Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию

Кайнова Оксана Анатольевна

Рабочая программа по обществознанию разработана на уровень основного общего образования 6-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshchestvozn_6-9_kl.docx202.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Танзыбейская средняя  школа»

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\печать на программы 2021-2022 уч год.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)

на 2021 / 2022 учебный год

Предмет _обществознание__

Класс  ___6-9__

Учитель _Кайнова О.А.

                                                   (Ф.И.О.)

п. Танзыбей, 2021г.

  1. Аннотация

      Программа по обществознанию разработана на основе:

  1. Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  2. Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «Танзыбейская СШ»;
  3. Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
  4. Учебного плана основного общего образования МБОУ «Танзыбейская СШ»

             1.1.Цели реализации программы:

развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Основные цели изучения обществознания в школе:социализация подростка, его приобщение к ценностямдемократии, правового государства, гражданского общества,формирование гражданской идентичности личности; освоение учащимися разных социальных ролей, норм иправил жизни в обществе;активное вовлечение учащихся в общественную жизнь иреализацию социальных проектов.

1.2. Задачами реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

– развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

– освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

– формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений

  1. Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане

  1. Количество часов на освоение учебного материала на уровне основного общего образования

Класс

5

6

7

8

9

ИТОГО

Количество часов

-

34-35 часов

34-35 часов

34-35 часов

34-35 часов

136-140 часов

Промежуточная аттестация

-

1

1

1

1

4

Итоговая аттестация

-

-

-

-

1

1

Предмет «Обществознание» проводится 1 раз в неделю, в соответствие с учебным планом школы курс начинается с 6 класса.

В случае, когда в году 34 недели, то рабочая программа будет скорректирована на повторительно-обобщающие уроки (1 час).

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

2.2.  Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. В УМК включены рабочие тетради по обществознанию, контрольно-измерительные материалы, соответствующие требованиям по обществознанию и требованиям ФГОС

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Личностные УУД (сквозные для 6-9 классов):

* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

*  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

* формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

*  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

*  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

*  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

*  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

*  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Класс

Метапредметные результаты освоения

Предметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

6 класс

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  •  определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
  • наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства (под-идеи);
  • выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать

его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Человек всоциальном измерении

Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке дляхарактеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанновыбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных

периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным

поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Ближайшее социальное окружение

Выпускник научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Общество — большой «дом» человечества

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

объяснять взаимодействиесоциальных общностей и групп;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и

характеризовать основные направления общественного развития.

характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

7 класс

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  •  определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  •  определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства (под-идеи);
  • выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • определять свое отношение к природной среде;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать

его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Регулирование поведения людей в обществе

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной

средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной

позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Основы российского законодательства

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданскоправовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Мир экономики

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Человек в экономических отношениях

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

Человек и природа

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

4.Содержание первого этапа курса учебного предмета «Обществознание»(6—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 6 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема  «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема«Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

  1. Тематическое планирование

Класс

Раздел

Формы и виды деятельности

Кол-во часов

6

Введение в изучение курса

Активные формы деятельности:учебные дискуссии, ролевые игры, учебные проекты, онлайн-обучения через Открытие уроки ПРОэКТОриЯ, выстраивание учебного диалога на уроке,

2

Раздел1 «Человек в социальном измерении»

11

Входная контрольная работа по теме: «Человек-личность»

1

Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении»

1

Раздел 2. «Человек среди людей»

9

Раздел 3. «Нравственные основы жизни»

6

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание 6 класс»

1

ВПР

1

Учебный проект «Идеальный человек»

2

Всего 34 часа

Класс

Раздел

Кол-во часов

7

Введение в изучение курса

Активные формы деятельности:учебные дискуссии, ролевые игры, учебные проекты, онлайн-обучения через Открытие уроки ПРОэКТОриЯ, выстраивание учебного диалога на уроке,

1

Раздел 1. «Регулирование поведения людей в обществе

14

Входная контрольная работа по курсу «Обществознание 6 класс»

1

Контрольная работа по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

1

Раздел 2. «Человек в экономических отношениях

11

Контрольное тестирование по теме: «Человек в экономических отношениях»

