Тема: «Психолого –педагогические рекомендации для педагогов в работе с девиантными детьми».
презентация к уроку по психологии (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Ирина Юрьевна Чистякова

Часто мы не можем до конца понять, как нам справляться с такими детьми, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx44.04 КБ
Файл rekomendatsii.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Педсовет Мончегорская КШ

Выступление педагога-психолога Чистяковой Ирины Юрьевны

 1 слайд

Тема: «Психолого –педагогические рекомендации для педагогов в работе с девиантными детьми».

Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания – практику работы с девиантными детьми.

2 сл

Цель: отработать профилактические навыки работы учителей с детьми девиантного поведения.

Задачи: Попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения.

- Часто мы не можем до конца понять, как нам справляться с такими детьми, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями.

3 сл

Но для того, чтобы «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - так говорил в свое время К.Д.Ушинский.

4 сл   Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Предлагаю поработать в диалоге.

5 сл

По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

6 сл Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? 

Он должен знать:

  • Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений.
  • Факторы риска, формирующие девиантное поведение.
  • Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.

7 сл

Выделяют три формы девиантного поведения:  Е.В. Змановская все виды отклоняющегося поведения располагает на единой шкале деструктивности с двумя противоположными направлениями - на себя или на других, отмечая три основные группы: антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности)

8 сл  Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

9 сл  Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными? Физическое насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

  • Кражи, грабежи;
  • Мелкое хулиганство;
  • Вандализм;
  • Порча чужого имущества;
  • Торговля наркотиками.

10 сл 2. Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

11сл- Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?(Второй слайд)

  1. Уход из дома, бродяжничество;
  2. Систематические пропуски в школе;
  3. Агрессивное поведение;
  4. Ложь;
  5. Вымогательство;
  6. Беспорядочные половые связи;
  7. Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
  8. Ненормативная лексика.

12 сл 3. Аутодеструктивное поведение – поведение- саморазрушающее, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

13 Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными? 

  1. Курение;Токсикомания, Наркомания; Вскрытие вен, Алкоголизм, Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами отклоняющегося поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.

  1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение)
  2. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (насилие – Антисоциальное поведение)
  3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение)

Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:

14 сл нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. 

15 сл Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.

         Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

  • Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Слайд Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник».Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

8)Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

  • Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
  • Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
  • Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
  • Когда он перестает верить в себя - ……..
  • Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

 (слайд – факторы риска)

  • Семья
  • Наследственность
  • Проблемы в подростковом возрасте
  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.

9) Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, исходя из данных факторов, давайте попробуем самостоятельно определить, какие же причины могут вызвать отклонения в поведении ребенка.

  1. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.  как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка.

(слайд - семья)

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьитунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

  1. Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровьеЭто…назовите их, пожалуйста(слайд – конституционная предрасположенность)
  • Поражение нервной системы в родах
  • Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….
  • Физические дефекты
  • Наследственность-рождение от наркомана или алкоголика
  1. Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

10) Мозговой штурм.  назовите распространенные проблемы подросткового возраста. Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. …Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:

(слайд - Межличностный стресс, связанный с учебой) Взаимоотношения со сверстниками.

  • Конфликтное отвержение со стороны сверстников
  • Вымогательства денег, давление, шантаж;
  • Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
  • Принуждение совершать поступки против воли.
  • Учителя, учеба

Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности

семьи? Поэтому у учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:

  • Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
  • Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
  • Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
  • В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение (слайд – деструктивное поведение).

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

(слайд) Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо; Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимостиВместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

11) Составление алгоритма

- Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий(слайд) который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:

Алгоритм действий:

- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка);

- Анализ полученных данных;

- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса.

- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития

Типичные ошибки педагогов и родителей

1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.

2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.

3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.

4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.

5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.

6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.

7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.

8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.

- Ув. коллеги. Ввиду своей профессии, вам часто приходится разбирать разные ситуации. Иные бывают очень запутанные, в которых подчас трудно разобраться. 

Человек тонул в болоте. Во все горло он звал на помощь. Один решил помочь бедняге. «Дай мне свою руку, закричал он утопающему. – Я вытащу тебя из болота!» Но человек все больше и больше увязал в грязи и только продолжал взывать о помощи. «Дай мне свою руку», - снова и снова требовал человек на берегу. Но ответом был только жалобный крик о помощи. Подошел еще один человек и сказал: «Ты разве не видишь, что он никогда не подаст тебе свою руку, ведь он не может. Ты должен протянуть ему свою. Только тогда ты сможешь его спасти». Эта притча как нельзя лучше показывает, как нужно себя вести при взаимодействии с девиантным подростком.

Ведь такие школьники очень трудно поддаются воспитанию, они не умеют подчиняться требованиям, которые культурный коллектив предъявляет ребенку как своему члену. И мы в первую очередь обязаны протянуть подростку руку помощи, помочь ребенку найти себя. Для этого у нас есть широкие возможности внеурочной воспитательной работы. Необходимо с их помощью найти для ребенка такую деятельность, в которой он почувствовал бы состояние успеха, в которой мог бы самоутвердиться. Необходимо искать такие пути воспитания, которые бы помогли ребенку понять, что он – не хуже других, что он – тоже личность и тоже достоин уважения, хотя он внесен в когорту трудновоспитуемых, у него пониженная работоспособность, низкая успеваемость, слабое развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы, недостатки биологического и физического развития.

Приложение 1

Организация помощи учащимся, требующим особого социального внимания

1. Организация педагогической помощи

1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, требующих особого социального внимания. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи учащимся, требующим особого социального внимания в выполнении общественных поручений.

4. Формирование положительной Я - концепции. Создание личностной обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

5. Оказание педагогической помощи родителям учащихся, требующих особого социального внимания. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

2. Организация психологической помощи

1. Изучение психологического своеобразия обучающихся, требующих особого социального внимания, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

4. Индивидуальные беседы с учащимися, требующими особого социального внимания с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

3. Учителя-предметники

Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

4. Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

5. Совет по профилактике правонарушений

Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с обучающимися, требующими особого социального внимания, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

Список используемой литературы:

1. Адам И.Р. Из опыта работы специальных школ // Советская педагогика. – 1987. - № 3. – С. 10-16.

2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1997. – 250 с.

3. Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. – Ставрополь, 2007. – 25 с.

4.Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология.

5. Интернет ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Психолого –педагогические рекомендации для педагогов в работе с девиантными детьми». Педагог-психолог Мончегорской КШ Чистякова И.Ю.

Слайд 2

Цель: отработать профилактические навыки работы педагогов с детьми девиантного поведения. ЗАДАЧИ: дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны; обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми; составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющегося поведения.

Слайд 3

« Воспитывать ребёнка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях». К.Д.Ушинский

Слайд 4

Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер , Т. Шибутани ).

Слайд 5

Педагог должен знать: ф ормы отклоняющегося поведения (основные линии нарушений); ф акторы риска, формирующие девиантное поведение; п ричины отклонений.

Слайд 6

Классификация девиантного поведения ( по Е.В.Змановской ) Девиантное поведение: антисоциальное асоциальное аутодеструктивное

Слайд 7

АНТИСОЦИАЛЬНОЕ → противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Слайд 8

мелкое хулиганство кражи порча чужого имущества физическое насилие грабежи вандализм

Слайд 9

АСОЦИАЛЬНОЕ → уклонение от выполнения морально – нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Слайд 10

уход из дома, бродяжничество пропуски в школе агрессивное поведение вымогательство ненормативная лексика настенные надписи и рисунки непристойного характера субкультурные девиации

Слайд 11

АУОТОДЕСТРУКТИВНОЕ → поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.

Слайд 12

пищевые аддикции токсикомания наркомания суицид компьютерная зависимость алкоголизм

Слайд 14

Линии нарушений обучения поведения общения самосознания

Слайд 15

«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк,враль , подлец и преступник».

Слайд 16

Факторы риска: семья; наследственность; проблемы в подростковом возрасте; отсутствие прочных социальных связей.

Слайд 21

Алгоритм действий : г рупповое изучение класса ; а нализ полученных данных ; о пределение основных направлений работы с детьми , родителями , педагогами по типу нарушения ( проблемы в обучении , поведении , самосознании , общении ); п ланирование индивидуальной и групповой работы с детьми , родителями , педагогами , все ми участник ами образовательного процесса . р еализация плана работы . Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия . а нализ динамики развития . Корректировка программы развития .

Слайд 22

Типичные ошибки педагогов и родителей : 1 . Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции . 2 . Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося , так как снижается или завышается самооценка . 3 . Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы ( например , в вопросах пола ). Ответы должны быть правдивыми , лишь степень детализации должна быть различной . 4 . Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным , грубость порождает только грубость . 5 . В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон . Ни в коем случае не допускать публичных порицаний . Когда вербальные формы общения неэффективны , используйте невербальные , опосредованные – кинофильмы , статьи , художественную литературу , метод группового обсуждения проблем .

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком.

В данной методической разработке предоставлены в большей степени практические материалы, направленные на выявление и дальнейшее составление индивидуальной программы реабилитации для ребенка, имеющего ...

Консультация для педагогов, педагогов-психологов на тему "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

В связи с внедрением инклюзивного образования в общеобразовательных организациях всё чаще обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Зачастую педагоги и родители не готовы принять такого ребё...

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции

Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...

Диагностический инструментарий работы социального педагога в работе с девиантными детьми.

Методическое пособие. Выступаю лишь составителем. Подбор наиболее продуктивных, на мой взгляд, анкет, которые можно эффективно применить на практике....

Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми

Выступление на педагогическом совете по теме Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми....