Программа занятий по формированию эмоциональной стабильности "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"
план-конспект по психологии

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлена программа по формированию у обучающихся эмоциональной стабильности. Программа ориентирована на развитие механизмов самоконтроля за эмоциональными проявлениями у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_emotsionalnoy_stabilnosti.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Принята»                                                                    «Утверждаю»

на педагогическом совете

Протокол  №1                                                                     Руководитель

от «30» августа 2017г.                                                       структурного подразделения

                                                                                            ________________ Н.С. Ржевкина

                                                                                           

Программа

 занятий по формированию эмоциональной стабильности

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

педагога-психолога ГБОУ Школа №854

(отделение для обучающихся с ОВЗ)

Егоровой Тамары Николаевны

Пояснительная записка

   

    Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу ребенка. Важно сформировать у ребенка желание идти путем к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, поступки, поведение.

   Достаточно часто взрослые не понимают, что и почему происходит с подростком при их взаимодействии. Поэтому важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, понять себя, получить некоторые знания о себе.

  Учащиеся коррекционных школ в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, поэтому так велика роль специально организованного обучения и воспитания.

   Нарушение процессов самоконтроля за  эмоциональными проявлениями, склонность к аффективным вспышкам, бурное выражение как позитивных, так и негативных эмоций, не умение выразить собственные чувства, поддерживать в себе положительный эмоциональный настрой является основной особенностью школьников с недостатками интеллекта. В дальнейшем данные особенности препятствуют успешной адаптации учащихся с нарушением интеллекта в социуме.

   Данная программа ориентирована на создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся. Основной целью работы является воспитание у учащихся навыков поведения в обществе, умение контролировать и выражать собственные эмоциональные проявления, адекватно реагировать на поведенческие особенности окружающих, поддерживать в себе положительный эмоциональный настрой.

   Данная программа предназначена для работы с детьми младшего подросткового возраста (школьниками 5-7 классов). Занятия имеют общую  структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных и психофизических особенностей  развития подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе YIII вида, уровня их знаний и умений.

  Программа рассчитана на 10 занятий, проводимых в малых группах (3-4 участника) и направлена на решение следующих задач:

  • повышение самопонимания и понимания  эмоционального состояния других;
  • развитие способности к самоанализу;
  • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других;
  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях;
  • обучение  конструктивным способам управления эмоциональным состоянием;
  • формирование способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние.

  Для решения поставленных задач в программе используются методы психолого-педагогического воздействия и техники:

  • элементы сказкотерапии (анализ сказок);
  • психогимнастика;
  • игры на развитие навыков общения;
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • проективные методы вербального и рисуночного типа;
  • цветомедитация;
  • ролевая игра.

.

  Содержательная часть занятия может незначительно изменяться  в зависимости от эмоционального и психофизического состояния участников, их готовности к восприятию предлагаемого материала. Педагог оставляет за собой право сокращать предлагаемый материал и наоборот добавлять новую информацию.

   

  «Человеку нужно прежде

 всего верить в себя»

Занятие 1.

                  Тема: Знакомство, введение в тематику занятий.

                 Цель: Создание благоприятных условий для работы,  формирование положительной мотивации, проработка эмоциональных переживаний.

Упражнение 1. Разминка  «Счет до 3».

   Упражнение выполняется в парах. Участники считают до 3, по очереди называя цифры. Затем задание усложняется - вместо 2 нужно хлопать в ладоши. Выполняется несколько раз и снова усложняется вместо 1- топаем ногой, выполняется несколько раз и далее вместо 3- говорим «опа».

Упражнение 2. Диагностика эмоционального состояния.

Цель: Оценивание актуального эмоционального состояния.

   Участникам предлагается рассмотреть восемь знаков и выбрать из них один, который больше всего нравится и один, который меньше всего нравится. Далее зачитывается суждение о эмоциональном состоянии участников в данный момент времени. Проводится обсуждение.

