Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
рабочая программа по психологии на тему

Савельева Светлана Анатольевна

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

Утверждено                                                                                Согласовано  

Педсоветом                                                                                Зам. директора по ВР                    

Протокол №    от                                                                        

Директор школы

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы)

«Развивайка - 1»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в соответствии с требованиями

ФГОС О УО (ИН)

Составитель: педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Савельева С.А.

Пояснительная записка

  Программа «Развивайка-1» составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей и психолого-возрастных особенностей учащихся 1 класса школы-интерната VIII вида. Она является частью программы «Развивайка», состоящей из 4 программ для каждого года обучения в начальной школе.

В силу основного диагноза, учащиеся школы-интерната характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчётливо обнаруживается, в том числе, в познавательной сфере. Они не могут  самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию, в значительно меньшей степени проявляют познавательную активность и имеют низкий уровень сформированности  различных сторон познавательной деятельности. Но при правильной  организации для таких детей учебно-воспитательного процесса, их развитие представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения, в том числе, и в познавательную деятельность.

Существуют два направления современных методов воздействия на познавательную сферу детей с отклонениями в психическом развитии: когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний, развитие ВПФ; методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы. Системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребёнка является оптимальным методом, так как когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Поэтому целесообразно  в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает обращение к таким психическим функциям как восприятие, память, эмоциональной сфере, процессам саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и т.д.

Актуальность

Настоящая программа направлена на работу с проблемами, актуальными на данном возрастном этапе  (начало обучения в школе) у данного контингента учащихся (учащихся с интеллектуальными нарушениями).

Цель программы: формирование нейропсихологического пространства проблемного ребенка.

Задачи:

  • развивать высшие психические функции учащихся с ОВЗ;
  • активизировать функции подкорковых образований мозга;
  • регулировать общий энергетический фон, на котором развиваются все психические функции;
  • развивать межполушарное взаимодействие;
  • развивать регуляцию, программирование и контроль в процессе  психической деятельности.

Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А. Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза». При реализации программы использовались кинезиологические  упражнения, телесно-ориентированные психотехники; упражнения из «Метода замещающего онтогенеза» Б.А Архипова, A.B. Семенович, «Программы нейропсихологического сопровождения развития детей» по методу замещающего онтогенеза В.С Колгановой, Е.В. Пивоваровой;  «Гимнастики мозга» П. Деннисона и других.

Основные принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих, т.е. цели и задачи коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

2.   Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3.  Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и   признание  бесспорного   факта   уникальности   и   неповторимости   конкретного  пути развития   личности   -   с   другой.  

5.  Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

6.  Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

7.  Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности, доступном конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

8.  Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

9.  Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

  1. Соотнесение актуального статуса ребёнка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов; воспроизведение тех участков его онтогенеза, которые по каким-либо причинам не были эффективно освоены. Основополагающий принцип в методе замещающего онтогенеза. 

Реализация программы

Данная программа рассчитана на специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психическом развитии.

Она реализуется в течение учебного года и состоит из 33 занятий (по 1 занятию в неделю). Работа осуществляется в рамках групповых занятий, а также предусмотрены занятия в малой группе или индивидуальные (в зависимости от количества детей, которым необходима дополнительная отработка упражнений)

Время занятия 40 минут. Оптимальное число участников группы до 12 человек; возраст: 7—9 лет.

Структура занятий:

  1. Приветствие (с мячом) - 1 - 2 минуты
  2. Основная часть:
  1. растяжка — 7 минут;
  2. дыхательные упражнения — 7 минут;
  3. глазодвигательные упражнения — 7 минут;
  4. упражнения двигательного репертуара — 7 минут;

-------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. упражнения на развитие пространственных представлений - 7 минут;
  2. упражнения для развития мелкой моторики рук и межполушарное взаимодействие — 7 минут;
  3. упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы — 7 минут.
  1. Рефлексия - 1 - 2 минуты
  2. Расставание (с мячом) - 1 - 2 минуты

Упражнения 1) - 4) основной части включаются в каждое занятие, причём каждое из упражнений повторяется на протяжении трёх занятий. Упражнения 5) - 7) чередуются: на каждом занятии проводится по одному из них, причём каждое из упражнений 5), 6) повторяется на протяжении двух занятий, каждое из упражнений 7) проводится только на одном занятии. Кроме того, упражнение «Тоннель» является аналогией рождения и  выполняется на трёх первых занятиях для активизации работы стволовых структур мозга. Дальнейший подбор упражнений соответствует стадиям онтогенеза ребенка. Например, упражнения 1) - 4) основной части занятий подобраны исходя из правильной последовательности двигательного развития ребёнка: сначала - в положении лежа на спине или животе; потом - в положении сидя; далее - ползая на животе, далее - на спине или на четвереньках; потом - стоя. Данная последовательность прослеживается на протяжении 4 программ для каждого года обучения в начальной школе. В 1 классе предусмотрено освоение упражнений в положении лёжа на спине или животе, в положении сидя, ползая на животе или спине.

В процессе работы по программе на протяжении 4 лет доля двигательных и телесных методов постепенно уменьшается, при этом увеличивается доля когнитивных методов воздействия на познавательную сферу детей с отклонениями в психическом развитии.

В процессе реализации программы предусмотрены диагностические занятия (нейродиагностика): первоначальная диагностика и итоговая диагностика (каждая по 2 занятия). На этих занятиях основная часть включает выполнение диагностических заданий.

Занятия в малой группе по дополнительной отработке упражнений (каждое четвёртое занятие) важны, т.к. эффект достигается только при правильном выполнении упражнений, что для некоторых детей может потребовать больше времени. Структура данных занятий соответствует структуре соответствующих групповых занятий.

В целях поддержания мотивации к работе предусмотрено оформление «Экрана достижений» со списком учащихся. На каждом занятии на этапе рефлексии определяются учащиеся, которые справились с упражнениями лучше других (или больше старались) и напротив их фамилии рисуется звезда. Регулярно подводятся промежуточные итоги, а на последнем занятии - окончательные итоги с вручением призов победителям. Кроме того, учащимся, которые хорошо справляются с упражнениями, предоставляется возможность демонстрировать другим правильное выполнение, а также оказывать помощь и контролировать выполнение упражнений другими детьми.

Планируемые результаты

Положительная динамика уровня развития познавательной сферы проблемного ребёнка на основании результатов повторной диагностики (увеличение количества набранных баллов по сравнению с результатами первоначальной диагностики).

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.

3. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. М., 1992.

4.Воробьева В.А., Иванова H.A., Сафронова Е.В., Семенович A.B., Серова Л.И. Комплексная нсйропсихологичсская коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.

5.Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте». СПб.: Питер, 2008.

6. Ковалько  В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной  школе. М.: Вако, 2004. 

7.«Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы», авт.-сост. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. - Генезис, 2012.

8.Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте». - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

9.  Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Айрис, 2007. 

10. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. 

11. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010. 

12.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Творческий Центр СФЕРА, 2003.

13. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2002. 

14. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2007. 


Тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Нейродиагностика

4

 - первоначальная

2

 - итоговая

2

2

Нейрокоррекционные занятия (групповые)

22

3

Занятия по дополнительной отработке упражнений (в малой группе или индивидуально)

7

Занятий по плану:

33


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Планируемые результаты

Материалы и оборудование

пл

фак

Должны знать

Должны уметь

1

Занятие 1

(первоначальная нейродиагностика)

Правила поведения на занятиях

Выполнять ритуал приветствия и расставания (с мячом)

Мяч, бланки с диагностическими заданиями на каждого ребёнка, ручки (простые карандаши) на каждого ребёнка.

2

Занятие 2

(первоначальная нейродиагностика)

Правила поведения на занятиях

Выполнять ритуал приветствия и расставания (с мячом)

Мяч, бланки с диагностическими заданиями на каждого ребёнка, ручки (простые карандаши) на каждого ребёнка.

3

Занятие 3

(упр. 0, 1, 2, 3, 4, 5)

Правую и левую сторону, названия частей тела

Выполнять упражнение «Тоннель», растяжку «Струночка», дыхательное упражнение «Вдох - выдох», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Лодочка», упражнение на развитие пространственных представлений «Прикосновение»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, стулья.

