Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения».
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории по теме: «Гражданские правоотношения».

Класс

10

Тема:

«Гражданские правоотношения».

Тип урока

Открытия нового знания

Цель

Создать условия для достижения образовательных результатов:

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

- познакомиться с сущностью правоотношений; сформировать у обучающихся общее представление понятий «гражданские правоотношения», «субъект правоотношений», виды субъектов правоотношений и их признаки..

- развивать у обучающихся умения поиска и выделения информации - развивать умения анализировать и выделять признаки; - развивать умения строить логическую цепь рассуждения; - развивать умения планировать коллективную деятельность;
- совершенствовать навыки работы с правовыми источниками; -развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию.

- формирование гражданской ответственности, правового самосознания;
- развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся;

Образовательные ресурсы

Обществознание. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2023., рабочая тетрадь, раздаточные материалы, компьютер, проектор.

Методы и формы:

Методы: словесно-наглядный; практический.

Формы :индивидуальная, парная, фронтальная.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Приветствие учителя

Приветствие учащихся.

Самостоятельное выполнение теста

Регулятивные: умения контролировать свои знания.

Коммуникативные:

умения работать в паре

2. Актуализация

3. Усвоение новых знаний.

Посмотрите на экран, какой отрасли права не существует?

Какими отраслями права предусмотрена юридическая ответственность за проступки?

Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.

Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.

А вот студентка Оля. Зимой она ходит в осеннем пальто. Месяц назад Оля купила красивую шубу и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, шубы на вешалке не оказалось. Теперь Вера не оставляет нигде даже пальто.

А это – Виктор Иванович. Два года назад он своими руками собрал мотоцикл, на дачу летом ездил, а вчера вышел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у Виктора Ивановича теперь кто-то живет.

Вопросы к учащимся:

  1. Хотели бы вы жить в данном городе?
  2. Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено? Какие меры нужно принять, чтобы навести порядок в данном городе?

Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственности.

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы поговорим об отрасли права и ее правоотношениях, которые регулируют вопросы права собственности и имущества. (может кто-то уже догадался о какой отрасли права идет речь?)

Тема урока: Гражданские правоотношения

Пролистайте параграф и сформулируйте вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить.

План урока:

1. Сущность гражданского права.

2. Особенности гражданских правоотношений

3. Основные виды гражданско-правовых договоров.

4. Гражданская дееспособность несовершеннолетних

Работа с учебником стр.152.

Гражданское право-отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

В каких источниках мы можем найти нормы права, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения:

  • Международные документы;
  • Конституция РФ;
  • Федеральные законы и подзаконные акты;
  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Работа с примером (приложение 1).

Задание:

1. В чем заключается отличие в данных ситуациях.

2. Какой вид отношений сложился в 1 случае, а какой во втором?

Гражданское право имеет целью урегулировать имущественные отношения, т.е. установить, кому может (а кому не может) принадлежать имущество; когда и как оно может передаваться, каковы последствия неисполнения лицом своего обещания что-либо сделать, выраженного в договоре.

В каких источниках мы можем найти нормы права, регулирующие имущественные

и личные неимущественные отношения:

Международные документы;

Конституция РФ;

Федеральные законы и подзаконные акты;

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Гражданское право регулирует личные неимущественные отношения, связанные или не связанные с имущественными. Скажем, авторское право – это личное неимущественное право. Но оно означает не только признание принадлежности литературного или музыкального произведения, научного открытия или изобретения конкретному лицу, но и возможность извлекать коммерческую выгоду от их использования. Издательство, продающее бестселлер (книгу, пользующуюся большой популярностью), может делать это только с разрешения автора и должно выплатить установленный договором гонорар. Если вы хотите спеть на школьном вечере какой-нибудь эстрадный шлягер, то никаких специальных юридических действий вам для этого предпринимать не надо. А вот если вы эту же песню хотите исполнять на коммерческих концертах, зарабатывая деньги, то разрешение её авторов вам необходимо получить. Такие же личные права, как право на имя, его изменение, уважение и защиту чести и достоинства, право на невмешательство в вашу личную жизнь, никак не связаны с имущественными отношениями.

Ключевым понятием гражданских правоотношений является право собственности.

