"Гуманизация пространства детства" - материалы к педсовету
статья по психологии на тему

Макушева Ольга Юрьевна

 

  1. Понятие «детство» в психологии и педагогике.
  2. Педагогические смыслы понятия «пространство детства».
  3. Воспитательная деятельность – категория педагогическая,связанная с категориями философскими.
  4. Принципы воспитательной деятельности: интеграция, индивидуализация, дифференциация.
  5. Приоритеты, функции, содержание воспитательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_gumanizats.prostranstva_detstva_-_2004-2005.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ К ПЕДСОВЕТУ от 17.02.10 № 11

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 3 ноября 2004 года

ТЕМА: Гуманизация пространства детства

 ЦЕЛЬ: Мотивация деятельности педагогического коллектива по разработке и внедрению программы воспитания направленной на гуманизацию пространства детства через интеграцию детей разных социальных групп.

 ЗАДАЧИ:

Изучение феномена «детства» и воспитательной деятельности как категории философской.

Определить основные направления деятельности педагогического коллектива как фактор гуманизации пространства детства.

Определить стратегию и тактику создания условий для самореализации ребенка как цели и результата воспитательной деятельности.

                       Исходные теоретические положения

Понятие «детство» в психологии и педагогике.

Педагогические смыслы понятия «пространство детства».

Воспитательная деятельность – категория педагогическая,связанная с категориями философскими.

Принципы воспитательной деятельности: интеграция, индивидуализация, дифференциация.

Приоритеты, функции, содержание воспитательной деятельности.

                        Программа исследования

Объект исследования: учащиеся 7-12 классов

Метод исследования:

Анкетирование – ассоциации учащихся при словосочетаниях «пространство детства», «пространство взрослых».

Анкетирование – «пропуск в страну детства».

                   Вопросы для обсуждения

Как Вы думаете, возможна ли интеграция детей разных социальных групп в условиях нашей школы?

Что включает в себя содержание Вашей воспитательной деятельности?

Какие направления деятельности педагогического коллектива должны быть приоритетными в условиях нашей школы?

Что будет способствовать созданию условий для саморегуляции ученика, как цели и результата воспитательной деятельности педагога.

                          Ход педсовета

Доклад по теме «Гуманизация пространства детства» (Макушева О.Ю. – зам. дир. по ВР).

Обсуждение вопросов. Выступления учителей.

Принятие рекомендаций по педсовету.

                Проект рекомендаций

На заседании МО классных руководителей выработать стратегию и тактику воспитательной деятельности в условиях интеграции детей разных социальных групп.

Педагогу-психологу составить план тработы с учетом цели создания условий для самореализации учащегося в условиях гуманизации пространства детства через интеграцию, дифференциацию и индивидуализацию.

Социальному педагогу определить содержание деятельности с учетом профилактической, защитно-охранной и организационной функций

Доклад заместителя директора по воспитательной работе О.Ю. Макушевой на педагогическом совете на тему «Формирование воспитательной среды, ее соответствие целям и задачам, определение содержания воспитания в условиях открытой (сменной) школы»

Гуманизация пространства детства

                                                                  (  По И.Д. Демаковой)

Понятие «детство» в педагогике и психологии.

Детство и ребенок стали объектом пристального внимания ученых лишь в ХХ веке.

Феномен детства – предмет научного интереса И.С. Кона, Д.И.Фельдштейна, Л.С Выготского,  Д.Б.Эльконина и др.

Современная психология рассматривает детство как период, продолжающийся от новорожденности до полной психологической и социальной зрелости. Физиологи и психологи, биологи и демографы считают концом детства и началом молодости период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью от 12 до 16 лет. В социологии, медицинской и правоохранительной статистике этот период считается по достижении 14 лет.

