Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
материал по психологии по теме

Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet3.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год

  1. Ф.И.О.               Рахманова Айсылу Мухаматаминовна
  2.  Учреждение образования                МБОУ  «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
  3. Общее количество детей в ОУ            808  учеников
  4. С какими возрастными категориями детей работает , их количество         1-11 классы : 48 классов- комплектов.
  5. Цели и задачи

                    педагогического коллектива ОУ:создание условий для формирования жизнеспособной личности в лицее сельского типа и:

1) всестороннее развитие личности учащихся, культурное, интеллектуальное и нравственное развитие.

2) достижение нового, более высокого качества общеобразовательной и профильной подготовки учащихся, формирование творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения.

3) нравственно-патриотическое, гражданское воспитание учащихся, формирование активной жизненной позиции духовно богатой и нравственной  личности, развитие национального самосознания детей и подростков в контексте общероссийской гражданственности, формирование  гуманистического социально-активного, ответственного поведения через совершенствование системы школьного самоуправления .

4) социальная адаптация выпускников в условиях социально-экономических преобразований в обществе, усиление индивидуализации обучения и социализации, обучающихся с учетом индивидуальных потребностей и состояния рынка труда в области, формирование элементов ключевых компетенций в социально-политической, правовой, общественно-культурной, производственно-экономической и информационно-коммуникативной сферах.

5) сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни.        

6) психолого-педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах развития  развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды, психологическое просвещение и профилактика психологического нездоровья.

6. Наличие кабинета для осуществления профессиональной деятельности и его оснащение: 

- кабинет для индивидуального консультирования;

- компьютер, принтер;

- книжный шкаф;

- рабочий стол, стулья.

7. Самообразование

Тема

Причина выбора данной темы

Источники информации

Способы реализации новых знаний

Особенности организации учебной деятельности учащихся в рамках учебных программ лицея

Интерес учащихся к занятиям  

1. Литература.

2. Общение с коллегами

3. Интернет-ресурсы

 Непосредственное использование в практической работе по организации учебной деятельности учащихся

  1. Приоритетные направления деятельности: консультативная работа, психопросвещение всех участников образовательного пространства, профилактика школьной дезадаптации, сопровождение  профилактики вредных привычек .        

         

9. Специальные изучения ,проведенные в течение учебного года

№ п/п

Цель

Виды изучений

Контингент участников (количество)

Общее коли-чество

3-5

лет

5-7

лет

7-10

лет

10-12

лет

12-15 лет

ст.15 лет

Взрослые

педагоги

родители

1.

Изучение процесса адаптации 1-классников к условиям школьного обучения.

54 чел.

54

2.

Изучение процесса адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене.

55 чел.

55

3.

Изучение интеллектуального профиля учащихся в рамках  профильного обучения

 

56

49

105

4.

Изучение межличностных отношений в классных коллективах

45

67

72

44

228

5.

Изучение психологической составляющей состояния учебно-воспитательного процесса

38

44

47

59 чел.

187

6.

Изучение школьной тревожности у уч-ся.

52 чел.

52

7.

Изучение профессиональных интересов и склонностей в рамках профориентационной работы

52чел.

52

8.

Изучение эмоциональной оценки школы.

47 чел.

47

8.

Изучение личностных особенностей детей «группы риска» и состоящих на ВШК.

16 чел.

16

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                             

10. Консультативная работа

Всего
консуль-таций

Характер заявленных проблем

Категории обратившихся

(количество)

Администрация

педагоги

родители

дети

294

- Разрешение конфликтных ситуаций.

- Снижение мотивации учения у учащихся.

- Проблемы в общении учащихся со сверстниками, учителями, родителями.

- Нарушение детско-родительских отношений в семье.

- Проблемы адаптации в новом коллективе.

- Консультирование по проблемам «трудных детей»

- Консультирование учителей по результатам диагностики интеллектуального тестирования в рамках  работы школы.

- Выбор профиля обучения.

- Консультирование по результатам профдиагностики.

- Консультирование по проблеме готовности к школе.

1

2

1

2

3

4

4

4

3

12

3

12

4

6

9

8

16

5

8

14

17

7

11

22

22

25

3

8

5

2

15

6

8

25

11. Коррекционно-развивающая работа

№ п/п

Цель программы,

занятий

Контингент участников (количество)

3-5

лет

5-7

лет

7-10

лет

10-12

лет

12-15

лет

ст.15

лет

1.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся 1-х классов

5 чел.

2.

 Тренинговые занятия по адаптации, сплочению коллектива во вновь сформированных 5-х классах.

58 чел.

3.