Школьникам предлагается прочитать статью 209 ГК РФ и выполнить задания (ответить на вопросы): назовите права, составляющие содержание права собственности. Какие из прав (правомочий) реализует владелец лодки, если дает её напрокат отдыхающим? Проиллюстрируйте реализацию права собственности на конкретных примерах. В процессе работы учащиеся подводятся к выводу о том, что право собственности — предпосылка возникновения большинства гражданских правоотношений

Владение - реальное обладание вещью.
Пользование - извлечение выгоды из предмета.
Распоряжение - возможность определить дальнейшую судьбу вещи.
Пример владения: Наличие у господина П. телевизора в собственности.
Пример пользования: Госпожа Ж. передвигается на автомобили, находящимся у нее в собственности.
Пример распоряжения: Господин А. сдает в аренду свою квартиру семье К.

Приведите свой пример владения, пользования и распоряжения вещью.

Вспомните элементы правоотношений.

1. Субъект

2. Объект

3. Содержание

Используя пункт параграфа на стр.154 заполните схему и определите субъект, объект, содержание правоотношений.

Итог: в качестве субъектов гражданского права могут выступать физические и юридические лица, а также публично-правовые образования (субъекты РФ, муниципальные организации и т.д.).

Объекты: материальные и нематериальные блага.

Содержание правоотношений в гражданском праве в большинстве случаев определяют сами участники, а не государственные органы

Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы гражданских правоотношений, укажите их виды.

Гражданка Панина заказала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.

17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.

Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.

Итак, в ваших примерах показаны гражданские правоотношения. Что служит юридическим фактом для их возникновения? Ответить на этот вопрос нам помогут пословицы (стр.155 учебника)

Гражданские правоотношения возникают на основе сделок. Просмотр видеоролика.

Работа со слайдом. Можем ли мы приравнять понятия «сделка» и «договор»?

ГК РФ Статья 153. Понятие сделки

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

ГК РФ Статья 154. Договоры и односторонние сделки

1. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.

2. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

3. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Субъект правоотношений- Печкин и родители

Объекты- информация и вещь (велосипед)

Это договор или сделка? (Это 2 односторонние сделки)

Откройте учебник на стр. 156.

Заполните схему о видах договоров.

Задание в группах (по 3-5 человек) : в течение 2 минут нужно связать всю свою группу разными договорами, используя примеры.

Например, в группе 4 человека- Маша, Саша и Денис.

Саша по договору купли-продажи продал свою трехкомнатную квартиру Маше. Затем Маша по договору мены с Денисом обменяла приобретенную квартиру на 2 однокомнатные в центре. Денис заключил договор подряда с Сашей на ремонт квартиры.

Личностные:

Устойчивый

познавательный

интерес и

становление

смыслообразующей

функции познавательного мотива.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят речевые высказывания.

Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов решения.

4. Первичное закрепление знаний.

Составьте шпаргалку по теме «Гражданское право». Это может быть шпаргалка, в которой будет указан тот материал урока, который вызвал наибольшее затруднение.

Учащиеся выполняют работу.

Контроль

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Посмотрите на записи в тетради

На полях расставьте значки:

«?»- остались вопросы по изученному материалу

«-» - не понял(а)

«!»-было интересно

Познавательные:

Рефлексия

деятельности.

Развитие

креативного мышления.

Устанавливают

причинно-следственные связи.

Личностные: адекватно оценивают свою работу на уроке, формируют собственное мнение и позицию.

Домашнее задание.

Параграф 22 Письменно ответить на вопрос 5 (Рубрика «В классе и дома»)


Задание 1.

Первый пример. Десятиклассник Илья Семенов поспорил со своим другом о том, что в течение учебного года он будет встречаться с Леной Ивановой- самой симпатичной девочкой из их класса. Иле удалось уговорить ничего не подозревавшую Лену встречаться с ним каждую пятницу и ходить в кино. Он даже предложил составить об этом документ-договор, в котором молодые люди поставили свои подписи. Однако Лена вскоре отказалась ходить на свидания, а Илья сказал ей, что обратится в суд и заставит ее исполнять договор.

Второй пример. Наталья Андреева в очередной раз договорилась со своим сослуживцем Алексеем Кузнецовым о том, что продаст ему энциклопедию Брокгауза по определенной цене, о чем был подписан договор. На нем настоял Кузнецов, давно мечтавший о приобретении энциклопедии. Он боялся, что коллега передумает. Так и случилось: Андреева вскоре заявила, что на не может продать книги. Кузнецов решил обратиться в суд, с тем чтобы заставить Андрееву выполнить договор.

Задание 2.

На примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы гражданских правоотношений, укажите их виды.

1. Гражданка Панина закала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.

2. 17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.

3. Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.

Задание 3.

Определите какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.

а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;

б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;

в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;

г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.

д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.

Задание 1.

