Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»
методическая разработка по психологии по теме

Борцова Галина Александровна

Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно трудно. Практическое занятие для педагогов проводится в интерактивной форме. У педагогов есть возможность в диалоговой форме активизировать имеющиеся знания по работе с  детьми с СДВГ, а также получить новые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»

                        Синдром дефицита внимания с гиперактивностью  (СДВГ) впервые был описан учеными- исследователями более века назад и на сегодняшний день эта проблема остается в центре внимания различных специалистов - медиков, педагогов, психологов.  

Учителя в начальной школе зачастую первыми обращают внимание на признаки синдрома, так как именно в учебной ситуации, симптомы СДВГ создают  трудности в большей степени как ребенку, так и учителю. С нашей точки зрения, обучение учителей способам взаимодействия с детьми с СДВГ может помочь установлению эмоционального контакта учителя с учеником, в силу понимания учителем особенностей гиперактивных детей.

Цель семинара: содействие  педагогам в оптимизации взаимодействия с детьми с СДВГ.

Материалы:  оборудование для просмотра презентации и мультфильма, мультфильм «Как Петя Пяточкин слоников считал», стикеры для записи, таблички с признаками СДВГ, магниты, листы формата А4, карточки с ситуациями для упражнения «Эффективная критика».

Ход семинара:

1.Приветствие участников семинара. Введение в тему занятия.

Участникам семинара показывается фрагмент мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал» (Приложение 1.) до того момента, как Петя Пяточкин лег спать в детском саду.

«Уважаемые коллеги! Петя Пяточкин, наверняка, вызвал у вас ассоциации с кем-то из ваших учеников. Это дети, которые не могут долго усидеть на месте, совершают много движений,  много говорят, привлекают к себе все внимание,  таких детей запоминаешь с первых дней работы с классом, они дают о себе знать с первой же встречи».

2.Признаки гиперактивности.

1 этап индивидуальная работа: «Уважаемые коллеги, мы предлагаем Вам нарисовать портрет гиперактивного ребенка». Участникам семинара предлагается написать  на стикерах те особенности, которые, по их мнению, характеризуют гиперактивного ребенка.

2 этап  коллективное заполнение таблицы «Проявления СДВГ»:

«Все особенности поведения, которые вы указали можно объединить в три группы, соответственно основным признакам СДВГ: дефицит  внимания, гиперактивность, импульсивность».  На доске вывешиваются таблички с признаками СДВГ (Приложение 3.), и с помощью всей группы психолог размещает стикеры участников семинара по группам.

Необходимо учесть, что не все, что написали педагоги является признаками СДВГ, некоторые характеристики, указанные участниками являются уже следствием дезадаптации ребенка (например вредный, агрессивный и т.д.), в связи с чем вывешивается четвертая табличка "ПОСЛЕДСТВИЯ", куда мы и относим стикеры с выше указанными признаками.

3 этап Резюмирование. Признаки СДВГ:

Педагогам предлагаются характеристики каждого из проявлений СДВГ (Приложение 2. слайды 2-5).

3.Теоретический блок.

Участники семинара знакомятся с определением СДВГ, причинами его возникновения (Приложение 2. слайды 6-7).

Признаки СДВГ проявляются уже в детском саду, однако, в силу более мягких требований к ребенку, на это не акцентируется особое внимание, хотя уже в подготовительной группе, когда необходимо сидеть на занятиях, такие дети доставляют много хлопот педагогам.

Серьезной проблема становится при поступлении ребенка в школу. Симптомы данного расстройства ярче всего проявляются именно в школе, т.к. к ребенку  предъявляются определенные требования (необходимость продолжительного сосредоточения внимания, ограничение двигательной активности).  Проблемы самоконтроля выходят на первое место.

В данной ситуации роль учителя является определяющей в своевременном выявлении СДВГ. Диагноз может поставить только врач - невролог. Однако педагогу необходимо деликатно обратить внимание родителей на проблему, которые, в свою очередь смогут обратиться за помощью к врачу и психологу.

Если не оказать комплексную помощь ребенку с СДВГ, то возможны три варианта развития событий:

-психосоматические проявления у ребенка;

-ребенок находит самостоятельно сферу, где  он будет успешен;

-самооценка  ребенка падает, он находит успешную среду на улице.

Только совместные действия родителей, учителя, врача и психолога могут привести к коррекции поведения ребенка.

Однако роль учителя в помощи стать ребенку с СДВГ успешным в школе достаточно велика.

4.Способы взаимодействия учителя с ребенком с СДВГ.

1 этап: Участникам семинара предлагается разделиться на группы, каждой из которых предлагается составить список эффективных способов взаимодействия с ребенком с СДВГ.

2 этап: Резюмирование предложенных способов взаимодействия (Приложение 2. слайды 8-13).

5.Упражнение «Эффективная критика»

Гиперактивные дети не чувствительны к критике, они её просто не слышат и не делают нужных выводов, в силу своих особенностей, в связи с чем, педагогам предлагается алгоритм эффективной обратной связи, который работает с гипреактивными детьми.

1 этап: участники семинара знакомятся с алгоритмом эффективной обратной связи:

1.Реакция должна быть незамедлительной;

2.Установить зрительный контакт;

3.Твердость в голосе;

4.Сказать что-то позитивное;

5.Говорить о поведении, а не о личности;

6.Конкретизировать свои ожидания от ребенка;

7.Говорить о конкретном поступке (не обобщать).

Не работает:

- взывать к совести ребенка с СДВГ;

- опираться на будущие перспективы.  (Приложение 2. Слайд 14).

2 этап: работа в группах  с предложенными ситуациями:

Педагогам предлагаются ситуации, с которыми они сталкиваются практически ежедневно, взаимодействуя с гиперактивными детьми (Приложение 4.).. Педагоги делятся на группы и им  дается задание, отреагировать на предложенные ситуации двумя способами «неэффективно» и «эффективно», опираясь на полученные знания. Затем, педагоги выбирают двух участников из группы, которые играют роль учителя и гиперактивного ученика и они проигрывают получившиеся диалоги.

3 этап: Обсуждение. Важно обратить внимание на чувства, которые испытывали педагоги, играя роль ребенка в ситуации, когда их критиковали как «эффективно» так и «неэффективно».

6.Завершение семинара.

Просмотр заключительного фрагмента мультфильма про Петю Пяточкина (Приложение 1.).

По итогам работы семинара каждый педагог получает информационный буклет (Приложение 5.).

Список литературы:

- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Всё о гиперактивных детях. -2-е изд., испр. И доп. –М.: Психотерапия, 2008. – 208с.

- Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.

- Лютова Е.К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная     работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными  детьми. М.: Генезис, 2000. — 192 с.

- Мурашова Е.В.Дети  - «тюфяки» и дети – «катастрофы»: Что делать, если в семье растет гипо- или гиперактивный ребенок/ Е.В.Мурашова.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 319с.:ил. – (Серия «Учебники для родителей»).

       - Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности детей с СДВГ ( Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Роль учителя в помощи детям с СДВГ.

Слайд 2

Проявления СДВГ : Дефицит внимания Чрезмерная подвижность (гиперактивность) Импульсивность

Слайд 3

Дефицит внимания Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги). Легко отвлекается на посторонние стимулы.

Слайд 4

Гиперактивность Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». Часто бывает болтливым.

Слайд 5

Импульсивность Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Слайд 6

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – н еврологическо – поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, чрезмерная подвижность и плохо управляемая импульсивность.

Слайд 7

Причины заболевания Генетический фактор. Биологический фактор. Поражение центральной нервной системы : - во время беременности ; - осложнения в родах ; - любые заболевания в младенчестве . Закрепляют клинические проявления и усиливают дезадаптацию детей, страдающих СДВГ, неблагоприятные психологические и социальные факторы.