Развитие у будущих первоклассников школьно-значимых функций: внимания, памяти, мышления, произвольной регуляции деятельности, коммуникативных навыков.

25 чел.

4.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» и состоящими на ВШК: формирование способности к самопознанию, саморегуляции, самоопределению.

3 чел.

6

7 чел.

12. Просветительско-профилактическая работа

Тема

Форма работы

Контингент участников (количество)

дети

педагоги

родители

1.

«Психологическая подготовка ребенка к школьному обучению»

Выступление на родительском  собрании.

85 чел.

2.

Особенности адаптации младших школьников в среднем звене.

Выступление на родительском собрании.

110 чел.

3.

Какая помощь нужна  ребенку от родителя при самоорганизации

Выступление на родительском собрании в  средних классах.

80 чел.

4.

Поддержка ребенка при переходе к работе в оценочном режиме.

 Выступления на родительских собраниях в  начальных  классах (по запросу учителя)

85 чел.

5.

Особенности юношеского возраста.

Выступления на родительских собраниях в (по запросу классного руководителя)

105 чел.

6.

Творческий подход к проблеме дисциплины на уроке.

Малое совещание при директоре

90 чел.

7.

Проблемы школьной  дезадаптации

Выступление  на малом совещании при директоре

38 чел.

8.

Профилактическая работа с учащимися «группы риска»

Индивидуальные консультации.

16 чел.

7 чел.

15 чел.

9.

СПД педагогов

Выступление на педсовете.

100чел.

10.

О результатах  профильного обучения в 10-х классах

Совещание при директоре.

98 чел.

11.

Консультация для молодых учителей

Групповое и индивидуальное  консультирование.

7 чел.

12.

Как помочь ребенку в выборе будущей профессии.

Выступление на родительском собрании

250 чел.

13.

Готовность к школе.

Родительское собрание будущих первоклассников

70 чел.

   

13.Профориентационная работа (психологический аспект)

Форма работа

Контингент участников (количество)

дети

педагоги

родители

1.

Анкетирование учащихся 9-х классов.

71 чел.

2.

Классный час «Принципы выбора профессии».

75 чел.

3.

Диагностика интересов и склонностей.

92 чел.

4.

Диагностика особенностей мышления.

5 чел.

5.

Диагностика личностных особенностей, связанных с профессиональным выбором.

9 чел.

6.

Изучение мнения педагогов-предметников о специальных способностях учащихся.

5 чел.

7.

Консультирование учащихся по результатам диагностики.

56 чел.

8.

Анкетирование родителей

148 чел.

9.

Родительское собрание «Как помочь ребенку в выборе будущей профессии».

  1. чел.

14.Создание условий для продуктивной деятельности:

а) наличие и реализация программ работы с различными адресатами

№ п/п

Наименование программы

Адресат

С какого года применяется в работе

1.

«Путь к успеху»

Родители учащихся

С 2007 года

2.

«Профилактика наркомании»

8-11 классы

С 2008 года

3.

Развивающая программа для учащихся с проблемами в эмоционально-волевой сфере

Учащиеся 1-11 классов

С 2008 года

4.

Развитие внимательности

Учащиеся  начальных классов

С 2008 года

5.

«Путь к успеху»

Учащиеся 1-11 классов

С 2007 года

15. Расширение методической базы, создание или пополнение банка материалов (диагностических, демонстрационных, раздаточных и пр.

№ п\п

Вид деятельности.

Продукт

Область применения.

Предназначение

1.

Подборка раздаточных

материалов для курса «Путь к успеху»

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, зрительной памяти, пространственного мышления.

2.

Папка для индивидуальной

работы с учащимися «группы

риска» и состоящими на ВШК

Коррекция и развитие самосознания, формирование рефлексивных умений и навыков.

16. Участие  в инновационной деятельности

Тема  инновационной деятельности

Вид инновации

Адресат

С какого года приме-

няется

Краткое обоснование выбора,

анализ достоинств и недостатков

Результат

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС  ( Федеральная площадка.

Методы обучения, основанные на знании особенностей структуры интеллекта учащихся.

Учащиеся, педагоги.

2009

Технологии обучения, позволяющая эффективно развивать логические операции мышления учащихся

Способствует развитию мышления, повышению мотивации учения, созданию благоприятного психологического климата.

17. С какими специалистами ОУ и другими учреждениями сотрудничали в течение учебного года (медицинские, правоохранительные, центры, службы и проч.)

№ п/п

Наименование организации

Направление сотрудничества

(над какой проблемой работаете)

С какого года сотрудничество

Результаты сотрудничества

1.