1

ВПР

1

Раздел 3. Человек и природа

4

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание 7 класс»

1

Всего 35 часа

Класс

Раздел

Кол-во часов

8

Личность и общество

Активные формы деятельности:учебные дискуссии, ролевые игры, учебные проекты, онлайн-обучения через Открытие уроки ПРОэКТОриЯ, выстраивание учебного диалога на уроке,

6

Входная контрольная работа по теме: «Личность и общество»

1

Сфера духовной культуры

6

Контрольная работа по теме: «Сфера духовной жизни»

1

Социальная сфера

6

Контрольная работа по теме: «Социальна сфера»

1

Экономика

10

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание 8 класс»

1

ВПР

1

Контрольная работа по теме: «Экономика»

1

Всего 34 часа

Класс

Раздел

Количество часов

Введение

Активные формы деятельности:учебные дискуссии, ролевые игры, учебные проекты, онлайн-обучения через Открытие уроки ПРОэКТОриЯ, выстраивание учебного диалога на уроке,

1

9

Политика

10

Практикум по теме «Политика»

1

Входная контрольная работа по теме: «Гражданское общество и государство»

1

Гражданин и государство

7

Практикум по теме: «Гражданин и государство»

1

Контрольная работа по теме: «Гражданин и государство»

1

Основы российского законодательства

9

Практическая работа 2Учимся устраиваться на работу»

1

ВПР

1

Промежуточная контрольная работа по обществознанию за курс 9 класса

1

Всего 34 часа

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс (34 часа)

Тема урока

кол-во ч.

Дата

1,2

Введение в изучение курса

2

01.09; 08.09

I. Человек в социальном измерении

3,4

Человек-личность

2

15.09; 22.09

5

Входная контрольная работа по теме: «Человек – личность»

1

29.09

6,7

Человек познает мир

2

06.10; 13.10

8,9

Человек и его деятельность

2

20.10;27.10(каникулы)

10,11

Потребности человека

2

10.11; 17.11

12,13

На пути к жизненному успеху

2

24.11; 01.12

14

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

08.12

15

Контрольная работа по теме « Человек в социальном обществе»

1

15.12

II. Человек среди людей

16,17

Межличностные отношения

2

22.12;29.12(каникулы)

18,19

Человек в группе

2

12.01;19.01

20,21

Общение

2

26.01;02.02

22,23

Конфликты в межличностных отношениях

2

09.02;  16.02

24

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

02.03

III. Нравственные основы жизни

25,26

Человек славен добрыми делами

2

09.03;16.03

27,28

Будь смелым

2

23.03;(каникулы)06.04

29,

Человек и человечность

2

13.04; 20.04

30

ВПР

27.04

31

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

04.05

32

Промежуточная итоговая контрольная работа по теме: «Нравственные основы жизни»

1

11.05

33; 34

Учебный проект «Идеальный человек»

2

18.05; 25.05

Календарно-тематическое  планирование по обществознанию в 7 классе (35 часов)

Тема урока

кол-во ч.

Дата

1

Введение в изучение курса

1

03.09

I. Регулирование поведения людей в обществе

2,3

Что значит жить по правилам

2

10.09; 17.09

4

Входная контрольная работа по курсу «Обществознание» 6 кл.

1

24.09

5,6

Права и обязанности граждан

2

01.10; 08.10

7,8

Почему важно соблюдать законы

2

15.10; 22.10;

9,10

Защита Отечества

2

29.10;(каникулы)12.11

11,12

Для чего нужна дисциплина

2

19.11; 26.11

13,14

Виновен - отвечай

2

03.12; 10.12

15

Контрольная работа по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

1

17.12;

16, 17

Кто стоит на страже закона

2

24.12;(каникулы)14.01

II. Человек в экономических отношениях

18,19

Экономика и ее основные участники

2

21.01; 28.01

20,21

Мастерство работника

2

04.02;11.02

22,23

Производство: затраты, выручка, прибыль

2

18.02; 25.02;

24

Виды и формы бизнеса

2

04.03

25

Обмен, торговля, реклама

1

11.03

26

Деньги, их функции

1

18.03

27

Экономика семьи

1

25.03 (каникулы)

28

ВПР

08.04

29

Контрольное тестирование по теме: «Человек в экономических отношениях»

1

15.04

III. Человек и природа

30

Воздействие человека на природу

1

22.04

31

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

29.04

32

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание» 7 класса

1

06.05

33

Закон на страже природы

1

13.05

34,35

Обобщающий урок по обществознанию за курс 7 класса

1

20.05; 27.05

Календарно тематическое планирование по обществознанию 8 класса

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Личность и общество

1

Введение в курс обществознания

1

08.09

2

Что делает человека человеком?

