Образ женщины и матери в иностранных и отечественных мультипликационных фильмах
статья по психологии (5 класс) на тему

Лемешко Элеонора Маратовна

Очень часто родители не задумываются над тем, какие мультфильмы смотрят их дети.

Что раскрывают, к чему призывают и какую информацию они могут привносить в неокрепшие души.

 На смену старым добрым  отечественным мультипликационным фильмам выходит новая и далеко не безобидная западная мультпродукция.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Образ женщины и матери в иностранных и отечественных

                                мультипликационных фильмах.

Сказка- важное условие формирования модели образа мира ребёнка. Именно в детстве воспитывается духовный компас, создаются образы мамы, папы, друга, врага, добра и зла. От него зависит будет ли он привязан к вам, своим самым близким и родным людям, будет ли он вас холить и лелеять в старости или сдаст в дом престарелых. Это  зависит и от воспитания и от сказок, которые вы ему рассказывали  и от мультиков, которые вы позволили ему смотреть.

Психология детей такова, что всю информацию ребёнок воспринимает в виде образов, из этих образов он  строит модель мира и самым главным образом является образ матери, девушки, девочки.

Глядя на облик подобных заокеанских героинь девочки считывают стереотипы будущего сексуального поведения, а мальчики формируют матрицу, к которой они бессознательно стремятся при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей.

Речь идет не столько  о внешности, сколько о внутренних душевных качествах, отражением которых является внешний образ мультяшных героинь. Отечественные психологи, отсмотрев подобные «шедевры» с мультфильмами пребывают в шоке.  Оказывается,  конструкция подобных героинь такова, что они способствуют угасанию функции продолжения рода.

Решается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путём наделения его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для российского общества женские качества: целомудрие, застенчивость, скромность, бескорыстность и материнство как таковое. Те самые, которые прославляют наши старые добрые мультфильмы.

Я считаю, что то, что делают иностранные, главным образом, американские мультфильмы называется интеллектуальным растлением.

Механика изменения детской психики посредством подмены образов проста, очевидна и часто встречается в детских мультфильмах. Наши культуры, сознание и мультфильмы идут в противоположных направлениях. Разнятся мультфильмы и внешней атрибутикой.

Для удобства представлю это в таблице.

Рассматриваемый фактор

Представление в американских мультфильмах

Представление в русских мульфильмах

Цвет

Главные героини раскрашены в яркие, ядовитые краски. Этот приём эксплуатирует свойства детской психики реагировать на самое яркое. Т. о от начала и до конца ролика внимание ребёнка приковано к персонажу, который ведёт куда захочет, не давая времени отвлечься и поразмыслить. На этом свойстве ярких, кричащих цветов основана также и реклама.

Красивые, четкие линии,  неброские краски. Краски реалистичны, с сохранением индивидуальности в цветах. Одежда героинь в народных сказках орнаментировна. Акцент строится на действиях, поступках, словах героев, через которые авторы пытаются донести больше информации до зрителя. Кричащие тона в одежде встречаются очень редко, у негативных персонажей.  

Лица

Главные героини на одно лицо. Если представить подобное лицо на живой женщине, то она получится страшной. Часто мелькая на экране, превратились в определённый эстетический стереотип. Девочки будут напрасно стараться быть похожими на него, а мальчики, подрастая, будут безрезультатно искать идеальное лицо, которого не существует на свете.

Героини ведут себя степенно, с уважением разговаривают, на лицах отсутствуют глупые кукольные выражения. Лица характерных персонажей можно легко  различить. Выражения лиц (добрый-злой) главных героев адекватны своим ролям. Дети, воспитанные на данных мультфильмах будут стремиться к общению, т с целью понять собеседника.

Слова, интонация и тон голоса

Герои очень импульсивны и прямолинейны  в проявлении своих чувств, инфантильны в своих реакциях. Часто можно наблюдать резкие переходы от отчаяния к радости, герои порой не выбирают слов и выражений. Одинаково говорят, двигаются, шаблонно действуют.

Герои больше разговаривая, смотрят друг на друга, стараются поддержать словами. Грубые слова или выражения, ругань, злость отсутствуют. Положительные герои очень дружны, стараются всё делать совместно, прислушиваясь к мнению друзей.

Как вы думаете, найдут ли дети, воспитанные западными мультфильмами свои вторые половинки будучи взрослыми?