Упражнение 3. «Мое настроение».

Цель: Проработка эмоциональных переживаний.

   Участникам предлагается изобразить свое настроение с помощью красок, используя различные цвета. Им необходимо изобразить радугу, при этом совсем необязательно отражать реальность, какая радуга на самом деле.

 Занятие 2.

                  Тема: Релаксационное занятия.

                 Цель: Обучение способам релаксации, снятия напряжения.

                Занятие может проводиться в сенсорной комнате.

Упражнение 1. Разминка   «Здравствуй».

     Участникам предлагается произнести слово «здравствуй» с какой-то определенной интонацией, выражающей то или иное чувство.  

Упражнение 2. «Горячий воздушный шар»

Цель: Обучение способам расслабления, снятия напряжения.

    Участникам предлагается удобно сесть, по возможности и желанию упражнение можно выполнять лежа.

     Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.   Постепенно полностью расслабьтесь. /Расслабьте мышцы лица, шеи, плечи, руки. Тело становится тяжелым, расслаблены ноги. Вам  хорошо и спокойно./

   Вообразите себе гигантский воздушный шар, на утопающем в зелени лугу.

/Пахнет луговыми цветами, спелой земляникой, поют птицы, теплый ветер обдувает Вас/.

   Рассмотрите эту картину как можно подробнее…./пауза/

   Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара… /пауза/. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту.

   Шар постепенно удаляется, превращается в маленькую точку, унося весь груз ваших проблем.

   А теперь постепенно возвращайтесь к нам, открывайте глаза. Поделитесь своими ощущениями.

Упражнение 3. «Дерево».

Цель: Развитие рефлексивных способностей учащихся.

   Участникам предлагается изобразить дерево. Ветки дерева- это ресурсы, корни дерева- это обязанности. Работа выполняется простым карандашом. После выполнения анализ работ: откуда мы черпаем силы, что является нашим ресурсом и чего у нас больше обязанностей или ресурсов.

«Чувства - самая яркая часть

 нашей жизни».

О. Бальзак.

Занятие 3.

                   Тема: Значение эмоций в жизни человека.

                 Цель: Осознание учащимися важности эмоций в жизни человека.

Упражнение 1. Разминка  «Я люблю…»

   Участникам предлагается продолжить предложение «В свободное время я люблю….»

Упражнение 2. «Продолжи предложение»

Цель: Формирование у учащихся представлений о богатстве эмоциональных проявлений.

   Участникам выдаются листочки на которых им необходимо продолжить предложения:

Закончи следующие предложения.

Люди испытывают чувства….

Радости, когда __________________________________________________

Гордости, когда__________________________________________________

Беспокойства, когда______________________________________________

Смущения, когда _________________________________________________

Стыда,  когда ___________________________________________________

   По завершении работы участники по желанию зачитывают свои записи.

Упражнение 3. Работа с притчей Н. Пезешкяна «Легкое лечение».

Цель: Осознание значения переживаемых чувств, эмоций.

   Участникам предлагается прослушать притчу  Н.Пезешкяна «Легкое лечение».

Обсуждение. О чем рассказывает эта история? Почему Авиценне удалось быстро вылечить больного?

Вывод: Переживаемые чувства могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние человека.

Упражнение 4. Рисунок «Чувства полезные и вредные».

Цель: Проективная проработка чувств.

   Участникам предлагается подумать и нарисовать, какие чувства, живущие в них являются вредные, а какие полезные. Рисунок может быть выполнен с помощью символических, условных изображений (солнышки, сердечки, цветочки), после выполнения названия чувств можно подписать.

.

Занятие 4.

                   Тема: Мои эмоции.

                 Цель: Осознание учащимися важности эмоций в жизни человека изучение особенностей их телесных проявлений и внутренних переживаний.

Упражнение 1. Разминка  «Цвет моего настроения».

   Участникам предлагается определить, какого цвета у них сейчас настроение. Запомнить цвет настроения.

