Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10 класс)
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_9._sotsiologiya_.docx | 1.13 МБ |
test_9_2sotsiologiya.docx | 223.18 КБ |
test_9.3_sotsiologiya.docx | 516.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
|
| ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
А. Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических и культурных связей различных государств. Б. Современные народы стремятся сохранить своё этническое своеобразие в процессе интеграции. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
А. Социальные конфликты вызваны несовпадением интересов. Б. Завершение конфликта всегда связано с его благополучным разрешением. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
|
|
|
- Верны ли следующие суждения о разрешении социальных конфликтов?
А. Конструктивным способом разрешения общественных конфликтов являются переговоры.
Б. Завершение конфликта всегда означает его разрешение.
1)
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
А. Одна из возможных социальных ролей подростка –– покупатель в магазине. Б. Подростки могут исполнять не все социальные роли, свойственные взрослым. | ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
- Что является примером моральной нормы?
1)
Чистить зубы нужно 2 раза в день.
2)
Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.
3)
На новоселье первой в квартиру должна зайти кошка.
4)
Нельзя бросать друга в трудной жизненной ситуации.
| ||||||||||||
|
- Термины «традиции», «обычаи» используются в первую очередь для раскрытия понятия
1)
социальная структура
2)
социальная роль
3)
социальное неравенство
4)
социальные нормы
| ||||||||||||
| ||||||||||||
А. Социальная структура общества –– это совокупность связей и отношений между социальными группами. Б. Социальная структура отражает внутреннее строение общества. | ||||||||||||
|
- Какая социальная роль типична для старшеклассника?
1)
военнослужащий по призыву
2)
избиратель
3)
производитель
4)
Потребитель
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Конструктивным способом разрешения социальных конфликтов являются переговоры. Б. Необходимым условием разрешения конфликта является готовность сторон отстаивать свои интересы. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. В основе конфликта лежит противоречие интересов. Б. Целью конфликта может быть защита своих прав. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
А. Этнические группы объединяют общий язык и культура. Б. Этнические группы объединяют людей одной профессии.
| |||||||||||||
| |||||||||||||
А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят уважение прав этнических меньшинств. Б. В современном мире межэтнические конфликты могут возникнуть из-за территориальных споров. | |||||||||||||
| |||||||||||||
А. Участниками социального конфликта могут быть значительные по численности группы и общности. Б. Любой социальный конфликт приводит к разрушительным для общества последствиям. | |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую –– порядковые номера черт отличия. |
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
А. Социальной ролью называют ожидаемое поведение личности, связанное Б. Все социальные роли человека определены при его рождении.
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
А. Все социальные нормы охраняются силой государства. Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне. Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни.
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
А. Причиной социального конфликта может быть отсутствие полной информации по какому-либо вопросу. Б. Социальные конфликты различаются по количеству вовлечённых в них сторон и остроте противостояния. | |||||||||||||
| |||||||||||||
А. Племена, народности, нации –– это виды этносов. Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и общее гражданство. | |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
А. Отклоняющееся поведение связано с несоблюдением общественных норм. Б. Одна из причин отклоняющегося поведения человека –– негативное влияние ближайшего окружения. | |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Выполнение социальных норм обеспечивается исключительно силой общественного мнения. Б. Социальные нормы регулируют жизнь общества. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Примером политического конфликта является судебное разбирательство спора двух фирм о восстановлении права собственности на нежилое помещение. Б. Примером экономического конфликта является проведение чемпионата мира по футболу. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Причиной социального конфликта может стать территориальный спор. Б. Примером экономического конфликта является конфликт между работниками предприятия и его администрацией по поводу улучшения оплаты труда. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Стремление сторон до последнего отстаивать свои взгляды –– одна из причин социального конфликта. Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для участников и общества в целом. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Стремление сторон до последнего отстаивать свои взгляды –– одна из причин социального конфликта. Б. Социальные конфликты традиционно приводят к изменению социального статуса участников конфликта. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Конфликт между родителями и детьми всегда имеет политический характер. Б. Забастовка работников той или иной отрасли является примером социального конфликта. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
К какому типу может быть отнесена семья Петровых в зависимости от численного состава? | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Под социальной ролью понимают образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в конкретном обществе. Б. Любые социальные роли неформальны по своему характеру. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Социальный конфликт может носить скрытый характер. Б. Социальный конфликт может возникнуть тогда, когда люди не желают считаться с интересами друг друга. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Отклоняющееся поведение людей всегда причиняет ущерб общественному порядку. Б. Отклоняющимся называют поведение, выходящее за рамки социальных норм. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Умение сглаживать конфликты –– пример отклоняющегося поведения. Б. Преступление –– пример отклоняющегося поведения. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. К малым группам относят этнические общности. Б. Социальные группы, чья деятельность определяется нормативными документами, называются формальными. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Каждый индивид может входить в несколько социальных групп. Б. В больших социальных группах возможны личные контакты между всеми членами. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Социальные нормы призваны придавать общественной жизни стабильность и предсказуемость. Б. К социальным нормам относится право и мораль. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Социальные нормы призваны регулировать поведение человека в обществе. Б. Мораль и право являются социальными нормами. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные отклонения от нормы. Б. Причиной отклоняющегося поведения человека может стать плохое влияние его ближайшего окружения. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Отклоняющееся поведение формируется под воздействием социальной среды. Б. Противоправность –– главный признак любого отклоняющегося поведения. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Социальные конфликты помогают каждому из участников раскрыть свои цели и ожидания. Б. Разрешение конфликта нередко предполагает переход к взаимовыгодному сотрудничеству сторон. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Социальная структура общества включает в себя слои, классы, этносы. Б. Социальная структура общества меняется в связи с экономическим развитием общества. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят особенности характера человека, его восприятие мира, жизненных целей. Б. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят влияние ближайшего социального окружения, условия жизни человека. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Проявления отклоняющегося поведения бывают негативные и позитивные. Б. Отклоняющееся поведение нарушает только моральные нормы. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Выполнение социальных норм обеспечивается исключительно силой общественного мнения. Б. Социальные нормы регулируют жизнь общества. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Причиной социального конфликта является столкновение интересов различных участников общественной жизни. Б. Социальные конфликты имеют только отрицательные последствия. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Отклоняющееся поведение может проявляться в необычных увлечениях. Б. Отклоняющееся поведение всегда связано с преступными деяниями. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны. Б. Отклоняющимся называют только противоправное поведение. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
А. Союз мужчины и женщины, состоящих в зарегистрированном браке, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство, называют семьёй. Б. Члены семьи связаны общим бытом, моральной и правовой ответственностью. | |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
В развитии конфликта различают несколько этапов: возникновение конфликтной ситуации, развитие или разрастание конфликта, окончание или завершение конфликта. Влияние конфликтов на отдельных людей и общество в целом крайне разнообразно. Так, конфликт позволяет разрядить психологическую напряжённость в отношениях противоборствующих сторон. Существование таких «громоотводов» помогает индивидам сбросить психологическое напряжение и стимулирует положительные изменения в отношениях. Кроме того, конфликт помогает участникам лучше осознать свои и противостоящие им интересы, выявить общие проблемы, приспособиться друг к другу. В ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга, выявляются возможности сотрудничества. Конфликт может способствовать предотвращению застоя, послужить источником развития личности (постановки новых целей, изменения ценностных ориентаций и т. д.). Но социальные конфликты нередко носят негативный, разрушительный характер. Например, они порождают состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему взаимосвязей, разрушить социальные общности и групповое единство. (По материалам интернет-издания)
|
23. В молодёжной баскетбольной команде возник конфликт. Между несколькими игроками сложились неприязненные отношения. Вскоре в конфликт были втянуты другие члены коллектива. В итоге трём игрокам пришлось уйти, а затем распалась и вся команда. Приведите положение текста, которое иллюстрирует этот пример. Укажите любые два возможных разрушительных последствия социального конфликта. |
Назовите любые три положительных влияния конфликта на индивидов и общество в целом, рассмотренные в тексте. |
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
24. На основе текста, используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, сформулируйте четыре правила поведения участников конфликта, способствующие скорейшему его разрешению. |
|
В семье ребёнок усваивает моральные ценности и нормы поведения. Когда ребёнок живёт в счастливой, крепкой и здоровой семье, он обычно развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребёнок ориентирован определённым образом на своё будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Учёные выявили пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплочённости в семье. Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья –– это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребёнка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье, кажется детям неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, способствует возникновению отклоняющегося поведения у детей. Иногда бывает очень трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения. (С.С. Фролов, текст адаптирован)
|
Что автор называет конфликтом норм и ценностей? Используя содержание текста, объясните, как конфликт норм и ценностей связан с отклоняющимся поведением. |
Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые два института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности. |
Существует мнение, что отклоняющееся поведение отдельных людей никак не влияет на жизнь общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения. |
Как воспитание в благополучной семье связано с «ориентацией ребёнка на своё будущее»? (Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения.) |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
| |||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Всё руководство домашним хозяйством было в руках женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт зерну, сену, соломе, муке… Весь скот и вся домашняя живность находилась под присмотром женщины. Под её неусыпным надзором было всё, связанное с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Женщина отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве… Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, т.е. земельного общества, семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто во всяком деле имел не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причём открыто, при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <…> благоразумно не участвовали в них. (По В.И. Белову)
|
Назовите три проявления формального главенства мужчины в семье, описанные в тексте. |
Укажите два признака, по которым описанную в тексте семью относят к патриархальному (традиционному) типу. |
Назовите любые две функции семьи, описанные в тексте. Укажите любые две другие функции семьи. |
Существует мнение, что в современном обществе семья утрачивает своё значение в жизни человека. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения. |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
| ||||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать –– природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный. Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям –– это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным –– нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе –– срыв, конфликт. Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг. (По Н.Я. Соловьёву)
|
Существует мнение, что семья сегодня утрачивает своё значение |
Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей. |
Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребёнку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения. |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остаётся неиспользованным. |
| |||||||||||||||
|
Результаты исследования, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
| ||||||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опроса двух групп опрошенных (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
| |||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
В начале XX века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наёмного труда (менеджеры, юристы, бухгалтеры и банковские работники, преподаватели школ и вузов, врачи и др.), которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса. Среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация как представителя «социальной середины». Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Основной среди них является функция социального стабилизатора: добившись определённого места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе. В сфере экономических отношений средний класс играет роль экономического донора – не только как производитель огромной части доходов общества, но и как крупный потребитель, инвестор и налогоплательщик. В культурной сфере средний класс является хранителем и распространителем ценностей, норм, традиций и законов общества. Именно средний класс поставляет кадры чиновников и управленцев разного ранга – как для государственного аппарата, так и для бизнеса. Деятельность гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса. (По материалам интернет-энциклопедии)
|
Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами социальную мобильность представителей среднего класса. |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Автор отмечает ведущую роль среднего класса в деятельности гражданского общества. Выскажите два предположения о причинах подобной активности среднего класса. |
В тексте указано, что среди учёных постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Сформулируйте любые два вопроса, которые могут вызвать споры. |
Какие две группы критериев выделения среднего класса названы в тексте? |
Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму. Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы. Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны различные способы неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать. Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т.е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи. (По П. Бергеру)
|
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Друзья обвинили Ивана в непорядочности и отказались в дальнейшем общаться с ним. Какие нормы в данном случае стали основой социального контроля? Поясните свое мнение. |
Приведите два собственных аргумента в поддержку того, что любому обществу необходим социальный контроль. |
Какой смысл автор вкладывает в понятие «социальный контроль»? Какие два больших круга социального контроля названы в тексте? |
Какую особенность контроля в круге семьи привёл автор? Как он обосновал эффективность такого контроля? Приведите два примера социального контроля в круге семьи и (или) ближайших друзей. |
В современном обществе семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также функции семьи. Патриархальная семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом, которым обычно пользовался традиционный глава семьи. Формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю). В семейном праве современных западных обществ всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можно говорить о семье демократического типа. Произошло также существенное изменение экономической функции семьи –– сдвиг от производства к потреблению. Патриархальная семья была и хозяйственной единицей, участвующей в производстве. В современном обществе производственная функция семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из её древней производственной роли… По оценкам ряда социологов, происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Её всё шире начинает осуществлять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению её роли в обществе. Другие исследователи указывают на сохранение за семьёй других важных функций. (Адаптировано по материалам интернет-издания)
|
Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи. |
В тексте приводится утверждение ряда социологов о том, что сокращение общественно значимых функций семьи приводит к уменьшению её роли в обществе. Согласны ли Вы с этим выводом? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. |
Какие функции семьи изменились, по мнению авторов, в современном обществе? (Назовите две функции.) |
