Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.
методическая разработка по обж на тему

Кудрявцев Александр Павлович

Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов.                                                                                               По данной программе работает Кадетская школа №95 г.о. Самара, а так же проводится внеурочная деятельность в МБОУ СОШ № 45, а так же проводятся занятия в ВСПК (военно спортивный патриотический клуб) " Кадет 45"

Программа имеет рецензию, надёжна и опробированна во многих клубах и школах, а так же проведения военно-полевых сборов для юношей 10 классов образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc36 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_kadet-spasatel.doc418.5 КБ
Microsoft Office document icon titulnyy_list_k_programme.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon titulnyy_list.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Название номинации: Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки.

Название работы: Дополнительная образовательная программа «Кадет – спасатель»

Краткое тематическое содержание:

В ходе обучения учащиеся изучают основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных  ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, изучают инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных  работ, приобретают опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях. Изучение основ военного дела позволяет формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для подготовки будущих защитников Родины. Для освоения дисциплин программы разработан комплекс общефизической подготовки.

Программа ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения стойкости, храбрости, бесстрашия, готовности пойти на разумный риск и самопожертвование во имя Родины. Программа готовит несовершеннолетних граждан  к  защите Отечества. Учащиеся приобретают опыт преодоления моральных и физических перегрузок, практические навыки и умения, физически закаляются, становятся дисциплинированными, подтянутыми, требовательными к себе, познают чувство товарищества и коллективизма.

  Образовательный процесс осуществляется на основе комплексной образовательной программы, предусматривающей изучение учащимися в течение периода следующих курсов:

- строевая подготовка

- огневая подготовка

- общая физическая подготовка

- туристская подготовка

- специальная подготовка

- противопожарная подготовка

- самооборона

Цель программы:

Создание условий для всестороннего развития личности, гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы.

Область применения:

Настоящая программа «Кадет - спасатель» предназначена для обучения учащихся в Кадетских школах во внеурочное время,

Формы и методы реализации:

Подготовка учащихся предполагает изучение трех основных направлений: теоретическое, техническое и физическое.

Теоретическая подготовка проводится по разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой  «Кадет-спасатель» и расписанием занятий.

Техническая подготовка проводится на базе воинской части 1001 спасательный центр,   Пожарной части №5, на специально оборудованных площадках учреждений дополнительного образования военно-спортивной и оздоровительной направленности.

Возрастные группы обучающихся:

Программа рассчитана на возраст детей 12-17 лет, прием в группы свободный с разрешения родителей, при отсутствии медицинских противопоказаний для занятий спортом.

Первый год обучения: возраст 7-13 лет  240 часов в год

Второй год обучения – 14-15 лет  240 часов в год

Третий год обучения – 16-17 лет   240 часов в год

Занятие с учебной группой проводятся 4-5 раз в неделю по 1-2 учебных часа в день на каждую учебную группу.

Полученные результаты:

        2007 год –   3 место в соревнованиях «Школа безопасности» за пожарную эстафету среди команд Дружин юных пожарных школ г.о. Самара во второй возрастной         группе.

                            1 место в военно-спортивной игре-эстафете «В честь победы и во славу Самары» в рамках Слета воспитанников военно-патриотических объединений.

                            3 место в зональном туре областных военно-спортивных соревнований «Отчизны верные сыны».

                            3 место в Областных военно-спортивных соревнованиях «Отчизны верные сыны».

                            3  место на Областном слете военно-патриотических клубов и организаций г.о. Сызрань

Прогнозируемые результаты и критерии их замера.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.

  В процессе обучения предусматриваются аттестации, теоретические зачёты, тестовые проверки и зачётные соревнования.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Оценка результатов обучения

№ п\п

Наименование упражнения

Отл.

Хорошо

Удовл.

Надевание противогаза № 1 (сек)

10

12

14

Надевание противогаза на пораженного (сек)

15

16

17

Надевание ОЗК № 2 (мин)

1.30

1.40

1.50

Изготовление ВПМ (мин)

5

7

10

Разряжение  магазина АК-74 (сек)

7

9

11

Снаряжение магазина АК-74 (сек)

40

45

50

Разборка АК- 74 (сек)

18

20

25

Сборка АК-74 (сек)

30

35

40

Стрельба из пневматической винтовки - упражнение ВП1 (очков)

120

83

70

Определение сторон горизонта (мин)

2

3

4

Определение по компасу магнитный азимут на указанный предмет (мин)

2

3

4

Решение топографических задач – измерение расстояний по карте (мин)

2

3

4

  1.  

Организация  укрытия: палатки (тента) (сек)

45

60

90

Изготовление носилок (мин)

1.45

2.0

2.30

Подготовка дозиметрических приборов к работе и их проверка ДП-2 5 (мин)

3

5

7

Бег на 1 км (мин)

3. 40

4.0

4.20

Бег на 3 км (мин)

12.45

12.35

13.20

Бег на 100м (сек)

14.0

14.4

15.2

Челночный бег 10+10 (сек)

25

26

27

Отжимание от пола (раз)

30

24

20

Подтягивание на перекладине

12

9

7

Гири 16 кг

Толчок (раз)

Рывок (раз)

39

47

36

44

33

41

Силовая выносливость (кол-во повторений). Состоит из четырех упражнений, каждое выполняется 10 раз с высоким техническим качеством выполнения под счет преподавателя без перерыва для отдых . 1- отжимание в упоре лежа на полу, 2 – переходы из упора присев в упор лежа и обратно, 3- доставая двумя ногами (носками) пол за головой, лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища, 4 – прыжок вверх из положения, сидя на корточках, руки за головой. Прыжок невысокий, но до полного выпрямления ног и туловища.

8

7

6

Ударная техника на снарядах (мин)

6

5

4

Учебный бой (мин)

7

6

5

Тесты  по специальной и противопожарной подготовке (процент правильных ответов).  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А.Колодницкий, В.Н.Латчук, В.В.Марков и др.. – М.: Дрофа, 2001

90-100

75-89

50-74

Психологический тест «Патриотизм, и как я его понимаю» (баллы). Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя/ Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, - М.: Просвещение, 1988.

4

3

2-1



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современная обстановка в нашей стране характеризуется социальными и экономическими  потрясениями, тяжелыми антропогенными и природными катаклизмами, которые сопровождаются значительным материальным  ущербом и человеческими жертвами. В системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне подготовлена типовая программа для обучения профессиональных кадров, спасателей.

Настоящая программа «Кадет - спасатель» предназначена для обучения учащихся в Кадетской школе, является самостоятельной, основывается на типовой программе и значительной расширяет и развивает ее содержание. В ходе обучения учащиеся изучают основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных  ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, изучают инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных  работ, приобретают опыт прохождения туристских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях. Настоящая программа значительно шире типовой  и предполагает изучение таких предметов, как «Самооборона», «Туристская подготовка», «Огневая подготовка». Изучение основ военного дела позволяет формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для подготовки будущих защитников Родины. Для освоения дисциплин программы разработан комплекс общефизической подготовки.

