ОГЭ по обществознанию
тест по обществознанию (9 класс)

Бешукова Лариса Вадимовна

Тренировочные материалы ОГЭ обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_variant_2.docx83.29 КБ
Файл obshchestvo_variant_3.docx108.9 КБ
Файл obshchestvo_variant_4.docx71.82 КБ
Файл obshchestvo_variant_1.docx102.53 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 1

1.Какая сфера общественной жизни регулирует отношения власти, организацию

 управления обществом?

1) духовная    2) политическая     3) экономическая    4) социальная

2.Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности

1) практической   2) художественной    3) трудовой    4) познавательной

3. Никита — юноша невысокого роста, но крепкого телосложения, от природы смуглый, спокойный, сообразительный. Всё это характеризует Никиту как

1) индивида   2) личность    3) друга    4) индивидуальность

4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

5. Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере

1) науки     2) искусства     3) религии    4) образования

6. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Образование, в отличие от других форм (областей) культуры, формирует личность.

Б. В основе образования лежат культурные традиции конкретного общества.

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль    2) труд     3) налоги      4) зарплата

8. Понятия «акцизы», «таможенная пошлина», «антимонопольное законодательство»

характерны для

1) государственного регулирования экономики   2) функционирования фондового рынка

3) развития кредитования                                        4) финансирования бизнеса

9. Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как в целях улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует

1) технический прогресс                         2) рост инфляции  

3) падение спроса                                   4) монополизацию экономики

10. Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?

 Предприятия различных форм собственности должны

А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.

Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.

1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

11. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) общими увлечениями                                  2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами      4) совместным ведением хозяйства

12. В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры

1) социально-территориальной              2) социально-классовой

3) профессиональной                              4) возрастной

13. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.

Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.

1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

14. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

1) Правительство                                  2) Совет безопасности  

3) Федеральное Собрание                    4) Общественная палата

15. В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. Каков политический режим страны Z?

1) тоталитарный      2) демократический      3) авторитарный       4) федеративный

16. Верны ли следующие суждения о государстве?

 А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории.

Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом.

1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

17. Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) систематическое опоздание на работу                  2) безбилетный проезд в автобусе

3) переход улицы в неположенном месте                 4) распространение наркотиков

18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума                     2) Правительство РФ  

3) Совет Федерации                              4) Общественная палата

19. Несовершеннолетнего Петра приняли на работу ночным сторожем. Какая норма законодательства, регламентирующего труд несовершеннолетних, была нарушена?

 1) На тяжёлых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.

2) Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, которым они имеют право воспользоваться в удобное для них время.

3) Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 16 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки.

4) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в период с 22 до 6 часов.

20. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие.

Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов.

1) верно только А    2) верно только Б     3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

21. Сергей — ученик 9 класса. Помимо учёбы большое место в его жизни занимают компьютерные игры, которым он отдаёт много свободного времени. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания — учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) построена на замещении реальных предметов условными

2) имеет определённые мотивы и цели

3) ведёт к усвоению предметных областей знания

4) даёт возможность овладеть новыми умениями

Черты сходства

Черты различия

22. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Характеристики общества                                                      Типы общества

А) сословная структура общества                                  1) традиционное

Б) массовое промышленное производство                    2) индустриальное

В) решающая роль промышленников и

    бизнесменов в социальной жизни

Г) господство сельского хозяйства в

    экономическом производстве

Д) основывается на приоритете личных

    интересов над коллективными

Е) имеет классовую структуру общественной

     стратификации

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

23. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 (А) Каждый возраст хорош по-своему. (Б) Подростковый возраст — переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. (В) Также в это время происходит развитие личности человека.

 Определите, какие положения текста

 1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

24. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как вы думаете, зачем в наше время люди уезжают из своей страны за границу на длительный срок?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=625

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Считают, что люди уезжают за границу на длительный срок в поисках заработка, более четверти опрошенных граждан.

2) Считают, что граждане уезжают за границу учиться, больше опрошенных, чем создать семью.

3) Не видят в своей стране возможностей для самореализации очень небольшое число опрошенных.

4) Считает, что люди уезжают попутешествовать и посмотреть мир, каждый третий опрошенный.

5) Считают, что люди уезжают в поисках лучшей жизни и что они уезжают в поисках стабильности, одинаковое число опрошенных.