4

Занятие 4

(упр. 0, 1, 2, 3, 4, 6)

Правую и левую сторону

Выполнять упражнение «Тоннель», растяжку «Струночка», дыхательное упражнение «Вдох - выдох», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Лодочка», упражнение для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия. «Колечко»

Мяч, ковёр (маты), маленькая яркая игрушка, красная резинка для каждого ребёнка, фото- и видео- инструкции упражнения «Колечко», ноутбук, экран, колонки, стулья

5

Занятие 5

(упр. 0, 1, 2, 3, 4, 7)

Своё имя, имена одноклассников, правую и левую сторону

Выполнять упражнение «Тоннель», растяжку «Струночка», дыхательное упражнение «Вдох - выдох», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Лодочка», коммуникативное упражнение «Имя»

Мяч, ковёр (маты), маленькая яркая игрушка, красная резинка для каждого ребёнка, стулья.

6

Занятие 6 (дополнительная отработка упражнений занятий 3 - 5)

См. занятия  3 - 5.

См. занятия  3 - 5.

См. занятия  3 - 5.

7

Занятие 7

(упр. 1, 2, 3, 4, 5)

Правую и левую сторону, названия частей тела

Выполнять растяжку «Кобра», дыхательное упражнение «Вдох - надуть живот, выдох - втянуть живот», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Велосипед», упражнение на развитие пространственных представлений «Прикосновение»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка.

8

Занятие 8

(упр. 1, 2, 3, 4, 6)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Кобра», дыхательное упражнение «Вдох - надуть живот, выдох - втянуть живот», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Велосипед», упражнение для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия. «Колечко»

Мяч, ковёр (маты), маленькая яркая игрушка, красная резинка для каждого ребёнка, фото- и видео- инструкции упражнения «Колечко», ноутбук, экран, колонки.

9

Занятие 9

(упр. 1, 2, 3, 4, 7)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Кобра», дыхательное упражнение «Вдох - надуть живот, выдох - втянуть живот», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Велосипед», релаксацию «Огонь и лёд»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка.

10

Занятие 10 (дополнительная отработка упражнений занятий 7 - 9)

См. занятия  7 - 9.

См. занятия   7 - 9.

См. занятия  7 - 9.

11

Занятие 11

(упр. 1, 2, 3, 4, 5)

Понятия «выше», «ниже», названия частей тела, правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Звезда», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Короткое брёвнышко», упражнение на развитие пространственных представлений «Выше - ниже»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка, зеркало.

12

Занятие 12

(упр. 1, 2, 3, 4, 6)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Звезда», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Короткое брёвнышко», упражнение для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия «Кулак - ребро - ладонь»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка, фото- и видео- инструкции упражнения «Кулак - ребро - ладонь», ноутбук, экран, колонки.

13

Занятие 13

(упр. 1, 2, 3, 4, 7)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Звезда», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Короткое брёвнышко», упражнение на развитие коммуникативной сферы  «Мост дружбы»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка,

14

Занятие 14 (дополнительная отработка упражнений занятий 11 -13)

См. занятия  11 - 13.

См. занятия  11 - 13.

См. занятия  11 - 13.

15

Занятие 15

(упр. 1, 2, 3, 4, 5)

Понятия «выше», «ниже», названия частей тела, правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Лягушка», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки и ноги», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Длинное брёвнышко», упражнение на развитие пространственных представлений «Выше - ниже»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка, зеркало.

16

Занятие 16

(упр. 1, 2, 3, 4, 6)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Лягушка», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки и ноги», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Длинное брёвнышко», упражнение для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия «Кулак - ребро - ладонь»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка, фото- и видео- инструкции упражнения «Кулак - ребро - ладонь», ноутбук, экран, колонки.

17

Занятие 17

(упр. 1, 2, 3, 4, 7)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Лягушка», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки и ноги», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Длинное брёвнышко», упражнения на развитие когнитивной сферы  «Корректурная проба»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка, по 3 бланка «Корректурной пробы» (с фигурами) на каждого ребёнка, ручки, карандаши.

18

Занятие 18 (дополнительная отработка упражнений занятий 15 -17)

См. занятия  15 - 17.

См. занятия  15 - 17.

См. занятия  15 - 17.

19

Занятие 19

(упр. 1, 2, 3, 4, 5)

Понятия «выше», «ниже», «вперёд», «назад», названия частей тела, правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 1», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки и ноги», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Лодочка. Покачивание на волнах», упражнение на развитие пространственных представлений «Запомни и покажи»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка.

20

Занятие 20

(упр. 1, 2, 3, 4, 6)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 1», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки и ноги», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Лодочка. Покачивание на волнах», упражнения для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия «Рисование двумя руками»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, по 2 ручки (карандаша, фломастера) на каждого ребёнка, тетради, маленькая яркая игрушка.