Ученик М., приводя на уроке пример семьи расширенного типа, назвал семью, состоящую из супружеской пары и их детей. Учитель посчитал этот ответ неправильным. Что следует знать для отнесения семьи к данному типу? Приведите положение текста, которое помогло Вам ответить на вопрос. |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Мы видим, что население расслаивается на множество разнообразных коллективов. Каждый человек оказывается членом множества групп. Но очевидно, изучать все отдельные группы, начиная с какого-нибудь «общества любителей фотографии», нет возможности. Не все группы, далее, имеют одинаково важную историческую роль. От политики и поведения «общества любителей фотографии», насчитывающего пять человек, ничто не изменится: не будет ни революции, ни свержения государственной власти, не зависит от него и поведение населения; иное дело –– такая группа, как государство, которое к тому же стремится влиять на поведение населения. Не останавливаясь на подробностях, наиболее важными группировками населения мы должны признать те, которые при прочих равных условиях: 1) охватывают большее число членов; 2) наиболее организованы; 3) наиболее солидарны внутри. Такими наиболее важными группировками населения нашего времени мы должны считать группы: 1) семейно-родственные; 2) государственные; 3) расовые; 4) языковые; 5) профессиональные; 6) имущественные; 7) религиозные и др. Население любой культурной страны распадается на семейные коллективы. Семьёй называется группа, представляющая, с одной стороны, союз супругов, с другой –– союз родителей и детей. Хотя каждая семья обнимает небольшое число членов, но так как семейств множество, то в целом семейная группировка охватывает огромное число членов. Семья –– организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка людей является очень важной. Важной она является и потому, что характер семейного уклада, характер семейной организации в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп и судьбу самого населения. Какова семья народа, таковой будет и историческая судьба самого народа. Семья является той средой, куда каждый человек попадает с момента рождения. Семья –– первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья –– первый скульптор, который формирует ум, волю, характер ребёнка. Влияния семьи мы (за весьма редкими исключениями) избегнуть не можем. (По П.А. Сорокину)
|
Назовите любые две группы, членом которых Вы являетесь. Поясните, какое влияние на Вашу жизнь оказывает каждая из них. |
Почему, по мнению автора, нет смысла изучать все социальные группы? По каким трём критериям автор выделяет заслуживающие изучения социальные группы? |
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами влияние государства на «поведение населения». |
Используя текст, укажите любые две причины, которые определяют в обществе особую роль семьи. |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. | |||||||
|
Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык. Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы. Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений. (По П.А. Сорокину)
|
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
В ходе дискуссии было высказано утверждение о том, что профессия определяет имущественное положение человека. Согласны ли Вы с этим утверждением? Приведите два обоснования (аргумента) своего мнения. |
Какие пять видов расслоения общества названы в тексте? |
В ряде городов мира создаются этнические землячества. Как с опорой на текст можно объяснить данное явление? Предположите, какие преимущества получают люди, живущие в таких этнических кварталах. |
Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека? |
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них —— классы). У каждой такой группы есть свои представления о том, какие черты общественной жизни наиболее важны, что хорошо и что плохо в жизни и в существующих порядках, а также о том, в каких направлениях должны меняться сложившиеся условия. То есть у социальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, подчас непримиримые. Совокупность социальных групп —— это социальная структура. И дело не в перечне групп, а в совокупности их жизненных проблем, сходствах и отличиях их интересов. При этом одна часть населения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая —— другими, третья —— третьими. Таким образом, отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры. Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений таких групп. Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнёрства, союзы, компромиссы, забастовка, гражданская война, гражданское согласие, пикет, гражданское неповиновение, мирная инициатива и другие. (По Н. А. Волгину)
|
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
|
Социологи отмечают, что большинство представителей так называемого базового слоя (значительной части рабочих, крестьян) наиболее высоко ценят стабильность и порядок в обществе. А представители среднего класса на первый план выдвигают общественные возможности для проявления инициативы и самостоятельности. Какой отличительный признак социальной группы иллюстрируют эти данные? Приведите положение текста, которое помогло Вам ответить на вопрос. |
Какие признаки социальных групп указаны в тексте? (Приведите три признака.) |
В тексте приводятся различные формы взаимоотношений социальных групп. Выделите из этого перечня формы, которые направлены на сближение интересов отдельных групп, и назовите четыре из них. Проиллюстрируйте примером любую из названных форм. |
Как связаны понятия «социальная группа» и «социальная структура»? Приведите два положения текста, отражающих эту связь. |
С древнейших времён человечество состоит из различных этносов. Географическая (природная) среда –– важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет, прежде всего, на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая предметами быта. Так климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур. Характерные особенности географической среды оказывают также определённое, чаще косвенное, влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается, прежде всего, в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов, связанные с условиями его обитания. Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в сознании людей в виде представлений о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или географических названий (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Учёные спорят о степени влияния природной среды на развитие этносов. Одни считают это влияние очень значимым и во многом определяющим. Другие доказывают, что влияние этого фактора, включая и материальную сторону жизни, экономику, сейчас сравнительно невелико. (Адаптировано по кн. Ю. Бромлея и Р. Подольного)
|
На какие стороны жизни народа, по мнению авторов текста, влияет природная среда? (Укажите три стороны.) |
Назовите и проиллюстрируйте примером любые три признака этноса. |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
|
Известно, что у народов тропического пояса нет обрядовых праздников, связанных с сезонными циклами земледельческих работ. В то же время народы умеренных широт издревле отмечали начало весеннего сева, осенний праздник урожая и т.п. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении. |
Какие основные признаки этноса как социальной группы приведены в тексте? (Назовите четыре признака.) |
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.
