Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию классы: 6 – 9
материал по обществознанию

Федореева Анна Сергеевна

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию. Классы: 6 – 9

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии проверки и нормы оценки письменных работ и устных ответов

при освоении образовательной программы основного общего образования по обществознанию

классы: 6 – 9

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. Главная цель — выяснить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т.е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Особенности курса обществознания, его насыщенность теоретическим материалом предполагают проверку знаний по блокам, позволяющим сформировать целостную систему ведущих понятий, теоретических положений, идей, обобщить и систематизировать знания. Наиболее полно она осуществляется после изучения какой-либо темы, раздела курса, а также в процессе итоговой аттестации.

Основные объекты проверки знаний по обществознанию:

- знания об обществе в единстве его основных сторон и базовых институтов, социальных качествах личности и условиях их формирования, ключевых познавательных процедурах и особенностях социального познания;

- знания в сфере экономики, политики, права, социальных отношений, духовной жизни;

- различные умения и виды познавательной деятельности.

Типичные ошибки учащихся

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.  

Грубыми считаются ошибки:

 - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории;

- неумение выделить в ответе главное;

- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

- неумение делать выводы и обобщения;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

- логические ошибки.

 К негрубым ошибкам следует отнести:

- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

- недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; Недочетами являются: небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Оценивание устных ответов на уроках обществознания

Устная форма контроля осуществляется на каждом уроке, как в начале урочной деятельности, так и в конце урока. Основой для формулировки вопросов является учебник и методические пособия для учителя. При подготовке к уроку учащиеся используют текст параграфов, вопросы и задания после каждого параграфа.

Требования к оценке:

  • оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого;
  • оценка должна выполнять стимулирующую функцию;
  • оценка должна быть всесторонней;

Нормы оценок знаний учащихся по обществознанию за устный ответ

Оценка «5» ставится, если

представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если

представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. 

Оценка «3» ставится, если

представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 

Оценка «2» ставится, если

представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 

Нормы оценок контрольных (тестовых) работ

Контрольные и проверочные работы, составляются в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками. Задания в них составляются в форме тестов с различными типами сложности. Проверочная работа может охватывать как всё содержание курса обществознания, так и отдельные темы (разделы) курса. Общее число заданий варьируется и зависит от отведённого времени на контрольную работу. Часть работы содержит задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных) (в ВПР, в ОГЭ); задания с кратким ответом в виде слова (словосочетания), набора цифр. Содержание контрольной работы может включать в себя задания, где проверяются систематизировать факты, понятия, осуществлять поиск информации в источнике. Проверка выполнения заданий данной части проводится на основе специально разработанных критериев к каждой отдельной проверочной работе. Дополнительные материалы – на письменной работе по обществознанию не используются.

Все виды контрольно-оценочных работ по обществознанию оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Оценивание контрольных работ по обществознанию в 6-9 классах осуществляется в соответствии со шкалой ФИПИ.

«5»

«4»

«3»

«2»

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Низкий уровень

87%-100%

64% - 86%

39% - 63%

Менее 38%

Нормы оценок работы с источниками, иллюстрациями, диаграммами, схемами

Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа учащегося сводилась к мобилизации всех своих знаний по обществознанию, чтобы правильно ответить на заданные вопросы.

Оценка«5» выставляется в том случае, если работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работает полностью самостоятельно: подбирает необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки;

Оценка«4» выставляется в том случае, если самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;

Оценка«3» выставляется в том случае, если работа выполняется при помощи учителя. Обучающийся показывает знания теоретического материала, но испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе;

Оценка«2» выставляется в том случае, если выставляется в том случае, когда обучающийся не подготовлен к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Эссе по обществознанию

Эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе, как творческая форма контроля знаний, умений и навыков учеников. Такая форма контроля более подходит для рубежного вида проверки, после изучения раздела, главы. Заранее даётся перечень тем, вопросов, высказываний.

Эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается  в том, что  оно  представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Требования, предъявляемые к эссе:

Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Критерии оценивания эссе:

Раскрытие смысла высказывания – 1 балл

Представление и пояснение собственной позиции – 1 балл

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла

Максимальный балл- 5

Оценка «2» если: имеется своя точка зрения. Проблема проанализирована слабо, аргументация практически отсутствует. Специальная терминология не используется;

Оценка «3» если: имеется своя точка зрения. Используются при подаче информации специальные термины. Приводятся доводы из личной или социальной жизни без их научного объяснения;

Оценка «4» если: присутствует свое мнение. При описании сути используются специальные понятия и термины. Приводится в качестве довода свой или чужой опыт, наблюдаемые явления. В малой степени имеется объяснение фактов из личной жизни с научной точки зрения;
Оценка «5» если: при анализе проблематики показано свое мнение. Проведенный анализ дает однозначный ответ на поставленный вопрос. Присутствует теоретическое обоснование взглядов автора, сути проблемы и т.д. Имеется убедительная аргументация своих взглядов. Активно и к месту используются термины. Сформулированы итоговые выводы, подтверждающие или опровергающие изначально выдвинутую гипотезу.

Критерии оценивания письменного (развёрнутого) ответа на проблемные вопросы

Проблемный вопрос- это задание, направленное на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

Вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • увлекательным, но соответствующим логике науки;
  • ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;
  • предполагающим научный спор;
  • создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Оценка «5» ставится если:

- учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть;

-учащийся сумел изложить имеющиеся обществоведческие знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую терминологию;

-проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе обществоведческого материала, подтверждающего собственную точку зрения.

Оценка «4» ставится если:

 -учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на жизненном опыте.

Оценка «3» ставится если:

-учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.