21

Занятие 21

(упр. 1, 2, 3, 4, 7)

Правую и левую сторону, названия частей тела

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 1», дыхательное упражнение «На вдохе подъём руки и ноги», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Лодочка. Покачивание на волнах», релаксацию «Росток»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка.

22

Занятие 22 (дополнительная отработка упражнений занятий 19 -21)

См. занятия  19 - 21.

См. занятия  19 - 21.

См. занятия  19 - 21.

23

Занятие 23

(упр. 1, 2, 3, 4, 5)

Понятия «выше», «ниже», «вперёд», «назад», названия частей тела, правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 2», дыхательное упражнение «Дыхание с задержкой на счёт раз-два-три», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Качалочка», упражнение на развитие пространственных представлений «Запомни и покажи»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка.

24

Занятие 24

(упр. 1, 2, 3, 4, 6)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 2», дыхательное упражнение «Дыхание с задержкой на счёт раз-два-три», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Качалочка», упражнения для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия «Рисование двумя руками»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, по 2 ручки (карандаша, фломастера) на каждого ребёнка, тетради, маленькая яркая игрушка.

25

Занятие 25

(упр. 1, 2, 3, 4, 7)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 2», дыхательное упражнение «Дыхание с задержкой на счёт раз-два-три», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Качалочка», упражнение на развитие коммуникативной сферы  «Тень»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка.

26

Занятие 26 (дополнительная отработка упражнений занятий 23 - 25)

См. занятия  23 - 25.

См. занятия  23 - 25.

См. занятия  23 - 25.

27

Занятие 27

(упр. 1, 2, 3, 4, 5)

Правую и левую сторону, понятия «сзади», «спереди»

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 3», дыхательное упражнение «Дыхание с задержкой на счёт раз-два-три-четыре с поднятием руки на вдохе», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно», упражнение на развитие пространственных представлений «Сзади-спереди»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка, зеркало.

28

Занятие 28

(упр. 1,2, 3. 4, 6)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 3», дыхательное упражнение «Дыхание с задержкой на счёт раз-два-три-четыре с поднятием руки на вдохе», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно», упражнения для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия «Лезгинка»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка, фото- и видео- инструкции упражнения «Лезгинка», ноутбук, экран, колонки.

29

Занятие 29

(упр. 1, 2, 3, 4, 7)

Правую и левую сторону

Выполнять растяжку «Мышкин мостик - 2», дыхательное упражнение «Дыхание с задержкой на счёт раз-два-три», глазодвигательное упражнение, упражнение двигательного репертуара «Качалочка», упражнение на развитие когнитивной сферы  «Запомни и нарисуй»

Мяч, ковёр (маты), красная резинка для каждого ребёнка, маленькая яркая игрушка; тетради, ручки  (карандаши) для каждого ребёнка, наборы карточек с графическими изображениями.

30

Занятие 30 (дополнительная отработка упражнений занятий 27 -29)

См. занятия  27 - 29.

См. занятия  27 - 29.

См. занятия  27 - 29.

31

Занятие 31 (итоговая нейродиагностика)

Мяч, бланки с диагностическими заданиями на каждого ребёнка, ручки (простые карандаши) на каждого ребёнка.

32

Занятие 32 (итоговая нейродиагностика)

Мяч, бланки с диагностическими заданиями на каждого ребёнка, ручки (простые карандаши) на каждого ребёнка.

33

Занятие 33 (подведение итогов работы по программе)

Оценивать свою работу на занятиях

Экран достижений

Занятий по плану: 33

Проведено фактически:


Конспекты занятий (примеры)

Занятие 3

  1. Приветствие (с мячом).

  1. Основная часть.

Упражнение «Тоннель»

Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Можно построить тоннель из стульев.

Растяжка «Струночка» (линейные растяжки)

Упражнение выполняется лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки лежат на полу над головой. Ноги прямые, не перекрещены (немного раздвинуты).

Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т.д.

Затем психолог берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно) - 3 раза, затем другую руку - 3 раза. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно - по 3 раза. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, ноги расслаблены (3 раза), двумя ногами, руки расслаблены (3 раза). Затем — правой (рука, бок, нога) - 3 раза,  и левой стороной тела - 3 раза (при этом противоположные рука, бок, нога расслаблены). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

Дыхательные упражнения. «Вдох - выдох»

Исходная позиция — лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох - выдох». Во время команды «вдох» ребёнок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды «выдох» ребёнок делает выдох через широко открытый рот (шумно). Выполнять 5 раз.

