Дисциплина- основное правило внутреннего устройства школы
статья по психологии по теме

Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности обучающихся. Эти правила называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina-osnovnoe_pravilo.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина-

основное  правило  внутреннего устройства школы

Аникина Г.В.   педагог-психолог.

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей.

Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности обучающихся. Эти правила называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.    

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина школьников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

 Презентация   с советами психолога .

 Как улучшить дисциплину в классе?

Советы психолога

  1. Контакт глазами: никаких слов - только взгляд.
    2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
    3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
    4. Посылайте "секретный сигнал". Можно использовать жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: "тсс!" или скрестить руки.
    5. Приготовить заранее стопку записок с таким содержанием: "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь."
    6. Делайте неожиданности. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, ударения или другой язык. Говорите высоким или низким голосом.
    7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок".
    8. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
    9.. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с "заклинаниями" примерно такого содержания: " Я могу спокойно работать" "Я могу изменить свое поведение"
    10.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы  мы  с вами проводим большую воспитательную работу, направленную на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Как же понимают  дисциплину наши обучающиеся, знают ли они свои правила поведения? Начнем с того, что у большинства школьников слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и поэтому вызывает, скорее всего, отрицательные эмоции, все знания о дисциплине у них ассоциируются с частицей «НЕ».

В опросе участвовало 25  обучающихся старших классов. (7-9).  Опросник назывался «Дисциплина в школе» На вопрос,  знаешь ли ты правила поведения  ученика в школе, даны следующие ответы:

1) не ругаться -56%;

2) не бегать по школе-40%;

3) не огразаться-36%;

4) не пропускать уроки, посещать школу-28%;

5) не носить сотовые телефоны, не разговаривать по телефону -16%;

6) не опаздывать на урок, не отвлекаться по - 12%;

7) выполнять домашнее задание, содержать вещи в порядке, правильно одеваться  по 8%.,

 Сегодня часто говорят о гуманности и гуманизме, вот и наши  дети просят нас быть «добрыми, прощать  за плохие поступки,  прощать провинность, ставить хорошие оценки»

Некоторые наши обучающиеся включают в понятие «дисциплина»  - «не пить, не курить».

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку обучающихся, стать их внутренней потребностью. Поэтому уже в начальных классах большое место занимает практическое приучение школьников к дисциплинированному поведению.  

        А вот на вопрос: » Какие ты знаешь правила поведения учителя, они пишут, что учитель не должен «материться» 16 % школьников в правилах поведения просят учителей «не бить» их,  и даже «учитель не должен носить оружия» .

Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины и культуры поведения обучающихся включает в себя следующие правила, с которыми мы обязаны знакомить школьников, чтобы  они свои правила знали более чётко.

Не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа: "Вспомогательные исторические дисциплины" в средней школе

Данная программа может быть использована, как элективный курс или на занятиях кружка. При изучении истории в школе учащиеся часто не могут соотнести меры и названия в старых документах с современной р...

Особенности обучения обществоведческим дисциплинам в основной школе (5 класс) в условиях предстоящего введения ФГОС.

Особенностями обучения обществоведческим дисциплинам в основной школе в условиях предстоящего введения ФГОС  основана на сохранении традиционной системы обучения. «Обществознание» в о...

Статья: Роль и место гуманитарно-обществоведческих дисциплин в средней школе. Курс "Мировая художественная культура".

Важнейшие задачи образования - пересмотр содержания и повышение качества – поставили в центр внимания взаимосвязь и взаимозависимость образования и культуры. Позитивное влияние национально-культурных ...

"Актуальность проблемы дисциплины в современной школе". Выступление на ШМО классных руководителей

Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь...

Методические указания по курсовому проектироваению по дисциплине "Радиоприемные устройства"

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине "Радиоприемные устройства"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ по дисциплине «Периферийные устройства вычислительной техники» на тему: «Характеристики ЖК-мониторов»

Тема: «Характеристики ЖК -мониторов»Вид занятия: урок-лекцияОборудование: ПК, презентация.Цель занятия: Изучить характеристики ЖК-мониторов....

Информационные технологии, используемые в преподавании теоретических дисциплин в детской школе искусств

Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство....