Застенчивый ребенок
консультация по психологии на тему

Гребнева Вера Юрьевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zastenchivyy_rebenok.kak_pomoch.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И ЗАМКНУТОСТЬ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Застенчивость и замкнутость — личностные особенности, характерные для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эти черты можно назвать одной из наиболее распространенных причин, затрудняющих общение. Как и многие другие качества личности, эти формируются в детском возрасте и часто сохраняются на протяжении всей жизни, мешая человеку свободно и спокойно устанавливать контакты с другими людьми, вступать в коммуникативное взаимодействие с ними. Давайте попробуем разобраться, что же такое застенчивость и замкнутость, почему они появляются, какие последствия для развития ребенка могут за собой повлечь. Быть застенчивым — значит бояться общения. Застенчивость бывает как избирательной, когда ребенок испытывает страх только перед определенным человеком, который может быть в чем-то сильнее и умнее его (учитель, незнакомый взрослый, старшие дети), так и тотальной, когда ребенок испытывает трудности в установлении контакта практически со всеми людьми, независимо от их возраста и пола. Откуда же берется застенчивость? Как правило, она формируется на основе опыта неудачного взаимодействия ребенка в прошлом. В этом случае ребенок испытывает страх, потому что не знает, как наладить контакт, не владеет способами эффективного общения и поэтому боится его. Он может чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывать постоянную тревогу по поводу своих действий. «А правильно ли сделаю, если поступлю так? А может быть, лучше сделать по-другому?» — думает застенчивый ребенок. Он испытывает неуверенность в собственной состоятельности и правильности своих действий. Ощущение собственной неумелости и неловкости в общении ведет к недооцениванию себя, а иногда и к самоунижению. Застенчивый ребенок воспринимает себя слабым, не­умелым, неспособным, жалким. Он хочет общаться, но не знает, как это делать, а может быть, даже и знает, но не умеет использовать свои навыки. Но давайте подумаем, действительно ли застенчивые дети менее симпатичные или менее способные, или просто они ощущают себя такими? А может быть, мы, взрослые, сами воспринимаем такого ребенка слабым и неумелым, не давая ему возможности показать себя и тем самым еще больше занижаем его самооценку? Наверное, стоит дать ребенку возможность проявить себя, прежде всего в том, что у него лучше всего получается. Это придаст малышу уверенности в себе, и, возможно, он станет более свободным в общении с другими людьми. В отличие от застенчивых, замкнутые дети не только не знают, но и не хотят общаться. Выделены три «кита», лежащих в основе способности к общению. Это мотивация («Я хочу общаться»), знания («Я знаю, как общаться») и умения («Я умею общаться»). Если у застенчивого ребенка недостаточно сформированы знания и умения, то у замкнутого ребенка нарушена мотивационная основа общения — он просто не хочет взаимодействовать с другими. В этом различии психологических особенностей общения застенчивых и замкнутых детей и кроется секрет возможностей коррекции этих качеств. При работе с застенчивыми и замкнутыми детьми важно не только сформировать у ребенка недостающие умения и навыки и научить детей не бояться использовать их в реальной жизни, но и формировать само желание общаться. Последствия застенчивости и замкнутости могут быть удручающими: эти качества становятся препятствием к тому, чтобы встречаться с новы­ми людьми, заводить новых друзей и получать удовольствие от общения с ними; они удерживают человека от возможности выражения своего мнения и отстаивания своих прав; замкнутость и застенчивость не дают возможности другим людям оценить достоинства ребенка; они усугубляют его чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении; мешают ясно мыслить и эффективно общаться; как правило, замкнутость и застенчивость сопровождаются негативными переживаниями одиночества, тревоги и могут даже привести к развитию депрессии. Иногда застенчивость и замкнутость ребенка с возрастом проходят сами собой, но, к сожалению, такое счастливое преодоление этих качеств встречается достаточно редко. Большинству детей все-таки необходима помощь со стороны взрослых. Работа по преодолению замкнутости и застенчивости достаточно сложна и занимает много времени. Чудес не бывает, и вряд ли нам с вами удастся преодолеть эти качества за неделю или за месяц, вряд ли они исчезнут сразу, как по мановению «волшебной палочки». Однако задача эта вполне выполнимая, но решать ее надо совместными усилиями всех взрослых, которые взаимодействуют с ребенком: родителям, учителям, психологам. Коррекционная работа должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых особой осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых в их внутренний мир совсем не так, как мы от них ожидаем. Особая тактичность по отношению к таким детям требуется и от учителей. В классе, в присутствии других детей, неуверенность ребенка возрастает, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия. Хотелось бы отметить, что работу по устранению замкнутости и застенчивости желательно начинать с самого раннего возраста. Чем раньше мы будем пытаться преодолеть эти качества, тем лучше, поскольку с возрастом у ребенка формируется стереотип застенчивого поведения, которое закрепляется и трудно поддается изменениям. Человек начинает отдавать себе отчет в своем «недостатке», и это очень осложняет коррекционную работу, поскольку в этом случае он фиксирует внимание на особенностях своего характера, неумении и нежелании общаться, что не дает возможности для проявления свободы и экспрессии в его поведении.

Несколько советов, которые помогут вам, дорогие родители и учителя, строить свои взаимоотношения с замкнутыми и застенчивыми детьми.

 - Расширяйте круг общения вашего ребенка: чаще приглашайте к себе друзей с детьми, берите ребенка в гости к хорошо знакомым ему людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам и уверенно чувствовать себя в незнакомой обстановке.

- Постоянно подчеркивайте преимущества и полезность общения с другими людьми, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с другим человеком.

- Будьте тактичны по отношению к своему ребенку, не заставляйте его разговаривать с человеком, если он не хочет этого. Лучше постарайтесь показать ему, что этот человек не несет никакой угрозы, и сама атмосфера общения с ним является спокойной и раскрепощенной.

- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами. Не старайтесь взять на себя все дела и обязанности по дому, предупреждать возможные затруднения. Дайте ребенку определенную, доступную его возрасту меру свободы и открытости действий.

- Укрепляйте у ребенка уверенность в своих силах, чаще хвалите его, поощряйте даже малейшее улучшение. Похвала и внимание — лучшие способы сформировать желание сделать что-то в будущем еще лучше.

- Привлекайте ребенка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребенка с «чужими» взрослыми, попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке нужную книгу. В некоторых случаях вы можете изобразить собственную некомпетентность, стимулируя тем самым обращение ребенка с просьбой или вопросом к другому, постороннему человеку. При этом старайтесь находиться рядом с ребенком, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

- Действуйте постепенно, не ускоряйте естественный ход развития событий. Старайтесь, чтобы ребенок сначала обращался с просьбами к знакомым людям, и постепенно расширяйте область его «вынужденных» контактов (в магазине, в школе, в библиотеке и т. п.).

 - Старайтесь, чтобы ребенок получал как можно больше ярких и запоминающихся впечатлений от взаимодействия с другими людьми. Организуйте совместный с друзьями выход в цирк, театр, музей, постарайтесь, чтобы после этого ваш ребенок поделился с окружающими впе­чатлением от увиденного.

 - Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.

- Если вы увидите, что, несмотря на все ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам, которые профессионально помогу вам разрешить имеющиеся проблемы и трудности.

Итак, давайте наберемся терпения и подготовимся к длительной работе, которая будет идти постоянно, в ходе вашего ежедневного общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар педагогов Тема: Помогите ребенку преодолеть застенчивость

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности. Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из‑за этого и не желают так...

Как помочь застенчивому ребенку поверить в себя

Как помочь застенчивому ребенку поверить в себя...

Памятка для родителей "Как себя нужно вести если у вас застенчивый ребенок"

Памятка  для родителей "Как себя нужно вести если у вас застенчивый ребенок"...

Застенчивый ребенок

Застенчивый ребенок требует особого воспитания!...

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ

● Быть очень деликатным с ним. ● Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность. ● Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя...

Мастер класс для родителей по теме: «Застенчивый ребенок с ОВЗ. Как преодолеть детскую застенчивость»

Застенчивость является весьма распространенным явлением, как показывают современные исследования - более половины жителей планеты испытывают подобные трудности. Застенчивость – это возникно...

Памятка " У вас застенчивый ребенок? "

Рекомендации родителям застенчивых детей...