Первый пример. Десятиклассник Илья Семенов поспорил со своим другом о том, что в течение учебного года он будет встречаться с Леной Ивановой- самой симпатичной девочкой из их класса. Иле удалось уговорить ничего не подозревавшую Лену встречаться с ним каждую пятницу и ходить в кино. Он даже предложил составить об этом документ-договор, в котором молодые люди поставили свои подписи. Однако Лена вскоре отказалась ходить на свидания, а Илья сказал ей, что обратится в суд и заставит ее исполнять договор.

Второй пример. Наталья Андреева в очередной раз договорилась со своим сослуживцем Алексеем Кузнецовым о том, что продаст ему энциклопедию Брокгауза по определенной цене, о чем был подписан договор. На нем настоял Кузнецов, давно мечтавший о приобретении энциклопедии. Он боялся, что коллега передумает. Так и случилось: Андреева вскоре заявила, что на не может продать книги. Кузнецов решил обратиться в суд, с тем чтобы заставить Андрееву выполнить договор.

Задание 2.

На примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы гражданских правоотношений, укажите их виды.

1. Гражданка Панина закала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.

2. 17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.

3. Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.

Задание 3.

Определите какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.

а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;

б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;

в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;

г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.

д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.


#1050;акие из перечисленных ниже отношений регулируют нормы гражданского права?

а) имущественные отношения

б) семейные отношения

в) трудовые отношения

г) отношения в сфере управления

д) личные неимущественные отношения

#8203; ​ ​ Соглашение двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей:

а) проступок

б) обязательство

в) сделка

г) договор

#8203; В каких из перечисленных случаев нужно иметь гражданскую дееспособность (Д), а в каких достаточно гражданской правоспособности (П)?

а) быть владельцем дома

б) покупать мотоцикл

в) быть автором художественного произведения

г) иметь счет в банке

д) принимать в подарок ценную вещь

е) быть нанимателем жилого помещения

#8203; ​ Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе требовать по суду:

а) уголовного наказания обидчика

б) опровержения таких сведений

в) возмещения убытков и морального вреда

г) выселения обидчика с занимаемой им жилплощади

#1050;акие из перечисленных ниже отношений регулируют нормы гражданского права?

а) имущественные отношения

б) семейные отношения

в) трудовые отношения

г) отношения в сфере управления

д) личные неимущественные отношения

#8203; ​ ​ Соглашение двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей:

а) проступок

б) обязательство

в) сделка

г) договор

#8203; В каких из перечисленных случаев нужно иметь гражданскую дееспособность (Д), а в каких достаточно гражданской правоспособности (П)?

а) быть владельцем дома

б) покупать мотоцикл

в) быть автором художественного произведения

г) иметь счет в банке

д) принимать в подарок ценную вещь

е) быть нанимателем жилого помещения

#8203; ​ Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе требовать по суду:

а) уголовного наказания обидчика

б) опровержения таких сведений

в) возмещения убытков и морального вреда

г) выселения обидчика с занимаемой им жилплощади

  1. В какой форме может быть заключен договор?
  2. Какие виды договоров перечислены в тексте?
  3. Какие виды договоров должны быть заверены нотариально?

При заключении договора существует одно обязательное условие – равенство сторон: граждан, организаций, государства.

Виды договоров разнообразны. Некоторые из них вам хорошо знакомы. Договор купли-продажи, проката, найма жилья, перевозки пассажиров, оплаты коммунальных услуг. Часто, услышав слово «договор», мы представляем некое письменное соглашение, оформленное по определённому образцу. Но договор может быть заключён и в устной форме. Когда вы покупаете в магазине мороженое или наушники для плейера, никакого договора с продавцом вы не подписываете. О том, что вы договорились, и товар перешёл от продавца к покупателю, свидетельствует кассовый чек. В некоторых случаях договор нужно обязательно заключать в письменной форме. Например, когда речь идёт о крупной сделке (размер её более чем в 10 раз превышает установленную минимальную оплату труда), о выполнении ремонтных или строительных работ, оказании постоянных услуг и тому подобное. Некоторые письменные договоры, кроме того, необходимо заверить у нотариуса. Скажем, когда осуществляются сделки с недвижимостью. Впрочем, если участники соглашения пожелают, они любой договор могут заверить нотариально. Участие незаинтересованного человека, при этом юридически грамотного, будет дополнительным подтверждением честности и законности сделки.

Можно выстроить систему гражданско-правовых договоров, опираясь на правовой результат, на достижение которого они направлены.

Первая группа договоров – это договоры, направленные на передачу имущества. Она включает договоры, направленные на передачу имущества в собственность (среди них возмездные договоры купли-продажи, мены, ренты и безвозмездный договор дарения ), и договоры, направленные на передачу имущества в пользование (среди них возмездные договоры аренды и найма жилого помещения и безвозмездный договор ссуды).

