Программа коррекционной работы с детьми "группы риска" (психолого-педагогической поддержки) "Мы вместе"
рабочая программа по психологии

Яковлева Наталья Александровна

Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, здорового образа жизни, профилактику проблем поведения и социализиции детей "группы риска".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gr_riska_my_vmeste.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ  «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 111

от «01» сентября 2023 г.

Программа

коррекционной работы с детьми «группы риска»

 «Мы вместе»

                                                                                                                        Разработала

педагог-психолог

                                                                                                                            Яковлева Н.А.

Пояснительная записка

  Дети «группы риска» такая категория детей, которых принято называтьтрудновоспитуемыми. Отклонения в поведении таких детей имеет много причин. В основном это связано с недостаточным общением, отсутствием должного внимания со стороны взрослых,с конфликтами, в семье накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят малолетние правонарушители.

      Проблема воспитания детей группы риска одна из самых важных и актуальных в современном обществе. Дети группы риска — это дети, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни подвержены негативным воздействиям со стороны общества или каких-либо криминальных элементов. Всё это может стать причиной дезадаптации несовершеннолетних.

        Основными причинами,  способствующими, попаданию детей в группу риска могут быть:

- пьянство родителей, в связи с этим их асоциальное поведение (воровство, попрошайничество, проституция);

- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;

- жестокое обращение с детьми, оставление малолетних детей одних без

  необходимого питания;

- устройство на квартире родителями притонов;

- лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;

- развращение родителями собственных детей, торговля ими;

- бродяжничество вместе с родителями или без них, отсутствие постоянного места жительства;

- совершение преступления на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

- побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

         В социальной педагогике, психологии, педагогике к данной категории детей относятся дети, испытывающие трудности в учёбе, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации, имеющие психические проблемы. Нельзя исключать факт, что многие из них имеют особенности психического, физического, социального развития, к которым относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении.

        Обучение и воспитание «детей группы риска» целесообразно осуществлять совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом, учителем и, если это понадобится врачом психоневрологом. Только в таком случае работа с детьми будет эффективна.

1.  Актуальность  программы.

   Актуальность данной программы заключается в том, что проблема детей группы риска очень волнует современное общество. Важнейшим приоритетом государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на развитие, защиту и выживание. В связи с этим возникла необходимость в разработке программы, способствующей преодолению проблем во взаимоотношениях, обучении, социализации и адаптации обучающихся «группы риска».

         Работа по профилактике проблем поведения и социализации содержит комплекс мероприятий, которые направлены на развитие коммуникативных навыков,  психолого-педагогическую коррекцию поведения «трудного» ребёнка, развитию адекватной самооценки.   

2. Цель программы:

Способствовать профилактике деструктивного поведения, бродяжничества, развитию адаптации и социализации.

3.Задачи программы:

1.  Осуществление профилактической работы  с целью пропаганды здорового образа жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

2. Проведение комплексной коррекционной работы с обучающимися.

3. Развитие социальной активности, саморегуляции,  сотрудничества, толерантности.

4. Целевая аудитория.

Программа рассчитана для работы с обучающимися с ОВЗ, с отклонением в поведении 12 - 16 лет. Курс рассчитан на 35 мероприятий, по 1 часу в неделю.

5. Планируемые результаты.

1. Уменьшение риска безнадзорности и беспризорности, злоупотребления вредными привычками.

2.  Формирование представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, о нравственности.

3. Формирование навыков адекватного поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками, представлений о моральных ценностях.

        

6.Формы работы: групповая работа, тренинг, беседы, дискуссии, конкурсы,  игры, упражнения, индивидуальные консультации, тесты.

                               7.Психологическое сопровождение.

  1. Тренинговые  занятия.
  2. Индивидуальные консультации.
  3. Диагностические методики:

          - проективные методики «Кактус» Панфиловой;

          - тест на определение самооценки и выявления социально-

             психологического уровня адаптации личности в социальной группе

            «Дерево с человечками»;

          - методика определения школьной мотивации Лускановой;

          - карта психологического обследования личности обучающегося.

                   

8. Примерный перечень мероприятий по работе школы

с  детьми «группы риска»

 1. Выявление детей «группы риска».