Идёт создание  новой матрицы, где красота подменяется уродством. Стремление западного мира всё упорядочить и унифицировать, называется тоталитаризмом. Унифицированный образ не так безобиден. Дети склонны воспринимать тиражные образы красавиц как добрых и хороших, т.к. их к этому приучили. Опасность заключается в том, что потом к этим образам незаметно подмешивается всякая мерзость: пошлость, жестокость, неуважение к родителям. Они незамечено входят в детскую душу и затем начинают ей управлять. Мы имеем дело с величайшими изобретением в технологии обработки массового сознания, универсальным подсознательным зрительным модулем без знака добра и зла.  Яркая упаковка с опасным содержимым, когда, например, романтичная героиня, которой подражает ребёнок, наделяется элементами злобы и жестокости. Можете ли вы представить себе Настеньку из мультика «Аленький цветочек» с искажённым от злобы и ярости лицом, со сжатыми зубами,  показывающую агрессию? А вот цыганка из мультфильма «Горбун из Нотр-Дама» вполне на это способна. Можете ли представить себе царевну-лягушку, которая дерётся как заправский мужик? А вот Жасмин в «Алладине» или тролльша в «Шреке» дерется не просто привычно, но жестоко и со вкусом, весело и заразительно. Омужествление женщины в мультфильмах приводит к смешению роли полов в жизни. Это, в свою очередь, может привести к глубокой сексуальной дезадаптации.

Касаясь вопроса роли женщины в западных мультсериалах, хочется коснуться вопроса садизма и предательства в чистом виде. Вы, безусловно, видели эпизод из мультфильма «Шрек», когда главная героиня, чтобы взять яйца из гнезда,  поёт так, что это ведёт гибели птицы. Дети смеются над этим.

Вы стали свидетелями того,  как на ваших глазах осуществляется сдвиг  сознания и меняется психика детей. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация смерти. Эпизод перечёркивает всю систему детских представлений о мире. (Потом мы удивляемся почему дети стали такими жестокими и малоэмоциональми). Главная положительная героиня не может быть вероломна, жестока, она не может убивать. Помните, как Настенька из «Аленького цветочка» поёт про малую птичку соловушку, символ любви и романтики? Что с соловушкой и её потомством делает тролльша? Герои Шрека пришли из мира, где божий дар- яичница…

 Романтические атрибуты сказки наоборот, где не лягушка становится царевной, а сама царевна превращается в зелёную нечисть. И эта нечисть является романтичной героиней антисказки. И эту героиню сопровождают убийства мелких животных, как в русских сказках главную героиню сопровождает рассвет, цветение земли и пение соловья.

 А теперь от предательства, жестокости и мордобоя перейдём к сексу. Вспоминаю героинь отечественных мультиков, они даже не претендуют на реалистичность. Они условны и воздушны, их женские атрибуты лишь внешне обозначены, их женственность выражена скорее через духовные качества- доброту, терпимость, понимание, нежность, т.е. так, как должна выглядеть женщина в человеческом представлении.

  Их голливудские антиподы обладают более выраженными формами взрослой женщины, которая умеет этими формами пользоваться. В поведении американских героинь нет того целомудрия, того, что разнит фильмы для детей от фильмов для взрослой аудитории.

 Проявляя симпатию к противоположному полу дивы не стесняются, не кокетничают, не опускают глаза долу. Это тёртые женщины известного поведения, которые манерно, вульгарно и конкретно соблазняют. И в этот момент лицо героини не зеркало души как положено, а функциональная часть тела. Манеры поведения главных героев копируются детьми автоматически. Теперь о прикосновениях и поцелуях.  В наших мультиках самая большая эротика- это сомкнутые руки героев. Сам поцелуй сокровенен, его физическая  сторона скрыта от глаз маленьких зрителей. У нас поцелуй лишь обозначен. В иностранных мультиках всё напоказ, как у взрослых. Губы открыты и похотливы, прикасаться к женщине можно как угодно, как к обычной вещи.

Шрек волочёт свою подружку как мешок, потом заигрывает с ней так, как мужчины  с приличными женщинами себя не ведут, но это ей нравится. К слову сказать в отечественных мультиках героинь не волокут, не бъют, не хватают за что попало, потому, что это не женственно, не целомудренно.

В западных мульсериалах для детей присутствует чистая эротика. В мультике «Том и Джерри» поведение кошечки – это энциклопедия поведения вульгарной уличной женщины. Откровенные эротические позы-лёжа на животе, ножка приподнята кверху, или голова мужчины на коленях у женщины, эта поза предполагает сексуальные отношения взрослых. Отдельно отметим поведение кота, он демонстрирует мальчикам-зрителям, как нужно вести себя  с женщинами. Он показывает запредельное хамство, а кошечка это хамство благосклонно принимает.

  Если ребёнок воспримет данный стереотип поведения, то у него во взрослой жизни не будут складываться адекватное отношение к противоположному полу. Уважение супругов будет подменено стереотипом сексуального партнёрства.

  Сексуальное партнёрство не предполагает создание семьи, продолжение рода.

С точки зрения психологов да и всех адекватно мыслящих людей, взрослые стереотипы поведения, эротику в детских мультфильмах показывать нельзя.

 Это раньше времени растормаживает в ребёнке сферу влечения, к чему функционально, морально, физически ребёнок ещё  не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и покалечат психику ребёнка. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи, рождением потомства.

  Эти мультики пробуждают в детях интерес к тому, что ещё долго и крепко должно спать.

   Согласно воззрениям детских психологов - для нормального развития ребёнка в период первого интереса к противоположному полу ему необходима сказка, загадка, романтическая тайна. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной.

  Только скромная, целомудренная, стыдливая девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин, а не уродов из мультиков. Детская стыдливость и стеснительность- это непременное условие создания семьи и продолжения рода в будущем!

  Проблема очень серьёзная. Наши дети подвергаются столь массивной бомбардировке подобными образчиками эротизма, что психологи констатируют массовое явление, названное «романтическим голодом « у детей.

 Им нужна царевна из детской мечты, а им подсовывают многоопытных вульгарных блондинок, им нужна романтическая любовь и мечта, а на них выливают помои из сексуальных нечистот заокеанских мультсериалов.

  Самый главный, важный, священный образ женщины в сказках всех народов мира- образ матери. В американских мультфильмах поэзия материнства показана только в фильмах про животных, таких как «Король-лев», «Бемби», «Книга Джунглей», «101 долматинец». Сентиментальные и очень нежные сцены заботы о щенках, медвежатах, оленятах и др. детёнышах. Когда же дело доходит до мультфильмов про людей, или там, где животные играют людей, то можно испытать отвращение к институту материнства.

  Вот, например, утка-мать от «Метро голден майер». Совершенно опустившееся существо, маргинальное создание, которая  демонстрирует своё нижнее бельё мужу. В жизни так ведут себя алкоголики, голос, поведение, манеры, жесты не материнские. Даже своего птенца она держит как стакан, её поза не обороняет ребёнка. Если сравнить это поведение с поведением матери серой шейки в одноименном мультфильме, то мы видим диаметрально противоположное отношение к образу  матери. И у юных зрителей формируется такое же отношение к своим мамам.

   В американских фильмах, за редким исключением, нельзя встретить образ матери- человека, которая была бы молодой, красивой, полной сил, той, которая вызывает желание у маленьких зрителей подражать. Все эти образы отталкивающие. Взять хотя бы родителей из «Гуффи и его команда».

Немолодые, некрасивые, апатично-заторможенные, с уродливыми лицами и фигурами. Есть и другой пример: когда мать рисуют в виде вполне благообразной, но старой женщины. В наших мультиках такими рисуют бабушек.

 Применяется и эффект 25 кадра, когда зрительный образ появляется на экране на очень короткое время и сознание не успевает его оценить критически. Такие образы записываются сразу в подсознание как гипнотическое внушение.

  Фильм «Красавица и Чудовище»: вот стройная и опрятная Красавица с улыбкой на лице заходит в торговые ряды, рядом оказывается немолодая и некрасивая женщина с 3 младенцами, похожими на поросят на руках, чертами искажёнными ненавистью и раздражением. Более неприглядной картины нельзя представить. Здесь образ матери совмещён с внешностью разъярённой свиноматки. Верующий человек сказал бы, что это святотатство.

  А над всем этим парит прекрасная героиня. Эта метафора воспитывает у девочек отвращение к материнству в целом и к многодетному в особенности.

  Либо ты хочешь стать такой же старой, уродливой, злобной и бедной- тогда будь матерью, либо вечно молодой и красивой – тогда не рожай.

 Девочкам как бы предлагают выбор, который на самом деле не является выбором, т.к. уже насильственно вложен в подсознание.

 Разве может такая женщина что-то возбуждать в душе кроме грубого влечения в лучшем случае? В худшем она вызывает только омерзение и к женскому полу и к семье и к жизни вообще, потому, что если жизнь населена такими существами женского пола, то она безрадостна и бесперспективна без продолжения рода.

Не всё, что полезно,  может нравится детям. Нельзя спокойно смотреть на то, что калечит души и психику детей. Иногда полезны и нравоучения и наставления и родительские комментарии. Надо уметь противостоять этому засилию низкопробной зарубежной мультродукции. Не доверяйте этот процесс незнакомым людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные мультипликационные фильмы на уроках информатики

в статье написано зачем нужно исползовать на уроках учебные мультипликационные фильмы....

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наряду с  семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. В ...

«Здесь, верно, ошибка какая-то» (Языковой анализ текстов мультипликационных фильмов).

Исследовательская работа на тему:"Языковой анализ текстов мультипликационных фильмов"....

Тест-игра на знание музыкального материала из мультипликационных фильмов для учащихся 1-х классов

Этот тест я использую на уроках музыки в 1-2 классах. С ним очень удобно формировать у детей понятия "самооценка", "сотрудничество", "коллективная работа", "правила игры", "результат". В этой игре мож...

Конспект классного часа: «Образ женщины в искусстве в период Великой Отечественной Войны»

Художники, композиторы, поэты поставили свое мастерство на службу Родине. Одной из тем в искусстве ВОВ стал образ женщины....

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2014 по 2018 гг.)

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время.  (пери...

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2019 по 2023 гг.)

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время.  (пери...