Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)
материал по обществознанию (9 класс)

Богданова Ирина Васильевна

Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_oge_po_obshchestvoznaniyu.docx93.74 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)

 Учащиеся 9-х классов должны быть подготовлены к успешной сдаче экзаменов. В рамках основного курса обществознания в обычном, непрофильном, классе, т.е. с одним часом в неделю, подготовить учащихся к ГИА на хорошем уровне бывает достаточно трудно. Но этой подготовки в том или ином формате избежать не удастся, поскольку одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является не только подготовка успешно социализированного выпускника, но и результат сдачи выпускниками ОГЭ.

Меня, как учителя обществознания, волнует то, как мои 9-е классы сдадут ОГЭ по обществознанию. Конечно, кроме учительского труда должен быть приложен труд ребёнка и труд родителей. Таким образом успех ученика на экзамене зависит: от учителя, контроля со стороны родителей и систематизированной работы ученика.

Мне, как и многим другим учителям обществознания, приходиться искать новые способы по подготовке учащихся к экзамену. В итоге используя и классические походы в плане подготовки выпускников, так и учитывая новые веяния, мне в определённой степени удалось сформировать свою систему подготовки к итоговой аттестации.

Для подготовки к экзаменам я использую следующие пособия и сайты: О.А.Котова, Т.Е.Лискова «Я сдам ОГЭ! Обществознание. Практикум и диагностика» ,М., Просвещение,2017, ОГЭ. Обществознание:  типовые экзаменнационные варианты: 30 вариантов / О.А.Котова, Т.Е.Лискова.-М.: Издательство «Национальное образование»,2021;

Данный курс создан авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов.

Отдельно хочу остановиться на использовании Методических рекомендаций для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ (ЕГЭ) 2018, 2019 года,т. к. использование этих материалов позволяет моим ученикам учиться на ошибках других. Здесь они видят наглядно, как нужно правильно выполнять задания второй части, и каких ошибок не следует допускать.

ФИПИ –открытый банк заданий по обществознанию-http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php; Сдам ГИА-Решу ОГЭ https://soc-oge.sdamgia.ru/ ).

Как же пополнить багаж знаний по предмету? Проведение консультаций помогает восполнить пробелы  знаний по той или иной теме.

В начале учебного  года  в 9-х классах  проводится  входная контрольная работа в форме ОГЭ, по ее итогам выявляются ученики, которые не справились с работой. Формируется т.н. «группа риска», с такой категорией учеников проводится дополнительная работа: консультации для всей группы и  индивидуальные консультации.

Начинаю свою работу с ознакомления  документов, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2021 года:

— кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;

— спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;

 — демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Остановлюсь подробнее на заданиях, которые требуют развернутого ответа и  вызывают трудности выполнения у  учеников.

 Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его

взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Пример: 1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества? (прошу учеников выделить в своих записях- экономическую сферу общества).

Государство; стратификация; прибыль; власть; издержки производства.

Выпишите соответствующие понятие и раскройте смысл любого одного из них.  

Алгоритм действий: 1.Разбираем критерии к решению задания 1.

2.Записываем в тетрадь пример решения подобного задания.

Ученики вспоминают  характерные черты и признаки экономической  сферы жизни общества и выбирают соответствующие понятия: прибыль, издержки производства. Делают запись в тетрадь.

А вот раскрыть смысл понятие сложнее. Для этого учениками  в течение года составляется словарик понятий.

Ученики выбирают понятие «прибыль», раскрывают его смысл.

Т.о. выполнив совместно одно задание, ученики самостоятельно могут работать над таким видом заданий, допуская минимум ошибок.

Задание 5,12 – умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Пример:

5.Рассмотрите фотографию.

Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи?

Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный

социальный опыт, сформулируйте два правила рационального

осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания

Алгоритм действий: (см.выше к заданию 1).

Всегда обращаю внимание учеников на условия задания, советую выделять термины, понятия, количество проверяемых элементов  и требования по пояснениям. Так ученики не упустят из виду все требования задания в условиях стрессовой ситуации, т.е экзамена.

Ученики записывают в тетрадь вид экономической деятельности, формулируют два правила и поясняют их.

Т.о. они отрабатывают навыки и умения для работы с таким видом заданий.

По аналогии с заданием№5, выполняется задание № 12.Но есть свои особенности: очень подробно учащимся объясняю, разбираю критерии оценивания этого  задания. Даю формулу:

а) сходство-предположение

б) различие-предположение (не претендую на истину в последней инстанции, но мои ученикам так проще запоминать). Дальше уже по выше указанному алгоритму: совместно решаем задание.

Пример: В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан  страны Z им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы вы сортировать ваш мусор?»

 Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

undefined

 

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется:
а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Возможно для взрослых очевидны многие вещи, но детям необходимо напомнить такие простые математические  правила о неравенстве, (больше и меньше.) Опять обращаю их внимание на вопрос задания и условия задания, советую использовать формулировки из задания.

Ученики исходя из логики задания делают следующую запись:

А) сходство- по 10% в 2009 г. и 2019 г. граждане скорее стали бы сортировать мусор-(предположение)-возможно это связано с тем, что есть те, кто не имеет четкой позиции по данному вопросу, но склоняются к наиболее «правильному»  ответу;

Б) различие- в 2009-5%,а в 2019-40% граждан уже сортируют мусор (рост в 8 раз)-(предположение)-вероятно, это связано с тем, что в государстве Z увеличилось число контейнеров для раздельного мусора и жители имеют возможность сортировать свой мусор.

Задание 6. Умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Пример: Задание 6. Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.?

Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

  И снова обращаю внимание ребят на количество вопросов в задании. Их два! И значит два   ответа на вопросы  должно содержаться в бланке ответов №2.

Можно   ответ  записать так:

Опасность данной ситуации состоит в том…(вариант развития событий)

Роман должен в данной ситуации…(дальше предлагаются различные варианты действий)

 Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями (задание 24).

Уже в V-VII классах учащиеся обучаются технологии работы с текстами, проблемными и творческими заданиями. Как на уроках обществознания, так и на уроках истории ученики пишут планы по пунктам учебника, отвечают письменно на вопросы к  параграфу. Тем самым  отрабатывая умения и навыки работы с текстом.  

 На консультациях каждый  раз обращаю их внимание на то, чтобы они не боялись выполнять задания 21-24.   Моя статистика результатов ОГЭ показывает, что работа с текстом и дает желаемые  баллы для успешной сдачи.  

 Итак, подводя итог, следует отметить, что системность в работе по подготовке к ОГЭ предполагает соблюдение следующих принципов: решение тестов высокого уровня сложности; работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос; умение выполнять задания в соответствии с разработанными алгоритмами; проводить анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения; постоянный тренинг в решении заданий; тренироваться в заполнении бланков ОГЭ.

Постоянная и целенаправленная работа и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успешно сдать ОГЭ по обществознанию и позволяет в системе работать над повышением качества образования в рамках реализации ООП.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).

В работе рассказывается о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

Система подготовки к ГИА по информатике. Из опыта работы учителя.

В статье описывается опыт работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Анализируя кодификатор  на предмет соответствия с учебными пособиями и примерной программой по информатике, можно гово...

Система подготовки к ЕГЭ по физике (из опыта работы)

Методические рекомендации по подготовке обучающихся  ЕГЭ (из опыта работы)...

Система подготовки к ОГЭ по математике (из опыта работы).

В статье рассматриваются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается учитель математики при подготовке  учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной ш...

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)

Система подготовки девятиклассников к итоговой аттестации (из опыта работы)...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...