        Исследования психологов (А.Валлон, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.И.Фельдштейн и др.) показывают, что главной внутренней целью детства является взросление, понимаемое как освоение, присвоение, реализация взрослости. Для педагогики важно понять, как осуществляется этот процесс. Исследования показывают, что взросление есть поступательное развитие «Я» на каждом новом этапе детства. Ученые выделяют три основных этапа этого развития: открытие ребенком своих новых возможностей; осмысление этих возможностей; реальное начало их реализации в деятельности, адекватной потребностям «Я».

Обеспечение процесса взросления детей является главной целью для взрослого мира. Психология взросления – процесс овладения ребенком способами родовой человеческой деятельности, что является основой поэтапного психического развития. Овладение возможно только с помощью взрослых и при взаимодействии с ними, но в этом процессе есть «подводные камни»: границы и мера участия педагога в процессе развития ребенка, которое идет успешно при условии, если взрослый предоставляет ребенку возможность выступать попеременно то в роли объекта воспитания, то в роли субъекта собственного развития.

        Выстраивание отношений в системе «взрослый-ребенок» - сложная проблема. Одна из самых оригинальных концепций детства, разработанных в ХХ веке, принадлежит Я.Корчаку. Основные идеи этой концепции могут быть сведены к следующему: говорить о ребенке можно, только рассматривая его жизнь на фоне общества. Эта идея стала фундаментом уникальной, единственной в своем роде истории общества, разработанной великим педагогом-гуманистом, в которой речь идет о истории взаимоотношений двух неравноправных классов – «класса взрослых» и «класса детей». По Корчаку, власть в обществе принадлежит «классу взрослых», которые считают детей своей собственностью, не способны встать на их место и потому не понимают их и не умеют их любить. Дети в обществе – главная страдающая сторона. Корчак называет детей «малорослым народом», «порабощенным классом», людьми без прав, лишенными какой бы то ни было собственности, людьми с тяжелой судьбой, даже если они из благополучных семей. Корчак подчеркивал, что особенно тяжела жизнь детей в условиях войн и катастроф.

         Создав такую картину мира, Корчак, по словам А.Л.Левина, «поймал секрет детства» и сумел перешагнуть через три барьера, которые, как он утверждал, существуют между взрослыми и детьми. Он видел эти барьеры в несовершенстве мира; в скверной работе детских учреждений, функционирующих без учета интересов ребенка; в препятствиях, которые возникают в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым.

        Отношение взрослых к детям Корчак называл «протекционизмом», понимая под этим демонстративное покровительство детей, постоянное желание им помогать, защищать, все сделать за них. Такая позиция, по мнению Корчака, весьма далека от прав ребенка на уважение, а по мнению Корчака, что главное право ребенка – это право на уважение, т.е. право быть самим собой, а не таким каким его хотят видеть взрослые – в этом и заключается сложность и возникают противоречия  при решении сложных проблем гуманизации пространства детства.

 Пространство детства: педагогические смыслы.

        Изучение феномена «детство» привело к изучению педагогических смыслов пространства детства. Одна из самых важных ролей педагога в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Содержание его деятельности – смягчение ударов социума, помощь ребенку в процессе адаптации ребенка к социуму, компенсация того, что ребенок недополучает в социуме, реабилитация ребенка, которому социум наносит удары и т.д. Отсюда главные функции воспитательной деятельности, направленные на гуманизацию пространства детства – помощь ребенку и его поддержка.

        Взрослый мир оказывает неоднозначное (порой и отрицательное) воздействие на характер развития ребенка, подростка, юноши и девушки. Растущие люди в современной ситуации оказались в исключительно трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими в обществе процессами; с другой стороны – сталкивается с отсутствием понимания , уважения со стороны взрослого сообщества; с отсутствием условий для реального выхода на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития растущих людей, лишая их возможности занять активную социальную позицию.