Глазодвигательные упражнения.

Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях на 1 - 2 с. Упражнения выполнять не более 2 раз на каждом уровне.

 При глазодвигательных упражнениях для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» Их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Упражнения двигательного репертуара. «Лодочка»

Ребёнок лежит на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые.

Ребёнок приподнимает прямые руки и ноги, прогибается и удерживает положение. Выполнять 5 - 6 раз.

Если у ребёнка самостоятельно не получается выполнить упражнение, психолог поддерживает ноги ребёнка под коленями (чуть выше сгиба), а руки под сгибом локтей, и помогает ребёнку в освоении этого движения.

По команде психолога «раз» ребёнок поднимает только прямые руки, держит их поднятыми 3 - 5 с. и опускает (ноги не поднимает). По команде психолога «два» ребёнок поднимает прямые ноги, держит их поднятыми 3 - 5 с. и опускает (руки не поднимает). По команде психолога «три» ребёнок поднимает прямые руки и ноги, держит их поднятыми 3 - 5 с.

Упражнения на развитие пространственных представлений. «Прикосновение»

Ребёнок закрывает глаза. Психолог прикасается к разным частям тела ребёнку психолога и просит его показать, где было прикосновение. Затем ребёнок, открыв глаза, показывает ту же часть тела у взрослого и называет её. Если называние частей тела вызывает затруднение, то психолог помогает. Потом дети выполняют упражнение в парах.

III.Рефлексия.

  1. Расставание (с мячом).

 

Занятие 4

  1. Приветствие (с мячом).

  1. Основная часть.

Упражнение «Тоннель»

Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Можно построить тоннель из стульев.

Растяжка «Струночка» (линейные растяжки)

Упражнение выполняется лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки лежат на полу над головой. Ноги прямые, не перекрещены (немного раздвинуты).

Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами.

Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, ноги расслаблены (3 раза), двумя ногами, руки расслаблены (3 раза). Затем — правой (рука, бок, нога) - 3 раза,  и левой стороной тела - 3 раза (при этом противоположные рука, бок, нога расслаблены). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

Упражнение повторяется лёжа на животе.

Дыхательные упражнения. «Вдох - выдох»

Исходная позиция — лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох - выдох». Во время команды «вдох» ребёнок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды «выдох» ребёнок делает выдох через широко открытый рот (шумно). Выполнять 5 раз.

Глазодвигательные упражнения.

Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях на 1 - 2 с. Упражнения выполнять не более 2 раз на каждом уровне.

 При глазодвигательных упражнениях для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» Их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Упражнения двигательного репертуара. «Лодочка»

Ребёнок лежит на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые.

Ребёнок приподнимает прямые руки и ноги, прогибается и удерживает положение. Выполнять 5 - 6 раз.

Если у ребёнка самостоятельно не получается выполнить упражнение, психолог поддерживает ноги ребёнка под коленями (чуть выше сгиба), а руки под сгибом локтей, и помогает ребёнку в освоении этого движения.

По команде психолога «раз» ребёнок поднимает только прямые руки, держит их поднятыми 3 - 5 с. и опускает (ноги не поднимает). По команде психолога «два» ребёнок поднимает прямые ноги, держит их поднятыми 3 - 5 с. и опускает (руки не поднимает). По команде психолога «три» ребёнок поднимает прямые руки и ноги, держит их поднятыми 3 - 5 с.

Упражнения для развития мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия. «Колечко» (см. фото- и видео- инструкции)

Исходная позиция — сидя на полу (или на стуле). Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. Рефлексия.

  1. Расставание (с мячом).

Занятие 5

  1. Приветствие (с мячом).

  1. Основная часть.

Упражнение «Тоннель»

Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Можно построить тоннель из стульев.

Растяжка «Струночка» (линейные растяжки)

Упражнение выполняется лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки лежат на полу над головой. Ноги прямые, не перекрещены (немного раздвинуты).

Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами.

Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, ноги расслаблены (3 раза), двумя ногами, руки расслаблены (3 раза). Затем — правой (рука, бок, нога) - 3 раза,  и левой стороной тела - 3 раза (при этом противоположные рука, бок, нога расслаблены). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

Упражнение повторяется лёжа на животе.

