Наука в обществе
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Татьяна Александровна Мосина

В чём же заключается специфика научного познания

Каковы общественные функции науки
Как соотносятся наука и мораль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nauka_v_obshchestve.docx117.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока "Наука"

  

Говоря об основных чертах информационного общества, вы уже отмечали особую роль научного знания для этого этапа развития

Говоря об основных чертах информационного общества, вы уже отмечали особую роль научного знания для этого этапа развития. Профессия учёного становится все более массовой. Может быть, и кто-то из вас планирует профессионально заниматься научными исследованиями.

В чём же заключается специфика научного познания? Каковы общественные функции науки? Как соотносятся наука и мораль? На эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.

Особенности научного познания

Наукой называют специализированную познавательную деятельность человека, целью которой является получение новых знаний о мире, и саму систему этих знаний.

Чем же отличаются научные знания от прочих? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся с тем, как люди получают информацию об окружающем мире.

Выделяют две формы познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/obsch8/12-nauka.files/image001.jpg

Легко можно догадаться, что в первом случае имеется в виду получение информации с помощью органов чувствзрения, слуха, обоняния, осязания, чувства вкуса. Предметы воздействуют на них и вызывают ощущения, которые воспринимаются мозгом. Чувствительность органов чувств у разных людей разная, она может повышаться в результате тренировки. Например, обычный человек воспринимает 3 – 4 оттенка чёрного цвета, а профессиональный художник – до 40.

Но полностью доверять тому, что мы ощущаем, нельзя: наши органы чувств могут нас обманывать.

    https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/obsch8/12-nauka.files/image002.jpg          

Например, карандаш, погружённый в стакан, наполовину наполненный водой, кажется сломанным. Посмотрите на эти стрелы, какая из них вам кажется длиннее, первая или вторая? На самом деле, они одинаковы.

Название второй формы познания – рациональное – происходит от латинского слова «rationalis» – разумный.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/obsch8/12-nauka.files/image004.jpg

Рациональное познание основано на способности нашего мозга сравнивать объекты и явления, выделять общее и различия, формировать понятияПонятие – это важнейшая форма мышления. В нём отображаются знания о главных свойствах предмета. Овладение понятиями позволяет нам ориентироваться в той или иной сфере жизни.

Например, собаки бывают разными: большими и маленькими, лохматыми и гладкошерстными, добрыми и очень кусачими. Но вы легко отличите любую собаку от кошки или скажем, медведя. Потому что ещё в раннем детстве овладели понятием «собака», то есть знаете, какие свойства присущи любому из этих симпатичных животных.

В обыденном познании человек использует различные формы постижения окружающего мира без какого-либо обоснованного плана или замысла, не задумываясь, как именно он это делает. Познание подчинено решению жизненно-практических задач. Наши мысленные выводы, увы, не всегда являются истинными.

Наука же основывается на выработке и применении особых средств и методов исследования. Для получения надёжных данных учёные используют организованные наблюдения, точные измерения. Особую роль в научном познании играет эксперимент, во время которого изучаемый предмет помещают в специально созданные условия, которые позволяют строго контролировать все изменения, повторять наблюдения и измерения.

На основе полученных данных формулируются теорииТеории позволяют описать строение объекта (атома, гена, денег, человека), объяснить, как он функционирует и спрогнозировать, какие изменения могут с ним произойти.

Цель науки – получить объективно истинные знания, подтверждаемые на практике. Но это не так-то просто.

Во-первых, предметы и явления сами по себе очень сложны. Во-вторых, они могут изменяться.

Вы все с первого класса знаете, что 2 + 2 равняется четыре. Но если мы сольём два литра воды и два литра спирта, то в результате получим не 4, а 3,8 литра смеси.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/obsch8/12-nauka.files/image005.jpg

Вот ещё пример: всем доподлинно известно, что вода кипит при температуре 100 градусов Цельсия. Однако всем известно и то, что в горах со снижением атмосферного давления температура кипения воды изменяется.

Получается, что объективная истина может и должна уточняться, что она годится лишь для определенных условийМысль, верная в одном случае, может в другое время и в другом месте становится заблуждением. Наши знания о мире, в том числе и научныеотносительны, то есть неполные и неточныеПолные и точные знания о мире можно назвать абсолютной истиной. Это – цель, к которой стремится наука, но никогда не сможет достичь. Не потому, что люди не в состоянии что-то познать, а потому, что мир бесконечен и неисчерпаем, а значит, бесконечны и знания о нём. 

Значение науки в жизни общества

Главной задачей науки в современном обществе можно считать получение новых, истинных знаний о мире, выработку способов и методов получения таких знаний. Не менее важной является та роль, которую играет наука в формировании мировоззрения людейнаучной картины мира.

Научные знания не являются достоянием одних лишь учёных. Они имеют большое значение для всех сфер общественной жизни.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/obsch8/12-nauka.files/image006.jpg

Наука создаёт предпосылки для повышения производительности труда за счёт применения новой техники и технологий, освоения новых и экономии ранее освоенных ресурсов, создания новых производств. Наука существенно влияет на социальную жизнь в обществе: возрастает спрос на одни профессии и сокращается на другие, изменяется социальный статус различных слоёв населения, появляются новые возможности для общения и обмена информацией.

Большое влияние наука оказывает и на политику. Эффективное управление обществом должно опираться на научную основу.

С другой стороны, все сферы жизни общества воздействуют на науку. От состояния образования зависит приток в науку новых исследовательских кадров. Уровень развития экономики влияет на финансирование научных проектов и на внедрение достижений науки в производство. Государство может поддерживать одни направления в науке и сворачивать другие, если сочтёт их неперспективными.

Этические проблемы науки

Призвание науки – действовать во благо людей. В этом состоит её гуманистическая функция. Достижения науки широко внедряются не только в экономику, но в повседневную жизнь. Вопрос о том, насколько они безопасны для людей, должен постоянно стоять перед исследователями.

В качестве примера можно привести историю дихлордифенилтрихлорметилметана или попросту ДДТ, дуста. Это химическое средство борьбы с насекомыми-вредителями было впервые синтезировано еще в 1873 г.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/obsch8/12-nauka.files/image007.jpg

В 1948 г. швейцарскому химику Паулю Мюллеру была вручена Нобелевская премия по медицине за то, что он доказал способность ДДТ уничтожать насекомых-возбудителей опасных болезней. По сей день не создано более сильного обеззараживающего средстваДуст спас миллионы человеческих жизней.

В январе 1944 года с помощью ДДТ была предотвращена эпидемия тифа в Неаполе. Это была первая в мире эпидемия тифа, переносимого вшами, которую удалось остановить. В Индии благодаря ДДТ в 1965 году ни один человек не умер от малярии, тогда как в 1948 погибло 3 млн. человек.

Таким образом, мир быстро приобрёл положительный опыт применения ДДТ. Этот опыт стал причиной быстрого роста производства и применения этого препарата.

Но в 60-х – 70-х годах ХХ века дуст был запрещён к применению во многих странах мира, в том числе Европе и СССР. Оказалось, что ДДТ обладает высокой устойчивостью к разложению. В результате, попадая в окружающую среду, дуст, так или иначе, попадает в пищевую цепь. ДДТ способен накапливаться в значительных количествах сначала в растениях, а затем и в теплокровных животных, в том числе и в человеческом организме. Расчёты учёных  показали, что на каждом звене пищевой цепи происходит увеличение содержания ДДТ в 10 раз. Не смотря на отказ от применения ДДТ большинством стран, распространение этого вещества в окружающей среде очень велико. Так, дуст был выявлен в Антарктике, в тысячах километрах от ближайших мест применения этого химиката.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/obsch8/12-nauka.files/image008.jpg

ДДТ изначально создавался ради блага человечества. Что же говорить о последствиях создания оружия массового уничтожения? После взрывов в Хиросиме и Нагасаки многие учёные, в том числе и те, которые так или иначе участвовали в его создании, обратились с призывом отказаться от применения атомного оружия в военных целях. Но военные и политики далеко не всегда готовы принимать в расчет мнение ученых.

Так должен ли учёный отвечать за последствия своих открытий? Это сложная этическая проблема, которая не имеет однозначного решения. Попробуйте сформулировать и аргументировать свою позицию по этому вопросу.

Можно назвать и другие нравственные проблемы, которые приходится решать исследователям.

·        Имеет ли право первооткрыватель считать себя монопольным владельцем полученного знания, или оно должно свободно становиться общим достояниям ради прогресса науки?

·        Должен ли учёный до конца отстаивать свои научные убеждения или иметь мужество отказаться от них, если обнаружиться их ошибочность?

·        Можно ли умолчать об отдельных полученных результатах, которые противоречат сформулированной исследователем теории, если большинство фактов её подтверждают?

·        Что делать, если научные выводы вступают в противоречие с мнением авторитетных учёных, сильных мира сего или официальной политикой государства?

Вы видите, что учёный, как и любой человек, стоит перед нравственным выбором. Поиск истины не может осуществляться вне связи с моральными принципами и нормами.

Попробуем кратко ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

·        Специфика научного познания заключается в том, что его целью является получение нового, объективно истинного знания о миреоткрытие законов, по которым развивается этот мир.

·        Наука использует особые средства и методы исследования.

·        Основные общественные функции наукипознавательная, мировоззренческая, производственно-практическая.

·        Поиск истины не может осуществляться вне связи в моральными принципами и нормами.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/obsch8/12-nauka.files/image009.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Российское образование, наука и общество:приоритеты и императивы развития"

Статья опубликована в сборнике Международной заочной научно-практической конференции "Наука, образование, общество: тенденции и перспективы", Москва, АР-Консалт, 2013 год. Сайт конференции: co2b.ru. В...

Зачем нужно знать науки об обществе и человеке?

Тема урока: Зачем нужно изучать науки об обществе и человеке?Цели: образовательная – знакомство учащихся с общественными науками;развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять ...

Зачем нужно знать науки об обществе и человеке?

Цели: образовательная – знакомство учащихся с общественными науками;развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти зн...

1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...

Сборник статей по материалам республиканской научно-исследовательской конференции "Наука, культура, общество: региональные проблемы и перспективы" для обучающихся СПО

Сборник научно-исследовательских статей  по материалам конференции "Наука, культура, общество: региональные проблемы и перспективы"...

Благодарность Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ "Наука - для человека. Наука - для общества"

Благодарность Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ "Наука - для человека. Наука - для общества"...

Диплом "Наука - для человека. Наука - для общества"

Диплом "Наука - для человека. Наука - для общества"...