Вспомогательные познавательные процессы: внимание, память
план-конспект (психология) на тему

Иванов Александр Владимирович

 

  Память и внимание развивается в течении всей жизни человека. Их становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности. Память развивается и количественно (увеличивается быстрота и объем запоминания) и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).  Только постоянно тренируя можно совершенствовать память и внимание.  Надо иметь в виду, что память человека улучшается вместе с его общим развитием, с совершенствованием мышления, воображения, речи, воли и характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vspomogatelnye_poznavatelnye.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вспомогательные познавательные

 процессы: внимание, память

 Содержание

   Введение                                                                                  

  1.1 Понятие внимания

   1.2. Виды и свойства внимания

  1.3 Психологические теории внимания

   2. Память. Виды памяти

  Заключение                                    

  Список литературы

Введение

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если  человек не сосредоточит своего внимания и памяти на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое и не  воспринимать информацию, не анализировать ее, если бы отсутствовал хотя бы один вид памяти. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. Фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Из сказанного выше можно сказать, что внимание и память играет огромную роль в жизни человека. Внимание, сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения. Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

 Цель: изучить вспомогательные познавательные процессы - внимание, память.

 Задачи: рассмотреть понятие внимания, виды и свойства внимания, психологические теории внимания, виды памяти.

Понятие внимания

    Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте и восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно.

 Одни ученые утверждают, что как особого, независимого про цесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процес са или деятельности человека.

Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состоя ние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других по знавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обес печивают функционирование остальных познавательных

про цессов. [3. с.202]

Внимание — это процесс сознательного или бес сознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой[3 с.204]

   Л.Д  Столяренко дает следующее определение внимания:

внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных

процессов. Внима ние обусловливает избирательность, сознательный или

полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств

Внимание — это направленность психики (сознания) на опре деленные объекты, имеющие для личности устойчивую или си туативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту альной или двигательной активности[1 с. 151]

  Итак, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.

Виды и свойства внимания

  Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью переключаемостью, распределением и объемом. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение | длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб ляя внимание. Устойчивость внимания  

может определяться раз ными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными фи зиологическими особенностями человека, в частности со

свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету дея тельности, его значимостью для личности), четвертые — с внеш ними обстоятельствами осуществления деятельности

  Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в сте пени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией

 Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с од ного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внима ния. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; вто рой — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значитель ном пространстве, параллельно выполнять несколько видов де ятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека.

   Объем внимания — это такая его характеристика, которая оп ределяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека

   Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. [3. с.205-206]

Основные виды внимания:

  Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обес печивающий работу такого внимания, называется ориентировоч ным рефлексом.

  Социально обусловленное внимание складывается прижизнен но в результате обучения и воспитания, связано с волевой регу ляцией поведения, с избирательным сознательным реагирова нием на объекты

  Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме то го объекта, на который оно направлено и который соответству ет актуальным интересам и потребностям человека

  Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов [3. с.207]

 Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произ вольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизволь ное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то вни мание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание [3. с. 208]

 Различают чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из бирательной работой органов чувств, а второе — с сосредото ченностью и направленностью мысли.    Различают чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из бирательной работой органов чувств, а второе — с сосредото ченностью и направленностью мысли. При чувственном вни мании в центре сознания находится какое-либо чувственное впе чатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

  Таким образом, выделяют различные проявления, качества и свойства внимания человека и поэтому, как правило, внимание характеризуется с разных сторон.

Психологические теории внимания

        Одну из наиболее известных психологических теорий вни мания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независи мо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и про извольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зави симость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

        Состояние внимания всегда сопровождается не только эмо циональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния. Только на основе детального и тщательного изучения подо бного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания

        Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания полу чают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями за ключается и секрет произвольного внимания. Произвольно вос станавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым об ращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты мо торной теории внимания, предложенной Т. Рибо

        Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания полу чают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями за ключается и секрет произвольного внимания. Произвольно вос станавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым об ращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты мо торной теории внимания, предложенной Т. Рибо

        Существует еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки предложенная Узнадзе

        Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вни манием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие  объективации. Она трактуется как выделение под влия нием установки определенного образа или впечатления, полу ченного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится

объектом внимания

Теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции сводят ся к следующему

   1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой пси хологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент вре мени в психике человека.

   2. По своей функции внимание представляет собой конт роль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части.  Эта последняя и представляется вниманием как таковым

   3.  В отличие от других действий, которые производят опре деленный продукт деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

  4.  Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделя ется лишь тогда когда действие становится не только умствен ным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассмат ривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

  1. Во внимании контроль осуществляется при помощи кри терия, меры, образца, что создает возможность сравнения ре зультатов действия и его уточнения.
  2. Произвольное внимание есть планомерно осуществляе мое внимание, т.е форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
  3. Для того чтобы сформировать новый прием произвольно го внимания, мы должны наряду с основной деятельностью пред ложить человеку проверить ее ход и результаты, разра ботать и реализовать соответствующий план

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.[3 с.209-211]

Свойства внимания объем, сосредоточенность (концент рация) распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, ко торые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыс лу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объе диненные.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения созна ния на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концен трированнее внимание.  Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представле нии человека о том или ином предмете, его назначении, конст рукции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновремен но выполнять несколько действий или вести наблюдение за не сколькими процессами. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему од новременно выполнять их.Устойчивость внимания не означает сосредоточенности со знания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается об щая направленность внимания в процессе деятельности. На ус тойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является раз нообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообраз ные действия снижают устойчивость внимания.

 Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключе ние внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамерен ное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека

Виды внимания: непроиз вольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой воз никающее внимание вызванное действием сильного, контраст ного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. В неко торых исследованиях его называют пассивным, в других эмо циональным.

Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение со знания на объекте в силу каких-то его особенностей[1 с.153]

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно со средоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает "внимание в течение всего процесса дея тельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности об легчается, если в познание включено практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психи ческое состояние человека. Утомленному человеку очень труд но сосредоточиться

 Произвольное внимание — сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.

 Послепроизвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в резуль тате длительное время сохраняется целенаправленность, снима ется напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке.[1 с.154-155]

 В связи с выше изложенным, можно сделать вывод о том, что внимание связано с аффективным состоянием  и волей человека. В теории Т. Рибо рассматривалась роль движений в акте внимания. В концепции Д. Н. Узнадзе внимание выступает как объективация и установка человека. В теории П. Я. Гальперина внимание – это важная сторона ориентировочно – исследовательской деятельности.

Память. Виды памяти

 

  Память — основа психической деятельности. Без нее невоз можно понять основы формирования поведения мышления, со знания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове ка необходимо как можно больше[1 с.157] . «Без памяти, — писал С.Л.Ру бинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше про шлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом

  Память — это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

  В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

  Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по време ни сохранения материала, другое — по преобладающему в про цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или тоническая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин формации. Эта память — непосредственное отражение инфор мации органами чувств. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хране ния информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель ной установки на запоминание, но зато с установкой на/после дующее воспроизведение материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение
информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок
хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав
шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной
задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.        |
Долговременная
 — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, помещается

в хранилища долговременной памяти, может воспроиз водиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Генетическую память можно определить как такую, в кото рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе нием зрительных образов.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное вос произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Двигательная память представляет собой запоминание и со хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос редственно основана прочность запоминания материала.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио нальной памятью ограничены.

По характеру участия воли в процессах запоминания и восп роизведения материала память делят на непроизвольную и произ вольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.[3. с. 220-222]

   Взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

    Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характе ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни

Переход информации из кратковременной в долговремен ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат ковременной в долговременную память такого количества ин формации, которое превышает индивидуальный объем кратко временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения. [3. с.219-226]

 Выделяют еще так называемую "вечную", или третичную, память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти. [2 с. 58]

В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида.

Образная память, или память на представления, способству ет запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, обста новки, музыкальных мелодий, запахов, вкусов.

Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов, архитекторов. Благодаря этому художники могут писать портрет в отсутствие лица, по памяти.

Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процес се любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.

 Итак , память –это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Существуют деления памяти по времени сохранения, по преобладающему в процессах запоминания сохранения и воспроизведения материала анализатору.

Заключение

Из выше изложенного можно сделать выводы.

1.  При распаде памяти наступает и распад личности

2. Основными процессами памяти и внимания  являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение, способность сосредоточиться на коком–либо объекте Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого.

3. Память и внимание развиваются в течение всей жизни, их становление и формирование связано с одной стороны с развитием нервной системы, с другой зависят от условий воспитания, обучения и деятельности.

4. Значение памяти и внимание в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность.

  Память и внимание являются основным условием успешного обучения и воспитания, в то же время, и сами развивается в процессе обучения и воспитания. Если у человека проблемы с памятью и вниманием возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков.

  Память и внимание развивается в течении всей жизни человека. Их становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности. Память развивается и количественно (увеличивается быстрота и объем запоминания) и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).

  Только постоянно тренируя можно совершенствовать память и внимание.  Надо так иметь в виду, что память человека улучшается вместе с его общим развитием, с совершенствованием мышления, воображения, речи, воли и характера.

 

Список литературы

1. Л.Д. Столяренко «Основы психологии» 5-е изд. перераб. и доп./ Серия       «Учебники и учебные пособия»/- Ростов н/Дону: Феникс, 2002.-672    

2. Психология. Учебник.- М., «ПРОСПЕКТ» 1999- 584с

3. Немов Р. С. Психология: Учебн. Для студ. Высш. Учебн. Заведений; в 3 кн.- 3-е изд.- М.:Гуманит. Изд Центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1. общие основы психологии.- 688 с.

4. Петровский А. В. Беседы о психологии – М.:  1982г

5. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти – М.: Просвещение, 1989г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные процессы (память, внимание, воображение) как составляющие психологии здоровья (мастер-класс)

Участники мастер-класса получают возможность активно экспериментировать с различными способами развития эдетической памяти, глубже осознать свои личностные переживания, особенности поведения, понять и...

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"...

Презентация к уроку по теме: "Внимание. Память. Воображение. Мышление" с использованием технологии ЛОО

Презентация к уроку по теме: "Внимание. Память. Воображение. Мышление" с использованием технологии ЛОО...

Игры на развитие познавательных процессов ( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников.

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников....

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

исследование личностных качеств учащихся с использованием различных методик, исходя из интересов ребёнка в отношении организации исследований (индивидуальная работа или работа в группах)....

Презентация по профориентации "Психические процессы: внимание и память".

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Познание себя, своих психических процесов очень важно при выборе професии....