Упражнение 2. «Где живут мои эмоции?».

Цель: Ознакомление с особенностями телесного проявления эмоций.

   Участникам предлагается работа с картой «Где живут мои эмоции?».  Участникам необходимо закрасить каким-то одним цветом каждый из домиков. После того как домики раскрасили, участники раскрашивают схематическое изображение человека.

   Данное упражнение имеет диагностическое значение. Необходимо обратить внимание на то, все ли цвета задействованы при раскрашивании домиков, на адекватность подбора цвета. На распределение цветов, обозначающих чувства внутри силуэта человека.

Упражнение 3. «Скульптура»

Цель: Ознакомление с особенностями телесного проявления чувств.

   Каждому участнику предлагается «вылепить» из самого себя скульптуру под названием «БОДРОСТЬ,  УВЕРЕННОСТЬ,  ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ».

Можно потренироваться дома перед зеркалом.

Запомнить позу и мимику. Затем они должны «надевать и носить» эту позу три раза в день, отслеживая возникающие при этом чувства. Особенно важно это делать в самые неподходящие моменты: когда расстроен, рассержен или обижен, и обязательно запоминать или записывать, какое чувство возникает при принятии позы бодрости.

Упражнение 4.  Завершающее «Цветомедитация».

Цель: Расслабление, снятие напряжения.

 «Если твоя жизнь потускнела,

 просто сотри с нее пыль».

А. Экзюпери

Занятие 5.

                  Тема: Чувства полезные и вредные.

                 Цель: Осознание учащимися значимости различных  эмоций в жизни человека.

Упражнение 1. Разминка. Упражнение «Комплимент».

   Участникам предлагается увидеть в другом что-то хорошее, приятное и сказать ему об этом. Сделать комплимент.

Обсуждение: Было ли приятно слышать комплимент? Трудно ли сказать другому человеку комплимент? Зачем нужно это делать.

Упражнение 2. Анализ сказки Т.Зинкевич- Евстегнеевой «Волшебная страна чувств».

Цель: Осознание учащимися вреда и пользы различных эмоций.

   Обсуждение до прослушивания сказки: бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства? Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда? Можно попробовать выписать справа, все те эмоции, которые по мнению участников являются полезными, а слева- приносящие вред. Выясняется, что есть чувства, которые хотят испытывать все люди, а есть такие чувства, как, например, страх, как многие думают, лучше бы вообще его не было.

Прослушивание сказки

Обсуждение того, что произошло с чувствами в сказке и может ли так быть в жизни.

 Упражнение 3. Рисунок «Моя страна чувств».

Цель: Проективная проработка чувств.

   Участникам предлагается изобразить чувства, которые уживаются в них, отразив как именно им это удается. Обсуждение полученных рисунков: удалось ли в рисунке отразить то, как уживаются чувства у каждого участника.

Упражнение 4.  Завершающее «Цветомедитация»

Цель: Расслабление, снятие напряжения.

Занятие 6.

                  Тема: Как управлять своими эмоциями.

                 Цель: Формирование у учащихся способности осознавать свои чувства, обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием.

Упражнение 1. Разминка. Упражнение «Вверх по радуге».

   Ведущий просит участников закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение можно повторить 2-3 раза. Затем еще один раз с открытыми глазами.

Обсуждение: На прошлых занятиях вы узнали, что эмоции бывают положительные и отрицательные, но никогда не бывают абсолютно бесполезными. Вместе с тем существуют эмоции, которые вы хотели бы испытывать часто, а другие - как можно реже. Почему так происходит, что некоторые эмоции хочется по возможности исключить из своей жизни? Что происходит с нами, когда мы испытываем какую- нибудь отрицательную эмоцию?... Правильно, переживая эмоции страха - пугаемся, гнева- злимся.

Упражнение 2. Анализ притчи «Могущественный царь».

Цель: Обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием.

 Обсуждение: «Всегда ли вам приятно, когда вы находитесь во власти отрицательных эмоций? Можно ли с этим что- то сделать?»

