2. Теория социальных ролей

              2.1. Социальные навыки. Социальные роли.

              2.2. Структура личности Э. Берна и З. Фрейда.

              2.3. Социально-ролевые игры.

              2.4.  Быть манипулятором или актуализатором?

4

1

1

1

1

Тема 3. Психопедагогика здоровья

              3.1. Здоровый образ жизни.

              3.2. Эмоции и болезни.

              3.3. Механизмы психологической защиты.

              3.4. Психология сновидений.

       3.5.-3.6. Психология пола.

              3.7. Человеческие пороки.

              3.8. Что такое наркоман?

              3.9. Что делать, если перед тобой социопат?

9

1

1

1

1

2

1

1

1

Тема 4. Практическая психология

              4.1. История практической психологии.

              4.2. Практическая психология Харриса.

       4.3.-4.4. Психотерапия.

       4.5.-4.6. Поведение в нестандартных и экстремальных ситуациях.

       4.7.-4.8. Потери в человеческой жизни.

              4.9. Тревога. Волнение. Стресс.

             4.10. Спор. Дискуссия. Критика.

   4.11.-4.12. Психология экзамена.

   4.13.-4.14. Публичное выступление.

14

1

1

2

2

2

1

1

2

2

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 1990
  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, 1995
  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.; 1998
  4. Гамезо. Атлас по общей психологии – М.: Наука, 1998
  5. Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности / В.Л. Данилова. – М.: Интерпракс, 1994
  6. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать / М. Джеймс, Д. Дженгвард. – М.: Прогресс, 1993
  7. Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 9 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006
  8. Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 10 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006
  9. Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 11 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006
  10. Леви В. Искусство быть собой / В. Леви. – М.: Знание, 1991
  11. Леви В. Искусство быть другим / В. Леви. – СПб, 1993
  12. Мольц М. Я это я. Или как стать счастливым / М. Мольц. – М.: Прогресс, 1994
  13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1987
  14. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1991
  15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991
  16. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Тренинг личностного роста / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1993
  17. Рейннуоттер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Дж. Рейннуоттер.- М.: Прогресс, 1992
  18. Томас А. Харрис Я – хороший. Ты – хороший / А. Харрис Томас. – М.: Соль, 1993
  19. Фадеев М.Ю. Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены / М.Ю. Фадеев, А.А. Голушко. – М.: Эйдос, 1996
  20. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие адаптированные программы для индивидуального обучения детей по физике

Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе V...

Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для индивидуальных (групповых) занятий по русскому языку

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ста...

Программа коррекции индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у подростков обучающихся в школе VII вида. Автор: Ратнер Л.А

Концептуальной основой программы стала концепция «Навыков жизни». Под жизненными навыками понимаются те навыки личностного поведения и межличностного взаимодействия, которые позволяют развивать позити...

Рабочая программа для индивидуальных занятий по английскому языку с одаренными детьми.

Данная рабочая  программа предназначена  для индивидуальных занятий по  английскому  языку с одаренными детьми (практикум по чтению)....

Рабочая программа для индивидуального обучения по литературе, 6 класс, 34 часа (Т.Ф. Курдюмова)

Календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс (34 часа) - индивидуал...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММ «Технология индивидуального жилищного строительства» по предмету «Технология» для 9 и 10 классов Авторская программа учителя, преподавателя те

Данная программа "Технология индивидуального жилищного строительства" охватывает теоретическую и практическую сторону строительства малоэтажных жилых домов. Построение программы ведетс...