Урок по окружающему миру:«Здоровье и безопасность» Тема: «Строение тела человека»
план-конспект занятия по обж по теме

ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_tela_cheloveka.doc391 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «Строение тела человека»

 

Класс: 2

Раздел: «Здоровье и безопасность»

Тема: «Строение тела человека»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Цели урока:  

  1. ввести понятие «внешнее»  и «внутреннее» строение тела человека;
  2. познакомить с частями тела и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов
  3. воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению, бережное отношение к здоровью

Оборудование: 

  • компьютер, мультимедийный проектор
  • учебник
  • рисунки дома и самолета
  • таблицы к схеме «строение тела человека»
  •  для опытов: поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, бельевая веревка,
  • силуэт человека из картона, картинки с изображением внутренних органов

Ожидаемые результаты: реализация поставленных задач

Способ контроля:

  • фронтальный опрос
  • устные ответы учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Сегодня мы начинаем изучать раздел «здоровье и безопасность»

  1. Введение в тему.

- Посмотрите на экран. Что видите?    /дом/        слайд № 2

-Как устроен дом снаружи?

-То ,что мы видим снаружи, это внешнее строение дома.

-Как думаете, что находится внутри дома?

-То ,что мы видим внутри, это внутреннее строение дома.      слайд № 3

                              строение

    внутреннее                    внешнее                                        

        - Посмотрите на экран. Что видите?    /самолет/        слайд № 4

-Как устроен самолет снаружи?

- Это внешнее строение , т.к. мы видим снаружи.

-А что находится внутри  самолета?

-Это относится к внутреннему строению.

 -Итак, мы рассмотрели дом и самолет. Это разные или одинаковые предметы?  /разные/

-А что общее мы у них отметили?   /Имеют внешнее и внутреннее строение/

  1. Внешнее строение человека. слайд № 5

-Сегодня мы поговорим о внешнем и внутреннем строении человека.

         

слайд № 6

                                Строение

                            тела человека                

                         

      внешнее                                         внутреннее

части тела                                              органы

        

-голова                                                            мозг

-шея        легкие

-туловище        сердце

       (грудь        желудок

        живот        кишечник

        спина)        печень

-руки

-ноги

-Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи?

-Итак, к внешнему строению человека относятся части тела (все по щелчку)

-голова                                                          

-шея        ПР.Р -Найдите их на себе и на силуэте человека.

-туловище        

         (грудь ,      

          живот,                

           спина)        

-руки

-ноги

                                                                             

  1. Внутреннее строение человека.

-Мы рассмотрели внешнее строение человека. А каково внутреннее строение? Расскажите, что вы об этом знаете.

-Итак, тело человека внутри состоит из органов.  щелчок

-Вы смотрите вокруг и видите предметы и людей. Вы читаете и пишите. Повинуясь желанию, бросаете мячик так, чтобы он попал в цель. Без труда помните, что было вчера, где вы были 2 недели назад. Вы сердитесь и радуетесь. Все это происходит, как бы само собой. Но это не так. Вашими чувствами, мыслями, движениями управляет мозг- важнейший орган тела. Головной мозг – «главный командный пункт организма». Что бы человек ни делал, всем управляет головной мозг.

 -В какой части тела расположен этот орган?       Стрелка

ПР.Р: -Положите изображение головного мозга на силуэт.

-Головной мозг следит за тем, как мы дышим, управляет нашим дыханием.

-Как долго вы можете не дышать?

-По моему сигналу вы задержите дыхание, когда вам захочется вдохнуть воздух, вы поднимите руку и запомните число, которое я вам назову.

-Сколько секунд вы можете не дышать?

-Сделайте вывод, как долго человек может не дышать?    /совсем не долго/

-Человеку все время нужно вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи легких. Щелчок

-У каждого человека 2 легких: правое и левое. Находятся они в груди.Стрелка

.

ОПЫТ: - Легкие похожи на    2 розовые губки      . при выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере. При вдохе легкие наполняются воздухом и расширяются.

ПР.Р: -Положите изображение легких на силуэт.

--Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то только за 1 ночь подняли на на высоту 2-этажного дома полтонны воды = 500 кг или 500 таких банок   (литровых).

-Как узнают, жив человек или умер?  /не двигается, не дышит, сердце не бьется/

-Прежде всего слушают, бьется ли сердце.  Щелчок

-Где находится сердце?   /в груди/    Стрелка

-Если сердце остановится, человек погибнет.

-А размером оно с кулак, при этом оно неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и  заставляет ее обегать все тело.