   В качестве иллюстрации предлагается послушать притчу об одном могущественном царе, властителе необозримых земель.

   Как-то однажды почувствовал себя царь расстроенным чем-то. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в несчастии оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радости, когда бы я ни бросил на него свой взгляд, печалило».

   И стали мудрецы совещаться, и глубоко задумались. В конце концов, спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел их властелин иметь.

И принесли они кольцо царю своему. И было на нем написано: «Все пройдет». И действительно, кольцо помогало царю, если он был расстроен и прочитывал надпись,  он успокаивался. Но однажды, как не старался царь, кольцо ему не помогало, его печаль не проходила. И тогда, осерчав, он снял кольцо с пальца и бросил его на пол. А когда поднял его, то внутри кольца прочел надпись: «И это тоже!»

Обсуждение. Всегда ли у нас есть возможность и желание ждать пока плохое настроение пройдет само? Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались? Надо ли это делать и если да, то как?

Проводиться обсуждение предложений, которые фиксируются и оформляется памятка «Как управлять эмоциями».

Упражнение3. «Выкинь».

Цель: Обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием.

   Упражнение желательно выполнять стоя. Участникам дается следующая инструкция: «Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок, собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы стало легче».

После выполнения упражнения желающие делятся впечатлениями.

Упражнение 4.  Завершающее «Цветомедитация»

Цель: Расслабление, снятие напряжения.

«Нет победителя сильнее того,

кто сумел победить самого себя».

Г.Бигер.

Занятие 7.

                  Тема: Обида

                 Цель: Формирование способности анализировать чувство обиды и его влияние на взаимоотношения людей, развитие навыков конструктивного избавления от обиды.

Упражнение 1. Разминка. Упражнение  «Моя самооценка».

O  O  O  O  O  O  O

   Участникам предлагается обозначить свое «Я», в одном из кружочков.

Данное упражнение является диагностическим.

Анализ: Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.

Упражнение 2. «Продолжи предложение»

Цель: Осознание причин возникновения обиды.

   Участникам предлагается продолжить предложение: «Люди испытывают чувство обиды, когда…..».

Анализ ответов, хорошо или плохо обижаться. Почему?

Три условия, почему возникает обида:

  • Мои ожидания к другому человеку;
  • Реальное поведение другого человека;
  • Умственная операция происходящая автоматически. Без участия воли и сознания - сравнение.

Упражнение 3. «Алгоритм нейтрализации чувства обиды».

Цель: Развитие навыков конструктивного избавления от обиды.

   Участникам предлагается вспомнить конкретную ситуацию, когда у них возникло чувство обиды и письменно ответить на следующие вопросы:

  1. Как должен вести себя человек, чтобы я на него не обиделся?
  2. Откуда взялись мои ожидания?
  3. Как реально повел себя человек в этой ситуации?
  4. Насколько реалистичными или не реалистичными оказались мои ожидания к этому человеку? (насколько реально было то, что я ожидал от него).
  5. А знал ли он о моих ожиданиях?
  6. Почему он так себя повел?
  7. Принимаю ли я, признаю ли я этого человека таким каким он оказался в этой ситуации?
  8. Если «нет», то попробовать ощутить, где эта обида находится в теле.
  9. Приняв человека простить его.

Второй вариант третьего упражнения.

Упражнение 3. «Копилка обид»

   Каждый участник на отдельном листочке рисует «копилку». В нее нужно поместить (записать) все обиды, которые были пережиты до сегодняшнего дня.

Обсуждение. Что делать с этой копилкой?

   Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе - как одной из самых плохих привычек. Решается совместно, что можно сделать с копилкой: разорвать все листочки, выбросить в мусор, хорошо бы сжечь и т.д.

   А что делать с «текущими» обидами?

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя, но не является решением проблем, равно как и реванш, месть и т.д. Придумываются различные варианты того, что можно делать с обидой и обидчиком. Ведущим поддерживаются наиболее конструктивные предложения типа:

  • записать обиду, а потом рвать листочек;
  • выбросить в мусорное ведро со словами «эта обида мне больше не нужна»;
  • мысленно отправить обиду в небо (или пустить по ветру, воде) следя за тем, как по мере удаления она становится все меньше и меньше;
  • нарисовать карикатуру на обидчика;
  • написать письмо обидчику;
  • не обращать внимания, игнорировать и др.

   Участникам задается вопрос: а как относиться в дальнейшем к обидчику? Ведущий подчеркивает бесцельность реакций на обиду типа: «Они все пожалеют», «Наказать обидчика» и т.д.

Делается вывод, что лучше всего следовать в жизни афоризму:

«Слабые не умеют прощать, способность прощать - качество, присущее сильным».

   Ведущий предлагает каждому участнику попробовать простить того человека, который его обижает: «Надо постараться отделить личность человека от поступка, ведь все люди могут ошибаться и совершать глупые поступки, которые могут обидеть других людей». Участники говорят шепотом или про себя: «Я прощаю того, кто меня обидел».

Упражнение 4.  Завершающее «Цветомедитация»

Цель: Расслабление, снятие напряжения.

Занятие 8.

                  Тема: Страх

                 Цель: Формирование способности анализировать чувство страха, развивать умение справляться с чувством страха.

Упражнение 1. Разминка. Объясни выражение.

   Участникам предлагается объяснить как они понимают выражение «у страха глаза велики»

Упражнение 2. Знакомство с притчей «Чума».

Цель: Формирование способности анализировать чувство страха.

   Участникам предлагается прослушать и обсудить притчу «Чума».

«Куда ты идешь?»- спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек!». Через несколько  дней тот же человек снова повстречал Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а умерло пятьдесят тысяч!»- упрекнул он ее. «Нет, - возразила она,- я погубила только пять тысяч. Остальные умерли от страха».

Обсуждение как участники поняли данную притчу.

Упражнение 3. Опросник страхов  А.И. Захарова

Цель: Определение собственного уровня страхов.  

Участникам предлагается ответить на вопросы опросника с целью определения собственного уровня страха. После ответов  подсчитать результаты и обсудить индивидуально с каждым участником его показатели.

Упражнение 4. Как справиться со страхом.

Цель: Проективная проработка страхов.

   Участникам предлагается вспомнить себя, когда они испытывали чувство страха и подумать: что помогло справиться со страхом.

Полученные результаты обобщаются и составляется памятка : «Способы борьбы со страхом».

  • Лечь поспать.
  • Устранить причину (узнать то, что неизвестно и т.д.).
  • Послушать музыку.
  • Поделиться с другом или родителями.
  • Посмотреть ситуацию по принципу «А чего конкретно я боюсь в ней?» и т.д.

Упражнение 5.  Завершающее «Цветомедитация»

Цель: Расслабление, снятие напряжения.

Занятие 9.

                  Тема: Уверенность в себе- залог успеха в жизни.

                 Цель: Формирование  у учащихся способности концентрации сил и внимания для достижения уверенности в себе, осознание своих достижений, развитие навыков уверенного поведения.

Упражнение 1. Разминка. Упражнение «Здравствуйте».

   Участникам предлагается произнести слово «здравствуйте» уверенным и неуверенным тоном.

Обсуждение. Нужна ли человеку уверенность в себе?

Упражнение 2. Диагностический тест «Насколько я уверен в себе».

Цель: Самодиагностика уверенности в себе.

   Участникам предлагается оценить свою уверенность в себе в различных жизненных ситуациях. Крайняя точка слева означает абсолютную неуверенность, а крайняя справа- очень сильную уверенность в каждой конкретной ситуации.