1

15.09

3

Человек, общество, природа

1

22.09

4

Входная контрольная работа по теме «Общество как форма жизнедеятельности людей»

1

29.09

5

Развитие общества

1

06.10

6

Как стать личностью

1

13.10

7

Контрольная работа по теме: «Личность и общество»

1

20.10

Сфера духовной культуры

8

Сфера духовной жизни

1

27.10каникулы

9

Мораль. Долг и совесть

1

10.11

10

Моральный выбор – это ответственность

1

17.11

11

Учимся поступать морально

1

24.11

12

Образование.Наука в современном обществе

1

01.12

13

Религия как одна из форм культуры

1

08.12

14

Контрольная работа по теме: «Сфера духовной жизни»

1

15.12

Социальная сфера

15

Социальная структура общества

1

22.12 каникулы

16

Социальные статусы и роли

1

12.01

17

Нации и межнациональные отношения

1

19.01

18

Учимся жить в многонациональном обществе

1

26.01

19

Отклоняющееся поведение

1

02.02

20

Контрольная работа по теме: «Социальна сфера»

1

09.02

Экономика

21

Экономика и ее роль в жизни общества

1

16.02

22

Главные вопросы экономики

1

02.03

23

Собственность

1

09.03

24

Рыночная экономика

1

16.03 каникулы

25

Производство – основа экономики

1

30.03

26

Предпринимательская деятельность

1

06.04

27

Роль государства в экономике

1

13.04

28

Распределение доходов

1

20.04

29

Потребление

1

27.04

30

Инфляция и семейная экономика

1

04.05

31

Безработица, ее причины и последствия

1

11.05

32

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа по обществознанию за 8 класс

1

18.05

33

Мировое хозяйство и международная торговля

1

25.05

34

Контрольная работа по теме: «Экономика»

1

26.05

Календарно тематическое планирование по обществознанию 9 класса

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Введение

1

06.09

Политика

2

Политика и власть

1

13.09

3

Государство

1

20.09

4

Политические режимы

1

27.09

5

Правовое государство

1

04.10

6

Гражданское общество и государство

1

11.10

7

Входная контрольная работа по теме: «Гражданское общество и государство»

1

18.10

8

Участие граждан в политической жизни

1

25.10 каникулы

9, 10

Политические партии и движения

2

08.11

15.11

11

Межгосударственные отношения

1

22.11

12

Практикум по теме «Политика»

1

29.11

13

Контрольная работа по теме: «Политика»

1

06.12

Гражданин и государство

14

Основы конституционного строя РФ

1

13.12

15, 16

Права и свободы человека и гражданина

2

20.12

27.12

17

 Высшие органы государственной власти в РФ

1

29.12 каникулы

18

Россия – федеративное государство

1

10.01

19

Судебная система РФ

1

17.01

20

Правоохранительные органы РФ

1

24.01

21

Практикум по теме: «Гражданин и государство»

1

31.01

22

Контрольная работа по теме: «Гражданин и государство»

1

07.02

Основы российского законодательства

23

Роль права в жизни человека, общества и государства

1

14.02

24

Правоотношения и субъекты права

1

21.02

25

Правонарушения и юридическая ответственность

1

28.02

26

Гражданские правоотношения

1

05.03

27

Право на труд. Трудовые отношения

1

14.03 каникулы

28

Практическая работа 2Учимся устраиваться на работу»

1

28.03

29

Семья под защитой закона

1

04.04

30

Промежуточная контрольная работа по обществознанию за курс 9 класса

1

11.04

31

Административные правоотношения

1

18.04

32

Уголовно-правовые отношения

1

25.04

33

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

16.05

34

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...