25. В 2000, 2005 и 2009 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: От чего в большей степени зависит благополучие человека? Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=621

 

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В общественном мнении преобладает убеждение, что достичь благополучия человек может только при определенном общественном устройстве.

2) За 9 лет произошли существенные изменения в оценке различных факторов, влияющих на благополучие людей.

3) Число сторонников лозунга «человек — сам кузнец своего счастья» со временем не меняется.

4) Понятие «справедливое общественное устройство» большинством опрошенных толкуется одинаково.

5) Население заинтересовано в усилении вмешательства государства в различные сферы жизни общества.

  

Часть 2

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

 

(По кн. Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92−93)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

28. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора)

29. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.

30. Л. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

31. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

№ п/п

Правильный ответ

1

2

2

4

3

4

4

3

5

2

6

2

7

2

8

1

9

1

10

2

11

4

12

1

13

1

14

3

15

1

16

3

17

4

18

2

19

4

20

4

21

2413

22

122122

23

211

24

13

25

13

26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) зависимость стереотипа поведения этноса от его уровня развития;

2) нормы взаимоотношений внутри этноса;

3) факторы, влияющие на формирование отдельных этносов;

4) динамика изменения поведения этноса.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Критерии оценивания выполнения задания

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ

Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ

Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

27. В ответе должны быть указаны:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Критерии оценивания выполнения задания

Даны правильные ответы на три вопроса

2

Даны правильные ответы на любые два вопроса

1

Дан правильный ответ на один любой вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

28. В ответе могут быть указаны следующие факторы:

1) географическая среда;

2) традиции;

3) взаимоотношения с соседями;

4) культурные воздействия;

5) религия.

Критерии оценивания выполнения задания

Правильно названы четыре основания

2

Правильно названы любые два-три основания

1

Правильно названо одно основание.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

29. В ответе должны быть указаны, что динамизм стереотипа поведения — это скорость изменения обрядов, обычаев и норм. Примеры:

1. Российское крестьянство почти тысячу лет использовало общинную организацию проживания, но за короткий срок Столыпинской аграрной реформы основы крестьянской общины были разрушены.

2. Изменение орудий труда в традиционном обществе протекало очень медленно, в индустриальном обществе этот процесс резко ускорился.

Могут быть приведены и другие примеры.

Критерии оценивания выполнения задания

Приведены позиция автора  и два примера

3

Приведены два примера

2

Приведён один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

30. В ответе должны быть указаны (черта: нормы отношений своего этноса считаются единственно правильными).

Цитата: «Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...»

Критерии оценивания выполнения задания

Правильно приведена цитата текста, высказано и пояснено предположение

2

Правильно приведена цитата текста, высказано предположение.

ИЛИ Высказано и пояснено предположение

1

Правильно приведена только цитата текста.

ИЛИ Только высказано предположение.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

31. В ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту точки зрения. что этнос развивается по законам природы: влияние географической среды через общение человека с кормящей его природой:

1) темный цвет кожи и курчавые волосы африканцев;

2) суровые природные условия и бедность земель повлияли на воинственность норманнов.

В опровержение:

1) кровная месть у народов Кавказа — традиция;

2) многоженство у арабов.

Могут быть приведены и иные аргументы.

Критерии оценивания выполнения задания

Дан правильный ответ, приведены два обоснования (аргумента)

2

Дан правильный ответ, приведено одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведённых двух обоснований (аргументов)

1

Дан только правильный ответ.

ИЛИ Приведено только одно обоснование (аргумент).

ИЛИ Дан неправильный ответ при любом количестве аргументов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2



Предварительный просмотр:

Часть 1

1. Общество в широком смысле слова означает

1) естественную среду обитания человека

2) группу людей, объединённых общими интересами

3) стадию исторического развития народа

4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем

2. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие

1) индивид    2) талант    3) способности    4) личность

3. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) купание верующих в проруби в праздник Крещения

2) покупка гражданами одежды из искусственного меха

3) открытие выставки художников-маринистов

4) создание сети национальных парков и заповедников

4. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек – социальное существо, многие его качества формируются только во взаимодействии с обществом.

Б. При рождении каждый человек обладает определёнными задатками, из которых при благоприятных условиях могут развиться способности.

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

5. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

1) хозяйственную   2) религиозную    3) семейную    4) политическую

6. Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?

А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.

Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.

1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

7. К основным факторам (ресурсам) производства относится

1) капитал    2) торговля     3) цена     4) спрос

8. К косвенным налогам относится

1) налог на прибыль   2) акциз     3) подоходный налог      4) налог на имущество

9. Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против

1) крупных предприятий                       2) предприятий-монополистов

3) акционерных предприятий               4) частных предприятий

10. Верны ли следующие суждения?

А. В условиях рыночной экономики невозможно существование государственной собственности.

Б. Государственная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

11. Что из перечисленного является значимым признаком для определения социальной структуры общества?

1) познавательные интересы людей                     2) особенности характера людей

3) умственные способности людей                      4) уровень образования людей

12. Родители учат сына: «Если при встрече тебя спросили: "Как дела?", — это не означает, что нужно подробно о них рассказывать». Так родители рассказывают сыну о правилах

1) религии    2) морали     3) этикета   4) науки

13. Верны ли следующие суждения об этносах?

 А. Племена, народности, нации — это виды этносов.

Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.

1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

14. Что является формой непосредственного народовластия?

1) выборы   2) многопартийность    3) референдум      4) парламентаризм

15. В стране Z король получает власть по наследству. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная — правительством, формируемым партиями, победившими на парламентских выборах. Также действуют независимые судебные органы. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z — это

1) президентская республика                          2) федеративная республика

3) абсолютная монархия                                 4) конституционная монархия

16. Верны ли суждения об участии граждан в политике?

 А. Референдум — один из способов участия граждан в принятии решений по важнейшим вопросам общественного устройства.

Б. Митинги и демонстрации являются формой влияния граждан на власть.

1) верно только А    2) верно только Б   3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

17.  Среди приведённых примеров противоправного поведения административным проступком является

1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом акте

2) невыполнение фирмой условий заключённого договора

3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах

4) дача свидетелем ложных показаний в суде

18. Что отличает конституцию от других правовых актов?

1) письменная форма                                              2) высшая юридическая сила

3) обращение ко всем гражданам                          4) поддержка силой государства

19. Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права

1) трудового        2) административного       3) уголовного         4) гражданского

20. Верны ли следующие суждения о семейном праве?

 А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.

Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.

1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

21. На уроке учитель рассказывал о различных политических организациях. Сравните два типа политических организаций: политические партии и общественно-политические движения. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия

1) Выражают интересы определённых социальных групп.

2) Стремятся к завоеванию власти и к участию в её осуществлении.

3) Не имеют фиксированного членства.

4) Выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни.

Черты сходства

Черты различия

22. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Наказание                                                                    Вид правонарушения

А) судимость                                                             1) преступление

Б) выговор                                                                 2) проступок

В) лишение свободы

Г) предупреждение

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.

 (А) По данным социологических исследований, мужчины стали больше времени уделять семейным обязанностям. (Б) Мужчины нередко берут на себя даже уход за младенцами. (В) Такое поведение мужчин способствует укреплению семьи.

 

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты       2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

24. В стране X в течение нескольких лет были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, куда должны направляться сверхприбыли, полученные от высоких цен на нефть?» Результаты опросов приведены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=630

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Постоянно растет число граждан, считающих необходимым направлять эти средства на борьбу с бедностью.

2) Сократилось количество граждан, считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство.

3) Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования.

4) Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии.

5) Уменьшилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных долгов.

25. В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=616

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Научное знание мало связано с обыденными представлениями людей.

2) Достижения науки неизвестны значительной части населения.

3) Научное знание слабо применимо в повседневной жизни человека.

4) Многие люди недооценивают значение научного знания.

5) Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.

Часть 2

Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы...

Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

 Марков Б. В. «Философская антропология». — СПб., 1997.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расцениваются две стороны человеческой сущности каждой из групп наук? Назовите два положения.

28. Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, доказывающему утверждение автора относительно этих трёх видов знания.

29. Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру. Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом? Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.

30. Автор называет философию в качестве примера гуманитарных наук. Назовите не менее двух других гуманитарных наук. Чем гуманитарные науки отличаются от общественных (социальных)? Назовите не менее трёх общественных наук.

31. Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по одному примеру наличия в человеке этих двух проявлений — природного и разумного.

№ п/п

Правильный ответ

1

4

2

4

3

4

4

3

5

2

6

3

7

1

8

2

9

2

10

2

11

4

12

3

13

1

14

3

15

4

16

3

17

3

18

2

19

4

20

3

21

1423

22

1212

23

112

24

15

25

14

26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Природное и разумное в человеке

2) Различия между дисциплинами, изучающими человека

3) Разум как объединяющее начало различных наук

4) Человек — высшее существо в природе

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Критерии оценивания выполнения задания

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ

Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ

Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

27. 1. Названы две группы наук: разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками.

2. Приведены два положения об оценке человеческой сущности:

а) Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение.

б) Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы.

Критерии оценивания выполнения задания

Правильно указаны две группы и приведены два положения.

2

Правильно указаны только две группы.

ИЛИ

Правильно приведены только два положения об оценке человеческой сущности.

1

Приведено только одно отличие.

ИЛИ

Приведено только одно положение.

ИЛИ

Приведено одно отличие и одно положение.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

28. Могут быть приведены следующие примеры:

1. Философия: многие философы называли человека «венцом творения» благодаря наличию у него разума и способности рационально мыслить.

2. Религия: согласно библейскому преданию, человек создан по образу и подобию Бога, что ставит его выше остальных созданий.

3. Биология: вершиной эволюции живого на Земле явился человек, который, в отличие от всех других живых организмов, не приспосабливался к окружающей его среде, а приспосабливал её к своим потребностям.

Могут быть приведены иные примеры.

Критерии оценивания выполнения задания

Правильно указаны три примера.

2

Правильно указаны два примера.

1

Указан один пример.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

29. В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Названа проблема: экологическая.

2. Приведены два примера с объяснениями, например:

а) В современном мире активно действуют различные международные организации, целью которых является защита диких животных от истребления человеком.

б) Во многих странах законодательством предусмотрено установление очистных сооружений на промышленных предприятиях, что снижает загрязнение человеком окружающей среды.

Элементы ответа могут быть приведены в иных формулировках.

Критерии оценивания выполнения задания

Дана проблема, приведены два примера с объяснениями.

3

Дана проблема, приведён один пример с объяснениями.

ИЛИ

Приведены два примера с объяснениями.

ИЛИ

Дана проблема, приведены два примера без объяснений.

2

Дана проблема, приведён один пример.

ИЛИ

Приведены только два примера.

ИЛИ

Приведён один пример с объяснениями.

1

Дана проблема.

ИЛИ

Приведён один пример без объяснений.

ИЛИ

Ответ неверный.

Максимальный балл

3

30. В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1. Приведены другие гуманитарные науки, например, филология, психология.

1. Указано отличие между гуманитарными и общественными науками: гуманитарные науки изучают человека и его духовный мир, общественные — общество в целом.

2. Приведены примеры общественных наук: социология, экономика, политология.

Могут быть приведены иные примеры.

Критерии оценивания выполнения задания

Указано отличие, приведены два примера гуманитарных наук и три примера общественных наук.

2

Указано отличие, приведены два примера гуманитарных наук.

ИЛИ

Указано отличие, приведены три примера общественных наук.

ИЛИ

Отличие не указано, приведены два примера гуманитарных наук и три примера общественных наук.

1

Отличие не указано, приведено менее двух примеров гуманитарных наук и трёх примеров общественных наук.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

31. Примеры:

1. Природное — наличие физиологических потребностей у каждого человека, то есть потребностей в пище, сне и т. д.

2. Разумное — человек может оценить с помощью разума возможность удовлетворения в данный момент этих

потребностей.

Могут быть приведены иные примеры.

Критерии оценивания выполнения задания

Приведены два примера.

2

Приведён один пример.

1

Не приведены примеры.

ИЛИ

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2



Предварительный просмотр:

Часть 1

1.В отличие от природы, общество

1) обусловлено деятельностью человека            2) находится в постоянном развитии

3) состоит из взаимосвязанных элементов         4) является частью материального мира

2.Формирование личности происходит под влиянием

1) природных способностей                                2) собственных убеждений

3) социального окружения                                  4) природного окружения

3. Какое из приведённых суждений характеризует человека как личность?

1) Сергей быстро устаёт во время утренней пробежки.

2) Валя обладает красивым голосом.

3) Володя стремится быть первым во всех делах.

4) У Лены светлые волосы и голубые глаза.

4. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.

Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

5. Науку от других форм (областей) духовной культуры отличает

1) доказательность теоретических положений

2) особая значимость субъективного восприятия мира

3) отражение мира в художественных образах

4) ориентация на представления о добре и зле

6. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

7. Вид косвенного налога, взимаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к этой цене

1) налог на доходы физических лиц                   2) таможенный сбор

3) акциз                                                                  4) дивиденд

8. Что относится преимущественно к экономической сфере общества?

1) потребление духовных ценностей                2) распределение материальных благ

3) создание правовых норм                               4) обмен культурными достижениями

9. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

1) традиционной                                             2) рыночной

3) командной                                                   4) смешанной

10. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

 А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Недостаточность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А  2) верно только Б   3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

11. Что отличает семью от других малых групп?

1) единые предпочтения в одежде                     2) непосредственные личные контакты

3) организация совместного быта                      4) совместное проведение досуга

12. Примером какой социальной нормы является выражение «платье невесты должно быть белым»?

 1) моральной     2) традиции     3) религиозной     4) эстетической

13. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

 А. Один из способов преодоления межнациональных конфликтов — развитие диалога культур.

Б. Одной из причин межнациональных конфликтов являются межнациональные споры.

1) верно только А  2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

14. Какой признак отличает политическую партию от других институтов политической системы общества?

1) общеобязательный характер принимаемых решений        

2) наличие устава

3) отсутствие фиксированного членства  

4) борьба за достижение государственной власти

15. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что

1) сложилась многопартийная система

2) парламент формируется на основе всеобщих выборов

3) отдельные территории имеют свои законодательные органы

4) народ является единственным источником власти

16. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

 А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

17. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

1) семейное право                                2) административное право  

3) трудовое право                                4) гражданское право

18. Правительство РФ

1) разрабатывает и принимает законы

2) управляет федеральной собственностью

3) утверждает судебные решения

4) решает вопросы предоставления гражданства

19. Несовершеннолетнего Петра приняли на работу ночным сторожем. Какая норма законодательства, регламентирующего труд несовершеннолетних, была нарушена?

1) На тяжёлых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.

2) Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, которым они имеют право воспользоваться в удобное для них время.

3) Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 16 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки.

4) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в период с 22 до 6 часов.

20. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?

А. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

Б. Президент РФ утверждает военную доктрину РФ.

1) верно только А   2) верно только Б  3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

21. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) наступает только за совершённое преступление

2) применяется компетентными органами государства

3) строго регламентируется нормами права

4) влечёт судимость гражданина

Черты сходства

Черты различия

22. Установите соответствие между проявлениями общественной жизни и сферами общества. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) выборы депутатов муниципального собрания

Б) рост числа бракосочетаний

В) открытие международного кинофестиваля

Г) финансирование учреждений науки и культуры

Д) трансляция праздничного богослужения

Е) проведение благотворительной акции для сирот

Ж) теледебаты кандидатов в президенты

 

1) экономическая сфера

2) политическая сфера

3) социальная сфера

4) духовная сфера

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 

(А) В ходе социологического опроса было установлено, что 55% опрошенных являются сторонниками официальной регистрации брака. (Б) При этом более трети опрошенных связывают нежелание официально регистрировать брак с недостаточной привязанностью мужчины и женщины друг к другу. (В) Вызывает опасение позиция значительной доли молодёжи о том, что в браке у супругов больше ответственности, обязательств, чем при совместном проживании без официальной регистрации брака.

 Определите, какие положения текста

 1) отражают факты

2) выражают мнение

 Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. 

А

Б

В

 

24.  странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».

 

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=594

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Среди опрошенных страны Z доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, больше доли тех, кто относится к ним с опасением.

2) Среди опрошенных страны Y суммарная доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, меньше доли тех, кто относится к ним с опасением.

3) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Y выше, чем в стране Z.

4) В стране Z только четверть опрошенных доверяют правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан.

5) Равные доли опрошенных страны Y не доверяют правоохранительным органам и относятся к ним с опасением.

25. Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=598

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.

2) Молодёжь страны Z имеет возможность оказывать помощь, приносить пользу в различных сферах общественной жизни.