Программа ориентирована на формирование и развитие у подрастающего поколения стойкости, храбрости, бесстрашия, готовности пойти на разумный риск и самопожертвование во имя Родины. Программа готовит несовершеннолетних граждан  к  защите Отечества. Учащиеся приобретают опыт преодоления моральных и физических перегрузок, практические навыки и умения, физически закаляются, становятся дисциплинированными, подтянутыми, требовательными к себе, познают чувство товарищества и коллективизма.

 

Программа «Кадет – спасатель»:

Вид – авторская

Уровень – учрежденческий

Тип – базовая

Военно-патриотическое направление.

 Подготовка учащихся предполагает изучение трех основных направлений: теоретическое, техническое и физическое.

Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой  «Кадет-спасатель» и расписанием занятий.

Техническая подготовка проводится на базе воинской части,   пожарной части, на специально оборудованных площадках учреждений дополнительного образования военно-спортивной и оздоровительной направленности.

Программа рассчитана на возраст детей 7-17 лет, прием в группы свободный с разрешения родителей, при отсутствии медицинских противопоказаний для занятий спортом.

Программа рассчитана на три года обучения.

Первый год обучения: возраст 12-13 лет  240 часов в год

Второй год обучения – 14-15 лет  240 часов в год

Третий год обучения – 16-17 лет   240 часов в год

Занятие с учебной группой проводятся 4-5 раз в неделю по 1-2 учебных часа в день на каждую учебную группу.

Цель программы:

Создание условий для всестороннего развития личности, гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

Воспитательные:

  • развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;
  • содействие формированию и развитию у учащихся ответственности и дисциплинированности;
  • содействие гармоничному развитию личности учащихся, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • содействие формированию у учащихся внутренней готовности к выполнению гражданского долга;
  • формирование гуманного отношения к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе;
  • формирование и развитие у учащихся таких качеств, как уважение к законности, стойкость, настойчивость, взаимовыручка, мужество, храбрость, способность к преодолению трудностей;

Образовательные:

  • расширение кругозора учащихся о социальном мире взрослых, обогащение социального опыта учащихся, развитие познавательного интереса к туризму и военно-прикладным видам спорта;
  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической подготовке;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, НВП;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы
  • формирование у учащихся знаний, умений, навыков по предметам «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Туристская подготовка», «Самооборона», «Специальная подготовка», «Общефизическая подготовка», «Противопожарная подготовка», которые являются базовыми для развития у учащихся способности и готовности к военной службе.

Развивающие:

  • содействие сохранению  и укреплению здоровья учащихся (закаленность, выносливость, режим дня, правильное распределение нагрузки и т.д.)
  • физическое совершенствование учащихся – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
  • формирование у учащихся психологической устойчивости;
  • развитие личностных, позитивных качеств учащихся – ответственность, смелость, коммуникативность;
  • развитие у учащихся абстрактного мышления, воображения, памяти.

Образовательный процесс осуществляется на основе комплексной образовательной программы «Кадет-спасатель», предусматривающей изучение учащимися в течение периода следующих курсов:

- строевая подготовка

- огневая подготовка

- общая физическая подготовка

- туристская подготовка

- специальная подготовка

- противопожарная подготовка

- самооборона

Прогнозируемые результаты и критерии их замера.

По завершению обучения обучаемые должны:

  • Знать   дисциплинарный устав, права командиров и подчиненных, порядок поощрений   и взысканий,  знать, что такое дисциплина;
  • Знать   меры безопасности  при стрельбе, боевые свойства и устройство пневматического оружия, стрелкового оружия России и боеприпасов к нему, а также ручных гранат;
  • Знать теоретические положения Строевого устава
  • Знать   географические знаки,   стороны света,  устройство компаса,  как правильно можно использовать канат,  веревку, и подручные средства.
  • Знать об основах туристской подготовки.
  • Знать меры  безопасности при выполнении физических упражнений на перекладине, брусьях.
  • Знать    какие индивидуальные  средства можно изготовить:   из подручных средств, простейшие укрытия, правильность выполнения норматива № 1 надевание противогаза.
  • Специфику аварий, катастроф, стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия.
  • Основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений.
  • Способы страховки и самостраховки.
  • Знать теоретические основы рукопашного боя.
  • Основы выживания в разных климатических условиях.
  • Технику безопасности при выполнении АСР.
  • О процессе горения, пожара и его развитии, об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах

Уметь:  

  • Правильно   использовать свое учебное время.
  • Уметь в повседневной жизни использовать положения дисциплинарного устава.
  • Подготавливать оружие к стрельбе, выполнять приемы и правила стрельбы из него, чистить и смазывать оружие, разбирать его.
  • Уметь  прокладывать маршрут,   правильно использовать  компас,   канат, веревку,  подручные средства.
  • Уметь соблюдать  меры безопасности,   правильно выполнять физические упражнения.
  • Вести АСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
  • Применять спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ.
  • Пользовать альпинистским и специальным оснащением, поднимать и спускать пострадавших с помощью различных спусковых и подъемных устройств.
  • Уметь действовать в ситуациях необходимой обороны.
  • Уметь  правильно проходить строевым шагом,  торжественным маршем,  выполнять  строевые приемы  на месте и в движении,  с песней и походным шагом.
  • Уметь правильно  выполнять норматив №1 надевание противогаза, использовать средства индивидуальной защиты.
  • Выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в составе подразделения.

Иметь навыки:    

  • Использования с полной отдачей учебного времени.
  • Использования общих положений дисциплинарного устава, по отношению командирам и начальникам.
  • Иметь навыки в использовании автомата Калашникова АК-74.
  • Иметь   навыки при выполнении различных упражнений на снарядах и вольных упражнений.
  • Иметь навыки психологической устойчивости в ситуациях криминогенного характера.
  • Иметь навыки в использовании сторон света, маршрута, школьного ящика и различных видов компасов.
  • Иметь  навыки при выполнении строевых приемов и различных   перестроений.

Для реализации программы могут использоваться разнообразные формы работы: проведение соревнований и матчевых встреч по туризму, ориентированию, топографии, военно-спортивных игр, слётов, спартакиад, эстафет, фестивалей.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, краеведческих конференциях и исторических викторинах при наличии положительных результатов. В процессе обучения предусматриваются аттестации, теоретические зачёты, тестовые проверки и зачётные соревнования. (Приложение № 1)

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность учащихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

Практических часов

Теоретических часов

1

Организационное занятие

2

0

2

3

Огневая подготовка

34

22

12

4

Туристская подготовка

32

20

12

5

Общая физическая подготовка

34

24

10

6

Самооборона

34

27

7

7

Строевая подготовка

68

58

10

ИТОГО:

204

151

53

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

II ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

Практических часов

Теоретических часов

1

Организационное занятие

2

0

2

2

Огневая подготовка

34

22

12

3

Туристская подготовка

15

5

10

4

Общая физическая подготовка

34

28

6

5

Самооборона

34

28

6

6

Строевая подготовка

51

46

5

7

Противопожарная подготовка

17

9

8

8

Специальная подготовка

17

8

9

ИТОГО:

204

146

58

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

Практических часов

Теоретических часов

1

Организационное занятие

2

0

2

2

Огневая подготовка

34

20

14

3

Туристская подготовка

17

8

9

4

Общая физическая подготовка

34

29

5

5

Строевая подготовка

51

46

5

6

Противопожарная подготовка

8

9

7

Самооборона

34

29

5

8

Специальная подготовка

15

7

8

ИТОГО:

204

147

57

Строевая подготовка

Учебно-тематический план на 3 года обучения

№  п\п

Наименование разделов и тем

Лекции

Практические  занятия

Основные положения строевого устава

5

Строевые приемы и движения без оружия и с оружием

4

56

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

2

21

Способы передвижения на поле боя

1

12

Строи и управление ими

5

47

Строевой смотр

3

14

Итого

20

150

Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ

I год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Основные положения строевого устава

Общие понятия и определения. Обязанности солдат перед построением и  в строю

2

Строевые приемы и движения без оружия и с оружием

Строевая стойка. Команды и «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головной убор СНЯТЬ». Повороты на  месте. Команды «Напра-во», «Нале-во», «Кру-гом»

Движение строевым шагом, движение походным шагом,  движение бегом, движение  на месте.

2

22

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

Выполнение воинского приветствия на месте. Выход из строя из первой и второй шеренги, возвращение в строй. Команды «Выйти из строя на столько-то шагов», «стать в строй».

2

10

Способы передвижения на поле боя

Приемы «ложись» («к бою»), «встать», перебежки и переползания

1

4

Строи и управление ими

Виды строя, управления строем. Развернутый строй. Одношереножный или двухшереножный строй. Построение в одношереножный и двухшереножный строй. Команды «Становись», «Ровняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Разойдись», «Отделение ко мне». Перестроение шеренги из одной в две и из двух в одну.

2

18

Строевой смотр

Подготовка к строевому строю. Проведение строевого смотра.

1

4

ВСЕГО

10

58

II год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Основные положения строевого устава

Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю, строи отделения, взвода, роты, батальона и полка в пешем порядке.

2

Строевые приемы и движения без оружия и с оружием

Изменение скорости движения. Перемещение одиночных военнослужащих  на несколько шагов в сторону.  

1

12

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

Выполнение воинского приветствия в движении. Подход к начальнику вне строя.

6

Способы передвижения на поле боя

Переползание по-пластунски, на получетвереньках, на боку

4

Строи и управление ими

Обязанности командиров перед построением и в строю. Размыкание и смыкание отделения. Перемена направления движения строя.  

1

20

Строевой смотр

Подготовка к строевому строю. Проведение строевого смотра

1

4

ВСЕГО

5

46

III год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Основные положения строевого устава

Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю, строи отделения, взвода, роты, батальона и полка в пешем порядке.

1

Строевые приемы и движения без оружия и с  оружием

Повороты в движении без оружия. Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов «на ремень», «на грудь», «за спину».

1

22

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

Выполнение воинского приветствия в движении.

5

Способы передвижения на поле боя

Переползание по-пластунски, на получетвереньках, на боку

4

Строи и управление ими

Обязанности командиров перед построением и в строю. Походный строй. Перестроение из развернутого строя в колонну по одному. Перестроение из развернутого строя в колонну по два.  Сигналы управления строем: «внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «В колонну», «Все кругом», «Все направо (налево) и др.

2

9

Строевой смотр

Подготовка к строевому строю. Проведение строевого смотра

1

6

ВСЕГО

5

46

                

Огневая подготовка

Учебно-тематический план на 3 года обучения

№  п\п

Наименование разделов и тем

Аудиторные занятия

Лекции

Практика

Техника безопасности и правила поведения в тире

6

Основы теории стрельбы

6

4

Материальная часть оружия. Общее устройство и неполная разборка и сборка. Чистка и смазка

6

6

Техника стрельбы

6

6

Тренировка в стрельбе на кучность и результат

2

12

Правила соревнования

6

2

Зачетные стрельбы

11

Стрелковые соревнования

19

Разбор   хода тренировочных занятий, итоги прикидок и соревнований

6

4

ИТОГО

38

64

 Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ

I год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Техника безопасности и правила поведения в тире

Инструктаж по ТБ. Общий порядок в тире. Требования, предъявляемые в тире к занимающимся. Изучение инструкции. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности во время соревнований.

2

Основы теории стрельбы

Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Явление выстрела. Отдача оружия, образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость.

2

Материальная часть оружия. Общее устройство и неполная разборка и сборка. Чистка и смазка

Устройство винтовки ИЖ-38. Наименование, назначение, основные технические характеристики. Назначение и взаимодействие частей винтовки. Уход, сбережение. Техническое обслуживание винтовки. Рекомендации по разборке и сборке, применяемые специальными инструментами.

2

2

Техника стрельбы

Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы из упора и с руки, с опорой на стол или стойку. Научить прицеливаться и производить выстрел пулей «Диабло» по мишени № 8 на 5м

2

2

Тренировка в стрельбе на кучность и результат

Научиться однообразно прицеливаться, однообразно работать на спусковом крючке. Научиться держать «картинку» прицеливания одинаковой при каждом выстреле. Контроль с помощью учебных приборов. Подготовка к соревнованиям

4

Правила соревнования

Обязанности и права участников соревнований, изложенных в действующих Правилах соревнований по пулевой стрельбе

2

Зачетные стрельбы

3

Стрелковые соревнования

Участие в районных и городских соревнованиях, согласно календарного плана.

7

Разбор   хода тренировочных занятий, итоги прикидок и соревнований

2

4

ВСЕГО

12

22

II год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Техника безопасности и правила поведения в тире

Инструктаж по ТБ и правилам поведения во время тренировок.

2

Основы теории стрельбы

Понятие  о взрывчатых веществах, порохах, явление выстрела. Принцип устройства огнестрельного оружия. Устройство патрона. Гладкоствольное и нарезное оружие. Движение пули по каналу ствола. Пробивное действие пули. Образование траектории. Принцип устройства прицела. Понятие о кучности и СТП

2

2

Материальная часть оружия. Общее устройство и неполная разборка и сборка. Чистка и смазка

Винтовка ТОЗ-8 и ТОЗ-12. Наименование, назначение, весовые и линейные данные. Спортивно-технические характеристики. Неполная разборка и сборка. Уход, сбережение, чистка. Правила обращения с оружием.

2

2

Техника стрельбы

Приемы и правила стрельбы из винтовки из положения лежа. Крепление и подгонка ремня. Изготовка к стрельбе. Положение туловища, рук, ног, головы.

2

2

Тренировка в стрельбе на кучность и результат

Научиться однообразно прицеливаться, однообразно работать на спусковом крючке. Научиться держать картинку прицеливания одинаковой при каждом выстреле. Выполнение упражнения МВ-2. Стрельба сериями 3 пробных, 20 зачетных

4

Правила соревнования

Порядок выполнения упражнений в соревнованиях. Команды, подаваемые на огневом рубеже. Обязанности участника соревнований. Порядок определения достоинства пробоин и занятого места.

2

2

Зачетные стрельбы

4

Стрелковые соревнования

Участие в районных и городских соревнованиях, согласно календарного плана.

6

Разбор   хода тренировочных занятий, итоги прикидок и соревнований

2

ВСЕГО

12

22

        III год обучения        

        

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Техника безопасности и правила поведения в тире

Инструктаж по ТБ и правилам поведения во время тренировок. Инструкция поведения в тире и на стрельбище.

2

Основы теории стрельбы

Понятие  о взрывчатых веществах, порохах, явление выстрела. Принцип устройства огнестрельного оружия. Устройство патрона. Гладкоствольное и нарезное оружие. Движение пули по каналу ствола. Пробивное действие пули. Образование траектории. Принцип устройства прицела. Понятие о кучности и СТП

2

2

Материальная часть оружия. Общее устройство и неполная разборка и сборка. Чистка и смазка

Винтовка СМ-2 Наименование, назначение, весовые и линейные данные. Спортивно-технические характеристики. Неполная разборка и сборка. Уход, сбережение, чистка. Правила обращения с оружием.

2

2

Техника стрельбы

Приемы и правила стрельбы из винтовки из положения «стоя» и «колено».  Постановка дыхания. Тренировка в прицеливании и спуске курка. Приобретение чувства привычности при изготовке с оружием. Научиться отрабатывать все элементы выстрела, увеличивая время тренировки на каждом занятии.

2

2

Тренировка в стрельбе на кучность и результат

Научиться однообразно отрабатывать выстрел по мишени №7 на 50м. Правила выполнения выражений МВ-4, МВ-6. На практике с учетом боеприпасов, ЗРТ, форма одежды. Научиться делать поправки на прицеле винтовки СМ-2 на 50м.

2

4

Правила соревнования

Проводить в группе соревнование на личные первенства. Понятие соревновательная «этика»

2

Зачетные стрельбы

4

Стрелковые соревнования

Участие в районных и городских соревнованиях, согласно календарного плана.

6

Разбор   хода тренировочных занятий, итоги прикидок и соревнований

2

ВСЕГО

14

20

Общая физическая подготовка

Учебно-тематический план на 3 года обучения

№  п\п

Наименование разделов и тем

Лекции

Практические  занятия

Введение. Значение физической культуры для юношества

2

Техника безопасности. Методы проведения тренировки

4

Определение физического состояния

2

Правила проведения разминки

1

1

Изучение техники бега

2

18

Атлетическая гимнастика

10

39

Формирование осанки

1

2

Техника выполнения кувырков

1

3

Подготовка к соревнованиям

4

Соревнования

6

Контрольные срезы. Зачеты

6

Итого

21

81

Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ

I год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Введение. Значение физической культуры для юношества

Значение физической подготовки для здоровья и развития организма в юношеском возрасте. Спорт – как мера борьбы с наркоманией и курением

2

Техника безопасности. Методы проведения тренировки

Инструктаж по технике безопасности. Выбор упражнений и методы проведения тренировки. Правила личной гигиены

1

Определение физического состояния

Определение физического состояния каждого кадета.

2

Правила проведения разминки

Значение и воздействие разминки. Принципы подбора упражнений и методы проведения тренировки. Правила личной гигиены

1

1

Кроссовая подготовка.

Понятие о кроссах. Подготовительные упражнения перед бегом. Бег на развитие скорости, скоростной выносливости. Правильное дыхание при беге.  Техника передвижения на склонах, подъемах.

1

6

Атлетическая гимнастика

Изучение и выполнение основных упражнений с гантелями. Упражнения со штангой. «Жим лежа». Приседания с минимальным весом. Комплекс  с гантелями.

Комплекс упражнений на перекладине. Упражнение в висах и упорах. Распределение силовой нагрузки на спину и руки. Подъем переворотом из виса и медленное опускание в вис.

3

4

Формирование осанки

Развитие мышечного корсета и коррекция нарушений осанки. Комплекс упражнений для улучшения осанки и телосложения.

1

2

Техника выполнения кувырков

Изучение приема кувырков. Кувырок через голову, через плечо, кувырок назад.

1

3

Подготовка к соревнованиям

Моральная и физическая подготовка спортсмена. Углубление программы тренировок. Применение переменного метода тренировок.

2

Соревнования

Проверка навыков и умений. Качество подготовки кадет.

2

Контрольные срезы. Зачеты

Проведение контрольных срезов по видам упражнений. Выполнение на время и на качество выполнения упражнения. Обобщающий зачет.

2

ВСЕГО

10

24

II год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

1.

Вводное занятие

Меры безопасности занятий физической подготовки

Знакомство со спортивными снарядами и правилами занятий в тренажерном зале.

1

Техника безопасности при работе со спортивными снарядами. Правила поведения гигиенической подготовки до и после занятий.

1

2.

Атлетическая гимнастика

Упражнение на турнике. Подтягивание Методика распределения силовой нагрузки на спину и руки.

1

2

Упражнения с собственным весом. Ознакомление с функциями и правилами выполнения упражнений с собственным весом тела. Выполнение упражнений в индивидуальном порядке.

1

2

Упражнения со штангой «Жим лежа». Ознакомление с функциями данного упражнения. Изучение правильности выполнения упражнения «жим лежа»

2

 Упражнение «приседание»Правила выполнения упражнения «приседание». Ознакомление с правилами данного упражнения.

1

2

Увеличение силовой выносливости верхних конечностей, опираясь на индивидуальный график тренировок.

2

Увеличение силовой выносливости нижних конечностей, опираясь на индивидуальный график тренировок.

2

Увеличение силовой выносливости поясничного и грудного отделов позвоночника, опираясь на индивидуальный график тренировок.

2

Упражнения с гирями Ознакомление с воздействием на мышечную массу упражнений с гирями. Изучение и выполнение основных  упражнений с гирями.

2

3.

Кроссовая подготовка

Пробег на длинные дистанции. Правила разминки и разогрева  мышц. Методика кросса. Меры безопасности и способы оказания помощи при травмах.

1

6

4.

Подготовка к соревнованиям

Моральная и физическая подготовка кадета. Углубленное построение тренировок с необходимыми упражнениями.

2

5.

Участие в соревнованиях

Участие в соревнованиях внутри школы, на уровне района, города, области. Проверка навыков и  умений.

2

7.

Обобщающий зачет

Обобщающий зачет по видам силовой гимнастики.

2

ВСЕГО

6

28

III год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практические  занятия

Вводное занятие

Углубленное изучение техники безопасности при  работе с травмоопасным инвентарем. Приемы страховки и самостраховки

1

Атлетическая гимнастика

Изучение новых упражнений с гантелями. Работа по индивидуальной программе

1

4

Упражнения со штангой «жим лежа». Подбор индивидуального веса для каждого занимающегося. Методика и техника выполнения упражнений.

1

4

Начальные упражнения с гирями. Методика и техника работы с инвентарем. Техника безопасности. Страховка и самостраховка

1

4

Упражнения на перекладине.  Подтягивание на полную загрузку мышц. Пресс-подтягивание: подъем колен к животу и опускание. Подъем ног к перекладине.

1

4

Специальные упражнения на брусьях. Отжимание на брусьях. Меры безопасности. Работ по индивидуальным программам

3

Кроссовая подготовка

Пробег на длинные дистанции. Правила разминки и разогрева  мышц. Методика кросса.

6

Обобщающий зачет

Обобщающий зачет по всем пройденным упражнениям. Сдача нормативов.

2

Соревнования

2

ВСЕГО

5

29

Туристская подготовка

Учебно-тематический план на 3 года обучения

№  п\п

Наименование разделов и тем

Лекции

Практические занятия

Правила поведения, инструктаж по технике безопасности

3

Пешеходный туризм

11

20

Лыжный туризм

9

5

Водный туризм

8

8

ИТОГО

31

33

        

Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ

I год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Правила поведения, инструктаж по технике безопасности

Инструктаж по технике безопасности. Беседа о туризме, о значение туризма для человека. Виды туризма.

1

20

Основы безопасности в природной среде.

Правила поведения во время занятий. Правила поведения во время экскурсий, тренировочных выходов, походов. Правила поведения в общественном транспорте. Инструктаж по технике безопасности

1

Личное и групповое снаряжение и уход за ним

Требования к личному снаряжению. Основной перечень личного снаряжения. Требования к групповому снаряжению. Основной перечень группового снаряжения. Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание. Поддержание чистоты тела. Меры для предупреждения потертости при ходьбе. Требования к одежде и обуви

1

Еда и питьевой режим на туристической тропе

Обеззараживание воды. Питьевой режим. Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи. Использование дикорастущих растений в экстремальных условиях. Использование растений для приготовления пищи. Ядовитые грибы и ягоды. Съедобные грибы и ягоды. Использование их в пищу.

1

Организация биваков и охрана природы. Установка палаток

«Закон об охране природы». Меры по охране окружающей среды. Перечень растений и животных, обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу». Мероприятия при подготовке и во время проведения походов и путешествий, обеспечивающие охрану природы. Правила организации привалов и ночлегов во время походов в полевых условиях. Выбор места для ночевок и дневок. Очередность работы на месте стоянки. Санитарное состояние стоянки. Уход с привала. Уборка территории.

3

Топографические и спортивные знаки

Карта топографическая и географическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный. Копирование и увеличение карт. Схема маршрута. Пользование картой, схемой в походе.

1

Ориентирование на местности

Устройство компаса и пользование им. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Нахождение на карте место своего стояния. Движение по азимуту; сохранение заданного направления. Определение расстояний до видимых предметов.

1

Туристические узлы и их применение

Вязка узлов на веревке для практического использования. Из истории узлов. Узлы для утолщения троса. Незатягивающиеся узлы. Узлы для связывания двух тросов. Затягивающиеся узлы. Вязка узлов.

1

Техника преодоления препятствий

Движение по зарослям и кустарникам. Лесные завалы.  Движение по болотам. Движение по травянистым склонам, осыпям, снежным склонам. Страховка по участкам. Способы страховки. Переправы: по кладке, по выступающим камням, вброд, навесная.

2

ВСЕГО

12

20

II год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Меры предупреждения опасности: внимательное  взаимное наблюдение за проявлением признаков обморожения, наблюдение за снаряжением его подготовкой; за погодой; самоконтроль; тщательное соблюдение правил и режима движения; организации привалов и ночлегов в полевых условиях; взаимопомощь, нормальное питание.

        1

5

Особенности лыжного туризма

Специфика путешествий в зимних условиях: состояние снежного покрова, короткий ходовой день, резкие изменения погоды и температуры.

1

Подготовка к лыжному походу

Обязанности руководителя и участников похода. Распределение обязанностей в группе. Определение цели и района путешествия. Подбор картографического материала.

1

Снаряжение туриста-лыжника

Требование к снаряжению для зимнего похода. Утепление обуви. Перечень личного и группового снаряжения. Подготовка к транспортировке. Лыжи и крепления. Ремонтный набор и запасной инвентарь.

Установка крепления на лыжи, смоление лыж, подготовка лыжных палок и их ремонт. Подгонка креплений под обувь. Центровка лыж. Проверка и устранение недостатков.

2

Особенности ориентирования в лыжном походе

Назначение, периодичность и продолжительность привалов. Выбор места для привалов. Выбор места для костра в зависимости от расположения деревьев и глубины снежного покрова. Меры предосторожности при заготовке дров, наборе воды из незамерзшего водоема, приготовление пищи и сушке снаряжения у костра.

1

Техника движения и преодоление естественных препятствий

Наиболее экономичные технические приемы передвижения на лыжах по равнине, пересеченной местности. Основные виды лыжных ходов. Их применение. Повороты на месте. Спуски и подъемы. Максимальная экономия сил: использование накатов при спусках, рациональное применение приемов движения. Особенности движения на лыжах с рюкзаками. Приемы перекладки лыжни. Техника преодоления лавиноопасных склонов, лесных завалов, крутых склонов, канав, наледей, меры предосторожности. Движение по замерзшим водоемам.

2

Тактика  лыжного туризма

Основы тактики движения лыжников на открытой местности, в лесу, через кустарники, по склонам, оледенелым участкам. Организация движения, роль и смена ведущих и замыкающих, прокладка лыжни, режим движения. Дистанция при движении, порядок движения при спуске и подъеме. Место слабых участников в колонне. Распределение груза, организация движения в условиях плохой видимости, в темноте, при встречном ветре и понижении температуры. Распорядок дня.

2

ВСЕГО

10

5

III год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Правила поведения, инструктаж по технике безопасности

Виды аварий, их основные причины. Предпоходная проверка снаряжения судна. Применение спасательных средств. Значение сработанности команды и роль дисциплины. Меры безопасности и страховки при преодолении препятствий. Приемы спасения утопающих. Правило приема человека из воды на судно.

1

8

Особенности водного туризма и подготовки к водному походу

Специфика водных походов. Комплектование групп для водных путешествий. Распределение обязанностей в группе. Средства водного передвижения с учетом особенностей путешествия по равнинной, горной реке и на большом водоеме. Разработка маршрута с учетом режима, скорости течения, глубины потока, препятствий, ходовых качеств различных судов.

1

Снаряжение для водного похода

Виды туристских судов. Требования к судам. Походное оборудование судов. Подготовка судна к путешествию. Ремонтный набор для водного путешествия. Особенности упаковки продуктов. Сохранение карт в пути. Укладка груза и размещение людей на судах. Спасательные средства и их хранение.

1

Привалы и ночлеги

Требования к месту привалов и ночлегов в водных походах. Особенности ночевок на берегах равнинных и горных рек и открытых водоемов. Установка палаток на песчаных, каменистых отмелях и на заболоченных участках. Защита от кровососущих насекомых. Установка судов на ночь в различных условиях плавания, с учетом колебаний уровня воды. Охрана зеленых насаждений береговой полосы.

1

Речная лоция

Ориентирование в условиях рек и открытых водных пространств. Счисление пути. Способы определения расстояний на воде. Глазомерная съемка порога и составление его схемы. Использование маркировочных знаков в водном походе. Типы течений, характеристика притоков. Виды долин. Определение характерных элементов реки. Естественные и искусственные препятствия. Речная обстановка. Правила движения по судоходным рекам.

2

Техника движения и преодоления  препятствий

Элементы гребли. Техника гребли на лодках, байдарках. Работа рук, положение корпуса и ног, ритм, темп, влияние длины дистанции, силы течения и направления ветра на темп гребли. Управление судном при помощи весел, руля, кормового весла. Выполнение основных маневров. Способы преодоления  естественных и искусственных  препятствий. Переноска судов.

2

Тактика водного похода

Режим и график движения. Распорядок дня.  Разведка пути, связь и сигнализация. Движение при плохой видимости. Тактика прохождения препятствий.

1

ВСЕГО

9

8

Специальная подготовка

Учебно-тематический план на 2 года обучения

№  п\п

Наименование разделов и тем

Лекции

Практические занятия

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

2

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона России

2

Основы выживания в чрезвычайных ситуациях

2

6

Средства индивидуальной защиты

1

4

Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля

2

1

Организация и проведения поисково-спасательных работ

4

2

Техника безопасности при проведении ПСР

2

Средства управления и связи

2

1

ИТОГО

17

15

Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ

I год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

ЧС мирного и военного времени, возможные на территории Самарской области. ЧС бытового характера, правила поведения.

1

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона России

История создания РСЧС, необходимость защиты людей в ЧС. Задачи, решаемые РСЧС, ее структуры и силы. Режимы функционирования РСЧС. Служба спасения г. Самары.

1

Основы выживания в чрезвычайных ситуациях

Организм человека и условия его жизнеобитания. Порог выживаемости человека. Возможные последствия для организма, пребывающего в экстремальных условиях.

1

3

Средства индивидуальной защиты

Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение, классификация, принцип действия и возможность табельных средств индивидуальной защиты. Промышленные СИЗ. Простейшие и подручные средства защиты. Использование СИЗ при чрезвычайных ситуациях. Отработка нормативов надевания СИЗ. Приобретение навыков использования СИЗ при проведении спасательных работ в районах заражения.

1

4

Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля

Естественные и искусственные источники радиации. Источники радиации Самарской области. Методы обнаружения ионизирующих излучений. Классификация дозиметрических приборов и единицы измерения уровней радиации.

1

Организация и проведения поисково-спасательных работ

Поисково-спасательная служба Самарской области. Организация и возможности службы спасения, медицины катастроф, противопожарной службы, службы охраны общественного порядка, службы оповещения, связи и   информирования. Организация оповещения населения при ЧС. Порядок получения и уяснение информации при ЧС. Организация оперативного дежурства в зоне ЧС.

2

Техника безопасности при проведении ПСР

Травматизм спасателей и его причины. Статистика травматизма: личностные, технические, организационные. Типичные травмы спасателей. Профилактика травматизма.

1

Средства управления и связи

Назначение и ТТД средства связи, применяемых при проведении поисково-спасательных работ. Табельные, стационарные, мобильные средства связи.

1

ВСЕГО

9

8

II год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

Правила поведения при возникновении стихийных бедствий, ЧС техногенного характера.

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона России

Гражданская оборона России.  История создания ГО. Степени готовности ГО

1

Основы выживания в чрезвычайных ситуациях

Правила поведения человека в экстремальных ситуациях. Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания, защиты в экстремальных природных условиях. Определение местонахождения на местности. Защита от животных и насекомых. Перемещение в природной среде.

1

3

Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля

ТТД приборов радиационной разведки и дозконтроля, принципы их работы. Определение уровней радиации на местности, степени зараженности техники и сооружений, доз облучения людей. Определение вида химических веществ и их концентрации на местности, в воздухе, технике, в сыпучих материалах, в дыму и при низких температурах

1

1

Организация и проведения поисково-спасательных работ

Подготовка к поисково-спасательным работам.  Организация временного лагеря. Ведение ПСР. Организация и проведение поиска пострадавших. Визуальный осмотр, свидетельства очевидцев, поисковые работы с использованием технических средств и поисковых собак. Извлечение пострадавших,  определение их состояния, оказание первой медицинской помощи. Спасение животных, материальных ценностей. Основы выживания при проведении ПСР в ЧС.

2

2

Техника безопасности при проведении ПСР

Работа с приборами, контролирующими величину поражающих факторов. Организация безопасных условий труда при проведении ПСР.

1

Средства управления и связи

Разработка сигналов и знаков управления и  использование их при проведении ПСР.

1

1

ВСЕГО

8

7

Противопожарная подготовка

Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ

I год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии

Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся и горючих жидкостях, газов, лаков, красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыли с воздухом.

Общие понятия о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения.

Классификация основных огнетушащих средств, общие сведения о них: виды, краткая характеристика, области и условия применения.

2

9

Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара. Действия спасателей при спасении людей

Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре.

Понятие о разведке пожара, ее цели и задачи. Действия спасателя  при ведении разведки, отыскании людей в задымленных помещениях, спасение людей, эвакуация имущества при пожаре. Правила открывания дверей в горящие помещения, эвакуация людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации.

2

Первичные средства пожаротушения

Назначение, виды, области применения, состав огнетушащего средства, маркировка огнетушителей, сроки перезарядки. Приведение огнетушителей в действие, меры безопасности.

2

Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты

Назначение, тактико-техническая характеристика, устройство изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов и приемы работы в задымленных помещениях. Работа в изолирующих противогазах и дыхательных аппаратах на сжатом воздухе в газодымокамере. Меры безопасности.

2

ВСЕГО

8

9

II год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара

Понятие о локализации и ликвидации пожара. Характер боевых действий при каждом этапе. Особенности боевых действий при недостатке сил и средств. Определение боевых участков на пожаре, способы передачи огнетушащих средств (водяных, пенных, порошковых стволов)  и работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкций. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов ( в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ). Меры безопасности при работе со стволами.

Особенности работы в задымленных помещениях  и меры безопасности. Меры безопасности при тушении пожара  и разборке конструкций. Способы прокладки рукавных линий.

3

8

Общие сведения о пожарных машинах общего назначения

Назначение и тактико-технические характеристики автоцистерн пожарных, рукавных автомобилей, автомобилей пенного и порошкового пожаротушения.

Назначение  и тактико-технические характеристики пожарных мотопомп. Схемы боевого развертывания. Занятия на пожарной цистерне с показом основных агрегатов, узлов, оборудования.