        Серьезной помехой в построении нормальных отношений взрослых и детей является тот факт, что они «завязаны» в основном в процессе обучения. Общеизвестно, что исторически основной акцент деятельности школы сделан на учении, приобретении знаний, а воспитание все еще выступает побочным продуктом обучения и фактически не структурировано. Между тем, если в ходе обучения формируется познание, восприятие, усвоение знаний, освоение социального опыта, то отношение детей к самим знаниям, и к делу, и к людям не может быть сформировано только в процессе обучения. «Второстепенность» воспитания привела к непростительным просчетам в важнейших областях развития личности, в частности, к противодействию детей взрослым.

        Изучение отношений детей к миру взрослых сегодня требует отказа от сложившихся стереотипов. Анализ этой проблемы показывает, что налицо серьезный дефицит внимания и уважения к ребенку, зафиксировано резко обострившееся противоречие между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и непрерывном ослаблении, а затем и отсутствием необходимого внимания со стороны взрослых. Замечено, что при проявлении повышенной заботы об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют возможности общения м ними – в результате у многих ребят развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет цинизм, проявляющийся в более открытых ( и потому более страшных) , чем у взрослых, формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям  - честности , порядочности и т.д.

        Во взрослом социуме как явление отсутствует эффективно действующая «решетка» нравственных норм, устанавливаемая взрослым сообществом по отношению к детству.

        Пространство детства неоднородно. Было выявлено семь параметров описания пространства детства ребенка:

ПД – это природный мир (среда обитания ребенка – различна);

 ПД – это социальная среда (город, деревня, ЖБ условия, привычки, пристрастия);

 ПД – это культурная среда – возможности приобщения к культурным ценностям;

 ПД – это семейная атмосфера;

ПД –  связана с «образовательной системой» (дома, в Дет. Саду, школа);

ПД – это информационная среда (новые технологии, компьютеризация);

ПД – это пространство чувств.

Пространство школьного детства – это пространство жизни детей 7 – 18 лет. В пространстве школьного детства важнейший фактор, определяющий атмосферу жизни ребенка – обучение и отношения с педагогами. При удачно складывающихся отношениях – это важные позитивные изменения, при несложившихся – это серьезные проблемы, касающие6ся невозможности для ребенка осуществить глубинные потребности в самореализации, социализации.

        Этот процесс проходит легко для активных  самоуверенных  детей, но у некоторых возникают серьезные проблемы, связанные с распорядком школьной жизни, остро встают проблемы темперамента ребенка: не вписываются в новую ситуацию холерики, которые не в состоянии вынести длительную неподвижность, флегматики, которые не успевают за темпом школьной жизни; в школе ребенок не отдельный человек, а как все; трудно и тем детям , которые «не как все» (и национальность в том числе) - исходя из вышесказанного гуманизация пространства не может обойтись без педагога и педагогического корректирования всех вышеназванных проблем .

        (Провести исследования – ассоциации учащихся при словосочетании «пространство детства» и «пространство взрослых» .Опрос охватил…… человек…. Классов. Полученная  информация позволяет  сделать следующие выводы: )

        Ассоциации с миром дошкольного детства – игрушки, игры, дет. Сад, мультики, гуляние,  вкусная еда, развлечения, трудности, драки, баловство, разные неурядицы, враги.

        Образ жизни семьи: дача, заграница.

        Ценности – ласка, свобода, подвиги, мир, добро, семья, любовь.

        Что любят: сказки, праздники, подарки, мечты,.

        Чувства,  которые чаще переживают: счастье, радость, беззаботность, разочарования, доброта, любовь, красота, интерес к жизни.

        Мир взрослых: заботы, работа, любовь, семья , проблемы, ссоры, споры, головная боль, стресс, газеты, телевидение, и т.д

        В гуманистической педагогике и психологии традиционно считается, что главное условие гуманизации жизни детей в школьные годы – это принятие педагогом ребенка и принятием детьми педагога.

(Исследование «Пропуск  в страну детства» - получили не получили педагоги – по классам отдельно)

        Положительное и отрицательное  в учителе с позиций: черты характера, внешние данные, отношение к предмету

        Современной педагогике необходимо осознание того, что проблема объединения детей и взрослых в едином пространстве очень сложна и не решается автоматически встречей ребенка и воспитывающего взрослого, она предполагает специально разработанную программу педагогических действий.

