Программа для обучающихся старших классов по профилактике конфликтных ситуаций и жестокого обращения среди подростков "Общение без конфликтов"
рабочая программа по психологии

Яковлева Наталья Александровна

Программа направлена на профилактику жестокого обращения и улучшения межличностных отношений среди обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obshenie_bez_konfliktov.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 111

от «01» сентября 2023 г.

Программа

для обучающихся старших классов по

профилактике конфликтных ситуаций и жестокого обращения среди подростков

«Общение без конфликтов»

                                          Разработала:

                                                                             педагог-психолог Яковлева Н.А.

Пояснительная записка

          Нельзя игнорировать факт, что конфликты, агрессия и жестокость среди школьников сегодня встречается не редко. Неблагополучные отношения в семье, психологические отклонения, отсутствие моральных и духовных ценностей ведёт к конфликтности, поведенческим нарушениям, а в дальнейшем к формированию девиантного поведения. В настоящее время возросла численность детей, которые не проявляют познавательных интересов, стремятся к независимости, получению материальных благ любой ценой.

          Причины девиантного поведения обучающихся кроются в отсутствии внимания среди близких, в недостаточном общении, в страхе, тревоге, а также в жестоком обращении со стороны товарищей. Половое созревание  тоже играет немало важную роль в поведении. Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные и даже делинквентные поступки. Чрезмерная самоуверенность  подростков и категоричность сочетается с неуверенностью в своих силах.  Поэтому в школе необходимо проведение профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение агрессивности, тревожности, формирование адекватного поведения, развитие толерантности у обучающихся.

          Особого внимания требуют ученики, которые в силу своих индивидуальных особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в психологической поддержке. К таким детям относятся: агрессивные, гиперактивные, тревожные, импульсивные дети, то есть дети с  расстройствами поведения.

           В связи с этим возникла необходимость разработки программы, способствующей гармонизации личности обучающегося. Актуальность этой программы заключается в том, что она направлена на профилактику жестокого обращения, беспризорности и улучшение межличностных отношений среди сверстников.

          Программа представляет собой поэтапный план деятельности. На первом этапе проводится диагностическое обследование обучающихся с целью выявления личностных особенностей и отклонений в поведении. На этом этапе применяется проективная методика «Несуществующее  животное» и методика «Наша группа».

          На данном этапе проводится также выявление детей группы риска и их семей. Второй этап программы  включает в себя профилактику и коррекцию межличностных отношений обучающихся, взаимодействие с  родителями по вопросам  формирования устойчивых взглядов на воспитание, отношений в семье, разрешения конфликтов.

          С обучающимися предполагается проводить занятия в течение учебного года  2 раза в месяц, с родителями – перед каждыми каникулами, а также по обращению. По завершению работы по программе планируется повторная диагностика с целью определения динамики.

Цель программы: создание безопасных условий для бесконфликтного общения подростков,  развитие благоприятных межличностных отношений, толерантности.

Задачи программы: 

- изучение взаимоотношений в коллективах, выявление лидеров,

  обучающихся склонных к самостоятельному уходу;

- формирование положительных представлений о коллективе, о  нормах

   жизни коллектива;

- развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;  

- развитие понимания чувства и позиции других людей,  умения направлять  

   активность в позитивное русло;

- развитие умения конструктивно разрешать возникающие конфликты;

- проведение профилактики жестокости и насилия среди    

   несовершеннолетних, в семье.

                    Календарно-тематическое планирование

Мероприятия, темы

Методы

Сроки проведения

1

Диагностическое обследование (изучение микроклимата в коллективе или среди отдельных учащихся, учащихся группы риска с помощью диагностических методик: тесты, анкеты, метод наблюдения)

Опрос, наблюдение, тестирование «Наша группа», «Несуществующее животное»

сентябрь

2

Выявление семей, в которых дети могут подвергаться жестокому обращению

Анкетирование, опрос, ознакомление с личными делами, беседы с классными руководителями, посещение семей на дому

сентябрь, октябрь

3

«Умеем ли мы общаться?»

Тренинг 

октябрь

4

«Как избежать конфликта?»

Беседа 

октябрь

5

Профилактическая беседа с родителями на тему: «Методы воспитания, право ребёнка на защиту».

Беседа, с родителями анкетирование

октябрь

6

«Давайте жить дружно»

Тренинг

ноябрь

7

«Выбор за мной»

Беседа

ноябрь

8

Игра «Пустой стул», упр. "Cглаживание конфликтов"

Психокоррекционное упражнение, ролевая игра.

декабрь

9

«Я среди людей»

Тренинг

декабрь

10

«Если в семье конфликт»

Беседа, с родителями, тестирование

декабрь

11

Упр. «Комплементы», игра «Передай эмоцию»

Психокоррекционное упражнение,  игра. (млад. кл.)

январь

12

«Планета толерантности»

Игровой тренинг

январь

13

«Безопасное поведение», тренинг «Компромиссное общение»

Беседа, тренинг

февраль

14

«Установление контакта», тренинг «Я сумею, я смогу»

Тренинг

февраль

15

«Умеем ли мы слушать друг друга», Упр. «Скажи по другому»

Беседа

март

16

Упр. «Невербальный контакт», игра «Пойми меня»

Упражнение, игра

март

17

«Ваш ребёнок взрослеет»

Беседа, с родителями.

март

18

«Это всё моя семья». Рисунок семьи

Рисунок семьи, ролевая игра

апрель

19

Игра «Пойми меня». Беседа «В гостях хорошо, а у нас в школе лучше»

Тренинг, беседа

апрель

20

«Давайте будем добрыми»

Тренинг

май

21

Упр. «Ассоциации», «Я и другие вокруг меня»

Тренинг

май

22

Тренинг «Отношение к жизни позитивное!», диагностическое обследование с целью определения динамики. Методика «Наша группа» О.И. Мотков.

Занятие с детьми и родителями, анкетирование, тестирование (тест «Наша группа»).

май

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической профилактики конфликтных ситуаций

Цель – повышение психологической компетентности тренеров-преподавателей, способствующей созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.Задачи:развитие...

Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...

План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Радуга»

Плансовместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН &la...

План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся на 2018-2019 учебный год

План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» и БУ ХМАО-Югры «КЦСОН &l...

Профилактика конфликтных ситуаций, фактов проявления «буллинга» (травли) в школьном коллективе, недопущения распространения деструктивной идеологии в молодежной среде в МКОУ «Камызякская СОШ №4»

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии современного общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и представители молодого поколения оказываются н...

План совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся

Плансовместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения среди обучающихся...