Вариант Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)

Варюшин Артём Викторович

Перед вами лично разработанный вариант КИМ ЕГЭ-2023.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вариант ЕГЭ-2023 обществознание 291.13 КБ

Предварительный просмотр:

Желаем успеха!

© 2023 Составитель теста: Варюшин А.В.

Часть 1

Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам традиционного общества.

 

1) натуральное хозяйство; 2) индивидуализм; 3) сословная структура общества; 4) глобализация; 5) обычное право; 6) патриархальность

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

2

Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры,  под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) К экзистенциальным потребностям относятся потребности в престиже и карьере.

2) Потребности — это необходимые для существования человека условия, нужды, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность.

3) Биологические потребности относятся ко вторичным потребностям.

4) Потребности являются одним из мотивов деятельности.

5) Идеальные потребности выражаются в реализации потенциала и способностей личности.

       Ответ: ____________________.

3

Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

1) социальные

2) личностные

A

Б

В

Г

Д

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

4

Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) поступление в университет

2) занятия в школе юного журналиста

3) получение профессии журналиста

4) написание статей

5) выбор профессии

6) изучение литературы, истории, русского языка

Ответ: ____________________.

5

Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К свободным благам все люди имеют неограниченный равный доступ.

2) Объем экономических благ меньше, чем потребность в них у общества.

3) К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.

4) Равное предоставление гражданам экономических благ — одна из обязанностей государства в условиях рынка.

5) Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.

6

Установите соответствие между примерами и видами собственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А) имущество консульства государства в другой стране

Б) движимое имущество компании ООО «Двери и окна»

В) служебный автомобиль министра иностранных дел

Г) полученная по наследству от отца приватизированная квартира

Д) приобретённый в собственность семьей Ивановых дачный участок

ВИД СОБСТВЕННОСТИ

1) частная

2) государственная

А

Б

В

Г

Д

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

7

Правительство страны проводит реформирование экономики, переводя её на рыночные рельсы. Выберите из приведённого ниже списка меры, применяемые правительством. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) повышение таможенных пошлин

2) приватизация промышленных предприятий

3) форсированная индустриализация

4) либерализация цен

5) стимулирование развития малого и среднего бизнеса

6) введение запрета на валютные операции

Ответ: ____________________.

8

Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Возрастные рамки социальной группы «молодёжь» определяются конкретно-историческими условиями и могут изменяться.

2) Молодёжь — это первичная малая неформальная социальная группа.

3) Представители социальной группы «молодёжь» могут выполнять социальные роли гражданина, работника, обучающегося, семьянина.

4) Социальная группа «молодёжь» характеризуется внутренней стабильностью и отсутствием противоречий.

5) Социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы отражает молодёжная субкультура.

Ответ: ____________________.

9

В ходе социологического опроса граждан страны Z в возрасте от 18 до 35 лет был задан вопрос: «Ознакомлены ли Вы с предвыборной программой одного из кандидатов в президенты?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=36228&png=1

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Треть опрошенных показала высокую степень осведомленности в предвыборных программах кандидатов.

2) Примерно десятая часть опрошенных не видит разницы между программами разных кандидатов.

3) Наибольшее число опрошенных не ознакомились с программами, так как не могут найти информацию.

4) Наименьшее число опрошенных заявили, что нет смысла изучать предвыборные программы кандидатов.

5) Среди респондентов меньше тех, кто не проявил интереса к предвыборным программам кандидатов, чем тех, кто изучил программы, но не проявляет интереса к избирательной компании.

Ответ: ____________________.

10

Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Гражданское общество представляют негосударственные объединения и организации, которые выражают частные интересы и потребности граждан.

2) Гражданское общество может плодотворно сотрудничать с государством.

3) Объединения и организации гражданского общества образуют иерархическую структуру господства и подчинения.

4) Гражданское общество не существует при монархической форме правления.

5) Организации гражданского общества могут возникать и действовать во всех сферах общества.

Ответ: ____________________.

11

В соответствии с Конституцией страна Z — унитарное государство, в котором верховная власть принадлежит единоличному правителю — монарху. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления в стране Z? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

 

1) Верховная власть может передаваться по наследству.

2) Монарх является символом государственности.

3) Законодательные акты подписываются монархом.

4) Государство состоит из объединившихся на добровольной основе административно-территориальных образований, сохранивших свои органы власти.

5) Государство контролирует все сферы общественной жизни.

6) Глава государства избирается парламентом.

Ответ: ____________________.

12

Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие права.

 

1) защита Отечества

2) охрана природы и окружающей среды

3) пользование родным языком

4) равный доступ к государственной службе

5) уплата налогов и сборов

Ответ: ____________________.

13

Установите соответствие между предметами и формами ведения субъектов государственной власти в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДМЕТ

А) государственные награды и почетные звания РФ

Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование

В) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности

Г) гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности

Д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

ФОРМА

1) ведение Российской Федерации

2) совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

14

Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) имеет общеобязательный характер

2) обеспечивается силой государственного принуждения

3) за нарушение предусмотрены общественные санкции

4) выступает исключительно формой внутреннего социального контроля

5) закрепляется в актах в письменной форме

6) включает в свою структуру гипотезу, диспозицию и санкцию

Ответ: ____________________.

15

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

А) производственные кооперативы

Б) государственные унитарные предприятия

B) общественные фонды

Г) товарищества собственников жилья

Д) хозяйственные общества

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1) коммерческие

2) некоммерческие

A

Б

В

Г

Д

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

16

Зоя Петровна работает нотариусом. Выберите в приведённом ниже списке действия, которые имеет право осуществлять нотариус, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) составление проектов сделок, заявлений и других документов

2) представление в соответствии с законом заявлений и иных документов в федеральный орган исполнительной власти

3) рассмотрение споров между гражданами

4) изготовление копий документов и выписок из них

5) защита граждан и их интересов в суде

6) сбор вещественных и иных доказательств

Ответ: ____________________.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Обратите внимание!

Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Конкурентные преимущества производителей товаров возникают в результате соперничества (конкуренции) на каждом этапе создания и продвижения товаров: при проектировании, производстве, реализации и эксплуатации.

Конкурентоспособность товара — его интегральное свойство, обусловливающее способность товара удовлетворять требованиям покупателей к его составляющим по сравнению с товарами-аналогами в условиях конкретного конкурентного рынка в данный период времени.

Составляют конкурентоспособность товара его характеристики, необходимые для достижения успеха на конкретном рынке. При этом одни составляющие можно назвать «условно жесткими», а другие — «условно мягкими» (последние, в отличие от первых, связаны с восприятием покупателя, с трудом поддаются расчёту или измерению). Например, уровни качества и цены товара являются «условно жесткими» составляющими конкурентоспособности, в то время как известность товара, торговую марку можно считать «условно мягкими» параметрами.

Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием качество. При оценке качества мы рассматриваем не менее трёх аспектов. К ним можно отнести технико-экономические показатели качества: надежность и долговечность машин и оборудования, точность приборов, материалоемкость и энергоемкость продукции и др. К качественной продукции предъявляют ряд требований обязательного соответствия установленным нормам (сертификат безопасности, сертификат экологичности). Для характеристики качества важны также эстетические показатели: внешний вид изделия, удобство пользования, соответствие художественным требованиям, в ряде случаев национальным традициям и др.

Таким образом, под качеством товара понимается совокупность свойств, а конкурентоспособность учитывает соответствие этих свойств конкретной общественной потребности. Особенность заключается в том, что для потребителя ценен не товар как таковой, а те блага, которые можно получить при его использовании. Поэтому при определении конкурентоспособности товара оценивается то, насколько лучше или хуже он удовлетворяет запросы пользователей по сравнению с товарами-конкурентами. Товар должен быть конкурентоспособен по цене, она должна быть не выше, чем у других предприятий.

(По Т. Б. Оберт)

17

Как в тексте охарактеризовано представление потребителя о ценности товара? Какой должна быть цена товара с точки зрения его конкурентоспособности, по мнению автора? Что, по мнению автора, отличает от «условно жестких» «условно мягкие» характеристики, которые составляют конкурентоспособность товара (укажите два отличия)?

18

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «экономическое благо»;

— объясните связь названных автором понятий качества и конкурентоспособности товара. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

19

Предприятие получило конкурентные преимущества, совершенствуя производимую продукцию по различным параметрам качества. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия предприятия по трем аспектам качества (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите аспект. В совокупности примеры должны отражать три различных аспекта качества. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

20

Используя обществоведческие знания, сформулируйте два суждения в подтверждение мнения о необходимости государственного регулирования конкуренции, и одно суждение в опровержение этого мнения. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

21

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке цветов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=104135&png=1

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания).

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке в период Международного женского дня, когда жители страны по традиции дарят женщинам цветы при прочих равных условиях?

22

Доля занятых в промышленном производстве страны Z значительно превышает доли представителей других профессий. В стране Z множество семей насчитывает более трёх детей. Как правило, женатые мужчины зарабатывают средства на содержание жены и детей, их жёны ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей. Государство Z установило специальные выплаты при рождении третьего и последующих детей, выплачивает пособия на каждого школьника. Женщины, которые воспитали трёх и более детей и не были заняты в общественном производстве, имеют такие же права на пенсионное обеспечение по достижении пенсионного возраста, как и работавшие граждане. К какому типу общества относится Z? Какое направление политики государства Z описано в задании? Какой тип семьи характерен для страны Z? Какая особенность, не упомянутая в задании, характеризует данный тип общества в экономической сфере? (Укажите одну любую особенность.)

23

В Конституции Российской Федерации права и свободы человека закрепляются как значимая ценность. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме.

Выполните задания 24 и 25.

 

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Демократия как форма политической организации общества».

24

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия как форма политической организации общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

 

25

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте значимость демократических ценностей для формирования гражданского общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие организации и движения в Российской Федерации относят к институтам гражданского общества? (Назовите любые три таких института из разных сфер общественной жизни.)

3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность, связанную с защитой конкретных интересов граждан. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные вида деятельности.)

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

     Количество правильных ответов в формулировках заданий 2, 4, 5, 7–12, 14, 16 не фиксируется, их может быть от двух до четырех.

     Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 9 и 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы.

     Правильное выполнение каждого из заданий 6, 13, 15 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью

совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

     Правильное выполнение каждого из заданий 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 16 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Номер задания

Правильный ответ

1

24

2

245

3

1121

4

246

5

123

6

21211

7

245

8

135

9

25

10

125

11

123

12

34

13

11212

14

1256

15

11221

16

124

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Конкурентные преимущества производителей товаров возникают в результате соперничества (конкуренции) на каждом этапе создания и продвижения товаров: при проектировании, производстве, реализации и эксплуатации.

Конкурентоспособность товара — его интегральное свойство, обусловливающее способность товара удовлетворять требованиям покупателей к его составляющим по сравнению с товарами-аналогами в условиях конкретного конкурентного рынка в данный период времени.

Составляют конкурентоспособность товара его характеристики, необходимые для достижения успеха на конкретном рынке. При этом одни составляющие можно назвать «условно жесткими», а другие — «условно мягкими» (последние, в отличие от первых, связаны с восприятием покупателя, с трудом поддаются расчёту или измерению). Например, уровни качества и цены товара являются «условно жесткими» составляющими конкурентоспособности, в то время как известность товара, торговую марку можно считать «условно мягкими» параметрами.

Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием качество. При оценке качества мы рассматриваем не менее трёх аспектов. К ним можно отнести технико-экономические показатели качества: надежность и долговечность машин и оборудования, точность приборов, материалоемкость и энергоемкость продукции и др. К качественной продукции предъявляют ряд требований обязательного соответствия установленным нормам (сертификат безопасности, сертификат экологичности). Для характеристики качества важны также эстетические показатели: внешний вид изделия, удобство пользования, соответствие художественным требованиям, в ряде случаев национальным традициям и др.

Таким образом, под качеством товара понимается совокупность свойств, а конкурентоспособность учитывает соответствие этих свойств конкретной общественной потребности. Особенность заключается в том, что для потребителя ценен не товар как таковой, а те блага, которые можно получить при его использовании. Поэтому при определении конкурентоспособности товара оценивается то, насколько лучше или хуже он удовлетворяет запросы пользователей по сравнению с товарами-конкурентами. Товар должен быть конкурентоспособен по цене, она должна быть не выше, чем у других предприятий.

(По Т. Б. Оберт)

17

Как в тексте охарактеризовано представление потребителя о ценности товара? Какой должна быть цена товара с точки зрения его конкурентоспособности, по мнению автора? Что, по мнению автора, отличает от «условно жестких» «условно мягкие» характеристики, которые составляют конкурентоспособность товара (укажите два отличия)?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например:  для потребителя ценен не товар как таковой, а те блага, которые можно получить при его использовании.

2) ответ на второй вопрос, например:  она должна быть не выше, чем у других предприятий.

3) ответ на третий вопрос, например:  связаны с восприятием покупателя, с трудом поддаются расчёту или измерению.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Даны правильные ответы на три вопроса

2

Даны правильные ответы только на два любых вопроса

1

Дан правильный ответ только на один любой вопрос.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

18

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.

Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «экономическое благо»;

— объясните связь названных автором понятий качества и конкурентоспособности товара. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) основные признаки понятия «экономическое благо», например:

— создание в процессе экономической деятельности;

— ограниченное количество;

— удовлетворение потребностей человека / общества.

(Могут быть приведены другие признаки при обязательном указании двух первых признаков из перечня.)

Данный элемент ответа засчитывается только при указании в данной или близкой по смыслу формулировке трёх или более признаков, в том числе из приведённого перечня, и при отсутствии

неверных позиций.

2) объяснение с опорой на положения текста, например:

Качество отражает совокупность свойств товара, а конкурентоспособность — их соответствие потребностям / запросам потребителей.

Может быть приведено другое корректное объяснение.

Объяснение, данное без опоры на положения текста, не засчитывается при оценивании

Правильно приведены два элемента (необходимое количество признаков, корректное объяснение)

2

Правильно приведён только один любой элемент

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

19

Предприятие получило конкурентные преимущества, совершенствуя производимую продукцию по различным параметрам качества. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия предприятия по трем аспектам качества (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите аспект. В совокупности примеры должны отражать три различных аспекта качества. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы (примеры и аспекты):

1) сотрудники предприятия разработали инновационную технологию, которая позволила заменить металлические детали, которые быстро выходили из строя из-за коррозии, долговечными деталями из литого пластика (технико-экономический аспект);

2) все игрушки, которые выпускает предприятие, сделаны из экологически чистых материалов (соответствие нормам);

3) специалисты считают, что новый дизайн автомобиля позволит увеличить продажи (эстетический аспект).

Засчитываются только примеры, относящиеся к экономической жизни Российской Федерации.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Указания по оцениванию

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов (примеров и соответствующих отраслей) приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы, содержащие неточности/ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:

если таких элементов два или более, то за ответ выставляется 0 баллов;

если такой элемент один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям

Правильно приведены три примера с указанием этапов для каждого из них

3

Правильно приведены два-три примера с указанием этапов только для двух из них

2

Правильно приведены один–три примера с указанием этапа только для одного из них

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

20

Используя обществоведческие знания, сформулируйте два суждения в подтверждение мнения о необходимости государственного регулирования конкуренции, и одно суждение в опровержение этого мнения. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие суждения: 

1) в подтверждение мнения:

— участники рынка могут прибегать к недобросовестной конкуренции, в этом случае только государство на правовой основе может защитить добросовестного производителя;

— конкуренция может приводить к одностороннему укреплению отдельных товаропроизводителей, т. е. вести к монополизации рынка, что отрицательно сказывается на развитии производства и интересах потребителей, именно государство проводит антимонопольное регулирование;

2) в опровержение мнения: государство может превысить свои полномочия или переоценить свои возможности в сфере регулирования конкуренции, что ограничивает потенциал рыночной экономики государство само является экономическим агентом, оно может проводить политику, ограничивающую частное предпринимательство.

Засчитываются только суждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

Указания по оцениванию

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:

если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;

если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям

Приведены три суждения (в соответствии с требованием задания)

3

Приведены только два суждения (в соответствии с требованием задания)

2

Приведено только одно суждение (в соответствии с требованием задания)

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

21

На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке цветов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=104135&png=1

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания).

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке в период Международного женского дня, когда жители страны по традиции дарят женщинам цветы при прочих равных условиях?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие суждения: 

1) ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;

2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: из-за роста налогов на прибыль организаций производство цветов стало менее выгодным, что привело к сокращению их предложения;

(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)

Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.

Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения).

3) ответ на третий вопрос: традиция дарить цветы женщинам на праздник приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.)

Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках.

Указания по оцениванию

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:

— если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;

— если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям

Даны правильные ответы на три вопроса

3

Даны правильные ответы только на два любых вопроса

2

Дан правильный ответ только на один любой вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

22

Доля занятых в промышленном производстве страны Z значительно превышает доли представителей других профессий. В стране Z множество семей насчитывает более трёх детей. Как правило, женатые мужчины зарабатывают средства на содержание жены и детей, их жёны ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей. Государство Z установило специальные выплаты при рождении третьего и последующих детей, выплачивает пособия на каждого школьника. Женщины, которые воспитали трёх и более детей и не были заняты в общественном производстве, имеют такие же права на пенсионное обеспечение по достижении пенсионного возраста, как и работавшие граждане. К какому типу общества относится Z? Какое направление политики государства Z описано в задании? Какой тип семьи характерен для страны Z? Какая особенность, не упомянутая в задании, характеризует данный тип общества в экономической сфере? (Укажите одну любую особенность.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие суждения: 

1. Ответ на первый вопросZ относится к обществу индустриального типа;.

2. Ответ на второй вопрос: социальная политика.

3. Ответ на третий вопрос: традиционная семья ИЛИ семья традиционного типа.

(Ответ на каждый из вопросов 1–3 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа общества, типа экономической системы и тенденции развития образования. Если

в ответе на вопрос указано несколько различных типов, тенденций, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.)

4. Ответ на четвёртый вопрос, например: машинное производство ИЛИ механизация и автоматизация производственных процессов.

Могут быть приведены другие характеристики.

Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при правильном указании двух или более верных характеристик при отсутствии неверных характеристик.

Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа

Правильно даны ответы на четыре вопроса

4

Правильно даны ответы только на три любых вопроса

3

Правильно даны ответы только на два любых вопроса

2

Правильно дан ответ только на один любой вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

23

В Конституции Российской Федерации права и свободы человека закрепляются как значимая ценность. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены такие подтверждения:

1) в Конституции Российской Федерации говорится о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

2) в Конституции Российской Федерации указано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) в Конституции Российской Федерации указано, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.

Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Указания по оцениванию

Если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании действует следующее правило:

— если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ выставляется 0 баллов;

— если такой элемент/позиция один (одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям

На основе Конституции Российской Федерации приведены три подтверждения (в соответствии с требованием задания)

3

На основе Конституции Российской Федерации приведены только два подтверждения (в соответствии с требованием задания)

2

На основе Конституции Российской Федерации приведено только одно подтверждение (в соответствии с требованием задания)

1

Ни одно подтверждение не сформулировано на основе Конституции Российской Федерации.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Демократия как форма политической организации общества».

24

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия как форма политической организации общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

– количество подпунктов каждого пункта;

– корректность формулировок пунктов и подпунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие демократии.

2. Признаки (принципы) демократии:

а) выборность основных органов государства;

б) равноправие граждан / равенство избирательных прав;

в) решение вопросов на основе принципа большинства;

г) политический плюрализм и др.

3. Виды демократии:

а) прямая/непосредственная;

б) представительная.

4. Многообразие форм политического участия граждан в условиях демократии:

а) выборы;

б) референдумы;

в) митинги;

г) участие в деятельности политических организаций и т. д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 24

Баллы

24.1

Раскрытие темы по существу

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2

Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана

1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0

Максимальный балл

4

25

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте значимость демократических ценностей для формирования гражданского общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие организации и движения в Российской Федерации относят к институтам гражданского общества? (Назовите любые три таких института из разных сфер общественной жизни.)

3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность, связанную с защитой конкретных интересов граждан. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные вида деятельности.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) обоснование;

(Засчитывается только обоснование, содержащее несколько связанных между собой распространённых предложений, раскрывающих связи объектов / процессов (отдельные слова

и словосочетания не засчитываются в качестве обоснования)

2) ответ на вопрос;

(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании трех институтов)

3) примеры, иллюстрирующие реализацию различных функций каждого из указанных в пункте 2 институтов (всего три примера).

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Критерии оценивания ответа на задание 25

Баллы

25.1

Обоснование

2

Приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое не содержит ошибок, неточностей и раскрывает причинно-следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов

2

Приведено в целом корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых

предложениях, которое содержит отдельные неточности / иные недостатки, не искажающие сущность обосновываемого тезиса, И/ИЛИ не полностью раскрывает причинно-следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов

1

Все иные ситуации, включая обоснование, приведённое в одном предложении или словосочетании И/ИЛИ обоснование, приведённое без опоры обществоведческие знания, на бытовом уровне

0

25.2

Ответ на вопрос

1

Дан правильный ответ на вопрос: указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций

1

Все иные ситуации, включая отсутствие данного в явном виде ответа на вопрос, оформленного как самостоятельный элемент

0

25.3

Примеры

3

В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены три примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки

3

В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены только два примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки

2

В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведён только один пример при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.

ИЛИ В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены два-три примера при наличии одного или более дополнительных (сверх требуемых трёх), содержащих неточности/ошибки

1

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла

0

Максимальный балл

6

     В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)

     «82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>

     В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему

учебному предмету.

     Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

     Существенными считаются следующие расхождения.

     1. Расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами, составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 17–23. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания (из заданий 17–23), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.

     2. Расхождение между суммами баллов, выставленных двумя экспертами за ответ на каждое из заданий 24 по двум критериям (24.1 и 24.2) и задание 25 по трём критериям (25.1, 25.2 и 25.3), составляет 2 балла или

более. В этом случае третий эксперт проверяет ответ по всем критериям оценивания ответов на задания 24, 25.

     3. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 17–25 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил ненулевой балл. В этом

случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением (по всем критериям оценивания этого задания). Ситуации, в которых один эксперт указал на

отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по физике

Тренировочный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по физике...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 5 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования з...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 6 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 6 классов федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ...

Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения в 2015 году промежуточной аттестации по биологии обучающихся 8-го класса

Тестовые задания для промежуточной аттестации для обучающихся  8 класса включает материал , изученный в период учебы. Затронуты особо важные разделы по биологии "Человек": "Нервная система", "Опо...

Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения в 2015 году промежуточной аттестации по биологии обучающихся 7 класса.

Критерии оценки по тестовым заданиям.Предмет – биология.5-7 классЧасть А -10   заданийЧасть Б – 4  заданияЧасть  С – 1 задания КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы датьвозможность участнику экзамена и широкой общественности составитьпредставление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и формезадани...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...