Вторая группа договоров – это договоры, направленные на выполнение работ. В данную группу входят договоры подряда и выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Третью группу составляют договоры, направленные на оказание услуг. Среди них выделяют непосредственно договор возмездного оказания услуг и договоры оказания отдельных видов услуг (перевозки, транспортной экспедиции, займа и кредита, финансирования под уступку денежного требования , банковского вклада , банковского счета , хранения, страхования, поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления).

Четвертую группу договоров составляют договоры, направленные на передачу интеллектуальных прав. Это договоры об отчуждении исключительного права и договоры о передаче права использования результата интеллектуальной деятельности

Особую группу составляют договоры, направленные на создание объединений, например договор простого товарищества (договор о совместной деятельности ), учредительный договор хозяйственного товарищества

  1. В какой форме может быть заключен договор?
  2. Какие виды договоров перечислены в тексте?
  3. Какие виды договоров должны быть заверены нотариально?

При заключении договора существует одно обязательное условие – равенство сторон: граждан, организаций, государства.

Виды договоров разнообразны. Некоторые из них вам хорошо знакомы. Договор купли-продажи, проката, найма жилья, перевозки пассажиров, оплаты коммунальных услуг. Часто, услышав слово «договор», мы представляем некое письменное соглашение, оформленное по определённому образцу. Но договор может быть заключён и в устной форме. Когда вы покупаете в магазине мороженое или наушники для плейера, никакого договора с продавцом вы не подписываете. О том, что вы договорились, и товар перешёл от продавца к покупателю, свидетельствует кассовый чек. В некоторых случаях договор нужно обязательно заключать в письменной форме. Например, когда речь идёт о крупной сделке (размер её более чем в 10 раз превышает установленную минимальную оплату труда), о выполнении ремонтных или строительных работ, оказании постоянных услуг и тому подобное. Некоторые письменные договоры, кроме того, необходимо заверить у нотариуса. Скажем, когда осуществляются сделки с недвижимостью. Впрочем, если участники соглашения пожелают, они любой договор могут заверить нотариально. Участие незаинтересованного человека, при этом юридически грамотного, будет дополнительным подтверждением честности и законности сделки.

Можно выстроить систему гражданско-правовых договоров, опираясь на правовой результат, на достижение которого они направлены.

Первая группа договоров – это договоры, направленные на передачу имущества. Она включает договоры, направленные на передачу имущества в собственность (среди них возмездные договоры купли-продажи, мены, ренты и безвозмездный договор дарения ), и договоры, направленные на передачу имущества в пользование (среди них возмездные договоры аренды и найма жилого помещения и безвозмездный договор ссуды).

Вторая группа договоров – это договоры, направленные на выполнение работ. В данную группу входят договоры подряда и выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Третью группу составляют договоры, направленные на оказание услуг. Среди них выделяют непосредственно договор возмездного оказания услуг и договоры оказания отдельных видов услуг (перевозки, транспортной экспедиции, займа и кредита, финансирования под уступку денежного требования , банковского вклада , банковского счета , хранения, страхования, поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления).

Четвертую группу договоров составляют договоры, направленные на передачу интеллектуальных прав. Это договоры об отчуждении исключительного права и договоры о передаче права использования результата интеллектуальной деятельности

Особую группу составляют договоры, направленные на создание объединений, например договор простого товарищества (договор о совместной деятельности ), учредительный договор хозяйственного товарищества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков".

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков" (5 класс)...

Технологическая карта урока истории на тему "Столетняя война" 6 класс

Технологическая карта  урока ФИО учителяСавкина Наталья НиколаевнаПредметИстория средних вековКласс6Номер урока№3  в Главе XVII «Образование централизованных государств в Западной Европе ( X...

Технологическая карта урока истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс

Пояснительная записка к уроку. На изучение раздела  IV «Древняя Греция » отведено 17 часов  в соответствии с планированием. Данный урок  стоит пятнадцатым, на его изучение отведен 1 час...

Технологическая карта урока истории по теме Петр1

Технологическая карта урока используется на уроке истории в 7 классе...

Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях

Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях»   Цель  урока: показать значимость древнегрече...

Технологическая карта урока истории по теме "Микены и Троя"

Этот материал - Технологическая карта урока Истории по теме "Микены и Троя" по учебнику Вигасина, 25 параграф.Урок постороен по требовниям ФГОС с постановкой цели и получением конкретного результата.В...

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ   И   ЛИТВА...