Образовательные технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
учебно-методический материал по обж

Логинов А.С.

Образовательные технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока. Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий в различных вариантах. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Более подробно остановлюсь на следующих технологиях, которые использую чаще всего: развития критического мышления, ТРИЗ, проектной деятельности, интегрированного обучения, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные и технологии проблемного обучения.

Технология развития критического мышления дает возможность разумно разнообразить подходы к решению учебных задач с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения с точки зрения позиции логики и личностно-психологического подхода. Уроки отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление и рефлексия с использованием соответствующих каждому этапу приёмов и методов.

1 этап – вызов.

2 этап – осмысление.

3 этап – рефлексия.

На первом этапе предлагаю работу индивидуально, в парах и группах. Обучающиеся получают информацию самостоятельно (в старших классах через лекцию), записывают и обсуждают её, находят проблему. Использую такие приёмы и методы, как: кластеры, ключевые слова, мозговая атака, таблица «Плюс – минус», ситуационные задачи. Например, при изучении темы «Мы за здоровый образ жизни» на первом этапе одна группа создает кластер «Здоровый образ жизни», вторая группа: «Вредные привычки»

На втором этапе анализируется информация, обучающиеся ищут ответы на вопросы. Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием других приёмов и методов: взаимоопрос, ролевая игра, решение ситуационных задач.

На третьем этапе подводятся предварительные итоги, делаются выводы, анализируя полученную информацию, используя знания, полученные на этапе осмысления, творчески перерабатывают. Использую такие приёмы и методы: игра «Да – нет», дискуссия, творческие задания.

На развитие функциональной грамотности очень хорошо работают задания, которые предполагают общение или учебное сотрудничество (работа в группах, парах). Использование кейс - метода, баскет- метода позволяют формировать функциональную грамотность. Например, при изучении темы «Техногенные катастрофы», предлагаю обучающимся рассчитать возможный масштаб и последствия.

Технология проектной деятельности позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности. Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Проекты на занятиях практикую, как в рамках одного урока - краткосрочные так и длительные проекты. Например, при изучении раздела «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения» выполняется практико-ориентированный проект «Моя безопасность в условиях ЧС мирного и военного времени». Перед учащимися ставится задача разработать и представить комплект пособий по данной проблеме. Продукты проекта: тестовый материал, буклеты, инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.

Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Технология уровневой дифференциации

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на занятии, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления. В процессе изучения курса ОБЖ, активно используются задания, которые тоже могут быть разноуровневыми.

Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех обучающихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку.

Технология интегрированного обучения

Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными дисциплинами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На занятиях ОБЖ рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Использование интеграции на занятии дает возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Знания, полученные на одном предмете, можно использовать на другом. Например, «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России» (ОБЖ и обществознание); «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия» (ОБЖ и география); «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни» (ОБЖ, биологии и физическая культура); «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ» (ОБЖ, история и информатика); «Алкоголь и его влияние на здоровье человека» (ОБЖ, химия, биология); «Первая медицинская помощь при ранениях», «Здоровый образ жизни и профилактика утомления» (ОБЖ и биология).

Интеграция позволяет формировать интерактивный способ мышления обучающихся. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - сама по себе очень интересна и многогранна. Сущность технологии ТРИЗ в том, что новая информация даётся в основном в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания школьных предметов, так и знание логической системы приёмов их решения. Основной целью обучения школьников ТРИЗ является развитие творческого воображения, творческого мышления. На занятиях ТРИЗ использую мозговой штурм. Обычно мозговой штурм проводится в группах численностью 7-8 человек.

I этап: Создание банка идей.

II этап: Анализ идей.

III этап: Обработка результатов.

Пример: Деловая игра «Требуется идея!».

Задание: придумать такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению взрослыми и детьми.

Случайные переключения дают возможность уходить от стартового слова и увеличивать зону областей, из которых черпаются активные слова. На уроках ОБЖ такое упражнение хорошо давать в начале урока в качестве разминки (на 7-10 минут) для настроя класса на тему урока или для закрепления новых понятий. Например: Составить небольшой кроссворд по теме «Наводнение».

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у обучающихся необходимые знания и навыки по здоровому и безопасному образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Курс ОБЖ играет большую роль в реализации здоровьесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на занятиях и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередую различные виды учебной деятельности, большое значение уделяю эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха. Уделяю большое внимание созданию у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности мотиваций к сохранению своего психического и физического здоровья. Меняю виды деятельности на уроке, слежу за формированием осанки у учащихся, обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности, использую разноуровневые задания. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма - очень важная задача образовательного процесса.

Рефлексия является необходимым моментом занятия, так как именно она помогает определить, насколько интересной и полезной для учащихся была их деятельность на уроке, что нового они узнали.

Использование информационно-коммуникационных технологий формирует готовность и способность обучающихся эффективно работать в новой информационной среде.

Преимущества использования ИКТ на занятиях ОБЖ:

  1. Улучшение качества обучения.
  2. Изменения в методах и организационных формах работы обучающихся.
  3. Готовность и способность обучающихся эффективно работать в новой информационной среде.

Изучение ряда тем происходит с использованием ИКТ по моделированию реальной обстановки. Например, просмотр видеоматериалов по радиационной, химической и бактереологической опасности, правила поведения на воде, при угрозе стихийных бедствий и т.д.

При подготовке и проведении занятий на различных этапах обучения использую различные формы ИКТ.

  • ЦОРы, ЭОРы представляют учебный материал как систему ярких опорных образов.
  • Использование интерактивного материала с ЦОС «Моя школа», РЭШ, что позволяет в полной мере изложить изучаемый материал на достаточно хорошем уровне.

Применение облачных ресурсов позволяют не только реализовать совместные проекты, но и удаленно хранить, создавать, редактировать документы. Например при изучении темы «Основы военной службы», обучающиеся готовят совместную презентацию о видах и родах войск ВС и приводят примеры о родственниках служивших и служащих в этих войсках.

Создание проекта с использованием облачных технологий позволяет почувствовать себя единой командой, работая с разных точек района, области, в комфортной для обучающихся атмосфере, не ограниченной временем занятия, стенами школы и при этом учитывать мнение каждого обучающегося.

Суть познавательной активизации учащихся через проблемное обучение заключается не в обычной умственной активности мыслительных операций по решению стереотипных репродуктивных заданий, она состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение использую:

  1. При изложении нового материала предлагаю сопоставляющие факторы;
  2. При выполнении проекта, когда обучающийся самостоятельно формирует проблему и последовательно решает задачи;
  3. При проведении военно-спортивных игр. Например «Орленок», «Зарница».
  4. При проведении учебных тренировок по пожарной и антитеррористической безопасности.

Учебные занятия с использованием элементов проблемного обучения активизируют познавательный интерес и умственную активность. Например, даются две темы: «Здоровый образ жизни и его составляющие» и «Вредные привычки и их пагубное влияние». Предлагается заполнить таблицу «Мой выбор»: Употребление алкоголя аргументы «за» -1-я графа, аргументы «против» 2-я графа

Применение на уроках ОБЖ технологии проблемного обучения различных уровней сложности позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению данного предмета, а с другой – работать с группами обучающихся, которые имеют различный уровень подготовленности. Кроме того, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, что отвечает требованиям современной школы.

Использование современных педагогических технологий дало положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы вышеуказанных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Повысилась результативность обучения. Учащиеся школы активно участвуют в муниципальных и региональных конкурсах и соревнованиях, олимпиадах, показывая высокую результативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

 Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...

Технология использования ИКТ на уроках основ безопасности жизнедеятельности в старших классах

Представление опыта работы по теме: "Технология использования ИКТ на уроках основ безопасности жизнедеятельности в старших классах"...

Активные приёмы изучения основ пожарной безопасности на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Пособие предназначено для использования на уроках ОБЖ в 7-9 классах, при организации творческой деятельности дружин юных пожарных....

Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Современный учитель должен обладать заниями информационных технологий и уметь применять эти знания в своей профессиональной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует активизации...

Эффективность использования информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности 2017 год

Полагаю, со мной согласится большинство работников системы образования в том, что современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, но и быть специалистом по ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках Основ безопасности жизнедеятельности

Здоровье подрастающего поколения является одним из ключевых аспектов развития будущего населения страны, а так же является основой национальной безопасности государства....

Освоение элементов компьютерных технологий через метод кооперативного обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности в средней школе

Актуальность проблемы: на современном этапе становится очевидным, что традиционное обучение в  школе ориентированное на передачу знаний, умений и навыков не успевает за темпами их нарастания. Поэ...