Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах.
олимпиадные задания по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Шнайдер Андрей Александрович

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimp_-9-11_i_tur.doc764 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

2021–2022 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

I ТУР

9-11 классы

Уважаемый участник олимпиады!

Для выполнения заданий первого и второго туров у Вас есть 3 академических часа (120 минут).

Перед Вами 8 заданий первого тура муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Внимательно прочитайте текст заданий. Содержание ответа записывайте только на отдельных листах, предоставленных организаторами олимпиады, записи ведите чётко и разборчиво.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не  учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.        

Максимально возможное количество баллов за работу первого тура — 70 баллов.

Желаем успеха!

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное утверждение верно,

напишите «да», если считаете, что утверждение ошибочно, напишите «нет». Внесите

свои ответы в таблицу.

За каждое верно выбранное/невыбранное утверждение – 1 балл. Максимум за задание – 10 баллов.

  1. Авторитет – признание важности, значимости и влиятельности человека в определенном коллективе, обществе или социальной группе.
  2. Переход от «общества досуга» к «трудовому обществу» является общемировой тенденцией.
  3. Мораль возникла на основе жизненного опыта людей.
  4. Производственные кооперативы финансируются из государственного бюджета.
  5.  Принципом демократического судопроизводства является наличие института судебных приставов.
  6. Социальная роль – это определенное место, занимаемое личностью в обществе.
  7. Увеличение налогов на производителя снижает расходы потребителя.
  8. Унитарная форма государства лучше подходит для многонациональных стран.
  9. Политика – это борьба за завоевание, удержание и использование власти.
  10. В ходе НТР наблюдается увеличение занятости в сфере промышленности.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

2. Установите соответствие между предложенными элементами в первом и втором столбцах.

2.1. Установите соответствие между типами самостоятельности человека и их показателями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца и запишете получившуюся последовательность цифр.

За каждое верно выбранное соответствие – 0,5 баллов. Максимум за задание – 3 балла.

Типы самостоятельности человека

Показатели самостоятельности

А) экономическая

1) поступление в высшее учебное заведение

Б) социальная

2) способность совершать сделки, заключать договоры

В) политическая

 

3) допуск к участию в выборах

4) вступление в брак

5) проживание независимо от родителей

6) распоряжение деньгами независимо от других

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Таблица для записи ответов:

А

Б

В

2.2. Установите соответствие между элементами политической системы и её подсистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

За каждое верно выбранное соответствие – 1 балл. Максимум за задание – 5 баллов.

Элементы политической системы

Подсистемы

А) взаимодействие органов власти с органами местного самоуправления

1) функциональная

Б) политические традиции

2) коммуникативная

В) политическое учение

3) нормативная

Г) СМИ

4) культурно-идеологическая

Д) методы осуществления власти

5) институциональная

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Таблица для записи ответов:

А

Б

В

Г

Д

3. Впишите пропущенные обществоведческие понятия и имена мыслителей.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум за задание 4 балла.

-  Соблюдение религиозных норм поддерживается ___1____ в неизбежность кары за грехи, соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, соблюдение правовых норм обеспечивается _____2_____.

- Платон – «Государство»;  _____3_____-  «О духе законов»; _4___ – «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Таблица для записи ответов:

1

2

3

4

4. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, влекущие за собой возникновение правоотношений. Выпишите цифры, под которыми они указаны.

За каждый правильный ответ – 2 балла. Максимум за задание 6 баллов.

1) Молодой человек, ныряя в реку, порезал руку.

2) Бродячая собака укусила гражданина К.

3) Молодой человек утонул, купаясь в пруду.

4) Гражданка А. опоздала на работу.

5) У ботинок, купленных с рук, через месяц оторвалась подошва.

6) У молодых родителей родился первенец.

Ответ: ______________

Задание 5. Решите правовую задачу.

Супруги Иванов Андрей и Иванова Мария прожили в браке 8 лет. За время совместной жизни ими была куплена квартира, зарегистрированная на Андрея без выделения доли супруге.

При разводе у супругов возник спор о разделе данного имущества.

Куда они должны обратиться по этому вопросу?

Иванов А. в своем заявлении ходатайствовал о присуждении квартиры ему в полном объеме, в связи с тем, что квартира зарегистрирована на него, а кроме того он был единственным «кормильцем» (его супруга Иванова М. вела домашнее хозяйство и не работала).

Какими правовыми нормами будет руководствоваться данный орган при разрешении данного спора? Какое решение им будет принято? Предложите аргументированное решение с развернутым пояснением.

Максимум за задание – 10 баллов. Оценивается уровень аргументации, глубина пояснений.

Задание 6. Изучите изображение документа и ответьте на вопросы.

6.1. К какой отрасли права относится данный документ? На основании, каких признаков вы это определили?

6.2. Перечислите субъекты этих правоотношений.

6.3. Укажите любые 3 способа защиты прав. 

6.4. Назовите права, которые возникают по поводу обладания каким-либо имуществом либо по поводу его передачи одним лицом другому лицу.

6.5. Приведите два развернутых примера реализации таких прав.

Максимум за задание 11 баллов.

Задание 7. Решите экономическую задачу.

Понятие «ключевая ставка» была введена Банком России 13 сентября 2013 года. За последний год ключевая ставка несколько раз менялась (см. таблицу).  

Срок, с которого установлена ставка 

Размер ключевой ставки (%, годовых)

Документ, в котором сообщена ставка

с 13 сентября 2021 г.

6,75

Информационное сообщение Банка России от 10.09.2021

с 26 июля 2021 г.

6,50

Информационное сообщение Банка России от 23.07.2021

с 15 июня 2021 г.

5,50

Информационное сообщение Банка России от 11.06.2021

с 26 апреля 2021 г.

5,00

Информационное сообщение Банка России от 23.04.2021

с 22 марта 2021 г.

4,50

Информационное сообщение Банка России от 19.03.2021

с 27 июля 2020 г.

4,25

Информационное сообщение Банка России от 24.07.2020

1.Какую роль играет ключевая ставка в  денежно-кредитной политике  нашего государства?

2.С какой целью Центральный банк поднимает ключевую ставку?

3.Изменятся ли проценты по депозитам после повышения ключевой ставки? 4.Как изменятся проценты по кредитам в данной ситуации?

Дайте развернутый ответ по всем вопросам.

Максимум за задание – 12 баллов

Задание 8.  Решите социологическую задачу.

Рассмотрите инфографику, опубликованную Красстатом (Управлением Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю) о естественном движении населения Красноярского края за январь-сентябрь 2020 года.

1. На представленной выше инфографике отсутствует описание текущей ситуации о естественном движении населения. Какая тенденция прослеживается при её анализе?

2. Как называется политика государства, регулирующая естественное движение населения? Приведите ее цель.

3. Какие меры поддержки может оказать государство для изменения ситуации в стране? Приведите не менее 2х мер, затрагивающих разные сферы общественной жизни.

Максимум за задание 9 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах

Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...

Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах

Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...

Примеры олимпиадных заданий по обществознанию и праву 9 класс

Данные задания будут полезны учителям при подготовке к олипиадам по обществознанию и праву...

Примеры олимпиадных заданий по обществознанию и праву 10 класс

Данные задания будут полезны учителям при подготовке к олипиадам по обществознанию и праву...

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 7 классе.

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 7 классе....

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 8классе.

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 7 классе....

Работа с текстом при подготовке к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах.

Работа с текстом при подготовке  к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах....