Упражнения на регуляцию психических состояний педагога.
материал по психологии по теме

Семенова Елена Юрьевна

 

Несколько упражнений которые помогут  снять напряжение, мышечные зажимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на регуляцию психических  состояний педагога.

1. Мысленное кино. Создайте мысленный образ самого себя — делающего то или обладающего тем, кем вам на самом деле хочется. Вы можете вообразить себя  уверенным, артистичным педагогом, работающим с вдохновением, изобретательностью и выдумкой. В мысленном представлении важны три момента: не упускайте подробности, подключая все ваши ощущения,  представьте себя наслаждающимся желанным ходом бытии; вообразите сцену происходящего в определённый день и час. Побуждая вас сосредоточиваться на цели (сверхзадаче), мысленный образ повышает мотивацию и внутреннюю энергию, создает дополнительные стимулы, будит внутренние силы.

2.Луч. Сконцентрируйте возможности свои фантазии и  представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренним луч как бы формирует новую внешность спокойного, красивого и естественного человека, удовлетворенного »  собой  и своей жизнью, профессией и воспитанниками.

3.Мышечная броня. Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», перехватывающей тело и подавляющей проявления непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции «над» энергия обычно концентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твердые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне шеи течение энергии блокируется мышечным напряжением. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение.

<  Глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» маску с лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею, грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя мышечные «кольца» и отбрасываете их — с глаз, шеи и груди.

<   Дотроньтесь кончиками пальцев до глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест — граница, до которой вы находились в позиции «над». Перейдя «границу», вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль.

4.Поиграйте! Для развития внутренних средств ролевой концентрации представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем, позволившим себе неучтивый тон в общении с вами и несправедливые замечания. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть его из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить его. Попытайтесь сыграть роль завуча. Подражайте походке, манере себя вести, проиграйте его размышления, его отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спад напряжения. Изменится ваше отношение к конфликту, к человеку, в котором вы увидите много позитивного, того, чего не замечали раньше. Вы включитесь в ситуацию администратора и сможете его понять.

5.Рисуем настроение. Для снятия неприятного осадка после тяжелого разговора возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой (или правой, если вы левша),  нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Погрузитесь полностью в свои переживания, выберите цвет и проведите линии так, как хотите, в соответствии с настроением. Перенесите свои настроения на бумагу, как бы материализуйте их. Закончили рисунок, а потом на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте. Слова должны возникать спонтанно. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и эмоционально разорвите листок и выбросите. Ваше эмоциональное состояние должно перейти в рисунок и быть уничтожено.

6.Эмоциональная атмосфера. Перед началом рабочего дня посидите немного, подумайте и представьте себе то, что вызывает у вас чувство спокойствия, радости или какие-нибудь приятные эмоции. Найдите из всего потока образов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для вас в данный момент и как-либо связанное с предстоящей деятельностью. В течение рабочего дня постарайтесь не терять это ощущение и поддерживать высокий уровень положительных эмоций. Помните: плохое настроение снижает эффективность труда педагога на 60—70%

7.Вызов вдохновения. Когда вам очень не хочется идти на работу, (что может случиться с каждым), скажите себе: «Если бы я был в хорошем настроении и чувствовал себя лучше, я бы вел себя так... (торопился бы и  с нетерпением ждал встречи с коллегами и т.д.). Ускорьте шаг, вспомните об интересных задумках в плане дня, о хороших пособиях, технических средствах, которые вы заранее подготовили, а сегодня можете использовать на занятии, вспомните о ваших удачах на прошлых уроках, о своих любимых учениках. Обязательно заставьте себя улыбнуться, расправьте плечи, поднимите голову. Внешне войдите в образ педагога, очень любящего свою работу.

Упражнения для снятия напряжения, мышечных

зажимов и обеспечения мышечной свободы.

 Управляйте телом

<   Размеренно считая до двадцати, постепенно расслабьте мускулатуру — от головы до кончиков пальцев ног, а затем, следуя тому же счету, напрягите  ее, повторите несколько раз, фиксируя для себя смену ощущений.

< Когда вы четко ощутите разницу, постарайтесь научиться напрягать разнопарные мышцы: напрягите одновременно мышцы правой ноги и левой руки и т.д.; поочередно напрягайте мышцы шеи, плеч, спины, правой ноги, левой и др.

<    Проведите тренинг работы мышц кистей рук:

а)  подвигайте пальцами в отдельности, согните их последовательно;

б) потрясите кистями рук, как бы стряхивая с -них капли воды;

в) помашите кистями рук на лицо, как будто вам жарко;

г) сцепите кисти и сделайте руками непрерывную волну — можно всем вместе, а можно по очереди, как бы передавая ее поочередно друг другу.

< Оставляя все тело свободным, действуйте только одной рукой, одной ногой, затем головой и т.д.

 <Положите правую ногу на левую и ступней правой ноги нарисуйте буквы О, Д,А и др. Затем то же сделайте левой ступней.

< В течение дня периодически фиксируйте свои внутренние ощущения, прислушивайтесь к своему телу — определите, какая группа мышц зажата, в какой части тела вы испытываете дискомфорт; осознав свои ощущения, исправьте ситуацию и почувствуйте радость от достигнутых изменений.                            Экран. Человек так устроен, что, когда на него смотрит множество глаз, его страх идет в мускулы и он впадает в зажим или развязность.

Не позволяйте себе роскоши испугаться, выходя на аудиторию. Театральная педагогика предлагает для этого такой прием: скажите себе, что не на вас смотрят, а вы смотрите на людей и видите их, как на большом экране.

Сознание. Есть другой вариант подготовки к публичному выступлению. Перед выходом на публику проведите рациональную беседу с самим собой. Например:

—                 Для чего я иду туда? — Чтобы донести до родителей необходимую и интересную для них информацию.

—              Должен ли я бояться ошибок или негативной реакции? — Нет. Во-первых, я хорошо подготовился, во-вторых, всегда среди слушателей найдется критик - негативист, я буду ориентироваться на позитивно настроенных слушателей, в-третьих, за ошибки меня в тюрьму не посадят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические упражнения для снятия напряжения и усталости у педагогов.

Практические рекомендации по снятию усталости у педагогов...

Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»

Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

Цель: снятие  эмоционального напряжения у педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения....

Упражнения для детей и педагогов с использованием техники аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления

Упражнения  для   эффективного и  кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряжения  с использованием аутотренинга, визуализации, ...

Семинар-тренинг для педагогов Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Данный материал можно использовать для проведения тренингов с педагогами....