Дыхательные упражнения. «Вдох - выдох»

Исходная позиция — лежа на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги прямые, не перекрещены, ребёнок не должен шевелить ногами.

Упражнение выполняется только по команде взрослого «вдох - выдох». Во время команды «вдох» ребёнок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем во время команды «выдох» ребёнок делает выдох через широко открытый рот (шумно). Выполнять 5 раз.

Глазодвигательные упражнения.

Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях на 1 - 2 с. Упражнения выполнять не более 2 раз на каждом уровне.

 При глазодвигательных упражнениях для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» Их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Упражнения двигательного репертуара. «Лодочка»

Ребёнок лежит на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые.

Ребёнок приподнимает прямые руки и ноги, прогибается и удерживает положение. Выполнять 5 - 6 раз.

Если у ребёнка самостоятельно не получается выполнить упражнение, психолог поддерживает ноги ребёнка под коленями (чуть выше сгиба), а руки под сгибом локтей, и помогает ребёнку в освоении этого движения.

По команде психолога «раз» ребёнок поднимает только прямые руки, держит их поднятыми 3 - 5 с. и опускает (ноги не поднимает). По команде психолога «два» ребёнок поднимает прямые ноги, держит их поднятыми 3 - 5 с. и опускает (руки не поднимает). По команде психолога «три» ребёнок поднимает прямые руки и ноги, держит их поднятыми 3 - 5 с.

Коммуникативные упражнения. «Имя»

 Дети садятся в один большой круг. Первый произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа хором повторяет его имя и движение, сделанное им. Затем инициатива передается соседу справа или слева.

  1. Рефлексия.

  1. Расставание (с мячом).

Нейропсихологическое исследование

Фамилия, имя, класс _______________________________________ Дата ____________

0 б. - ребёнок без разъяснений выполняет предложенную программу;

1 б. - ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребёнком;

2 б. - ребёнок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развёрнутых подсказок и наводящих вопросов;

3 б. - задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны психолога.

_____________________________________________________________________________________________

  1. Двигательные функции:
  1. - 4) "ведущая" рука в быту (при письме, при пользовании ложкой, зубной щеткой, расческой); 
    5) - перекрест пальцев обеих рук (при праворукости правый большой палец располагается сверху); 
    6) - перекрест рук на груди (при праворукости правая рука сверху); 
    7) - аплодирование (при праворукости правая рука сверху и активнее); 
    8 - "ведущая" рука при игре с мячом; 
    9) - предпочтение стороны при подпрыгивании на одной ноге; 
    10) - предпочтение одного глаза при пользовании "подзорной трубой", свернутой из листа бумаги; 
    11) - предпочтение уха при прослушивании тикания часов.
     

http://iemcko.ru/images/43060.jpg

2. Кинестетический праксис:

2 а. Выполнение по зрительному образцу

  Ребёнку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки.
   Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо.
  Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты.
  Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты.
  То же левой рукой.

2 б. Выполнение по тактильному образцу

  Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее. Ребенок должен  воспроизвести позу той же рукой. 
  Пальцы сжаты в кулак. 2 и 3 пальцы вытянуты. 
  Пальцы сжаты в кулак. 2 и 5 пальцы вытянуты.
  То же левой рукой.

2 в.   Перенос поз.

  Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, ребенок должен воспроизвести ее другой рукой.
  Пальцы сжаты в кулак. 2 и 3 пальцы вытянуты.
  Пальцы сжаты в кулак 2 и 5 пальцы вытянуты.
  То же левой рукой.

3.  Пространственный праксис:

  Ребенок сидит напротив исследователя. Исследователь придает определенное пространственное положение своей руке. Ребенок должен воспроизвести его той же рукой:
  "Голосование" - рука согнута в локте и поднята вверх.
  Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз.
  Левая рука касается правого уха.
  Правая рука касается левого уха.

4. Динамический праксис:

4 а. Смена трёх положений кисти.

  Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной "ребром", и ладони, ударяющей по столу плашмя.
  Задание выполняется правой рукой, 
  Задание выполняется левой рукой.

4 б. Выполнение графических проб.

  
         
http://iemcko.ru/images/43370.jpg

      http://iemcko.ru/images/43369.jpg

         http://iemcko.ru/images/43368.jpg

4 в. Реципрокная координация:

  Ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, разжимая одну и сжимая другую.

5. Слухо-моторные координации:

5 а. Оценка ритмов.

  Исследователь стучит по столу, ребенку предлагают определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой "пачке". 
  Одиночные "пачки" (II или III). 
  Серии "пачек" (II II II или III III III).

5 б. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу.

  Простые ритмы (II II II).
                  (III III III).
                  (II II II). 
Акцентированные ритмы (II III II III II)
                  (III II III II III II).

5 в. Воспроизведение ритмов по инструкции.

  Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции.
  Стучать "по 2 раза", "по 3 раза". 
Стучать "по 2 раза сильно и по 3 раза слабо".

  1. Общая осведомлённость:

 - знание собственного имени, фамилии, имени родителей, даты рождения

 - знание домашнего адреса, телефона, текущей даты

  1. Зрительный предметный гнозис (И.: "Что здесь нарисовано?")

http://iemcko.ru/images/43012.jpg

http://iemcko.ru/images/43013.jpg

http://iemcko.ru/images/43017.jpg

  1. Пространственные представления (И.: "Найди такую же фигуру")

http://iemcko.ru/images/43038.jpg

(И.: "Нарисуй (скопируй) эти фигурки")

http://iemcko.ru/images/43055.jpg

правши

http://iemcko.ru/images/43056.jpg

левши

http://iemcko.ru/images/43057.jpg

  1. Слухо-речевая память (И.: "Повтори за мной: …".  "Повтори еще слова: …". 
    "Какие слова были в первой группе?"  «Какие слова были во второй группе?"  "Какие вообще были слова?" отсроченное: «Какие слова были в первой и второй группах?»)

дом, лес, кот - …

… - ночь, игла, пирог

дом, лес, кот - ночь, игла, пирог

дом, лес, кот - ночь, игла, пирог

дом, лес, кот - ночь, игла, пирог

дом, лес, кот - ночь, игла, пирог (отсроченное)

(И.: "Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. "

отсроченное: «Какие слова ты запоминал?»)

рыба, печать, дрова, рука, дым, ком

рыба, печать, дрова, рука, дым, ком

рыба, печать, дрова, рука, дым, ком

рыба, печать, дрова, рука, дым, ком

рыба, печать, дрова, рука, дым, ком (отсроченное)

(И.: "Расскажи наизусть какое-нибудь стихотворение»)

10. Зрительная память (И.: "Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее".)

http://iemcko.ru/images/43061.jpg

1)

2)

3)

4)

  1. Понимание логико-грамматических (квазипространственных) конструкций (И.: «покажи: "бочку за ящиком", "перед бочкой ящик", "в ящике бочку" и т.д.)

http://iemcko.ru/images/43068.jpg

  1. Интеллектуальные функции. Интерпретация сюжетных картин (И.: «Составь рассказ по картинке»)

http://iemcko.ru/images/43028.jpg

(И.: «Что здесь случилось?»)

http://iemcko.ru/images/43029.jpg

  1. Интеллектуальные функции. «Четвёртый лишний» (И.: "Какой из этих предметов лишний?"  "Как одним словом или предложением назвать три оставшихся предмета?")

а)

http://iemcko.ru/images/43079.jpg
http://iemcko.ru/images/43082.jpg

б) Кошелёк, портфель, чемодан, книга.

     Часы, весы, очки, термометр.

  1. Интеллектуальные функции. Предметные аналогии (И.: «Что должно быть нарисовано вместо знака вопроса?»

а)

http://iemcko.ru/images/43085.jpg         http://iemcko.ru/images/43084.jpg

б) Школа - ученик, больница - …

Часы - время, градусник - ….

  1.  Фоновые компоненты психической деятельности:
  1. темповые характеристики
  2. энергетические характеристики
  3. тонусы мышц тела (рук, шеи, спины, ног)
  4. синкинезии (дополнительные движения)
  5. дыхание
  1. Регуляторные компоненты психической деятельности:
  1. реакция на исследование, критичность
  2. целенаправленность деятельности
  3. усвоение программы деятельности
  4. удержание программы деятельности
  5. коррекция ошибок и восприимчивость к помощи

Результат:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по СБО на тему: «Организация комфортной развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС»

Комфортная предметно-пространственная среда формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою спец...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети ...

Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школах России» для обучающихся 5 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа курса «Киноуроки в школах России» составлена на основе авторской образовательной программы АНО «Центр интеллектуального и творческого развития «ИНТЕЛРОСТ&raqu...