Практическая лаборатория по теме: «Человек, индивид, личность». Урок. Обществознание 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Гончарова Елена Ивановна

Цели практической лаборатории :

Способствовать  обобщению изученной информации и применению в практической деятельности.

Задачи:

Развивающие:

 продолжать формировать интеллектуальные умения (развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);

способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся;

развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;

Образовательные:

углубить знания обучающихся об уникальности каждого человека;

формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;

Воспитательные:

воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chelovek_individ_.lichnost.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сафоново Смоленской области

Практическая лаборатория по теме: «Человек, индивид, личность»

Обществознание 6 класс

                                                        Гончарова Елена Ивановна

2023

                                                                                                    Много есть чудес на свете ,

                                                                                                                     человек их всех чудесней »

                                                                                                                                                 Софокл

Цели практической лаборатории :

Способствовать  обобщению изученной информации и применению в практической деятельности.

Задачи:

Развивающие:

 продолжать формировать интеллектуальные умения (развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);

способствовать развитию коммуникативных качеств у обучающихся;

развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;

Образовательные:

углубить знания обучающихся об уникальности каждого человека;

формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;

Воспитательные:

воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия урока: Человек, индивид, индивидуальность, личность, общество.

Оборудование: проектор, презентация «Человек ,индивид ,личность», учебник Боголюбов Л.Н 6 класс, рабочие листы по теме «Человек, индивид , индивидуальность, личность, общество.»

Этапы практической лаборатории.

Этап 1.Индукция. Создание эмоционального настроения.

Этап 2.Самоконструкция. Знание о познавательном объекте.

Этап 3. Социоконструкция. Работа в парах.

Этап 4. Социализация. Работа в группах.

Этап 5.Афиширование. Работа со словарём. Эссе

Этап 6. Рефлексия

Этап 1.Индукция. Создание эмоционального настроения.

Здравствуйте ребята. Произнося это слов человек , мы прежде всего имеем в виду нравственные качества человека, его способность отвечать за свои дела и поступки. Часто путают  понятия — человек , личность,  индивид считая, что это одно и то же. Однако в философии эти термины не являются синонимами. В каждый вложен свой определённый смысл. Какой же? Разберёмся  в этом.

Этап 2.Самоконструкция. Мотивация.  

  Предлагаю вам мысленно вернуться  в Древнюю Грецию в город Афины. Знаменитый философ  Диоген идёт по улице, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улица полна людей: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами. Каждый из них человек.

Вопрос: Кого искал философ Диоген? (ответы учеников)

- Почему Диогену было так трудно найти человека, отличающегося от других?

 -Кого же он хотел найти индивидуальность или личность? (ответы детей) Вы неплохо справились с решением этой задачи.

 -В каких же ситуациях человека можно назвать личностью?

На этот вопрос мы и попытаемся ответить более подробно работая в парах.

Этап 3. Социоконструкция. Работа в парах.

Давайте поработаем с определениям, нам необходимо вспомнить  о каких понятиях идёт речь, для этого предлагаю работу в  парах.

  • общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры (человек)
  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств (индивид)
  • Это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями (личность)
  • это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием (личность) 
  • уникальная неповторимость человека, его своеобразие и особенность (индивидуальность) 

Молодцы ребята с этим заданием вы успешно справились.

Работать будем в группах .Класс делится на группы ( каждая группа  получает значок ) .Займите свои места по  названиям групп  за столами. Человек  ( значок Круг  -зелёный ).Индивид (значок Треугольник - жёлтый ).Личность (значок Прямоугольник -  красный ).Каждая группа получает рабочий лист с заданиями.

Этап 4. Социализация. Работа в группах.

Первая группа получает рабочий лист. ( Приложение 1)

Вторая группа получает рабочий лист. ( Приложение 1)

Третья группа получает рабочий лист. ( Приложение 1)

Группы выполняют задания

Этап 5.Афиширование.

Давайте  проанализируем, что мы относим к  человеку , личности,  к индивиду ,а что к индивидуальности.

Выступление групп.

Обратимся к словарю и посмотрим,  ещё раз  определение слов Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Ребята!   Где  пригодятся знания, полученные на уроке.

 Ученики: В  жизненных ситуациях.

 Д/З  Творческое задание:  Классу раздать рабочие листы  подготовить кластер  (Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы по теме )     Я – Человек –Индивид – Личность.

Этап 6. Рефлексия

Отметить учеников, которые хорошо работали на уроке, поблагодарить всех за работу.

На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).

Своей работой на уроке я  … (доволен ( довольна)  / недоволен (недовольна)).

Урок мне показался… (коротким / длинным).

За урок я (не устал (а) /устал(а)).

Мое настроение … ( стало лучше / стало хуже).

Материал урока мне был ( полезен / бесполезен, интересен / скучен

Приложение 1 .                