| |||||||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.
| |||||||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
| |||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
| |||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
| |||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
| |||||||||||||||||||||
|
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||
|
Но семья не только уменьшилась в своём количественном составе. Изменились правовые основы семейных отношений, а также изменились функции семьи. На одном полюсе мы обнаружим патриархальную семью Древнего Рима, в которой отец имел неограниченную власть, простиравшуюся вплоть до власти над жизнью и смертью каждого из членов семьи. На другом полюсе мы обнаружим семейное право современных западных обществ, в котором всё большее внимание уделяется независимым правам каждого члена семьи, включая детей, и можем говорить о семье демократического типа. Произошло также существенное изменение экономической функции семьи —— сдвиг от производства к потреблению. В прежние времена семья была единицей, участвующей в общественном производстве. Это справедливо в отношении и крестьянина, и ремесленника, и лавочника. Такая производственная функция семьи практически исчезла. Технологическое производство вытеснило семью из её древней производственной роли… По оценкам ряда социологов происходит «сжатие» и образовательно-воспитательной функции семьи. Её всё шире начинает осуществлять система дошкольных и школьных учреждений. Сокращение общественно значимых функций семьи, по мнению этих социологов, приводит к уменьшению её роли в обществе. Другие исследователи указывают на сохранение за семьёй других важных функций. (Адаптировано по кн. П. Бергер, Р. Коллинз)
|
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
|
Ученик М., приводя на уроке пример семьи расширенного типа, назвал семью, состоящую из взрослых и нескольких детей. Учитель посчитал этот ответ неполным. Что ещё следует знать для отнесения семьи к данному типу? Приведите фрагмент текста, который помог Вам ответить на вопрос. |
В тексте рассматриваются две пары семей различных типов. Укажите эти пары. |
Опираясь на текст и используя обществоведческие знания, укажите главную причину, которая привела к ослаблению производственной роли семьи. В чём конкретно выражается ослабление этой роли? (Приведите два проявления). |
В тексте приводится утверждение ряда социологов о том, что сокращение общественно значимых функций семьи приводит к уменьшению её роли в обществе. Согласны ли Вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. |
Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в настоящее время, довольно часто применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые её регулируют. Да и нет смысла оформлять в нормативных правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которые очень успешно применяются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений. В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг, принятых в бизнес-сообществе. Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера. (По материалам энциклопедии для школьников)
|
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. |
На основе текста приведите любые три характеристики обычая как самой древней формы права. |
Сотрудник крупной фирмы по секрету рассказал своему другу о подготовке руководством фирмы серьёзного контракта. Информация попала в прессу. Это в определённой мере снизило эффект неожиданности от заключения этого контракта, на который рассчитывало руководство фирмы. Какие нормы нарушил сотрудник? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам ответить на вопрос. |
Приведите три конкретных примера современных правовых обычаев, опираясь на текст и знание курса. |
Какие причины формирования правовых обычаев указывает автор? (Приведите на основании текста две причины.) |
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
| |||||||||||||||
|
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""
Цели урока:1. Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2. Формирование компетенции...
презентация для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Блок "Социология"
Межнациональные отношения...
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию...
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию...
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию...
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию...
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Тесты по социологии для подготовки к ОГЭ по обществознанию...