Профессиональное здоровье учителя
статья по психологии на тему

Полещук Елена Николаевна

Профессиональное здоровье учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_zdorove_uchitelya.docx21.23 КБ
Файл zdorove.pptx649.29 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное здоровье учителя

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

  • после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
  • после 15-ти лет стажа – 40 %;
  • после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

миопия(близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  • отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  • сниженная двигательная активность; эмоциональная перенапряженность;
  • большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
  •  отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  • использование авторитарного стиля руководства.

Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов российских школ, исследователи установили, что:

а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;

б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;

в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;

г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;

д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;

Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:

а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);

б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.

К сожалению проблемой является не только физическое здоровье учителя, но и его профессиональное здоровье.

Профессиональное здоровье учителя – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Профессиональное здоровье – определенный уровень характеристик здоровья специалистов, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

На что влияет профессиональное здоровье? В первую очередь, конечно же на детей, учеников. Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога.  У нездорового учителя ниже качество работы, ученики хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются. Являясь примером для учеников, учитель формирует у них такое же отношение к своему здоровью. 

Современные учителя как профессиональная группа находятся на I- м месте по нервно-психическим расстройствам. Педагог находится под гнетом двойного стресса - социального и профессионального. Отсюда: излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции - формируется консерватизм, неприятие новой педагогики.

Факторы, влияющие на профессиональное здоровье учителей, схожи с факторами, оказывающими влияние на физическое здоровье -  большое нервно-психическое напряжение, гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов во время рабочего дня.

Очень весомый фактор - это неумение отдыхать (смена одной работы на другую - это не отдых). Отдыхать нужно не с учителями. Нужно выбросить информацию о труде. Сменить лица. 

К сожалению, воздействие всех вышеперечисленных факторов может привести к синдрому профессионального выгорания - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Функциональный возраст учителей на 7-8 лет больше (учитель быстрее стареет). При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. 35-45 лет - критический возраст педагога, наступает синдром эмоционального выгорания и психологического расстройства.

Предлагаю небольшую анкету на выявление синдрома эмоционального выгорания. 

Анкеты среди педагогов МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб»:

2014/2015 – синдром эмоционального выгорания 

2015/2016 

2016/2017 – уровень психологического климата в коллективе

Что же делать педагогу, как сохранить свое здоровье?

Советы зарубежных психологов:

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично
  • Стремитесь побороть страх
  • Найдите время, чтобы побыть с собой
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком много
  • Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей
  • Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать»
  • Используйте возможность выступить с речью
  • Следите за фигурой
  • Маленькие радости в ваших руках

Для сохранения здоровья учителя российские ученые считают, что:

  • нужна пятидневная рабочая неделя, так как за один день восстановиться невозможно;
  • в школе нужна комната эмоциональной разгрузки;
  • конфликтов между учителем и учеником быть не должно;
  • ученики должны понимать, что учителя нужно беречь;
  • человек помнит только то, что он пережил, почувствовал, то, что было окрашено эмоциями (положительными или отрицательными), поэтому информация должна быть эмоциональной:   в начале урока нужен положительный эмоциональный всплеск;
  • следите за своим внешним видом
  • улыбайтесь. Улыбка Она поднимает настроение, располагает к нам окружающих, позволяет выглядеть молодо и мило.

Научившись поддерживать позитивное настроение на работе и дома, вы будете способствовать своему оздоровлению. Никогда не думайте о плохом, помните, что мысль материальна.

Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью: он – пример для подражания и несет ответственность за последствия своего опыта. Школа – единственный институт, через который проходит все население нашей страны. Школа имеет уникальную возможность и должна формировать здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональное здоровье учителя

Слайд 2

Профессиональное здоровье – определенный уровень характеристик здоровья специалисто в, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность. (Маклаков А.Г.)

Слайд 3

Статистические данные 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35%; после 15-ти лет стажа – 40 %; после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Слайд 4

Мониторинговые исследования здоровья 70 % опрошенных не считают себя здоровыми; 64% часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только на работе, но дома

Слайд 5

Анализ листков нетрудоспособности практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз); 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний

Слайд 6

«Здоровый учитель – здоровые дети» 06.02.2017 6

Слайд 7

Оценка риска формирования синдрома профессионального «выгорания»: (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать») Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом? Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет? Вы живете один? У вас нет никакого хобби? Когда вы поступили на эту работу, она вам очень нравилась? Вы никогда не думали о перемене специальности? Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов? В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой? Оценка полученного результата: начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме набрали более 10 баллов , то у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы.

Здоровье педагога-важный ресурс успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель может воспитывать отвественное отношение к личному здоровью окружающих людей у ребёнка....

Профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы школы

Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям и миру. Здоровье учителя — категория не столько медицинска...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий»

Проблема, над которой работает учитель: «Использование инновационных технологий на уроках географии» Цели: 1) повышение качества учебного процесса; ...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...