Рабочая программа по ОБЖ
рабочая программа по обж

Шевченко Дмитрий Геннадьевич

Рабочая программа по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_fgos_5-9_klass.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Ейский район посёлка Октябрьский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 22 посёлка Октябрьский

муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ________ 20__ года протокол № 1

Председатель _______     _________

                подпись руководителя ОУ            Ф.И.О

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    Основам безопасности жизнедеятельности

                     

Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-9   класс     

                                      (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов  170             

Учитель    Милов Юрий Евгеньевич

Программа разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

2. Примерной образовательной программы по основам безопасности жизнедеятельности  5-9 классы.  М.: Просвещение,  2012. (Стандарты второго  поколения).

3. Программы по ОБЖ для 5- 9 классов общеобразовательных учреждений, авторы программы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников(рабочие программы. Основы безопасности жизнедеятельности. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников-М.:Просвещение, 2011)

4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 22 п. Октябрьский  муниципальное образование Ейский район (утверждена решением педагогического совета МБОУ СОШ № 22 протокол № 1 от 30 августа 2018 года).

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Программа  содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение  личностных,  метапредметных и предметных  результатов:

Личностные результаты:

        1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

        Метапредметные результаты:

        

           При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

•        анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•        идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•        выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•        ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•        формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

•        обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

•        обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

•        определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

•        выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

•        выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

•        составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

•        определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

•        описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

•        планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

•        определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•        систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

•        отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

•        оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

•        находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

•        работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

•        устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

•        сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

•        определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

•        анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

•        свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

•        оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

•        обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

•        фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

•        наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

•        соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

•        принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

•        самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

•        ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•        демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

•        подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

•        выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

•        выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

•        объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•        выделять явление из общего ряда других явлений;

•        определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

•        строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

•        строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

•        излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

•        самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

•        вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

•        объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

•        выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

•        делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•        обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

•        определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

•        создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

•        строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

•        создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

•        преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•        переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

•        строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

•        строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

•        анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.        Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

•        находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

•        ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

•        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

•        резюмировать главную идею текста;

•        преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

•        критически оценивать содержание и форму текста.

9.        Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

•        определять свое отношение к природной среде;

•        анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

•        проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

•        прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

•        распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

•        выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

•        определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•        осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

•        формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.        Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

 -  определять возможные роли в совместной деятельности;

-        играть определенную роль в совместной деятельности;

-        принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-        определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-        строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-        корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-        критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-        предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-        выделять общую точку зрения в дискуссии;

-        договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-        организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-        устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

•        определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

•        отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

•        представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

•        соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

•        высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

•        принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

•        создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

•        использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

•        использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

•        делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

•        целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

•        выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

•        выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

•        использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

•        использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•        создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 Предметные результаты:

В процессе обучения выпускник  научится

•        классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

•        использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

•        использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

•        классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

•        безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

•        безопасно использовать бытовые приборы;

•        безопасно использовать средства бытовой химии;

•        безопасно использовать средства коммуникации;

•        классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

•        предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

•        безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

•        безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

•        безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

•        безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

•        безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

•        безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

•        адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

•        адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

•        безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

•        безопасно применять первичные средства пожаротушения;

•        соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

•        соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

•        соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

•        классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

•        адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

•        использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

•        классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

•        готовиться к туристическим походам;

•        адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

•        адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

•        добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

•        добывать и очищать воду в автономных условиях;

•        добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

•        подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

•        характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

•        предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

•        классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

•        безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

•        характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

•        предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

•        классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

•        безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

•        безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

•        комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

•        классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

•        классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

•        адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

•        адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

•        классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

•        классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

•        предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

•        адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

•        оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

•        характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

•        классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

•        планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

•        адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

•        выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

•        безопасно использовать ресурсы интернета;

•        анализировать состояние своего здоровья;

•        определять состояния оказания неотложной помощи;

•        использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

•        классифицировать средства оказания первой помощи;

•        оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

•        извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

•        оказывать первую помощь при ушибах;

•        оказывать первую помощь при растяжениях;

•        оказывать первую помощь при вывихах;

•        оказывать первую помощь при переломах;

•        оказывать первую помощь при ожогах;

•        оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

•        оказывать первую помощь при отравлениях;

•        оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

•        оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

•        безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

•        классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;

•        готовиться к туристическим поездкам;

•        адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

•        анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

•        анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

•        безопасно вести и применять права покупателя;

•        анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

•        предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

•        характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

•        классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

•        владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

•        классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

•        оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

•        оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

•        оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

•        оказывать первую помощь при коме;

•        оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

•        использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

•        усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

•        исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

•        творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

2.Содержание учебного курса,предмета.

Основы комплексной безопасности

Человек, среда его обитания, безопасность человека

Город как среда обитания особенности Жилище человека, жизнеобеспечения жилища. Особенности природных условий в городе

Взаимоотношение людей, проживающих в городе, и безопасность. Безопасность в повседневной жизни.

Опасные ситуации техногенного характера

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира.

Водитель Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых условиях

Опасные ситуации природного характера

Погодные условия и безопасность человека. Безопасность на водоёмах.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера  

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природе. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода.

Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы и безопасность  туристов.

Дальний (внутренний)  и выездной туризм и меры безопасности

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природе. Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы животных и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика. Снежные лавины.

Защита населения от природных пожаров

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

Безопасность на дорогах

Причины дорожно – транспортных происшествий и травматизма детей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист – водитель транспортного средства.

Безопасность на водоёмах.

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Экология и безопасность

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Чрезвычайные ситуации  техногенного характера и их возможные последствия

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожарных   объектах  экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и последствия.

Национальная безопасность в России в современном мире.

Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице.

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения

Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения

Защита населения от последствий ураганов и бурь Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения. Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков. Защита населения от цунами.

Защита населения от природных пожаров

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывоопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Гражданская оборона, как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование  чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Духовно – нравственные противодействия терроризму и экстремизму

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно – правовая база противодействия наркотизму

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации

Организационные  основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости

Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости

Основы здорового образа жизни

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное питание. Гигиена питания.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других  психоактивных веществ  на здоровье человека . Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний  Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Здоровье – условие благополучия человека

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Факторы, разрушающие здоровье

Ранние половые связи и их последствие. Инфекции, передаваемые половым путём. Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДе.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья Семья и здоровый образ жизни. Основы семейного права в Российской Федерации

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Первая  помощь и правила ее оказания

Первая помощь при различных видах повреждений. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

Первая помощь при неотложных состояниях

Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении.  Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки  пострадавшего. Первая помощь пострадавшим и её значение. Первая помощь при отравлениях аварийно – химически опасными веществами(практическое занятие) Первая помощь при травмах (практическое занятие) Первая помощь при утоплении (практическое занятие)

Направление проектной деятельности

Проекты по темам

5 класс

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Факторы, разрушающие здоровье

Первая  помощь и правила ее оказания

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

Виды экстремистской и террористической деятельности.

Виды террористических актов и их последствия.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

Рациональное питание. Гигиена питания.

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

6 класс

Подготовка к активному отдыху на природе

Активный отдых на природе и безопасность

 Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

Акклиматизация в горной местности.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.

Оказание первой помощи при травмах.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

Компьютер и его влияние на здоровье.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и других  психоактивных веществ  на здоровье человека .

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

7 класс

Различные природные явления.

Общая характеристика природных явлений.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов

Защита населения от последствий наводнений.

Защита населения от последствий селевых потоков.

Защита населения от цунами.

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

 Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.

Психологическая уравновешенность.

Стресс и его влияние на человека.

Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

8 класс

Пожары в жилых и общественных зданиях их причины и последствия.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

Безопасный отдых на водоёмах.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Эвакуация населения.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Здоровье как основная ценность человека.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Вредные привычки и их влияние на здоровье

9 класс

Современный мир и Россия.

Национальные интересы России в современном мире.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Гражданская оборона, как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Профилактика наркозависимости

3.Тематическое планирование

Тематическое распределение часов 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

 Разделы, темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

М - I

Основы безопасности личности, общества и государства. (22 часа)

Р - 1

Основы комплексной безопасности.(15ч)

Тема 1.

Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

Город как среда обитания особенности

Жилище человека, жизнеобеспечения жилища.

Особенности природных условий в городе

Взаимоотношение людей, проживающих в городе, и безопасность.

Безопасность в повседневной жизни.

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.

Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера (6ч)

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

Пешеход. Безопасность пешехода.

Пассажир. Безопасность пассажира.

Водитель

Пожарная безопасность.

Безопасное поведение в бытовых условиях

Характеризуют причины дорожно – транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.

Тема 3

Опасные ситуации природного характера (2ч)

Погодные условия и безопасность человека.

Безопасность на водоёмах.

Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд). Различают состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера  (2ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7ч)

Тема 5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

Антиобщественное поведение и его опасность.

Обеспечение личной безопасности дома.

Обеспечение личной безопасности на улице.

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.

Тема 6

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

Виды экстремистской и террористической деятельности.

Виды террористических актов и их последствия.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

M -II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)

Р-4

Основы здорового образа жизни (5ч)

Тема 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

О здоровом образе жизни.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

Рациональное питание. Гигиена питания.

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания.

Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное  отношение к курению и употребления алкоголя.

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (7 ч)

Тема 9

Первая  помощь и правила ее оказания (7 ч)

Первая помощь при различных видах повреждений.

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.

Первая помощь при отравлениях

Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлении никотином и угарным газом

Тематическое распределение часов 6 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

 Разделы, темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

М - I

Основы безопасности личности, общества и государства. (25 часа)

Р - 1

Основы комплексной безопасности.(25ч)

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе (6ч)

Природа и человек.

Ориентирование на местности.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природе.

Определение места для бивака и организация бивачных работ.

Определение необходимого снаряжения для похода.

Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Начинают вести дневник  безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях.

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность (5ч)

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

Подготовка и проведение лыжных походов.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы и безопасность  туристов.

Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности .Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу . Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму.

Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов.

Тема 3

Дальний (внутренний)  и выездной туризм и меры безопасности (6ч)

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

Акклиматизация в горной местности.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и запоминают правила их использования.

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4ч)

Автономное существование человека в природе.

Добровольная автономия человека в природной среде.

Вынужденная автономия человека в природной среде.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков  для безопасного существования в природной среде. В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде. Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде.

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях (4ч)

Опасные погодные условия.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

Укусы животных и защита от них.

Клещевой энцефалит и его профилактика.

Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия.  Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными  дикими  животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита.

M -II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10ч)

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 ч)

Тема 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

О здоровом образе жизни.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

Рациональное питание. Гигиена питания.

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания.

Р-4

Основы здорового образа жизни (6ч.)

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие.(6ч)

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

Компьютер и его влияние на здоровье.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и других  психоактивных веществ  на здоровье человека .

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека. Характеризует влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. Характеризует пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. Находят в сети Интернет и в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных  в учебнике.

Тематическое  распределение часов 7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

 Разделы, темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

M I

Основы безопасности личности, общества и государства (28ч)

Р 1

Основы комплексной безопасности (16ч)

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3ч)

Различные природные явления.

Общая характеристика природных явлений.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

Характеризуют и анализируют основные природные явления.

Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций.

Тема2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3ч)

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.

Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.

Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся.

Тема3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2ч)

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

Смерчи.

Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения.

Тема 4

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика.

Цунами и их характеристика.

Снежные лавины.

Объясняют и характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины).

Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся.

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика.

Цунами и их характеристика.

Снежные лавины.

Тема 5

Защита населения от природных пожаров (1ч)

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров.

Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес.

Р 2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч)

Тема 2

Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3ч)

Защита населения от последствий землетрясений.

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера.

Анализируют причины возникновения землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей.

Тема 3

Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1ч)

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

Тема 4

Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3ч)

Защита населения от последствий наводнений.

Защита населения от последствий селевых потоков.

Защита населения от цунами.

Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других чрезвычайных ситуациях (во время нахождения в помещении, в горах и т.д.).

Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учетом характеристик этого явления.

Тема 5

Защита населения от природных пожаров (1ч)

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров.

Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес.

Р-3

 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4ч)

Тема6

Духовно – нравственные противодействия терроризму и экстремизму (4ч)

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.

Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдание и представляющее одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России.

Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности .

Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность.

M -II

Основы медицинских знаний и  здорового образа жизни (10ч)

Р-4

Основы здорового образа жизни (3ч)

Тема 7

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3ч).

Психологическая уравновешенность.

Стресс и его влияние на человека.

Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья.

Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека.

Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни.

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4ч)

Тема 8

Первая помощь при неотложных состояниях (4ч)

Общие парвила оказания первой помощи.

Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

Общие правила транспортировки  пострадавшего.

Характеризуют общие правила оказание первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при  наружном кровотечении при ушибах и переломах.

Отрабатывают втроём (впятером) правила транспортировки пострадавшего.

По  итогам изучение раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике.

Тематическое распределение часов 8 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

 Разделы, темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

M -I

Основы безопасности личности, общества и государства (23ч)

Р-1

Основы комплексной безопасности (16ч)

Тема 1

Пожарная безопасность (3ч)

Пожары в жилых и общественных зданиях их причины и последствия.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим , престарелым и т.д.

тема 2

Безопасность на дорогах (3ч)

Причины дорожно – транспортных происшествий и травматизма детей.

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

Велосипедист – водитель транспортного средства.

Анализируют причины дорожно – транспортных происшествий.

Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки .

Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.

Тема 3

Безопасность на водоёмах (3ч)

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

Безопасный отдых на водоёмах.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Характеризует состояние водоёмов в различное время года.

Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах.

Сравнивают способы обеззараживания воды.

Объясняют правила безопасного поведения на воде.

Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 4

Экология и безопасность (2ч)

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания.

Анализируют состояние окружающей среды.

Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема 5

Чрезвычайные ситуации  техногенного характера и их возможные последствия (5ч)

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

Пожары и взрывы на взрывопожарных   объектах  экономики и их возможные последствия.

Аварии на гидротехнических сооружениях и последствия.

Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.

Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной  ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7ч)

Тема 6

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4ч)

Обеспечение радиационной безопасности населения.

Обеспечение химической защиты населения.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывоопасных объектах.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения , его химической защите и защите от последствий аварийна взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Отрабатывают в паре правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Тема 7

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3ч)

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Эвакуация населения.

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения.

M -II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)

Р-4

Основы здорового образа жизни (8ч)

Тема8

Здоровый образ жизни и его составляющие (8ч)

Здоровье как основная ценность человека.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Профилактика вредных привычек.

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Характеризует особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.

Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.

Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие.

Формулирует правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности.

Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии по которым можно оценить его уровень.

по итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике.

Тема 9

Первая помощь при неотложных состояниях

Первая помощь пострадавшим и её значение.

Первая помощь при отравлениях аварийно – химически опасными веществами(практическое занятие)

Первая помощь при травмах (практическое занятие)

Первая помощь при утоплении (практическое занятие)

Анализируют возможные послед.ствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.

По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике

Тематическое  распределение часов 9 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

 Разделы, темы

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

M-I

Основы безопасности личности, общества и государства. (24ч)

Р-1

Основы комплексной безопасности (8ч)

Тема 1

Национальная безопасность в России в современном мире (4ч)

Современный мир и Россия.

Национальные интересы России в современном мире.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России

Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.

Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.

Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.

Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.

Тема 2

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России. (4ч)

Чрезвычайные ситуации и их классификация.

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.

Угроза военной безопасности России.

Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные  последствия.

Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России.

Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций  (7ч)

Тема 3

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3ч)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Гражданская оборона, как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.

Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире.

Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.

Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.

Тема 4

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4ч)

Мониторинг и прогнозирование  чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия.

Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.

Подбирают в Интернете  и СМИ примеры поведения аварийно – спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.

Р-3

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9ч)

Тема 5

Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2ч)

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России.

Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Формулирует собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

Тема 6.

Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3ч)

Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

Общегосударственное противодействие терроризму.

Нормативно – правовая база противодействия наркотизму

Характеризуют основные нормативно – правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения.

С помощью Интернета и СМИ на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм – разновидности экстремизма».

Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.

Тема 7

Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2ч)

Организационные  основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма.

С помощью Интернета и СМИ составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России) и её положительные результаты»

Тема 8

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2ч)

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Профилактика наркозависимости.

Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта.

Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков.

По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике.

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)

Р-4

Основы здорового образа жизни (9ч)

Тема 9

Здоровье – условие благополучия человека (3ч)

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.

Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.

Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.

 

Тема 10

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3ч)

Ранние половые связи и их последствие.

Инфекции, передаваемые половым путём.

Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДе

Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ – инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП

Тема 11

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч)

Брак и семья

Семья и здоровый образ жизни.

Основы семейного права в Российской Федерации.

Анализируют основы семейного права в Российской Федерации.

Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества.

Характеризуют особенности семейно – брачных отношений в Российской Федерации.

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2ч)

Тема 12

Оказание первой помощи (2ч)

Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)

Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

Отрабатывают в паре приёмы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приёме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших.

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                                       заместитель директора по УВР

методического объединения  учителей

                                                                                                                                                                         ___________  /М.В.Борис /

от   30  .08.2018 г  Протокол № 1

__________  /__________________ /                                                                                                                  30 .08.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...