Что такое ЕГЭ
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме

Лисова Светлана Владимировна

занятие для выпускников по формированию позитивного отношения к ЕГЭ и обучению способам преодоления трудностей при продготовке и сдаче  ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_ege.rar67.62 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?

Задачи:

 -обсудить плюсы и минусы ЕГЭ

- сформулировать понятие готовности к ЕГЭ

-помочь старшеклассникам осознать психологические трудности сдачи ЕГЭ и оценить их выраженность;

- содействовать выработке конструктивной тактики их преодоления во время подготовки к ЕГЭ.

Необходимый материал: на каждого ученика — по одному бланку анкеты «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» по одному экземпляру приложения 2, Памятки для выпускников (см. приложение 6); на каждую рабочую группу — по одному экземпляру приложения 5 и одному чистому листу формата A3(1),гуашь, кисти..

Вид работы

время

Вводная часть

15 мин

1.

Презентация темы

2  мин

2.

Игра в ассоциации

 5 мин

3

Упражнение «3 дерева»

 5 мин

4

 Информирование

3 мин

Основной этап

30мин

 5

Мозговой штурм «Что мне может дать ЕГЭ»

5 мин

6

анкетирование «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

5мин

7

- Упражнение «Молодец!» 

10мин

8

Задание «Психологические трудности

подготовки и сдачи ЕГЭ

10 мин

Заключительная часть

5-7 мин

10

Упражнение «Солнце» 

3мин

11

Рефлексия занятия и раздача памяток

2 мин

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Презентация темы

Ведущий. Очень скоро завершатся ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период сдача ЕГЭ. Наше занятие будет посвящено   анализу психологических трудностей сдачи экзамена и возможным способам их преодоления.

II. Разогрев

1.Игра в ассоциации

Цели данного упражнения:

•          актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ЕГЭ;

•          выявление иррациональных установок школьников, связанных с аттестацией в форме ЕГЭ;

•          преобразование, по возможности, негативных установок в более позитивные.

Учащиеся придумывают по очереди ассоциации, которые у них вызывает слово “ЕГЭ”. Полученные результаты записываются педагогом на доске, затем обсуждаются совместно с учащимися. Ассоциации в идеале должны показать, что у ЕГЭ есть две стороны – позитивная и негативная. Если в классе преобладает последняя, то психологу можно прибегнуть к таким фразам-уловкам, как: “На результаты ЕГЭ не влияет субъективное мнение учителя”, “ЕГЭ – это возможность показать свой потенциал”, “Сдал ЕГЭ в школе – не придется все лето бегать по институтам и сдавать экзамены” и т. п.

2.Упражнение «3 дерева»

3листа формата А3,   листочки из бумаги разных цветов (фиолетовый, синий, зеленый, желтый, оранжевый, красный»

1лист-«Я сдаю ЕГЭ»

2лист «Я готовлюсь к ЕГЭ

3 лист « А успешно сдал ЕГЭ»

На каждое  «дерево» выбрать и приклеить лист определенного цвета

 Листы крепятся на доску, анализируются:

-какое дерево нравится больше всех?

-почему?

II. Информирование

Ведущий. Единый государственный экзамен это реальность и для выпускников, и для их родителей, и для педагогов.

   Предыдущее  упражнение показала, что у вас существуют эмоционально заряженные (злостью, тревогой, раздражением, беспокойством, страхом, бессилием, неуверенностью в себе и др.), иррациональные, неосознаваемые представления (убеждения и установки), которые отражают отношение к этому экзамену.

Вследствие наличия данных установок старшеклассники говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, учителя о нереалистичных требованиях и некорректно сформулированных заданиях, родители о том, что где-то в других регионах «все куплено» и дети получают только пятерки. Мы не будем вести дискуссии на эту тему, а только зафиксируем факт наличия таких большей частью негативных представлений, которые психологи называют «мифология ЕГЭ».

III Работа по теме занятия

1.3.Мозговой штурм «Что МНЕ может дать ЕГЭ?»

Работа в группах (см. приложение 2).

Ведущий. Опираясь на таблицу «Сравнение традиционного экзамена и ЕГЭ» (см. приложение 2), каждый из вас сначала индивидуально обдумает ответы на вопросы: «Чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена? В чем «плюсы» ЕГЭ для меня?» После этого группа обсуждает индивидуальные ответы каждого и формулирует как можно больше ответов на вопрос: «Чем ЕГЭ может быть лучше, традиционной формы экзамена? В чем «плюсы» ЕГЭ?» Очень важно, чтобы вы нашли личный смысл в ЕГЭ.

После обсуждения в группах слово предоставляется представителю каждой группы для обнародования найденных ответов. Ведущий, опираясь на эти выступления, обобщает позитивные смыслы ЕГЭ.

2.3.Задание «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

(См. приложение 3 )

Ведущий. Каждый из вас может оценить степень своей психологической готовности к ЕГЭ: переверните полученный бланк и заполняйте индивидуально анкету, следуя инструкции.

После заполнения ведущий помогает советами, как самостоятельно проанализировать ее результаты, и на доске указывает рекомендации по оценке результатов (см. приложение 4).

3.3. Упражнение «Молодец!» 
Цель: формирование уверенного поведения в момент стресса. 
Время: 10 минут - 
Инструкция: Вам необходимо разделяться на две группы по принципу: внешний — внутренний. А теперь я расскажу, что вы будете делать. Образуйте два круга: один внутренний, а другой внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по моему сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее. 
Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!» 
Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. 
По моему сигналу внутренний крут остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается. 
Анализ: 
Много ли хорошего вы вспомнили про себя? Что вы говорите о себе, если сделали грубую ошибку? 
Почему так важно говорить хорошее о самом себе? 
 

4.3.Задание «Психологические трудности

подготовки и сдачи ЕГЭ

и способы их преодоления»

Работа в группах (см. приложение 5). Ведущий. Поскольку ЕГЭ отличается от привычных для вас форм проверки знаний, при его сдаче могут возникнуть некоторые психологические трудности.

С какими психологическими трудностями могут столкнуться старшеклассники во время ЕГЭ? Условно можно выделить три группы трудностей: познавательные (когнитивные), личностные и процессуальные. В чем именно состоят процессуальные, личностные, познавательные трудности, представлено в раздаточном материале (см. приложение 5) для каждой группы. После изучения этого участники группы знакомятся и с тремя списками возможных психологических трудностей, которые тоже представлены в раздаточном материале.

Каждой группе предстоит выполнить два задания: 1) определить, к какой именно группе относятся все три списка трудностей; 2) выбрать из грех списков только одну-две самые актуальные трудности и сформулировать ответ на вопрос «Как совладать с этими трудностями?»: нужно назвать 2-3 способа преодоления трудностей .

Подведение итогов работы групп

На ватмане или на доске представители от каждой группы фиксируют, а потом комментируют найденные ими способы преодоления тех или иных психологических трудностей подготовки и сдачи ЕГЭ. Ведущему следует пресекать высказывание оценочных суждений комментарием, что каждый может выбрать из списка наиболее подходящие именно ему способы. В ходе презентации он просит аудиторию оценить найденные способы преодоления трудностей как конструктивные или неконструктивные. В случае презентации неконструктивных способов ведущий после аргументации их неконструктивности предлагает всем вместе обосновать более конструктивные способы преодоления трудностей.

IV.Заключительная часть

Упражнение «Солнце» 
 Цель: снятие напряжения, создание теплой, дружеской обстановки, Материал:- лист ватмана, на котором нарисован солнечный круг,  , цветная  бумага,     
Инструкция: У каждого из вас-желтый солнечный лучик, напишите на нем пожелания группе и приклейте на  лист с солнечным диском . 

V. Рефлексия занятия и раздача памяток

(См. приложение 6 )

Ведущий. Свои впечатления о прошедшем занятии выскажите письменно, заполнив таблицу «Оценка занятия» в бланке. В качестве сувенира вам подготовлены «Памятки психолога», которыми вы можете пользоваться в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ наряду с теми советами, которые сформулировали сами.

Ведущий раздает памятки старшеклассникам.