Оценка «2» ставится если:

-есть серьезные ошибки по содержанию.

Критерии оценивания обществоведческого диктанта по терминам

Обществоведческий диктант - одна из основных форм проверки:  

-определения значений;

-ранжирования по значимости;

-распределения терминов (по значению, по темам и т.д.)

-составления рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)

-работы с текстом с пропущенными терминами, составлению плана, ответы на вопросы по тексту и др.

Оценка

Количество ошибок

В процентном соотношении (%)

«5»

ошибки отсутствуют

87 % - 100 %

«4»

1-2

64 % - 86 %

«3»

3-5

39 % - 53% правильных ответов

«2»

6 и более

менее 38 % правильных ответов

Критерии оценивания устного сообщения учащихся

Сообщение - это краткое изложение, при этом в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации. Излагается в форме краткого доклада, задача которой донести определенную информацию не выходя из рамок заданной темы.

Высокий уровень (Оценка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям:

Соответствие содержания заявленной теме. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения. Свободное владение монологической литературной речью. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;

Повышенный уровень (Оценка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого;

Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но:

1)излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов;

2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

 3)излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью;

Низкий уровень (Оценка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

 

Требования к составлению обществоведческих кроссвордов и критерии оценивания

Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от учащегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.

Объём, количество зашифрованных слов (учитель заранее оговаривает необходимое количество слов) – до 2 баллов.

Оформление – до 3 баллов.

Аккуратность оформления – до 2 баллов.

Умение презентовать – до 2 баллов.

Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны) – до 2 баллов.

Информативная точность и достоверность фактов – до 2 баллов. Если кроссворд составлен с фактическими ошибками, то работа может не оцениваться.

Орфографическая правильность – до 1 балла.

Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – до 2 баллов.

Ключи к кроссворду – до 1 балла.

(100% - 87%) 17 – 15 баллов – оценка “отлично”

(86% – 64%)14 - 9 баллов – оценка “хорошо”

(63% - 39%) 3 - 8 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на отметку “3” позволяет решить кроссворд).

Примерные критерии оценивания творческих работ

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих видов:

а)письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б)художественная творческая работа(в изобразительного искусства, экранных искусств),представленная в виде прозаического стихотворного произведения, инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в)материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г)отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Индивидуальный проект

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3.Сформированность регулятивных действий, самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4 Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Критерии оценивания исследовательских проектов обучающихся

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

(до 5 баллов)

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

 

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и \ или практическая ценность

 (до 5 баллов)

Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике.

От 0 до 2

Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

(до 2 баллов)

Целесообразность применяемых методов

От 0 до 1

Соблюдение технологии использования методов

От 0 до 1

Качество содержания проектной работы 

(до 8 баллов)

выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

оригинальность, неповторимость проекта

От 0 до 2

в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

От 0 до 1

есть ли исследовательский аспект в работе

От 0 до 2

есть ли у работы перспектива развития

От 0 до 1

Оформление работы

(до 8 баллов)

Титульный лист

0т 0 до 1

Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов

0т 0 до 1

Оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений

0т 0 до 2

Информационные источники

0т 0 до 2

Форматирование текста, нумерация и параметры страниц

0т 0 до 2

Итого:

28

Нормы оценивания обществоведческих рефератов

Реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы. Реферат не является простым конспектом нескольких книг, а предполагает самостоятельное изложение проблемы, собственные рассуждения учащегося на базе содержащихся в литературе сведений.

Критерии оценки реферата (по 5-балльной системе):

- глубина и полнота раскрытия темы;

- адекватность передачи содержания первоисточнику;

- логичность, аргументированность изложения и выводов;

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения);

- оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование, сноски и т.д.), качество сопроводительных материалов;

- личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

- стилистическая, языковая грамотность.

Оценка «5»- умение выбрать главное и конкретное;

- работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует обществоведческие термины, понятия, хорошо знает деятельность изучаемых личностей, разбирается в событиях, умеет их анализировать, высказывает личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу, создает рисунки, схемы, презентации – при необходимости);

Оценка «4»- работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке обществоведческих понятий, терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме;

Оценка «3»- поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.

Оценка «2» - поднятая проблема не раскрыта, есть серьезные ошибки по содержанию.

Нормы оценивания творческих работ с применением ИКТ

Творческая работа - это задания поискового исследовательского характера, на определение причинно – следственных связей, на решение обществоведческих и ситуационных задач.

Оценивание работ на компьютере учащихся осуществляется по пятибалльной системе, включает следующие критерии:

- степень самостоятельности

- актуальность представленной работы

- творческий подход к созданию презентации

- оригинальность представления информации и оформления материалов

- достоверность и ценность представленной информации для окружающих

- эстетичность и оправданность различных эффектов

- уровень освоения и использования новых информационных технологий (графика, анимация, видео и др. )

- качество выступления, глубина и широта владения темой представленной работы

- аргументированность выводов, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Критерии оценивания презентации

Титульный слайд с заголовком - 5 баллов

Минимальное количество – 10 слайдов, - 10 баллов

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) - 5 баллов

Библиография -10 баллов

Содержание
Использование эффектов анимации -10 баллов

Вставка графиков и таблиц -15 баллов

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов -5 баллов

Организация

Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы -15 баллов

Слайды представлены в логической последовательности - 15 баллов

Красивое оформление презентации -10 баллов

Оценка «5» = 100% - 87% баллов

Оценка «4» = 86% - 64%  баллов

 Оценка «3» = 63% - 39 баллов

 Оценка «2»= менее 38 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Составление метапредметных заданий для  уроков  биологии и их оценивание....

Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"

  Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...