3) Девушек особенно волнуют проблемы защиты окружающей среды.

4) Большинство опрошенных не готовы оказывать безвозмездную помощь.

5) Участие в профессиональных объединениях не очень привлекательно как для юношей, так и для девушек.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 

По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.

 

(Волков Ю.Г, Добреньков В.И. и др.)

27. Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией.

28. Автор называет изменения, происходящие в подростковом возрасте, революционными. Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.

29. С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.

30. На уроке обществознания Михаил высказал предположение, что старшие члены семьи не оказывают значительного влияния на становление личности подростка. Однако не все одноклассники Михаила согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в приведённом тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

31. Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

№ п/п

Правильный ответ

1

1

2

3

3

3

4

3

5

1

6

4

7

3

8

2

9

3

10

2

11

3

12

2

13

3

14

4

15

3

16

1

17

4

18

2

19

4

20

3

21

2314

22

2341432

23

112

24

245

25

235

26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) превращение подростков в реальную социальную категорию;

2) содержание подросткового периода;

3) проблемы несформировавшейся личности;

4) влияние сверстников и членов семьи на подростка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27. В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) специальные юридические уложения;

2) прекращения выполнения детьми значимой экономической функции;

3) обязательно посещение школы;

4) законы о детском труде.

28. В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:

1. Подростки неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе.

2. Основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности.

29. В правильном ответе должны быть приведены объяснения, например:

1) значимость для общества проблемы формирования личности подростков;

2) общество волнует проблема негативного влияния извне на подростков;

3) в современном обществе приобрели особую остроту различные системы ценностей подростков и взрослых.

Могут быть приведены иные объяснения.

30. В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1. Ответ на вопрос: вторая точка зрения — родители и старшие члены семьи влияют на становление личности подростка.

2. Фрагмент текста: «Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях» ИЛИ «Исследования позволяют предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков».

31. В правильном ответе могут содержаться следующие элементы:

1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией.

2. Два аргумента (объяснения) в подтверждение своей позиции.

В случае согласия может быть указано, что:

а) круг друзей часто складывается из людей, близких к семье;

б) выбор друзей происходит на базе ценностей, заложенных в семье.

В случае несогласия может быть указано, что:

а) в подростковом возрасте часто выбирают друзей из противоречия родителям;

б) круг интересов подростков подвержен расширению и изменению, часто у подростков появляются друзья с совсем иными взглядами, чем у их родителей.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).



Предварительный просмотр:

Часть 1

1. Что относится к глобальным проблемам человечества?

1) кризис перепроизводства                     2) глобализация мирового хозяйства

3) загрязнение окружающей среды         4) переход в постиндустриальную фазу развития

2. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

1) духовные потребности                        2) социальные потребности

3) физиологические потребности          4) потребности в безопасности

3. Какой из примеров иллюстрирует позитивное влияние общества на природу?

1) строительство атомной электростанции        

 2) принятие экологического законодательства

3) сброс сливных вод в Темзу в Лондоне 19-го века

4) вырубка лесов для расширения пашенных земель

4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

1) верно только А     2) верно только Б    3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

5. Что относится к точным наукам?

1) математика     2) физика     3) биология     4) история

6. Верны ли следующие суждения о свободе совести?

А. Свобода совести — это конституционная обязанность гражданина иметь определённые убеждения.

Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.

1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

7.Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в определённый период времени и по определённым ценам, называется

 1) спрос    2) специализация   3) прибыль    4) предложение

8. Что из перечисленного ниже непосредственно влияет на размер заработной платы работника в условиях рынка?

1) семейное положение                                         2) стоимость потребительской корзины

3) стабильность цен на товары и услуги             4) квалификация и трудолюбие

9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.

2) В стране гарантирована свобода предпринимательской деятельности.

3) Между предприятиями существуют договорные отношения.

4) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.

10. Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?

 А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.

Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.

1) верно только А     2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

11. В современных западных странах наиболее распространена семья

1) многопоколенная    2) малая (нуклеарная)     3) патриархальная      4) неполная

12. В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры

 1) социально-территориальной        2) социально-классовой

3) профессиональной                         4) возрастной

13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальные статусы подразделяются на предписанные и достигаемые.

Б. Человек может обладать разными статусами.