 2. Изучение причин социально - педагогической запущенности.

 3. Работа с личными делами детей «группы риска».  

 4. Психологические консультации для обучающихся и их родителей.

 5. Наблюдение и изучение положения подростка в коллективе (наблюдение в повседневной жизни, тесты).

 6. Вовлечение  подростков в общешкольные мероприятия, кружки, секции.

Тематическое планирование по  реализации программы

Мероприятия

Кол-во часов

Месяц

1

Диагностическое обследование: тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных. Методики: «Кактус» Панфиловой, методика «Дерево с человечками» Пономаренко.

2 ч.

сентябрь

2

Исследование адаптации к школе, коммуникативных навыков. Методика определения школьной мотивации Лускановой

1 ч.

сентябрь

3

Занятие «Знакомство». Упражнение «Снежный ком». Установление контакта с обучающимися, освоение нового социального статуса

1 ч.

сентябрь

4

Занятие «Я ученик». Формирование положительной мотивации к обучению в школе

1 ч.

октябрь

5

Гармонизация межличностных отношений. Занятие «Мы команда»

1 ч.

октябрь

6

Занятие «Принимаем себя такими, какие мы есть»

1 ч.

    октябрь

7

Занятие «Учимся общаться». Упр. «Пойми меня»

1 ч.

ноябрь

8

Занятие «Мы  такие разные, но мы едины». Упр. «Мы с тобой похожи тем, что…». Индивидуальная консультация по обращению/по направлению педагога

2 ч.

ноябрь

9

Дискуссия «ЗОЖ – необходимо ли это?»

1 ч.

ноябрь

10

Формирование доверия. Тренинг: «Я и группа»

1 ч.

декабрь

11

Занятие «Искусство культурного общения», «Мы умеем общаться, мальчики и девочки»

1 ч.

декабрь

12

Проведение профилактических бесед с детьми «группы риска»

Темы:

  1. Волшебный ключ к общению
  2. Береги здоровье смолоду
  3. Как избежать конфликта

3 ч.

декабрь

декабрь

январь

13

Игры:

  1. Познавательная игра «Мир вокруг меня»
  2. Развивающая игра «Россия, что мы знаем о ней»
  3. Профилактическая игра «Школа безопасности»

3 ч.

январь

14

Дискуссия «От безответственности до преступления

один шаг»

1 ч.

февраль

15

Круглый стол «Добро в нашей жизни»

1 ч.

февраль

16

Занятие «Конфликт. Пути разрешения»

1 ч.

февраль

17

Профилактическая беседа на тему: «Наше здоровье в наших руках». Акция: «Нет вредным привычкам!»

1 ч.

февраль

18

Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»,  «Как найти свое место в жизни?»

1 ч.

март

19

Классный час с участием  родителей на тему: «Здоровое питание. Памятки для родителей о пользе правильного питания.

1 ч.

март

20

Просмотр видеоролика на тему: «Герои нашего времени». Беседа по результатам просмотра

1 ч.

март

21

Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация документального фильма

1 ч.

март

22

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение детей «группы риска» к участию в спортивном соревновании. Беседа на тему: «Моё здоровье в моих руках»

2 ч.

апрель

23

Тренинг «Учимся понимать друг друга». Упр. «Пойми меня по взгляду, по жесту»

1 ч.

апрель

24

Тест «Ценностные ориентации» Щурковой.

Круглый стол «Моральные ценности»

1 ч.

апрель

25

Занятие «Освобождаемся от ненормативной лексики». Упр. «Обзываемся фруктами и овощами». Снимаем вербальную агрессию в приемлемой игровой форме

1 ч.

апрель

26

Занятие «Рисуем свое настроение,  недовольство» Учимся выплёскивать свой гнев в приемлемой форме

1 ч.

май

27

Занятие «Мой самоконтроль. Познаём себя, внутренний контроль»

1 ч.

май

28

Проведение итогового занятия: «Наши интересы и увлечения».  Консультации родителей.

1 ч.

май

Итого: 35 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы...

Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы

Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...

программа коррекционной работы в основной школе

программа коррекционной работы...

Программа коррекционной работы

Создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков  психическом развитии...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Дети «группы риска» Психолого-педагогический аспект проблемы.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - ...