Урок русского языка в 9 классе«Публичное выступление и доклад» Выполнила :учитель русского языка Мешкова В.Н. МОУ» Филимоновская СОШ»
презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему

oПодлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст правильного поведения гораздо больше, чем нарочито технические приемы. Влияние ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.
o                                          П.  Сопер

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 9 классе «Публичное выступление и доклад» Выполнила :учитель русского языка Мешкова В.Н. МОУ» Филимоновская СОШ»

Слайд 2

Публичное выступление. Доклад Подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст правильного поведения гораздо больше, чем нарочито технические приемы. Влияние ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией. П. Сопер

Слайд 3

Подготовка к публичному выступлению. Как побороть страх перед публичным выступлением. Ораторы, как и спортсмены, нуждаются в собранности перед выступлением. Непрерывная практика публичных выступлений – наилучшее средство против смущения и страха.

Слайд 4

Помочь могут следующие советы: 1. отдать себе отчет в причине страха; никто вас не обидит; ваши слушатели дружески настроены и желают вам только успеха; они понимают стоящие перед вами трудности, особенно в речи перед классом, где вы « из одной команды»,

Слайд 5

2. выступать в полной готовности; у вас будут основания испытывать « беспокойство», если вы наспех, перед самым выступлением, просмотрите свои заметки или внезапно « блеснет идея», в связи с которой вы нацарапаете несколько случайных замечаний на клочке бумаги,

Слайд 6

3. сохранять уверенный вид, он действует на слушателя , если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет уверенность в себе, полезно сделать несколько расслабляющих вздохов перед началом речи, надо быть осмотрительным особенно во вступительных замечаниях, если поддаться первому побуждению -

Слайд 7

Не спешить – ваша нервозность только возрастет, паузы надо делать так часто, как посчитаете нужным, не надо стесняться, если случайно оговорился, слушатели не придадут этому значения, если самим не смутиться,

Слайд 8

4. преодолеть страх перед действием, футболист борется с нервным возбуждением перед началом игры энергичной разминкой, надо действовать подобным же образом: не бояться приступить сразу же к делу, вы только увеличите напряжение, если не разрядите его;

Слайд 9

Придется иметь в виду, что предстоит учиться на опыте и на ошибках, может быть , чувства уверенности и не будет, но энергично произнесенные фразы произведут впечатление на слушателей, препятствия на пути к мощному слову и делу не устранимы без мужественного упражнения воли.

Слайд 10

Приемы подготовки выступлений Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации – разновидность ораторской речи. Выступление должно отличаться ясностью, целеустремленностью, глубиной содержания, оперативностью, информационной насыщенностью, яркостью и доступностью.

Слайд 11

Приемы подготовки выступлений Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, различна обстановка.

Слайд 12

Приемы подготовки выступлений Существуют устойчивые приемы речевой разработки текста выступления. 1. К выступлению обязательно надо подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность подготовки.

Слайд 13

Приемы подготовки выступлений 2.Прежде всего четко сформулировать тему выступления. 3. Определить цель выступления. Чего добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?

Слайд 14

Приемы подготовки выступлений 4.В начале выступления надо сразу же сформулировать основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. Если затягивается изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.

Слайд 15

Приемы подготовки выступлений 5.Определить главную мысль , расчленить ее на отдельные составляющие. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая главной мысли должна представлять отдельную часть выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.

Слайд 16

Приемы подготовки выступления 6. Начинать изложение содержания нужно с самых важных, основополагающих тезисов. На конец нужно оставить второстепенные компоненты. 7. Очень полезно подобрать к каждому тезису необходимую информацию: c татистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов.

Слайд 17

Приемы подготовки выступления 8.Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным: привести цитату, пересказать высказывание, воспроизвести элементы личной беседы. 9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если подкрепить ее примерами.

Слайд 18

Приемы подготовки выступления 10. Приводя аргументы, необходимо расположить таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Самые сильные аргументы ставятся в конце выступления, так как конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

Слайд 19

Приемы подготовки выступления 11. В заключение необходимо оценить непротиворечивость всего текста в целом. Проверить , насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала выступления. Речи выступления должны быть написаны полностью и прочитаны по рукописи, сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и заучивания.

Слайд 20

Информационное обеспечение выступления Необходимо уделять внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления. Заранее подумать о приводимых цифрах: в тексте не должно быть много цифрового материала, это утомляет аудиторию, заслоняет главное.

Слайд 21

Информационное обеспечение выступления Самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Во – первых, ее нужно проверить, сверить ее с оригиналом. Во – вторых, смысл цитаты должен совпадать со смыслом цитируемого отрывка.

Слайд 22

Работа с цитатами В – третьих, по своему объему цитата должна быть достаточной, чтобы ее смысл был самостоятелен и устойчив. Если цитируется малый объем материала. То не следует жалеть времени , чтобы разъяснить аудитории смысл цитируемых слов. Усеченное цитирование – один из способов манипулирования общественным мнением.

Слайд 23

Назначение цитат. Рассчитаны на эмоции Аппелируют к сознанию Опираются на авторитетный источник

Слайд 24

Установление контакта с аудиторией. Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией: запретить говорящему думать о посторонних вещах, сосредоточить внимание на слушателях, внимательно следить за реакцией, убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного, чем выступление,

Слайд 25

Установление контакта с аудиторией. вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы, иметь волевой наступательный настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории, понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие , связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Слайд 27

Речевые действия, помогающие установить и поддерживать контакт. К ним относятся обращение, приветствие, комплимент, прощание. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми довольно часты.

Слайд 28

Назначение речевых действий. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Слайд 29

Метатекстовые конструкции. Метатекст – это слова и предложения, в которых говорится о том, как построена речь, о чем и в какой последовательности выступающий собирается говорить, то есть метатекст – это текст о тексте.

Слайд 30

Значение метатекстовых конструкций в ораторской речи Хороший оратор использует такие метатекстовые конструкции: в начале своего выступления я бы хотел обратить внимание на…, повторим еще раз…, теперь перейдем к вопросу о…, во- первых,…во – вторых, …в заключение хотелось бы сказать…

Слайд 31

Логические аспекты ораторской речи. Быть последовательным в своей речи , не переходить к следующему пункту выступления, пока не закончен предыдущий, начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное, не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении,

Слайд 32

Логичность выступления не повторяться , только если это необходимо, но оговорить это специально, дать понять, что это намеренное повторение, не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса, не отвлекаться на посторонние , не значимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры. В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы.

Слайд 33

Этические качества речи. Отношение оратора к аудитории должно быть доброжелательным и профессиональным. Не должно быть таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее проявлениях( упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия( ложь).

Слайд 34

Этические качества речи. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это не значит, что нужно идти у нее на поводу, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории , как врач к больному.

Слайд 35

Хорошее выступление. Это выступление цельное в ритмико – интонационном отношении.Но внутри него должно быть разнообразие, монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Стилевая манера изложения предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразная интонация.

Слайд 36

Следует доклад обязательно прочитывать вслух, по крайней мере, - проговаривать про себя. Именно интонация, ритм речи подскажут, где переставить слова.

Слайд 37

В заключение хотелось бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления, люди поймут всю прелесть и красоту нашего языка.

Слайд 38

Призыв А.П. Чехова: « Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык – ваша база и ваше профессио- нальное оружие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»

Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»

Продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку, повторить способы образования слов в русском языке....

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....