МОУ гимназия № 1, кадетская школа: социальный педагог, зам. директора по УВР, ВР,  педагог- психолог, фельдшер

Профилактика школьной дезадаптации.

С 2001

Снижение школьной тревожности, агрессивности поведения.

2.

Социально-психологическая служба

 Формирование психологической культуры всех участников образовательного пространства.

С 1994

Повышение профессиональной квалификации психолога, увеличение количества педагогов и учащихся, заинтересованных в получении психологических знаний.

Пестречинская коррекционная школа 8 вида

Профилактика  отставания в развитии

2012

Рекомендации родителям по обеспечению успешности развития ребенка

МСГИ

Профилактика отставания в развитии

2012

Рекомендации родителям и педагогам по обеспечению успешности развития ребенка

ГАОУ ДПО «ИРО РТ»

Профилактика отставания в развитии

2011

Рекомендации родителям, педагогам и учащимся по обеспечению успешности развития

18. Презентация опыта работы, психолого-педагогических знаний, инновационных систем и методов обучения и воспитания  

Форма презента-

ции

Публикации в специальных изданиях

Выступления

Участие в профессиональных конкурсах

Демонстрация «мастер – класса»

Мероприятия уровня учреждения (выступления на педсоветах и методических объединениях, организация и проведение информационных семинаров для педагогов, родительских собраний, классных часов для учащихся, деловых игр и т.п.)

-

- Педсоветы -1просветительско-профилактическая работа)

- МО классных руководителей-1

- Родительские собрания  -12

- Классные часы-36

-

«Создание ситуации успеха»-на  семинаре классных руководителей

Мероприятия  районного уровня

-

1. «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса». Обучающий семинар для воспитателей  групп продленного дня» на базе  гимназии в Б.Сабах.

1.Мастер-класс «Ситуация успеха -фактор профессиональной успешности в будущем». На районном семинаре классных руководителей

2.  Мастер-класс «Формирование самооценки учащихся в процессе работы с  программами здоровьесбережения».- выступление на районном семинаре учителей физической культуры

Мероприятия регионального уровня

1. Обучение на  курсах профессиональной  переподготовки по специальной педагогике в МСГИ

2.Участие в работе районной ПМПК

Мероприятия федерального уровня

Психологическое сопровождение подготовки и проведения  занятий на Федеральной площадке

19.  Профессиональные проблемы:

-  совершенствование системы психологического сопровождения всех участников образовательного пространства , которая позволит максимально гармонизировать учебно-воспитательный процесс.

 Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:

1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме,

2) с неопределённостью в выборе профессии и профиля.

Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике девиантного поведения учащихся через реализацию дополнительных программ , классных часов по запросам классных руководителей. Также будет продолжен комплекс работ по профориентации (диагностика интересов, склонностей, пожеланий и успешности учащихся; рекомендации по выбору элективных курсов; ведение элективного курса по самоопределению; индивидуальная (семейная) консультация по выбору профиля обучения).

В соответствии с годовым планом, а также по заявке классных руководителей и администрации школы велось психологическое просвещение участников педагогического процесса.

Определённая работа по профилактике эмоционального напряжения во время сдачи ГИА и ЕГЭ велась с учениками 11, 9 и 4 классов.  

Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: посещение семей дома, личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный  контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям. В школе есть ещё одна категория детей и их не мало, это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении школьной программы (чтения, письма, счёта). Проявления СДВГ очень разнообразны: расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков, нарушения поведения и т.д. С этой группой ведутся занятия по коррекции. На занятиях  проводятся  упражнения на развитие мелкой моторики рук, упражнения на развитие внимания, самоконтроля, релаксация. Детям занятия нравятся, они с удовольствием идут на них.

В течение года велась методическая работа по организации  семинаров.

Работа с родителями представляет собой, во-первых, психолого-педагогический всеобучу – это подготовка и выступления на родительских собраниях, беседы на общешкольных собраниях.

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года:

«Нравственные аспекты в формировании личности ребёнка», «Роль семьи и школы в сохранении и укреплении здоровья детей», выступление на родительском собрании для родителей пятиклассников, первоклассников и т.д.

«Проблемы подросткового возраста» в 7 и 6 классах и т.д. Отдельно следует сказать о родительских собраниях в 8 – 9 кл по ПП и ПО. На каждом таком собрании я выступала с результатами анкетирования, разъяснениями целей и задач ПП и ПО и различными  рекомендациями по выбору элективных курсов и дальнейшего профиля обучения. .

Работа с педколлективом  велась в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний: создание информационных стендов, выступление на педсоветах и семинарах. В качестве взаимоотношений педагогов и учеников необходимо затронуть вопрос об участии психолога в педсоветах. В течение года участвовала в работе педсоветов, готовя при этом диагностику и результат  на обсуждение коллектива. Это позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.

По подготовке к ПП и ПО в течение года велась следующая работа

  1. Консультации учащихся требующих особого внимания (индивидуально) уч-ся 9-х классов. 
  2. Контрольная диагностика уч-ся 10-х кл. «Уровень комфортности» ПО 
  3. Контрольное анкетирование 9-х кл. по выбору элективных курсов. 
  4. Продолжение анкетирования учащихся 9-х классов.

Подготовлены и поведены тематические классные часы совместно с классными руководителями. «Сделай правильный выбор», «Я выбираю своим делом», тренинговое  занятие «Как стать успешным в профессии». 

Участие в общешкольных, классных родительских собраниях по данной теме.

С целью профориентации  проводились ряд  исследований. Проводилась диагностика учащихся 8-х классов по различным методикам. Исследование проводится фронтально в нескольких группах. Первоначальное исследование проводится в феврале контрольное - в апреле - мае.  

Проведена работа в оформлении кабинета, документации, оформлении коррекционно-развивающих занятий. Приобретены   психологическая литература, диагностический и тренинговый материал.

20.ВЫВОДЫ

В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически, всё, что запланировано – выполнено. За этот год в кабинете психолога пополнилась методическая копилка. Большим плюсом в работе для меня было согласованность в работе с администрацией. Помощь в организации и проведении психологических занятий (расписание), согласованность в действиях – немаловажный аспект в работе, что позволило  глубже контактировать со старшеклассниками и помогать им с выбором жизненного маршрута, знания психологии позволяли им лучше познать самих себя, решить многие личностные проблемы.

Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Проведение данной работы требует большого количества времени (чего в  жизни катастрофически не хватает), поэтому эта работа ведётся отдельными упражнениями . И всё-таки я старалась строить свои взаимоотношения с учителями предметниками и классными руководителями через организацию совместных классных часов и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть, конечно же, и такие родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют просто неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая встаёт передо мной на будущее. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы (развод в частности) путём привлечения ребёнка на свою сторону, не думая о том, что для него и папа и мама являются любимыми и родными. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат. В отдельных «сложных» случаях привлекались администрация и отдел опеки.

  В лицее  есть дети с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая  работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный  контроль  за  посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов.  Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми, родителям.

Предполагаемые причины увеличения правонарушений имеют как объективный, так и субъективный характер:

  1. Снижение воспитывающей роли семьи. 
  2. Возможно недостаточная воспитательная работа лицея (правильно спланировать профилактическую работу по предупреждению правонарушений на ранней стадии, в начальной школе). 
  3. Важно не напугать наказанием, а научить жить в этом мире, оставаясь человеком, уметь противостоять всем пагубным влияниям. 
  4. Нет единства требований в воспитательной цепочке: администрация – классный руководитель – родители.
  5. Многие воспитательные мероприятия по-прежнему носят формальный характер.

Что может сделать  лицей:

  1. В воспитательной работе применять эффективные профилактические программы по предупреждению правонарушений , опять же на ранней стадии.
  2. Каждому классному руководителю особое внимание уделить нравственному воспитанию. 
  3. Активизировать родительский всеобуч в данном направлении. Мероприятия должны носить системный характер, а не эпизодический.  
  4. Занятость детей  внеурочной  деятельность (спорт, творчество  и др.)

Возможно, это может повлиять на положение дел. А ещё важно, чтобы каждый работник лицея  относился к детям как своим, не пропуская ни одного проступка мимо, чтобы потом эти проступки не перерастали в правонарушения и преступления

В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

  1. Направить работу психологической службы на разрешение конфликтов учитель-родитель-учащийся. 
  2. Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с девиантным поведением в начальной школе с обязательным привлечением их к внеурочной деятельности. 
  3. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью решения проблем образования и школьного воспитания. 
  4. Продолжение сопровождения обучения детей-инвалидов. 
  5. Продолжить проведение занятий по программам.

  1. Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку. 
  2. Особое внимание уделить углубленной работе  по пропаганде здорового образа жизни.

 

Дата заполнения               31. 05. 2012г.

Составила                          А. М. Рахманова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за 2011-2012 учебный год

Здесь представлены все виды работы которые проходили в течении учебного года, преведена полная статистика коррекционного процесса, а так же вся результативность работы, отображено в графиках и схемах...

Аналитический отчет педагога-психолога

Аналитический отчет психолога школы за год....

Аналитический отчет педагога-психолога.

Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год

Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для у...

Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год

Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год...

п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год

п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год...