Изучить Конвенцию  ООН о правах ребенка от 13 июля 1990 года: три группы прав – социальные, физические или средовые,  личностные (с. 46 – сделать ксерокопию)

        Воспитательная деятельность.

Воспитательная деятельность – категория педагогическая, но в современных условиях она неразрывно связана с философскими категориями, что дают знания о человеке, закономерностях его развития, его месте в окружающем мире.

        Понятие  «синергетика» очень близко воспитанию (греч. Sinegros  –  сотрудничество, совместное действие). Синергетическое понимание мира важно для воспитания человека т.к. синергетическому способу мышления свойственны открытость, диалогичность, коммуникативность. Синергетику называют философией контакта или коммуникативности, она ориентирует педагога на изучение сложнейших, внутренних законов жизни человека. Педагогу важно понять принцип «динамики путей», их неединственность, альтернативность, понять условия «заглядывания внутрь себя». Синергетический подход к технологиям воспитательной деятельности дает возможность поднять ее эвристический потенциал.

        Взаимодействие педагога и ребенка можно рассматривать как взаимодействие знаковых систем. Такой  подход  позволяет использовать  в теории  и  практике воспитания достижения семиотики – науки, которая позволяет смотреть на воспитание как на сообщающиеся между собой знаковые системы – систему взрослого и систему ребенка, которая утверждает, что взаимодействие возможно, если есть или может быть найден общий язык, понятный обеим сторонам, если достигнут высокий уровень понимания друг друга. Умение расшифровать вербальные и невербальные знаки ребенка – серьезная педагогическая проблема. Нередко взрослые,  пытаясь помочь ребенку  в решении проблемы,   не могут этого сделать, потому что они не в состоянии выяснить подлинные причины возникновения затруднений, а ребенок не в состоянии и не умеет словами или жестами достаточно точно выразить свои тревоги. Семиотику называют «азбукой тела, в этой концепции восприятие и понимание человека человеком трактуется как освоение этой азбуки, составление гипотезы о состоянии человека на основе его пантомимики  и, исходя из этого знания, прогнозирование своих взаимоотношений с ним и влияния на него.

        В теории воспитания акмеологический подход означает ориентацию на высшие достижения в теории и практике гуманистического  воспитания, прочное и органичное усвоение детьми ценностей, разработку стратегии построения жизни, предполагающей постоянное движение вперед, решения более трудных, чем прежде, замыслов, жизнестойкость, крепость здоровья, гражданские, общественно значимые в социокультурном отношении деяния (акме  - «цветущее состояние»).

        Эффективность воспитательной  деятельности связана с тем, насколько глубоко удается проникнуть педагогу в глубины детского бытия. Помощь  педагогу в этом процессе оказывает  герменевтика – «методология вчувствования», основанная на концепции гуманитарного познания ребенка, в котором большую роль играет субъективный фактор, если педагог располагает адекватным методом проникновения в «глубинные смыслы» и способностью «рассекретить универсум знаков» (Пирс), если он умеет выделить «темные места» (Бахтин) и если он способен обращать внимание не только на отдельные факты, сколько на их сочетание, систему (Лихачев). Ориентация педагога на постижение смыслов детского поступка или поведения означает приоритет в воспитательной деятельности задач понимания ребенка.

        Сделать ксерокопию с. 66 – 68, 71 – 72 (теолия личности по К.Роджерсу и потребности – Маслоу А.)

        Интеграция детей разных социальных групп как ведущий принцип воспитательной деятельности.

        Общеизвестно, что воспитательная деятельность педагога строится с учетом процессов, протекающих в социуме, с учетом положения детей в обществе. Социальный статус ребенка предполагает узаконенную и гарантируемую на государственном уровне поддержку детей взрослыми с целью достижения максимально полного раскрытия потенциала развивающейся личности на каждом возрастном этапе. Жизнь российских детей протекает в условиях жесткой социальной дифференциации, дегуманизирующей пространство их детства. Фактором изменения этой ситуации может стать воспитательная деятельность педагога, направленная на интеграцию разных социальных групп детей в единое сообщество.

Специалисты выделяют в современном детском сообществе несколько групп детей, которые являются жертвами социума. Речь идет о детях группы «социального риска», лишенных по различным причинам возможностей, необходимых для нормального развития, попавших под воздействие крименогенных факторов, оказавшихся в условиях, препятствующих их социально-психологической адаптации. Эти дети не всегда лишены дома, семьи, достатка, но они всегда лишены главного – родительского надзора, опеки и заботы. Группа риска – это безнадзорные дети, попавшие в неблагоприятные условия социализации и нуждающиеся в социально-психологической реабилитации; дети, постоянно нарушающие по тем или иным причинам социальные нормы. К этой группе детей относят детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-бомжей, бродяг, которые, не имея определенного места жительства или не желая жить в тех условиях, которые им предлагает семья, как правило, имеют склонность к девиантному поведению.

        Приметой нашего времени является ускорение темпов роста социального сиротства – сироты при живых родителях.

        К  «группе риска» относят также детей-инвалидов; детей из малообеспеченных семей; из детских домов, интернатов; детей, доставляемых в приемники-распредилители за побеги из этих учреждений; детей безработных родителей; родителей – алкоголиков; детей-рабов, алкоголиков, проституток, детей из криминальных структур.

        Жизнь в пространстве такого детства – раннее взросление, неблагоприятные условия жизни, эмоциональная депривация, жестокое обращение – приводит детей к мысли о бесперспективности жизни. Основными причинами суицидального поведения подростков являются конфликты, переживаемые детьми в семье, школе, во взаимоотношениях со сверстниками, общении с друзьями и с противоположным полом.

        Семейные проблемы: непонимание родителями, развод, смерть одного из родителей; личностные проблемы: одиночество, бездарность, наличие врагов, провал на экзамене, болезнь, инвалидность; любовные проблемы: несчастная любовь, измена любимого, изнасилование, ранняя беременность, импотенция или бесплодие; экономические проблемы: безденежье, отсутствие жилья , безработица.

        «Детей с проблемами» отличает неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивое внимание. Эти дети плохо читают, не умеют считать, не в состоянии  сосредоточиться  на чем либо. Они не воспринимают требований школы, не выполняют их как следствие – не получают необходимого образования Их состояние характеризуется как состояние фрустрации – психическое состояние, сопровождаемое разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, которое возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности накладывается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды, а частые фрустрации ведут к к формированию у детей агрессивности и повышенной возбудимости. Низкий уровень жизни – это тоже причина способствующая возникновению фрустрации.

        В современной педагогике разработаны подходы к работе с детьми с «особыми нуждами». Выделены три группы таких детей:

дети, которые в силу не зависящих от них обстоятельств, оказались в трудных условиях существования: дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей; дети , находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами; дети из семей вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные финансовые затруднения, семей безработных. У этих детей нарушена психическая адаптация, есть затруднения личностного развития, школьная неуспеваемость и проблемы девиантного поведения;

дети с различными отклонениями от уровня «среднего» развития и жизнедеятельности здорового ребенка – с эмоциональными расстройствами, нарушениями в развитии речи, соматического здоровья в сторону повышения какой-либо функции или способности,( до одаренности.)

дети со стойким физическим недостатком: умственная отсталость, слепота, глухота и т.д.

Психическое и личностное развитие детей разных групп «риска» имеют сходство:

все эти дети имеют длительный опыт эмоциональной травматизации, все они пережили или переживают посттравматический стресс;

у них имеются разнообразные по степени выраженности и тяжести эмоциональные нарушения с переживаниями скрытой или явной тревоги, стойкие изменения поведения и различные соматические, телесные нарушения, отклонения в физическом развитии;

 тяжесть дезадаптации усиливают сопутствующие психосоциальные отклонения.