                                                     Рабочий лист 1  

Класс                           Название группы                                 Дата

Перед началом работы напишите название группы. Приклейте  цветной значок.

Задание 1.

«Угадай слово».  С помощью первой буквы каждого угаданного слова нужно составить обществоведческий термин

1.Это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. (Чувство.)

2. Это биологическая потребность, то, без чего не может жить ни одно живое существо на земле. (Еда.)

3. Это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. (Личность.)

4.Это форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.(Общество.)

5. Это знак препинания, который ставиться в конце предложения. (Вопрос.)

6. Это государство, в котором жили фараоны.(Египет.)

7. Это Основной Закон РФ. (Конституция).

Получившийся обществоведческий термин –

Задание 2.

Продолжите предложение.

Человек – это _____________________________________ существо.

Задание 3.Напиши потребности человека

Задание 4.Напиши отличия человеческой деятельности от поведения животных.

Задание 5. Закончите предложение. Человека, обладающего сознанием и способного к различной деятельности и взаимоотношениям с другими людьми, называют ______________________.

Задание 6. Перед Вами список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие – только человеку, третьи есть и у животных, и у человека. Распределите эти названия по графам таблицы. 

СВОЙСТВА: 1) словесная речь;  2) сезонная линька;

3) строительства жилища;        4) обучение потомства;

5) потребность в пище;              6) зимняя спячка;

7) прямохождение;                    8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;      10) густой покров шерсти. 

Свойства, присущие

только животным

только человеку

и животным,  и человеку

Приложение 1.              Рабочий лист 2

Класс                           Название группы                                 Дата

Перед началом работы напишите название группы. Приклейте  цветной значок.

Задание 1.

«.Угадай  слово».  

Отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.

Задание 2 Индивид - это:

а) единичный представитель человеческого рода;

б) представитель конкретной профессии;

в) член какой-либо корпорации;

г) человек, получивший хорошее воспитание.

Задание 3

Индивидуальность - это:

а) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

б) темперамент человека, его характер;

в) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

г) совокупность человеческих потребностей и способностей.

 Задание 4  Нарисуй ромашку и напиши 5 качеств, которые характеризуют

 Задание 5

Выбери понятия, которые подходят под определение

индивидуальности.

Уникальность

Стандартность

Активность

Схожесть

Неповторимость.

Задание 6

Установите соответствие.

понятия

определения

1) ИНДИВИ-ДУАЛЬНОСТЬ

А) отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает

2) СОЗНАНИЕ

Б) совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми

3) ЛИЧНОСТЬ  

В) совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого  

Приложение 1.        

                                                 

                                                            Рабочий лист 3

Класс                             Название группы                                      Дата

Перед началом работы напишите название группы. Приклейте  цветной значок.

Задание 1.

«Угадай слово».  С помощью первой буквы каждого угаданного слова нужно составить обществоведческий термин

Это способность правильно мыслить.(Логика.)

2) Это вид деятельности, мотив которой заключается не столько в ее результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.(Игра.)

3) Это биологическое и социальное существо, которое владеет речью. (Человек.)

4) Это физиологическая потребность людей.(Нужда.)

5) Это взаимные деловые или дружеские отношения людей. (Общение.)

6) Это пустыня, на территории которой расположен Египет. (Сахара.)

7)Это продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д. (Творчество.)

Получившийся обществоведческий термин –

Задание 2.Напиши 5 качеств,  характеризующие  сильную  личность.

Задание  3.Составь предложение из рассыпавшихся слов.

Рождается, существо, как личность, как , человек, а, биологическое, развивается

 Задание 4.Заполни пропуск

______________ - совокупность качеств человека, которые приобретаются им в  процессе жизни в обществе.

Задание 5 Назовите понятие, которое объединяет все остальные.

Рост, вес, голос, характер, способности, индивидуальность.

Задание 6.

Перед вами список характеристик: некоторые из них присуще только личности, другие относятся к индивидуальности человека.

Характеристики относящиеся к

личности

Индивидуальности

  Характеристика: 1)  лидерство ; 2) сильный; 3) походка; 4) альтруизм; 5) надёжность; 6) красивый; 7) искренний; 8) добросовестный; 9) блондинка; 10) телосложение. .

Приложение 2  Домашнее задание.

Рабочий лист

 Фамилия                                   Имя                       Класс                         Дата                    

Задание.1 .Составь кластер «Много Я»

Задание 2..При помощи подручного материала  (красок ,наклеек, ниток , пуговиц и .т.д.)

придумай портрет  личности.   Помести его в центр кластера )

                         Много    

                         Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

Тест по теме "Человек. Индивид. Личность"

Данный тест позволит повторить тему "Человек как биосоциальное существо" и закрепить новую тему "Личность"...

Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)

Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...

Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)

Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...

"Человек. Индивид. Личность".

Презентация по обществознанию, повторение изученного в период подготовки к ОГЭ....

Человек, индивид, личность

Статья по психологии...