Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.
методическая разработка по психологии на тему

Чокова Лиана Игоревна

Статья про психологическое здоровье обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskiy_klimat_kollektiva.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное  учреждение

«Ташантинская основная общеобразовательная школа»

Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.

Педагог –психолог

Чокова Лиана Игоревна

Ташанта,2015

Психологический климат коллектива- как основное звено в сохранении психологического здоровья учеников.

Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особозначимой представляется их роль для старшеклассников, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” в соответствии с подмеченным еще К. Марксом “зеркальным” эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентации и объекте поклонения.

Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.

Почти  в каждой школе встречаются классы, куда учителя отправляются вести урок или внеклассное мероприятие, преодолевая себя. В запущенных случаях дело может закончиться массовым отказом учителей вести занятия в конкретном классе. Причём ученики в нём могут быть «сильными», интеллектуально развитыми. Возникает вопрос: если дело не в успеваемости, то в чём? В учительской можно услышать: «в этом классе ужасный климат», «жуткая атмосфера», «агрессивная аура» и т.п.

Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе — одно из важнейших условий развития личности школьника.

В современной психологической науке под социально-психологическим климатом (от греч. klima (klimatos) — наклон) понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности  и всестороннему развитию личности в группе.

Оптимальное управление социально-психологическим климатом в любом (в том числе школьном)коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применениесоциально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в начальных классах.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного «Я».

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих — психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность,  креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода «я». При неблагоприятном- незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

·          личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

·          профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).

·          ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

·          включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.

·          использование игры.

·          формирование общих традиций.

·          создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Наличие активной — позиции педагога по отношению к классному коллективу.

·          привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

Все эти компоненты в целом являются основной составляющей по психологическому здоровьесбережению обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...

«Психологический климат коллектива»

Выявить особенности развития психологического климата.https://www.youtube.com/watch?v=6V9vp6JSGAo...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....