ПР.Р: -Положите изображение сердца на силуэт.

-Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, мама положила на тарелку кусок сырого мяса и  2 сырые картофелины. Станете ли вы есть такой обед?

-Точно так же и нашему организму нужна по- особому обработанная пища. Все, что мы едим, должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».

-Главный отдел «внутренней кухни»-желудок      Щелчок

-Он находится в верхней части живота слева (под ребрами)   Стрелка.

ПР.Р: -Положите изображение желудка на силуэт.

-Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик   . Дунешь в шарик – он надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи, тем сильнее он растягивается. Но больше 2-3 л еды в него не помещается.

- В мускулистых стенках желудка таятся желёзки. Они выделяют кислый сок, способный переварить большую часть пищи. но желудочный сок не может переварить всё. Пища еще густовата и состав ее не совсем тот, какой нужен организму. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает по частям полупереваренную пищу дальше. И тогда пища отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника.  Щелчок Он тянется почти на 8 м (как эта веревка),  но свернут так плотно, что целиком помещается в животе. Стрелка.

- Пройдя весь этот путь, пища превратится в прозрачные растворы , которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.

ПР.Р: -Положите изображение кишечника на силуэт.

-Помогает кишечнику переварить пищу печень.   Щелчок

-Она находится справа от желудка в верхней части живота.   Стрелка.

ПР.Р: -Положите изображение печени на силуэт.

-Печень – самый горячий орган нашего тела. Ее название происходит от слова «печь». При понижении температуры внешней среды избыточное тепло вырабатывается в мышцах и печени. Без печени организм не может существовать. Этот самый крупный орган имеет массу 1,5-2 кг. Печень хранит пол-литра крови и немедленно отдает ее, когда человек потеряет много крови.

В печени самый большой склад углеводов. Если человек голодает, организм забирает их со склада.

Все, что попадает в кровь, проходит строгий контроль. Здесь идет разделение питательных веществ, которые всосались через кишечник, разложение жиров с помощью желчи, которую вырабатывает печень в специальном пузыре. В печени уничтожаются все микробы, обезвреживаются яды. Прежде, чем попасть в сердце, кровь обязательно проходит через печень. В течении 1 минуты печень пропускает полтора литра крови.

  1. Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале………

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

  1. Закрепление изученного.

-Прочитав этот текст, вы дадите ответ на вопрос : «Как работает наш организм?» на доске

  • С.8-9-чтение статьи по одному абзацу.
  • Коллективный опрос. Найдите ответ в тексте и прочитайте.

-Почему мозг называют «главный командный пункт организма»?

-На что похожи легкие?

-Для чего они нужны?

-Каков размер сердца человека?

-Как еще люди называют сердце?

-Как называется  главный отдел «внутренней кухни»?

-Что происходит в желудке?

-Куда попадает полупереваренная пища из желудка?

-Как такой длинный кишечник помещается в животе?

-Во что превращается пища, пройдя до конца кишечника?

-Какую роль играет в организме печень?

-Что происходит с непереваренными частями пищи?

  1. Рефлексия.

-Сейчас мы узнаем, кто был на уроке самый внимательный.

-На доске появились математические величины. Соотнесите числа с внутренними органами человека.

-Что нового узнали на уроке?

  1. Домашнее задание.          слайд № 7
  • С.8-9, пересказ
  • Подобрать стихи, загадки, поговорки о частях тела, внутренних органах и оформить на альбомном листе.

  1. Спасибо за урок!    слайд № 8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение тела человека" к уроку физической культуры в начальной школе (теоретический блок)

"Строение тела человека": презентация  к уроку физической культуры в 1 - 4 классах (теоретический блок)...

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "Гигиена тела человека".

Конспект открытого урока по окружающему миру для 2 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Гигиена тела человека"....

Рабочая тетрадь по теме: "Анатомическое строение тела человека"

Рабочая тетрадь по теме: "Анатомическое строение тела человека" предназачена для самостоятельной работы студентов, а также может быть использована преподавателями на занятии английского языка по теме:...

Строение тела человека. Конспект урока коррекционная школа.

ВВодим понятие "внешнее" и "внутреннее" строение человека, знакомим с частями и внутренними органами человека, даем первоначальное представление о работе внутренних органов....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»

Цель урока:ü создать условия для определения учащимися внешних и внутренних частей тела человека и их функций.Задачи урока:Образовательные:ü дать первоначальные сведения о работе внутренних органов че...

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Анатомическое строение тела человека

Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме Анатомическое строение тела человека...