Деловая игра "Виды общения"
методическая разработка по обж (9 класс)

Потапова Ирина Леонидовна

Деловая игра "Виды общения" разработана для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_vidy_obshcheniyadocx.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Виды общения»

Автор Потапова И.Л.преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя школа № 68»г.Дзержинск Нижегородская обл.

Класс 9

Место в учебном плане (раздел\модуль, тема).

Модуль 7 Безопасность в социуме.

Тема : Безопасные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций.

Цель игры : Познакомить учащихся со стратегиями поведения при разрешении конфликтных ситуаций: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение от конфликта, соперничество.

Формируемые  в ходе  деловой игры УУД

Личностные

Формирование эмоционального благополучия:

-Формировать умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

-Формировать навык рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Метапредметные

Работа с информацией:

- Анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления

Общение:

-Публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления

Совместная деятельность:

-Планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

-Управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;

Предметные

-Соблюдать правила безопасного и комфортного существования(общения) со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;

5. Задачи игры: Сформировать у учащихся стремления к конструктивному взаимодействию с людьми, привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях .

6. Время выполнения (регламент):

Ознакомление с правилами игры - 5 мин.

Деление на группы  - 5 мин.

Подготовка задания - разыграть конфликтную ситуацию в соответствии с предложенной стратегией поведения - 10 мин.

Игровой процесс - 50 мин.

Оглашение результатов и подведение итогов - 10 мин.

Общее время игры — 1час 20 мин.

7. Сценарий игры.

В начале игры класс делится на 6 групп по 4-5 человек

1 гр.- представляет стратегию поведения   ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

2 гр.-представляет стратегию поведения   КОМПРОМИСС

3 гр.-представляет стратегию поведения СОТРУДНИЧЕСТВО

4гр.-представляет стратегию поведения УКЛОНЕНИЕ ОТ КОНФЛИКТА

5гр.-представляет стратегию поведения СОПЕРНИЧЕСТВО

6гр.- «психологи»

Каждая группа получает кейс, в нем стратегия поведения, конфликтная ситуация, задание-разыграть конфликтную ситуацию в соответствии с предложенной стратегией поведения. Время на выполнение задания 15 мин.

Через 15 мин. группы разыгрывают небольшие сценки , в ходе которых представляют указанную стратегию поведения. Другие группы определяют представленную стратегию поведения. После каждой сценки психологи в качестве обобщения предлагают  правила, дают советы, проводят тест на определение способности к общению.

8. Раздаточный материал.

КЕЙС 1

Ситуация 1. Вы с коллегой делаете совместный проект, в котором не можете договориться о значимых его сторонах. Он настаивает на своем варианте, ты – на своем. Ни одни из вас не готов уступить, разгорается конфликт. Чем дольше вы не можете прийти к соглашению, тем серьезнее он становится. А дата защиты проекта все ближе. И сам проект, который оказался «заморожен», вообще может быть отклонен.

Стратегия поведения   ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

Задание: разыграть небольшую сценку в соответствии с ситуацией.

КЕЙС 2

Ситуация 2.Что важнее — найти работу и начать зарабатывать деньги, или получить качественное образование? Родители считают, что нужно отучиться все 5 курсов университета не отвлекаясь на работу, а сын, учась на 2-м курсе, уже хочет перевестись на «заочку» и пойти работать, т.к. ему не хватает денег на личные нужды.

Стратегия поведения   КОМПРОМИСС

Задание: разыграть небольшую сценку в соответствии с ситуацией.

КЕЙС 3

Ситуация 3. Максим несколько раз возвращался с прогулки вечером позже времени, установленного родителями. Мать завела разговор о том, что сын нарушает установленные в семье правила, подвергает свою жизнь риску, нарушает Закон 00.

Стратегия поведения   СОТРУДНИЧЕСТВО

Задание: разыграть небольшую сценку в соответствии с ситуацией.

КЕЙС 4

Ситуация 4. Подростки братья Юрьевы по-хитрому завладели телефоном N , аргументируя, что телефон им нужен для работы (личных телефонов у них не было).И слабохарактерный подросток N  отдал им свой телефон на 2 дня. Юрьевы не возвращали телефон несколько дней. Мать N обнаружила отсутствие телефона у сына , узнала номер телефона родителей Юрьевых. Предупреждая обращением в Полицию, потребовала вернуть телефон сына.

Стратегия поведения   УКЛОНЕНИЕ ОТ КОНФЛИКТА

Задание: разыграть небольшую сценку в соответствии с ситуацией.

КЕЙС 5 

Ситуация 5. При подготовке классного мероприятия восьмиклассница Наташа свалила на Марину все недочеты и выставила ее перед классным руководителем не в лучшем свете. Кл. руководитель резко критиковала Марину и предупредила, что больше никогда не доверит ответственное поручение. Наташа ликовала, что ей удалось оболгать одноклассницу и она потеряла авторитет в классном коллективе Но Наташа еще каждый раз при встрече пытается Марину как-то задеть, напомнить  о неприятной ситуации, упрекнуть…

Стратегия поведения   СОПЕРНИЧЕСТВО

Задание: разыграть небольшую сценку в соответствии с ситуацией.

КЕЙС 6 Материалы для группы психологов.

несколько полезных советов, которые помогут правильно конфликтовать и выстраивать границы в межличностных отношениях. Конкуренция, соперничество – это неотъемлемая часть социальных связей и вообще сосуществования человека в обществе с другими людьми. Но нужно быть мудрее, чтобы сохранять нервы и в итоге всегда добиваться своего.

  • Сохраняй спокойствие. Умей контролировать свои эмоции. Когда человек теряет самообладание, ему очень сложно мыслить рационально. Все это играет на руку разжигателю спора. Самый популярный способ успокоиться – осознанное глубокое дыхание. Не бойся взять паузу на несколько секунд, чтобы пройти пару циклов вдох-выдох. Твой разум прояснится, и ты начнешь чувствовать контроль над ситуацией.
  • Держи нейтралитет. Не стоит давать преждевременную оценку ситуации до тех пор, пока не выяснены все детали. Если тебе что-то не нравится – это далеко не всегда значит, что собеседник неправ. Нужно сначала «отделить мух от котлет», а потом продолжать беседу. В таком случае диалог будет действительно конструктивным и адекватным.
  • Не устраивай публичных разбирательств. Это приведет к тому, что в конфликт будут вовлечены посторонние люди, которые займут позицию одной из сторон. В результате спор и разногласия перерастут в самую настоящую войну кланов.  Публичные ссоры – это самые настоящие разборки. Получается конфликт ради конфликта, на потеху публики и социума. Здесь уже становится важным сам процесс «поругаться», а не результат этого действия в виде достижения какого-то консенсуса или компромисса.
  • Не переходи на личности. Такое поведение свидетельствует о неумении держать себя в руках и отсутствии элементарного воспитания. Когда человек в споре переходит на личности, это значит, что у него закончились аргументы, и «крыть карты» оппонента попросту нечем. Грубо говоря, ты автоматически становишься проигравшей.
  • Отстаивай свои интересы. Если конфликт случился на почве нарушения твоих личных границ или пренебрежения твоими интересами – отстаивай их. И совершенно неважно, какого ранга человек перед тобой. Если ты один раз позволишь «сесть себе на шею», то так будет продолжаться и в дальнейшем.
  • Оперируй фактами. Если ты уверена в своей правоте – доказывай ее. Но не потому, что «мне так хочется». Работай, как в юриспруденции: выстраивай логическую цепочку и предоставляй доказательства того, что ты действительно права. И у оппонентов попросту не останется шансов.
  • Расставь приоритеты. Конфликтные ситуации редко приводят к решению проблем. Зато они отнимают время, силы и энергию. Если в спор тебя затягивает посторонний человек, с которым ты не планируешь развивать дальнейшие межличностные отношения, просто останови такое общение. Дай себе внутреннее право выходить из такого диалога. Заботься в первую очередь о себе и своих чувствах, а не о реакции собеседника.
  • Не перебивай собеседника. Умей слушать и слышать человека. Не нужно перебивать – оппонент точно такой же участник диалога, как и ты. Постарайся относиться к происходящему максимально объективно и непредвзято. Да, это сложно, но вполне возможно.

И вот еще один интересный парадокс из психологии. Мы так стремимся научиться правильно конфликтовать, но забываем, что тяга к соревнованиям естественна. Многим она необходима, чтобы подтвердить собственную самодостаточность, самоутвердиться.

Правила успешного достижения компромисса

Специалисты выделяют два правила, следование которым помогает конфликтующим сторонам прийти к компромиссному решению:

1.При обсуждении выхода из сложившейся ситуации каждая сторона должна не только прислушиваться, но и вникать в суть доводов оппонента. Найти устраивающее всех решение, не поняв при этом противоположную сторону, в принципе невозможно.

2.Обе стороны спора должны стремиться к достижению именно взаимовыгодного, устраивающего их обоих, решения, принятого на основе уважения к оппоненту и его требованиям. Суть компромисса заключается в добровольных уступках с обеих сторон, в ином случае принятое решение только отсрочит дальнейшее развитие конфликта, но никак не погасит его.

Правила эффективного и безопасного общения

1.Обязательно улыбайтесь

2.Слушайте внимательно и показывайте свою заинтересованность

3. Старайтесь хотя бы немного поговорить о том, что интересно и приятно собеседнику

4.Обращайтесь к собеседнику по имени и смотрите ему в глаза

5.Не оскорбляйте собеседника и не давайте негативных оценок его личности.

Правила, вырабатывающие умение слушать

1.Старайтесь сдерживать в себе попытку прервать собеседника

2.Дайте собеседнику время высказаться

3.Избегайте поспешных выводов

4.Спокойнее реагируйте на высказывания.

5.Не отвлекайтесь

6.Ищите истинный смысл сказанных слов

7.Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности

8.Старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника

Тест Определение способности к общению

1.Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

2.Есть ли у тебя стремление к установлению новых знакомств?

3.Легко ли ты устанавливаешь контакты с людьми, которые значительно старше тебя?

4. Легко ли тебе устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

5.Стремишься ли ты при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

6.Нравиться ли тебе постоянно находиться среди людей?

7.Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

8.Полагаешь ли ты, что тебе не составляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

9.Чувствуешь ли ты себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

10.Верно ли, что у тебя много друзей?

11.Быстро ли у тебя проходит чувство обиды, причиненное кем-то из знакомых?

12.Тебе больше нравится проводить время с людьми, чем с книгами или за другими занятиями?

13.Легко ли ты включаешься в новые для тебя компании?

14.Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?

15. Предпочитаешь ли ты общение с людьми одиночеству?

16.Легко ли ты проявляешь инициативу для знакомства с новым человеком?

17.Ты чувствуешь себя уверенно среди малознакомых людей?

18. Стремишься ли ты постоянно расширить круг своих знакомых?

19.Чувствуешь ли ты себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

20.Чувствуешь ли ты себя уверенно при общении с малознакомыми людьми?

За каждый ответ «да»-1 балл,  за каждый ответ»нет»-0 баллов.

Подсчитать баллы и определить свои способности к общению.

2-9 баллов- низкие

9-11 баллов- ниже средних

11-13 баллов- средние

13-15 баллов- высокие

15-20 баллов- очень высокие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

Деловая речь. Деловое общение.

Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа) «Понятие и значение невербального общения»

Тема теоретического и практического занятия по элективному курсу «Основы делового общения» (2 часа)«Понятие и значение невербального общения»Класс:10Цели: объяснить и показать на примерах необхо...

Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"

Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...

23.05.2020 МЖКХ2 основы делового общения Деловая переписка

изучить материал, выполнить задание...