Слайд 8

Основные факторы успешности ребенка с СДВГ в школе (по Rief , Heim burge , 2005) 1. Вера учителя в ученика, хорошие взаимоотношения между ними. Ежедневное личное приветствие ребенка Использование разных возможностей для общения (например, во время перерыва можно подойти к ребенку и спросить: «Как настроение? Как прошли выходные?» и т.п.) Невербальные выражения хорошего отношения (например, можно слегка погладить, похлопать по плечу за успешное выполнение задания и т.п.) Внимательность к ребенку, доброжелательность, поддержка Внимание к успехам ребенка (в том числе и перед классом), его положительным качествам, способностям Избегание унизительной критики

Слайд 9

Основные факторы успешности ребенка с СДВГ в школе (по Rief , Heim burge , 2005) 2. Предсказуемость, организованность и структурированность среды. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

Слайд 10

Основные факторы успешности ребенка с СДВГ в школе (по Rief , Heim burge , 2005) 3. Сотрудничество и эффективная коммуникация между родителями и учителями. 4.Эффективное командное сотрудничество между специалистами по СДВГ (врач, психолог и т.д.), учителями, работниками школы (администрация, школьный психолог и т.д .) и родителями . Помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Применение эффективной критики.

Слайд 11

Основные факторы успешности ребенка с СДВГ в школе (по Rief , Heim burge , 2005) 5.Интерактивные, творческие, интересные методы преподавания. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

Слайд 12

Основные факторы успешности ребенка с СДВГ в школе (по Rief , Heim burge , 2005) 6.Развитие способностей ребенка, раскрытие его сильных сторон, принятие во внимание компетенций, присущих детям с СДВГ. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. 7. Применение эффективных методов управления поведением ребенка в школе. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

Слайд 13

Основные факторы успешности ребенка с СДВГ в школе (по Rief , Heim burge , 2005) 8. Поощрение сотрудничества между учениками, командности, взаимопомощи. 9. Гибкость учителя, его готовность и желание находить соответствующий педагогический подход и стиль преподавания, который отвечает особенностям каждого ребенка. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

Слайд 14

Правила эффективной критики ребенка с СДВГ 1.Реакция должна быть незамедлительной; 2.Установить зрительный контакт; 3.Твердость в голосе; 4.Сказать что-то позитивное; 5.Говорить о поведении, а не о личности; 6.Конкретизировать свои ожидания от ребенка; 7.Говорить о конкретном поступке (не обобщать). Не работает: - взывать к совести ребенка с СДВГ - опираться на будущие перспективы

Слайд 15

Литература: Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Всё о гиперактивных детях. -2-е изд., испр. И доп. –М.: Психотерапия, 2008. – 208с. Лютова Е.К., Монина Г.Б.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 190с. Лютова Е.К., Монина Г.Б.Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. — 192 с. Мурашова Е.В.Дети - «тюфяки» и дети – «катастрофы»: Что делать, если в семье растет гипо- или гиперактивный ребенок/ Е.В.Мурашова.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 319с.:ил. – (Серия «Учебники для родителей»). Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей/Пер. с укр. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».) Шевченко Ю.С. «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» (М., 1997). Эда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума

Слайд 16

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Слайд 17

«Влияние учителя не ограниченно во времени, оно простирается в вечность. И никто не может знать, как далеко распространяется оно…»

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра для классных руководителей, детей и родителей ко дню правовой помощи детям

Данная брошюра может использоваться как раздаточный материал или пособие на уроке по праву/обществознанию...

Семинар - практикум «Особенности коррекционной работы в школе»

Содержание 1.     Проведение фонетических зарядок в школе.2.     Адаптация речевого материала.3.     Работа с труднопроизносимыми слова...

«Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»

Выступление на педагогическом совете центра с темой:  «Социализация детей с ОВЗ в условиях центра помощи детям»...

Выступление на семинаре практикуме «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.Внимание - это не самостоятельный познават...