Общение с друзьями     ____________________________________________

Ответ на уроке           _____________________________________________

Занятие любимым делом __________________________________________

Общение с незнакомыми людьми ____________________________________

Общение с учителями  ____________________________________________

   Сначала на каждой из этих линий участники ставят значок «Х», который показывает, где они находятся сейчас, каков их уровень уверенности в каждой из ситуаций, а после значком «()» отмечают то место, где они хотели бы находиться, как бы им хотелось, чтобы у них была развита уверенность.

Обсуждение полученных результатов.

Упражнение 3.Анализ притчи «О двух лягушках».

Цель: Развитие самоанализа, навыков уверенного поведения.

Две лягушки упали в погреб и попали в банку со сметаной. Одна, убедившись, что выбраться невозможно, прекратила сопротивление и погибла. Другая лягушка продолжала прыгать и биться, хотя все движения казались бессмысленными. Но в конце концов сметана под ударом лягушачьих лап загустела, превратилась в комок масла. Лягушка влезла на него и выпрыгнула из банки.

   Обсуждение. В чем смысл притчи?

Упражнение 4. «Копилка моих успехов, хороших поступков».

Цель: Осознание своих достижений, развитие навыков уверенного поведения.

   Участникам предлагается мысленно вспомнить все хорошее, что они совершили за последнее время. Возможно, они выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили длинное-предлинное стихотворение, получили отличную оценку, помогли в чем-то родителям и др. Необходимо из всего перечня выбрать три поступка, которыми особенно гордишься, и записать их.

   После того как ребята зафиксируют свои достижения, каждый должен обязательно похвалить себя за них. Можно написать похвалу под достижениями. Например: «Андрей, ты молодей!», «Маша, ты умница!» и др.

Упражнение 5.  Завершающее «Цветомедитация»

Цель: Расслабление, снятие напряжения.

Занятие 10.

                  Тема: Подведение итогов занятий.

                 Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний и умений.

Упражнение 1. «Подари улыбку».

Ведущий благодарит всех ребят за их старание, дружбу, помощь и хорошие советы. Ребятам предлагается сказать несколько добрых слов в адрес друг друга, может быть поблагодарить за что-то конкретного участника. Выразить собственное мнение о занятиях.

Упражнение 2.Песочная терапия «Я и мир вокруг меня».

Цель: Анализ полученных знаний.

Участникам предлагается с помощью песочниц и песка, мелких игрушек изобразить мир, который его окружает.

Беседа по работе на песке:

  • Объяснение сюжета.
  • Что нравится?
  • Что не нравится?
  • Что хотелось бы изменить? Почему? Как это можно сделать?

Упражнение 3. Вручение сертификатов.

Цель: Подведение итога занятий.

Ведущий награждает ребят дипломами- сертификатами «Я умею владеть собой», давая каждому напутствия, высказывая пожелания.

   Можно как итоговую использовать методику «Личная шкала проявлений тревоги» (книга «Психодиагностика эмоциональной сферы личности» М.; 2006 стр.131.)

Литература

  1. Гущина Т.Н. Я и мои ценности… Тренинговые занятия для развития социальных навыков у старшеклассников. – М., 2008.
  2. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М.; 1989.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. –М., 1990.
  4. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.; 2007.
  5. Микляева А.В. Программа уроков психологии:
  1. Я -подросток. Мир эмоций.  СПб., 2003.

  1. Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно- методическое пособие.- СПб., 2006.
  2. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Практическое пособие / авт-сост. Г.А. Шалимова М.; 2006.
  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения, коррекционные программы.- Ярославль 2004.
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. -М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1.     Познакоми...

Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."

Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...

Занятие для формирования эмоционально-волевой сферы

Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения...

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы. 3-4 класс.

Календарно-тематический план коррекционных занятийпо формированию эмоционально-волевой сферы (3-4 класс)...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста "Я учусь владеть собой"

На основе программы, разработанной кандидатом психологических наук Н.П. Слободяник и программы коррекционно-развивающих занятий Е.Д. Шваб, мной создана оригинальная разработка, соответствующая требова...

Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты

Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...