Рабочая программа "Эмоционально - волевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью"
рабочая программа по психологии (5, 6, 7 класс) на тему

Овчаренко Галина Васильевна

Рабочая программа "Эмоционально - волевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью" предназначена для коррекционных занятий с детьми, имеющими  умеренную или  тяжёлую умственную отсталость, но посещающих  занятия в общеобразовательном классе в рамках сельской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno_-_volevoe_razvitie_programma.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Масальская средняя общеобразовательная школа»

  «Согласовано»

 Зам.директора по учебно –

воспитательной работе

_______________________

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,            

 «26 » августа  2016 г.

 «Утверждаю»

  Директор школы

   ________________      ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

   Приказ №,,,,,,,,,,,,,,,  

    от « 29 » августа 2016 г.

Рабочая программа

Эмоционально - волевого развития детей

с интеллектуальной недостаточностью

(10 – 14 лет)

                                                            Разработана: Овчаренко Г.В.,

                                         педагогом - психологом

 ( высшая квалификационная категория)

п. Масальский

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая  программа   составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 года;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года   № 373;
  • Федерального  компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого  приказом Министра  образования и науки  Российской Федерации  от 17  декабря 2010 г. № 1897;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утверждённой приказом № 28/5 от 23.05.2016 года;
  • Основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «Масальская СОШ», утверждённой  приказом 28/5 от 23.05.2016 года;
  • Приказа №104/1 от 06.10.2014 года комитета по образованию Алтайского края Локтевского района «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Локтевского района».

Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия:

Программа  коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.

     Проблема коррекции и развития эмоционально - волевой сферы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является важной и актуальной. Эмоциональное развитие  обучающихся  с интеллектуальной недостаточностью заслуживает особого внимания, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми и, соответственно, во многом определяет успешность социальной адаптации и интеграции в общество.

     Обучающимся  с особенностями психофизического развития свойственна эмоциональная незрелость, связанная преимущественно с недостаточной

сформированностью произвольных психических процессов, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, склонность к полярным, лишенных тонких оттенков эмоций, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. Психолого – педагогическое наблюдение за поведением  таких детей  выявляет эмоционально обусловленные недостатки их характера: раздражительность;

  • повышенную возбудимость аффектов;
  • сильную остроту симпатий и антипатий к людям;
  • импульсивность поступков;
  • пугливость и болезненные страхи (фобии);
  • пессимизм и чрезмерную весёлость;
  • равнодушие и безучастность.

Нарушение эмоциональной сферы воспитанников с интеллектуальной недостаточностью является актуальной проблемой, которая требует коррекционно-развивающей работы. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений смягчает эмоциональный дискомфорт, повышает активность и самостоятельность воспитанников, снижает личностные реакции, обусловленные эмоциональными нарушениями, такими как повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность. А также позволяет скорректировать самооценку, повысить уровень самопознания, сформировать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию. Проведение коррекционно - развивающей работы крайне важно для успешной социализации воспитанников в обществе.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ. Для проведения коррекционно - развивающей работы составлена программа эмоционально-волевого развития,  основанная на пособии   Никишиной  В.Б.

«Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития».

Цель:

  • содействие процессу эмоционально - личностного развития, улучшению  субъективного самочувствия, укреплению  психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

Задачи:

  • Развить навыки рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки.
  • Познакомить с элементарными понятиями психологии об эмоционально - личностной сфере.
  • Сформировать представление о формах и навыках личностного общения  со  сверстниками, способов достижения взаимопонимания.
  • Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
  • Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
  • Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
  • Смягчить эмоциональный дискомфорт, ослабить вторичные личностные реакции, обусловленные эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность;

Программа адаптирована для работы с подростками  10 – 14 лет (4, 5, 6 классы), имеющими  рекомендации  Территориальной психолого — медико — педагогической комиссии ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,   района.

Психопрофилактическая работа с подростками  в рамках данной программы осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Принцип «комфортной среды»

Для успешности процесса необходимо, чтобы подросток чувствовал себя комфортно. Комфортная среда подразумевает, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений педагога – психолога с участниками тренинга; с другой стороны, ряд «средовых» факторов: мягкое освещение, удачное местоположение ребёнка относительно педагога - психолога и пр. Во время занятий используются задания, соответствующие возможностям ребенка; инструкция к играм формулируется в сказочной форме; исключается негативная оценка действий ребёнка, поощряется фантазия и творческий подход.
2.  Принцип «безусловного принятия»

Принятие ребёнка таким, какой он есть. Принятие внешнего вида и физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом успешности коррекционно-развивающей работы

3.  Принцип «доступности информации»
Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает педагог -психолог, должны быть сформулированы доступно для понимания подростков.

4Принцип активности и свободы самовыражения

Постановка подростка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

5.  Принцип реального «проживания», проигрывания всевозможных ситуаций вместе с героями  читаемых произведений.  Подросток  ставит себя на место героя,  анализирует (с помощью педагога)  ситуации, предлагает  свой выход из  них, реально их проживает. 
6.  Принцип осмысления опыта 

Разыгрывая ситуацию, подросток имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, дает возможность соотнести игру с реальной жизнью, найти способы решения проблемы.

7.  Принцип обмена 

В любой  игре подросток и педагог-психолог легко обмениваются мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.

     Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы обучающихся  занимает важное место в решении задач психологического сопровождения образовательного процесса.

Программа  эмоционально – волевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью  предусматривает 4 основных блока:

1-й блок:

     Ввиду незрелости личности детей с нарушением интеллекта и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей коррекционная работа начинается с занятий,  направленных на повышение самопознания, осознания и выражения своих чувств понимания и принятия чувств, окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

2-й блок:

   Формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

3-й блок:

    Развитие способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей.

4-й блок:

     Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает два этапа: перед началом работы и по ее завершении.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. В основном используются следующие методы:

  • Имитационные и ролевые игры;
  • Психогимнастика;
  • Рисуночные методы;
  • Элементы групповой дискуссии;
  • Техники и приёмы саморегуляции;
  • Метод направленного воображения.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения. Отработка навыков проходит в три этапа:

  • получение информации о содержании того или иного навыка;
  • применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
  • перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.

Программа включает:

Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально – волевому развитию обучающихся:

4 класс, ,,,,,,,,,,,,,,,

5 класс, ,,,,,,,,,,,,,,,,,

6 класс, ,,,,,,,,,,,,,,,,,

Календарный учебный график обучающихся 4, 5, 6 классов содержит по 35 учебных недель, поэтому  рабочая программа рассчитана также на 35 учебных часов, по 1 часу в неделю.

Планируемые результаты реализации программы

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по устранению трудностей эмоционально - волевой сферы у  обучающихся должны быть: 

  • более сформированы и развиты психологические предпосылки и основы учебной деятельности;
  • лучше развиты интеллектуальные способности;
  • развиты мотивационная и эмоциональная сфера подростков, межличностных отношений подростков;
  • лучше сформированы навыки конструктивного общения, расширен репертуар видов общения;
  • лучше развита личность подростка, снижение внутриличностных противоречий.

Учебно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Примечание

1.

Что значит – «Я – подросток?»

1

2.

Эмоция. Что такое эмоция?

1

3.

Я наблюдаю за эмоциями.

1

4.

Мои эмоции.

1

5.

Словарь эмоций.

1

6.

Чувства полезные и вредные.

1

7.

«Страна чувств». Сказка

1

8.

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

9.

Что такое «запретные чувства?»

1

10.

Какие чувства мы скрываем?

1

11.

Лицо и маска. Маска на лице.

1

12.

Я в «бумажном зеркале».

1

13.

«Бумажное отражение.

1

14.

Что такое страх?

1

15.

Страхи и страшилки. Мои страхи.

1

16.

Страшная – страшная сказка.

1

17.

Побеждаем все тревоги.

1

18.

А что обо мне подумают?

1

19.

Школьный урок. Страх оценки.

1

20.

Злость и агрессия.

1

21.

Как справиться со злостью?

1

22.

Гнев. Лист гнева.

1

23.

Обида. «Я ушёл в свою обиду»…

1

24.

Прощение. Как простить обиду?

1

25.

Ах, чем я виноват?

1

26.

Что такое эмпатия?

1

27.

Зачем нужна эмпатия?

1

28.

Развиваем эмпатию.

1

29.

Эмпатия в действии.

1

30.

Мои эмоции и чувства.

1

31.

Способы выражения чувств.

1

32.

«Я – высказывание». Тренировка.

1

33.

Комплименты. Зачем нужны комплименты?

1

34.

Практическое занятие  «Говорю комплименты»

1

35.

Итоговое занятие «Чему я научился? Что я могу?».

1

Учебно-методическое обеспечение:

1.А.В. Микляева программа коррекционных занятий «Я подросток». Санкт - Петербург: Издательство РЕЧЬ, 2014 г.

2. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.

3. Детская и подростковая агрессивность: профилактика и коррекция. / Материалы МОУ Центр «Развитие» г.Вологды. – Вологда, 2010.

4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.

6. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей про...

Игры направленные на сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Семинар для воспитателей ДДИ№1: «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюДата проведения семинара:04.05.2012г.» Цели семинара:1.  Закрепить понятия ...

Развитие психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Система обучения игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуал...

Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

Краткий анализ литературы на тему "Изобразительная деятельность. Возможности в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью"....

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут исп...