Приложения  

МОЯ ОЦЕНКА  ЗАНЯТИЯ

На занятии я узнал

Самым важным на занятии было

Я бы хотел(а) узнать еще..

МОЯ ОЦЕНКА  ЗАНЯТИЯ

На занятии я узнал

Самым важным на занятии было

Я бы хотел(а) узнать еще..

МОЯ ОЦЕНКА  ЗАНЯТИЯ

На занятии я узнал

Самым важным на занятии было

Я бы хотел(а) узнать еще..

МОЯ ОЦЕНКА  ЗАНЯТИЯ

На занятии я узнал

Самым важным на занятии было

Я бы хотел(а) узнать еще..

МОЯ ОЦЕНКА  ЗАНЯТИЯ

На занятии я узнал

Самым важным на занятии было

Я бы хотел(а) узнать еще..


приложение 2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЕГЭ

Отличительные особенности

Традиционный
экзамен

Единый
государственный экзамен

 В чем могут быть плюсы ЕГЭ

Что оценивается?

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях

Оцениваются
фактические знания и умение рассуждать, решать

Что влияет
на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.

Оценка максимально объективна

Возможность исправить собственную ошибку

На устном экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы

Практически отсутствует

Кто оценивает?

Знакомые ученику люди

Незнакомые эксперты

Когда можно узнать результаты экзамена?

На устном экзамене – практически сразу, на письменном – в течение нескольких дней

Через сравнительно
более длительное время

Критерии оценки

Известны заранее

Уточняются уже после завершения экзамена

Содержание экзамена

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)

Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала

Как происходит фиксация результатов?

На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания.

На устном — на черновике

Результаты выполнения задания необходимо
перенести на специальный бланк регистрации ответов

Стратегия деятельности во время экзамена

Унифицированная

Индивидуальная

  Памятка для выпускника

Как подготовиться к сдаче экзамена

Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.

Подготовка к экзамену

 Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

 Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

 Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

 Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

 Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

 Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов,

схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

 Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

 Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

 Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

 Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

• Потренируйся в четком написании печатных букв.

• Познакомься со своими правами во время ЕГЭ. Аппеляции бывают по процедуре экзамена и по выставленному количеству баллов (но не по содержанию заданий в КИМах).

Накануне экзамена

 Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

 В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

 Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Успешная тактика тестирования

Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!  Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).

Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

 Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.  

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.    

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).  Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).  Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.                                            Не паникуй! Самое главное – успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!   Удачи тебе!

ПОМНИ:                                                                                                                     — ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;                                           — ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТЫ

«Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

Сумма баллов

Уровень психологической готовности к ЕГЭ

от 1 до 5 баллов

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ

от 6 до 10 баллов

НИЗКИЙ

от 11 до 15 баллов

СРЕДНИЙ

от 16 до 20 баллов

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

от 21 до 25 баллов

ВЫСОКИЙ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЕГЭ

Группа1

• Негативное отношение к самому экзамену;

• неадекватные страхи, опасения, фантазии, связанные с ЕГЭ;

• неумение адекватно оценить свои знания, умения, способности;

• высокая тревожность, волнение;

• неопределенность жизненных планов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЕГЭ

Группа2

• Неумение пользоваться  знаниями по предмету, гибко оперировать системой учебных понятий;                                      • неумение оперировать большим объемом учебного материала;                

  • недостаточность навыков самоорганизации и самоконтроля;          

 • неспособность к переключаемости, недостаточная мобильность;                    • недостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиями

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЕГЭ

Группа3

• Неумение фиксировать ответы на экзаменационные задания;

• неумение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми;

• отсутствие четкой стратегии деятельности на экзамене;

• невладение способами управления своим эмоциональным состоянием;

• незнание своих обязанностей и прав на ЕГЭ


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ПРИ СДАЧЕ ЕГЭ: материалы для учащихся

ТРУДНОСТИ

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

В чем заключаются трудности?

Обусловлены недостаточным знакомством с  процедурой, отсутствием опыта сдачи ЕГЭ

Обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями

Связаны с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями

Перечень трудностей

Возможные способы преодоления трудностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...