2

Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях

Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования, стволов.  Ручной немеханизированный и механизированный инструмент. Гидроинструмент и пневмоинструмент. Средства и способы защиты от высоких температур и теплового излучения: теплозащитные, теплоотражательные костюмы, их эксплуатация. Техника безопасности при работе с пожарным и аварийно-спсательным оборудованием. Приемы работы с механизированными, электрифицированными, пневмоинструментом. Меры безопасности.

1

Упражнения с пожарно-техническим оборудованием

Прокладка рукавных линий из скаток, с рукавной катушки. Уборка рукавных линий. Подъем рукавной линий на высоту

1

Спасение людей на пожарах и самоспасение

2

ВСЕГО

9

8

Самооборона

Учебно-тематический план на 3 года обучения

№  п\п

Наименование разделов и тем

Лекции

Практические

Биомеханические, анатомо-физиологические и психолого-педагогические основы самообороны

9

Правовые основы необходимой обороны

8

Способы освобождения от захватов

13

Защита от ударов руками, ногами

15

Техника защиты от холодного оружия

15

Самозащита при угрозе огнестрельным оружием

16

Способы взаимопомощи. Техника самозащиты в положении лежа

12

Использование подручных предметов для самозащиты

14

ИТОГО

17

85

Распределение часов курса по разделам, темам и видам работ

I год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Биомеханические, анатомо-физиологические и психолого-педагогические основы самообороны

  1. Основы механики единоборств. Плоскости движения. Виды равновесия. Угол устойчивости. Условия сохранения равновесия систем. Правило момента. Пара сил. Правило рычага. Момент инерции. Степени свободы. Вращательное и поступательное движение. Рикошет. 8 направлений выведения из равновесия.

3

Правовые основы необходимой обороны

  1. Понятие и значение необходимой самообороны (по уголовному праву). Признаки необходимой обороны. Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к общественно опасному посягательству.

4

Способы освобождения от захватов

  1. «Принцип волны» при разрыве захватов. Освобождение от захвата одной (двумя) руками за руку сверху: а)  с выходом в «верхнюю рамку»; б) (при захвате двумя руками) с помощью другой руки; в) ударом костяшками пальцев в запястье изнутри.
  2. Освобождение от захвата руки спереди: а) соударение рук; б) броском через голову, в) ударом ногой в челюсть.
  3. Освобождение от захвата за руки сзади: а) сгибанием рук в локтях; б) нырком.

4

Защита от ударов руками, ногами

  1. Защитные действия против ударов руками. Принцип эшелонирования обороны (выдох, отрыв, скрут, шаг, подъем рук). Правила встречи ударов головой, туловищем при неудачной защите. Подставки. Защиты ладонью. Защиты предплечьем. Обкатки внутрь и наружу. Защита «домиком». Остановочные удары.
  2. Защитные действия от ударов ногами. Остановки стопой (внутрь, наружу). Обкатки ног. Приемы амортизации ног. Остановочные удары. Подставки рук. Защиты рикошет.

5

Техника защиты от холодного оружия

  1. Виды холодного оружия и особенности его использования. Тактика использования холодного оружия.
  2. Технико-тактические действия обороны против нападения с использованием холодного оружия. Тактика обороны от нападения с использованием ножа.

5

Самозащита при угрозе огнестрельным оружием

  1. Обезоруживание при наведении короткоствольного оружия в упор. Изъятие оружия встречным движением туловища. Способы выбивания пистолета: а) в запястье ребром ладони; б) в большой палец (зачерпыванием); в) костяшками кулака. Уходы с линии огня.
  2. Обезоруживание при угрозе длинноствольным оружием на ближней дистанции. Изъятие оружия вращением. Изъятие оружия рычагом.
  3. Способы защиты от огнестрельного оружия на дальней дистанции. Перемещение приставным шагом. Способы смены боевых уровней в перемещениях. Перемещения в нижних уровнях. Боевые кувырки (8 направлений). Перекаты.

6

Способы взаимопомощи. Техника самозащиты в положении лежа

  1. Особенности действия самообороны лежа при лежачем противнике. Специфика применения технических  действий спортивной борьбы для самообороны лежа. Нажимы на уязвимые места. Болевые кувырки, как база ударов лежа. Основы ударов в положении лежа.

4

Использование подручных предметов для самозащиты

  1. Использование особенности одежды для самообороны. Обездвиживание пиджаком нападающего. Использование ремня (шарфа) для самозащиты. Шокирование головным убором.

4

ВСЕГО

7

27

II год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Биомеханические, анатомо-физиологические и психолого-педагогические основы самообороны

  1. Принципы организации динамики единоборств. Работа в трех  плоскостях. Угол 45. Сложение скоростей. Катет, гипотенуза. Круги и спирали. Движение «с волны». Жесткая точка – ось вращения. Принцип «знака вопроса». Работа от опоры. Кинематические цепи.

3

Правовые основы необходимой обороны

  1. Содержание статьи из Кодекса РФ об административных правонарушениях. Содержание Постановления о «О применение судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от ответственно опасных посягательств».
  2. Оборона необходимая и мнимая. Признаки обороны мнимой. Требования к защите.

3

Способы освобождения от захватов

  1. Освобождение от захвата за рукава: двойной обводкой и сгибанием рук.
  2. Освобождение от обхвата туловища поверх рук: а) «винтом»; б) ударом в промежность.
  3. Освобождение от обхвата туловища спереди под руками: а) отжиманием в горло; б) отжиманием в глаза, под нос, в околоушные впадины; в) ударом головой.

5

Защита от ударов руками, ногами

  1. Контратаки болевыми захватами при нападении с ударами руками. Рычаг внутрь (через предплечье, в плечо). Рычаг локтя через предплечье. Рычаг кисти в сторону локтевой кисти и внутрь. Рычаг кисти наружу. Загиб руки за спину. Рычаг кисти наверх. Узел руками.

4

Техника защиты от холодного оружия

  1. Способы выбивания оружия. Выбивание встречным движением Выбивание предплечьем после захвата. Выбивание локтем. Выбивание ногой.
  2. Технико-тактические действия обороны против нападения с использованием холодного оружия. Защиты от ударов ножом хватом сверху. Защита от ударов ножом хватом нижним. Защита от колющих ударов. Защита от полосующих ударов.

6

Самозащита при угрозе огнестрельным оружием

  1. Обезоруживание при наведении короткоствольного оружия в упор: а) встречным движением рук; б) локтем при наведении в бок или спину с помощью другой руки; в) ногой сбоку; г) ногой снизу. Отбор оружия: а) в сторону боковой планки; б) в сторону затворной рамы; в) рычагом кисти наружу; г) рычагом пальцев.
  2. Способы защиты от огнестрельного оружия на дальней дистанции. Психофизиология «маятника». Перемещения в «верхнем уровне»: приставной шаг, скрестный шаг. Способы смены направления перемещения. Перемещение в среднем уровне: подвижная пространственная изготовка. Раскачка в среднем уровне. Перемещения «обезьяньим шагом». Способы вхождения в боковые кувырки и перекаты. Способы выхода из кувырков и перекатов в стойку.

5

Способы взаимопомощи. Техника самозащиты в положении лежа

  1. Способы самообороны  в положении лежа против противника стоящего. Защита от ударов ногами. Способы приема ударов телом. Защита лежа на боку ударом в колено (подколенный сгиб). Защита лежа на спине болевым приемом на ногу стоящего противника. Защита лежа на спине ударом ногой с последующим вставанием. Защита лежа на животе от удара ногой. Защита кувырком с ударом ногой в корпус стоящего противника. Уход из положения лежа от стоящего противника «обезьяньим шагом».
  2. Помощь при подходе сзади. Помощь удушающим захватом. Помощь сбитому с ног, скручивание головы, скручиванием стопы. Помощь от удара сверху. Помощь от удара снизу. Помощь от удара ногой. Помощь сковыванием одежды.

4

Использование подручных предметов для самозащиты

  1. Виды подручных средств и техника их использования.  Подручные средства колюще-режущего характера, средства ударного воздействия, средства шокового воздействия. Основы использования конструктивных особенностей для самообороны.

4

ВСЕГО

6

28

III год обучения

№ п\п

Наименование разделов и тем

Краткое содержание тем

Лекции

Практика

Биомеханические, анатомо-физиологические и психолого-педагогические основы самообороны

  1. Анатомо-физиологические основы самозащиты. Использование двигательных и дистантных рефлексов в самозащите. Локализация уязвимых суставов при организации самозащиты.

3

Правовые основы необходимой обороны

  1. Превышение пределов необходимой обороны. Содержание статьи «Причинение вреда в случае необходимой обороны», причинение вреда при задержании преступников.

2

Способы освобождения от захватов

  1. Освобождение от захвата за горло спереди: а) сбивание перебрасыванием руки; б) сбиванием руками «замкнутым контуром»; в) сбивание «клином».
  2. Освобождение от захвата за горло сзади: а) перебрасыванием руки и поворотом.
  3. Освобождение от захвата ног: нажимом в глаза, под нос.

4

Защита от ударов руками, ногами

  1. Контратаки против ударов ногами. Подбив опорной ногой. Рычаг колена. Рычаг стопы. Бросок рывком захваченной ноги вниз-назад. Задняя подножка с захватом ноги: а) изнутри; б) снаружи. Бросок выпрямления из ухода вниз. Бросок упором локтем в подвздошную кость. Задняя подсечка с захватом ноги. Бросок сбиванием в шею. Сбивание подъемом ноги вверх.

6

Техника защиты от холодного оружия

  1. Изъятие оружия. Изъятие оружия, приставленного к животу вплотную. Изъятие оружия, поставленного к горлу. Изъятие за лезвие. Изъятие дожимом кисти. Изъятие после неполного выбивания.

4

Самозащита при угрозе огнестрельным оружием

  1. Способы защиты от огнестрельного оружия на дальней дистанции. Перемещение «атакующей змейкой». «Маятник вразножку». Принципы ухода от выстрела в различных уровнях. Базовая позиция «маятника». Уход от выстрела на сверхдальней дистанции. Обманные «маятниковые» финты. Способы перехода из «активного маятника» в ближний бой. Тактика «маятниковых» перемещений»

5

Способы взаимопомощи. Техника самозащиты в положении лежа

  1. Способы обездвиживания вдвоем. «Под ручку». Рычагом локтя через предплечье и удушающим захватом горла под плечо. Загибом руки за спину и удушающим захватом шеи под плечо сверху. Рычагом локтя через предплечье и загибом свободной руки за спину. Рычагом локтя через предплечье на обе руки. Рычагом локтей наружу с захватом одноименных обворотов из-под руки.

4

Использование подручных предметов для самозащиты

  1. Особенности самозащиты в помещении. Самооборона на лестнице. Самооборона в квартире с использованием интерьера. Самооборона в лифте. Самооборона в транспорте. Самозащита в многолюдных местах.

6

ВСЕГО

5

29

Литература

  1. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи/ Учебн.-метод. Пособие. М.: Советский спорт, 2004.
  2. Бардин К.Б. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1973.
  3. Бушлин В.А., Плеханов В.И., Сафонов А.В. Пожарно-строевая подготовка./ Учеб. пособие для пожарно-технических училищ. – М.: Стройиздат,  1985.
  4. Верба И.А. и др. Туризм в школе: Кн. руководителя путешествия. – М.: ФиС., 1983.
  5. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980.
  6. Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого самбо. Т1,2. – М.: Ассоциация – Олимп, 1993.
  7. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А.Вяткин, Е.В.Сидорчук, Д.Н.Немытов. – 2-изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  8. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М.: ДОСААФ, 1986.
  9. Егупов Л.Ф. Физическое воспитание и военно-спортивная подготовка молодежи. Л., 1988.
  10. Косарин Н.Я., Швидченко К.Е. Строевая и физическая подготовка. – М.: Военное издательство, 1970.
  11. Михайлов б.А. и др. Физическая подготовка туристов. Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1984.
  12. Организация и методика проведения занятий по рукопашному бою с юношами допризывного и призывного возрастов. Метод. реком.. Состав. В.Н. Стародубцев. -К., 1992.
  13. Павлов А.В Подготовка стрелка-спортсмена. – М.: ДОСААФ, 1983.
  14. Подготовка к военной службе учащихся старших классов средних школ. – М., 1977.
  15. Пулевая стрельба. Правила соревнований / Е.А.Ромаков и др.; Стрелковый Союз России. – М.: Советский спорт, 2006.
  16. Сборник материалов по начальной военной подготовке: (в помощь директору и воен. руководителю школы). Сост. А.И. Аверин, М.А. Беликов, Ю.П. Субботин.  - М., Просвещение, 1979.
  17. Спортивное ориентирование. Правила соревнований. – М.: Советский спорт, 2005.
  18. Спекторов В.Б. Военно-спортивные игры. М., 1980.
  19. Царик А.В. Справочник работника физической культуры и спорта. / Нормативно-правовые и программно-методические документы, и практический опыт, рекомендации. – М., 1978.

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  – школа № 45

г.о. Самара

 

                                               

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Кадет – спасатель»

Юный кадет

Возраст детей от 7 до 17 лет

Срок образования 3 года

                                     

                 автор:

                                    Кудрявцев А.П. –

педагог дополнительного

                           образования

г. Самара 2010



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Растим патриотов России»

Название номинации: Программы в области патриотического воспитания и допризывной подготовки

Название работы: Дополнительная образовательная программа «Кадет – спасатель»

Автор: Кудрявцев Александр Павлович

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение – кадетская школа № 95 г. Самары

Должность: педагог дополнительного образования, учитель ОБЖ и физической культуры

Адрес: 443105, г. Самара, пр. Кирова, 193

Телефон:  раб. 995-40-48

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".

Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Авторская программа по внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством ...

Авторская программа по внеурочной деятельности «Военно – патриотический кружок «ПАМЯТЬ»

В условиях становления гражданского общества и правового государства  необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей  школьного возраста патриотизма, гра...