« Религия как одна из форм культуры»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Татьяна Александровна Мосина
  1. Особенности религиозной веры.
  2. Роль религии в жизни общества.
  3. Религиозные организации и объединения.
  4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_temu_religiya_kak_odna_iz_form_kultury.docx54.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»                  

Дата:

Класс: 8

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

                                                                                        Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв

Цели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций; применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий религия, религиозное сознание, мировые религии, религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный конфликт; характеризовать признаки религиозного сознания; оценивать роль религии в жизни общества; анализировать основные идеи мировых религий; объяснять сущность принципа свободы совести; сравнивать светское и религиозное сознание.

Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Постановка проблемы .Решите кроссворд.

1.м

о

8.р

а

л

ь

2.о

б

щ

е

с

т

в

о

3.к

у

л

ь

т

у

р

а

4.п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5.и

г

р

а

6.л

и

ч

н

о

с

т

ь

7.о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

  1. Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.
  2. Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.
  3. Достижения людей в материальной и духовной жизни.
  4. Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.
  5. Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.
  6. Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.
  7. Они всегда там, где права.

!!! Найдите ключевое слово (религия)

3. Изучение нового материала.

 План.

  1. Особенности религиозной веры.
  2. Роль религии в жизни общества.
  3. Религиозные организации и объединения.
  4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Мы с вами начали изучение основных сфер жизни общества.

-Перечислите их.

-С какой сферой мы начали знакомство? (духовной)

-Что мы с вами уже изучили? (образование, совесть, наука, мораль…..)

-Что еще относится к этой сфере мы узнаем с вами на уроке.

3. Изучение нового материала

-Какие ассоциации вызывает у вас слово « религия» ? (Бог, вера, божество, христианство, крест, душа,  ислам, буддизм, пророк, духовенство, церковь, мечеть)

Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно 40 тыс. лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник  трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «Мнение» с. 95 спросить одного ученика с места).

Одни исследователи переводят это слово с латинского как «относиться с особым почтением», другие переводят слово «религия» как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

- ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (Записать в рабочем листе).

  1. Религия — это то, что должно быть чисто и святовоздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это и если есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние (Цицерон).
  2. Религия — это познание всех наших обязанностей как божественных заповедей (религия — это не просто взгляд на мир, а жесткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия) (И. Кант).
  3. Религия есть опиум народа. Религия есть самосознание человека, который или еще не обрел себя, или уже снова потерял себя (К. Маркс).

Исторические формы развития религии бывают:

  • Племенные Что мы о них знаем ?
  • Национальные Назовите их.
  • Мировые

-Перечислите мировые религии  (христианство, ислам, буддизм)

-Прежде чем мы перейдем с Вами к следующему пункту плана давайте заслушаем небольшие сообщения Ваших одноклассников, которые дома подготовились и сейчас хотят поделиться с нами нужной информацией, которая касается мировых религий. Сейчас мы предоставим слово нашим выступающим.

Выступление учащихся.

1. Особенности религиозной веры.

-А сейчас ребята, давайте поработаем в группах, при этом Вам разрешается негромко обсуждать вопросы и ответы.

I группа- прочитав текст учебника на с. 96 попробует обозначить «Особенности религиозной веры»

2. Роль религии в жизни общества. 

II группа- прочитав текст на с.97-98 обозначит задачи которые религия выполняет в обществе.

III группа- изучив дополнительный материал (10 заповедей) попробует ответить на вопросы текста.

(1 группа )

1.Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

2.Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

3.Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

(2 группа) Как Любой социальный феномен религия выполняет в обществе определенные задачи:

  1. Регулирует поведение людей в обществе- религиозные нормы диктует, как себя вести, вводят ограничения;
  2. Воспитывает человека- побуждает к развитию таких положительных качеств, как милосердие, доброта, умеренность;
  3. Отвечает на вечные человеческие вопросы о мироустройстве и предназначении человека;
  4. Снимает психологическое напряжение- верующие люди после совершения религиозных обрядов чувствуют облегчение, приток сил;
  5. Объединяет общество для решения  различных задач.

(3 группа)        Делая выводы можно говорить о том,  что любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

3. Религиозные организации и объединения

Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий лист)

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Найдите в учебнике на с.98, 99 текст характеризующий каждую из этих организаций.

1 ученик - Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

2 ученик - Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

-Какие черты характерны для секты: замкнутость, (обособленность, претензии на исключительность своей роли, абсолютная нетерпимость к инакомыслию)

3 ученик -Организация

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым воплощением) и носителем Абсолютной истины.

4. Свобода совести, свобода вероисповедания.

-Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны. Конституции РФ провозглашены: (ст.28)

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»

I -Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

II  -Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

III  (в толковом словаре) Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

Таблица  в тетрадь.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.

IV. Рефлексия 

-Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал.

Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя».

Наш урок подходит к концу, заполните оценочную таблицу в вашем буклете.

V. Домашнее задание и выставление оценок:  § 12 читать, отв. На вопр.

Решите кроссворд.

1.

8.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

      1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

      2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

      3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.

      4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

      5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

      6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

      7.Они всегда там, где права.

Решите кроссворд.

1.

8.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

      1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

      2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

      3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.

      4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

      5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

      6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

      7.Они всегда там, где права.

Решите кроссворд.

1.

8.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

      1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

      2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

      3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.

      4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

      5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

      6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

      7.Они всегда там, где права.

Решите кроссворд.

1.

8.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

      1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

      2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

      3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.

      4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

      5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

      6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

      7.Они всегда там, где права.

Решите кроссворд.

1.

8.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

      1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

      2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

      3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.

      4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

      5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

      6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

      7.Они всегда там, где права.

Решите кроссворд.

1.

8.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

      1.Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

      2.Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

      3.Достижения людей в материальной и духовной жизни.

      4.Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

      5.Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

      6.Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

      7.Они всегда там, где права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Религия как одна из форм культуры

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.  Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.  Раскрыть смысл свобо...

Религия,как одна из форм культуры.

Презентация к уроку обществознания по учебнику Боголюбова....

Урок обществознания. 8 класс.Религия как одна из форм культуры

Презентация к уроку обществознания 8 класс  "Религия как одна из форм культуры" (учебник под редакцией Л. Боголюбова)...

Религия как одна из форм культуры

урок обществознания по теме "Религия как одна из форм культуры"...

Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"

Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....

Религия как одна из форм культуры

Материал предназначен для урока обществознания в 8 классе по учебнику Боголюбова....

«Религия как одна из форм культуры»

МетоМетодическая разработка  имеет назначение как для проведения урока Обществознание по теме « Религия как одна из форм культуры» так же может быть использована для проведения классного часа в п...