Гуманизация жизни современного школьника требует от педагогов осознания процессов социальной дифференциации.

Дифференцированный подход в воспитании означает целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в детском сообществе

Как структурные объединения, либо выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Дифференцированный подход в воспитании решает задачи педагогической помощи учащимся в их самоусовершенствовании.

        В работе с группами педагог стремится оказать помощь каждой группе, работая с учетом ее специфики, отказываясь от нерезультативных форм фронтальной работы с детьми,,  с большим коллективом; переходит к методам, которые близки к индивидуальной работе; педагог разрабатывает для каждой  дифференцированной  группы особую методику работы – анализ, классификация различных качеств личности, выделение качеств,  наиболее типичных для данной группы. Методы и формы работы: игры, соревнования, организация временных творческих объединений детей, метод создания педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства той или иной группы детей или отдельного ребенка.

        Дифференцированное воспитание находится в прямой зависимости от творческой атмосферы, творческого настроения , доброжелательности, демократическом стиле отношений внутри коллектива, ориентацией детей и педагога на гуманистические ценности.

Приоритеты воспитательной деятельности педагога.

«Человек, - писал  Роджерс, - есть не то что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста», К. Роджерс назвал «фасилитатор».(facilitation – помощь, англ.)

Фасилитаторская  деятельность педагога является приоритетной воспитательной деятельностью, направленной на гуманизацию пространства детства, такой педагог открыт для общения. Диалога, он относится к своим ученикам с доверием, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.

Освоение фасилитаторской  деятельности как приоритетной – непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими задачами, которые также называют приоритетными: ценность конкурентноспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условий успешной адаптации в современном мире.

Функции воспитательной деятельности педагога.

        Функции педагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются от традиционных функций педагога как субъекта воспитательной работы:

если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавании и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования, то воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя  ее идеологию, стратегию и тактику;

если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач (проведение праздника, организация похода, классного часа) и ее эффективность определяется качеством проведенного меропричтия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;

если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики. Воспитательная деятельность осуществляется на «территории», где педагог и дети «живут» вместе. Эта «территория « является «пространством детства», где ребенок реализует свои ведущие потребности; «педагогическим пространством», где педагог осуществляет воспитывающую функцию и , наконец, пространством взаимодействия педагогов и детей – «воспитательным пространством». В этом пространстве отношения между педагогами и детьми носят амбивалентный характер: педагог воздействует на  детей (субъектно-объектные отношения) и взаимодействует с ними (субъект -субъектные отношения).

В условиях гуманизации организаторская функция учителя     приобретает иной характер: если традиционно он был организатором «воспитательного мероприятия» с учащимися, то сегодня эта сфера деятельности имеет иной характер – организация «внутренней « стороны джизни класса, школы, пробуждение коллективной рефлексии».

Помощь, защита, недирективное управление,  культурное влияние, фасилитация – вот основные функции воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства.

Содержание воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства.

Изучение ребенка является ведущим условием гуманизации пространства детства.

Педагог наблюдает, опрашивает, анкетирует, тестирует ребенка возрастно, социально, культурно средово, чтобы лучше понять ребенка, фиксирует динамику развития ребенка, анализирует предметы детского творчества – сочинения, рисунки;

Важное место занимает воспитательная диагностика (Я. Корчак).

Создание условий для самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога.

Содержание воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание у ребенка убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств. Главный метод на этом пути – создание атмосферы взаимоуважения, принятия себя таким, какой он есть, оценивать себя реально.. Избавившись от комплекса неполноценности, ребенок начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, он все более становится похожим на то, каким он хочет быть. Итогом этого процесса становится то, что ребенок лучше управляет своими эмоциями, поведением. Стремится к творчеству, легче идет процесс его социализации, развивается активность и спокойствие в поведении.

Вовлечение в деятельность и организация активной жизнедеятельности детей вот средство гуманистического воспитания. Утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе также немаловажно.

В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности как фактора гуманизации пространства детства были рассмотрены эмпатия, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии.

Педагогическая эмпатия – это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятия любого его переживания независимо от способа выражения. Педагогическая эмпатия  – это не осуждение, сравнивание, наказание, а терпение, поддержка, поиск общих смыслов, необходимость дать ребенку выразить свои эмоции и мысли наиболее доступным  для ребенка способом. Метод эмпатии в психологии считается самым тонким и сложным способом познания.

Важнейшая инвариантная характеристика воспитательной деятельности педагога – принятие, т.е. принятие того факта, что независимо от вероисповедания, рассы и др. право каждого жить на земле – абсолют (не любовь, не уважение).

Конгруэнтность – это полное соответствие самому себе, гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном; открытость, способность обсуждать с учениками и коллегами любые проблемы, прозрачность и безопасность действий педагога по отношению к любому члену школьного коллектива, отказ от дистанции, снятие неопределенности отношений, установление более глубоких контактов.

Суггестивность – способность педагога воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, умение создать благоприятную для самочувствия и настроения ребенка эмоциональную атмосферу, доброжелательный микроклимат, естественность поведения.

Спрсобность к рефлексии – помощь детям в осмыслении того , что происходит с ними в процессе жизнедеятельности, помощь в самостоятельной адекватной оценке событий (ситуация – стопкадр и ее анализ).

Способность педагога к творчеству – креативность педагога, проявляющаяся в стремлении педагога воспитать творческого ребенка.

Самым важным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его  положительной самооценки.

В качестве показателей успешности воспитательной деятельности, направленной на очеловечивание жизни ребенка следует рассматривать его физическое здоровье, психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание учеником  школьных лет как успешных и радостных событий в жизни и начала биографии. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

Приложение:

                                    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – «Пропуск в страну детства»

                                                   (исследование)

Обратитесь к учащимся с вопросом «Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетания:

А)  мир детства;

Б)  мир взрослых;

В)  мир семьи;

Г)  мир ваших ценностей (что вы цените в жизни больше всего?)

Д)  мир ваших чувств и переживаний (какие положительные и отрицательные чувства вы переживаете чаще всего?)

Е)  мир вашей любви (что вы любите больше всего или кого вы любите больше всего?).

Учитель может пояснить задание не перечисляя понятий, определений, качеств

Ответьте на вопросы:

А)  Какие качества и черты характера учителя позволили бы получить ему пропуск в страну детства?

Б)   Учителю с какими качествами и чертами характера вы никогда бы не позволили получить пропуск в страну детства?

Подсказка: назовите черты характера, внешние данные, профессионализм.  

В задании 1 и 2 учащиеся используют отдельные понятия или словосочетания, не надо сочинений или сложныхвысказываний (предложений).

3.  Задание для учителя: изучите пожалуйста следующий документ»Конвенция ООН о правах ребенка» от 13 июля 1990 года, какие права излагаются в этом документе и что гарантирует Конвенция. Ваше отношение к этому документу – выразите свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педсовету ВЗАМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В материалах содержится доклад и презентация...

Здоровьесберегающие технологии - материалы к Педсовету

Доклад к педсовету и межшкольному методическому объединению...

Материалы к педсовету Мониторинг на уроках русского языка

Матерал для выступления на педагогическом совете школы, посвященному роли мониторинга способностей учащихся в образовательном процессе...

ЦДТ как рекреативно – компенсаторное пространство детства

В педагогике, в свете последних документов об образовании, все чаще поднимаются вопросы здоровьесбережения, выработки коммуникативных компетенций и социализации детей. С этой функцией, пожалуй, как не...

Программа Межрегиональной научно-практической конфренции "Пространство детства - современность и будущее"

Программа Межрегиональной научно-практической конфренции "Пространство детства - современность и будущее"...