Учебная задача "Что побуждает человека к деятельности"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Данная учебная задача может быть использована в 6 классе на уроке обществознания при изучении темы «Потребности человека». Задания, представленные после текстовой информации позволяют продолжить формирование действий метапредметного познавательного умения выявлять существенные признаки объектов (понятий), характеризовать существенные признаки объектов (понятий), выявлять причинно-следственные связи при изучении понятий, выбирать оптимальную форму представления информации, иллюстрировать решаемое задание схемами, рисунками, диаграммами, а делать собственные выводы на основе полученной информации. Работа с текстом, выполнение заданий, выведение вывода формирует у учащихся личностные универсальные учебные умения.

           Использование заданий в качестве диагностических позволяет выявить уровень сфомированности в овладении такими способами деятельности, как 1) выявление существенных признаков объекта (родового и видовых), 2) характеристика существенных признаков объекта (выбор, систематизация информации), 3) выявление причинно-следственных связей, 4) выбор оптимальной формы представления информации (умение переложить текстовую информацию в разные формы).

Учитель может предложить поэтапно рассмотреть разные виды потребностей, затем выделить потребности по важности, изобразив с учащимися в виде пирамиды, а затем сделать вывод в виде умозаключения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лист ответа Задание «Учебное задание по обществознанию. 6 класс»

ФИО Кайнова Оксана Анатольевна_________________________________________

Место работы МБОУ «Танзыбейская СШ»____________________________________

Тема или Название задачи «Что побуждает человека к деятельности»____________

Проблемный вопрос: Что побуждает человека к деятельности?

Прочитайте фрагмент учебного текста и ответьте на вопросы, выполните задания.

Потребность – это испытываемое человеком на уровне сознания и/или эмоций нужда в чем-либо. Нужда может быть в приобретении /удалении чего-либо.

Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности. Такие потребности еще относят к физиологическим или материальным.

Но для того, чтобы стать личностью, занять свое место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях: потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдет свое место в жизни.

Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляя человека планировать свои действия и предпринимать определенные усилия.

Задания:

  1. О каком понятии говорится в тексте? Сформулируйте определение этого понятия.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основные виды и содержательные характеристики видов данного понятия

Вид

Характеристика

  1. Расположите виды потребностей человека в порядке важности. Составьте в виде пирамиды. Поясните, почему расположили именно так.

 

  1. Сделайте вывод о важности потребностей  для человека.

Модельные ответы и критерии оценки (могут быть такие ответы):

  1. О каком понятии говорится в тексте? Сформулируйте определение этого понятия, выделив родовой и видовые признаки(2 балла, если дан ответ на вопрос и дано определение понятия, 1 балл – за ответ на вопрос или определение понятия, 0 баллов, если дан неверный ответ)

Ответ:

Потребности человека. Потребности человека - это испытываемое человеком на уровне сознания и/или эмоций нужда в чем-либо. (родовой признак – нужда человека в чем-либо, видовые признаки – испытываемое человеком на уровне сознания, на уровне эмоций)

  1. Назовите виды и содержательные характеристики видов данного понятия (3 балла, по 1 баллу за вид и характеристику данного понятия)

Ответ:

Вид

Характеристика

Биологические потребности (внизу пирамиды- фундамент)

Необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых для выживания и продолжения своего рода

Социальные потребности (средний уровень пирамиды)

Потребности в общении, в труде. Становление личности, занятие своего места в обществе.

Духовные потребности (высшая степень потребностей человека)

Познание окружающего мира, получение знаний и умений, достижение гармонии и красоты.

  1. Расположите виды потребностей человека в порядке необходимости для человека. Составьте в виде пирамиды. Поясните, почему расположили именно так. (за правильное расположение потребностей – 3 балла, за каждое пояснение по 2 балла.)

Ответ:

Самые необходимые потребности – биологические, так как без них человек просто не сможет выжить. Когда человек утолит биологические потребности, тогда ему нужно находить свое место в обществе, становится личностью, а для этого необходимо общение, взаимодействие с другими людьми. Самыми высшими потребностями человека  являются духовные. Развитие духовного мира личности человека происходит только тогда, когда человек к этому стремится, развивается, творит и развивает свои способности.

Формируемые познавательные умения

  • выявлять существенные признаки объектов (понятий); (предметные, метапредметные);
  • характеризовать существенные признаки понятий; (предметные, метапредметные);
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении понятий; (метапредметные);
  • выбор оптимальной формы представления информации (метапредметные);
  • иллюстрировать решаемое задание схемами, рисунками (метапредметные);
  • делать собственные выводы на основе полученной информации (личностные).

Методический комментарий.

Данная учебная задача может быть использована в 6 классе на уроке обществознания при изучении темы «Потребности человека». Задания, представленные после текстовой информации позволяют продолжить формирование действий метапредметного познавательного умения выявлять существенные признаки объектов (понятий), характеризовать существенные признаки объектов (понятий), выявлять причинно-следственные связи при изучении понятий, выбирать оптимальную форму представления информации, иллюстрировать решаемое задание схемами, рисунками, диаграммами, а делать собственные выводы на основе полученной информации. Работа с текстом, выполнение заданий, выведение вывода формирует у учащихся личностные универсальные учебные умения.

         Использование заданий в качестве диагностических позволяет выявить уровень сфомированности в овладении такими способами деятельности, как 1) выявление существенных признаков объекта (родового и видовых), 2) характеристика существенных признаков объекта (выбор, систематизация информации), 3) выявление причинно-следственных связей, 4) выбор оптимальной формы представления информации (умение переложить текстовую информацию в разные формы).

Учитель может предложить поэтапно рассмотреть разные виды потребностей, затем выделить потребности по важности, изобразив с учащимися в виде пирамиды, а затем сделать вывод в виде умозаключения.

        

Текст по потребностям взят в учебнике по обществознанию Л.Н. Боголюбова.

Презентация Конструктор учебных заданий по формированию метапредметных результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методический проект "Человек творческий"

Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку как к личности необходим, чтобы суметь развить его индивидуальные способности. Есть разные виды одар...

Учебно-исследовательский проект "Человек и качество питьевой воды"

                 Хотя   на Земле имеются  миллионы и миллиарды ...

Проверочная работа по обществознанию по темам «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность»

1. Одним из компонентов политической системы является: 1) политические нормы; 3) политическая традиция; 2) политическая этика; 4) политическая мораль. 2. Политология – это система: 1) социальных и...

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 8 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

Музыка на службе укрепления здоровья человека (внеурочная деятельность и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) доработана в 2018 году Смотреть вкладку "АУДИО"

Материалы данной работы  могут быть использованы как на уроках музыки,  во внеурочной деятельности, а также в  работе с родителями в целях пропаганды оздоровления человека средствами ...

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье".

Программа разработана по линии УМК Трайтак Д.И., Рохлов В.С., Трофимов С.В. ...

Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...