1) верно только А    2) верно только Б      3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

14. Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности    2) Общественная палата    3) Совет Федерации      4) Верховный Суд

15. Организация Z провела свой учредительный съезд и приняла программу действий. Какая информация позволяет судить о том, что данная организация является политической партией?

1) В состав организации вошли владельцы легковых автомобилей.

2) Организация заявила о том, что её цель — получить места в парламенте и правительстве.

3) Лидером организации стал известный журналист.

4) Члены организации разработали свои эмблему и гимн.

16.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.

1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

17.Какая отрасль права регулирует имущественные и личные неимущественные права граждан?

1) трудовое право     2) административное право     3) уголовное право      4) гражданское право

18. Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является

1) Федеральное Cобрание Российской Федерации

2) Конституционный суд Российской Федерации

3) Прокуратура Российской Федерации

4) Правительство Российской Федерации

19. Пётр заключил договор с фирмой о поставке книжного шкафа, однако в указанный срок фирма не доставила шкаф. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) административного    2) гражданского     3) трудового      4) уголовного

20. Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

1) верно только А     2) верно только Б      3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

21.На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные) религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 1) неотъемлемая часть культуры одного народа

2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций

3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира

4) вера в сверхъестественные силы

Черты сходства

Черты различия

22. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

           Правила поведения                                                                                  Виды социальных норм

А) При встрече знакомых младший                                                        1) правила этикета                                    

должен первым приветствовать старшего.                                2) обычаи

Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают

монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания.

В) При входе в помещение мужчина должен пропустить

 женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь.

Г) На празднике Масленицы принято сжигать

соломенное чучело и печь блины

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 (А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты      2) выражают мнения

А

Б

В

 

24. Социологический центр, изучающий особенности гендерного поведения современных мужчин и женщин, провёл опрос группы выпускников российских вузов. Цель опроса — выяснить, какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6724

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Большинство юношей и девушек считают, что умение уступить партнеру важно воспитывать в современных мальчиках.

2) Более половины опрошенных юношей считают важным воспитание покорности у девочек.

3) Менее половины опрошенных девушек считают актуальным воспитание готовности к подчинению в современных мальчиках.

4) Равные доли девушек и юношей считают важным воспитание готовности к подчинению у обоих полов.

5) Юноши склонны чаще требовать готовности подчиняться от девочек, чем от мальчиков.

25. В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=629

Какой из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифру, под которым он указан.

1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.

2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.

3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.

4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.

5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.

Часть 2

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Демократия в политической жизни современного общества является результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.

Демократия также одновременно представляет собой состязательную систему, обеспечивающую честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей. Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.

Остановимся на проблеме выработки и принятия решений в демократическом обществе. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях — в определённое время и в определённом месте, по поводу определённых вопросов и для определённых людей.

Примерами подобных ситуаций могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию.

 

(Адаптировано по ст. Дж.Дж. Стура)

27. Результатом развития какого политического процесса автор считает демократию? Приведите в подтверждение слов автора собственное пояснение, опирающееся на знание курса.

28. Какие две стороны демократии как системы выделяет автор? Сформулируйте иное известное Вам из курса определение демократии.

29. Опираясь на знания курса, назовите две характерные черты демократического пути принятия решения и проиллюстрируйте одну из них конкретным примером.

30. В одной из неформальных молодежных групп установлен жёсткий закон: любой участник, который не согласен с распоряжениями лидера, наказывается. Его могут исключить из организации, объявить бойкот и т.д. Как Вы думаете, является ли подобная организация демократической? Дайте аргументированный ответ на вопрос, подтвердив его цитатой из текста.

31. Автор подчеркивает, что одной из важнейших сторон демократии является состязательность и честная конкуренция участников. Сформулируйте два аргумента (объяснения) в обоснование этого вывода.

№ п/п

Правильный ответ

1

3

2

4

3

2

4

3

5

1

6

2

7

4

8

4

9

2

10

3

11

2

12

1

13

3

14

3

15

2

16

3

17

4

18

4

19

2

20

1

21

2413

22

1212

23

112

24

235

25

1

26.В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым частям текста и отражать основную идею каждой части.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) демократия как согласование интересов;

2) демократия как состязательная система;

3) принятие решений в демократическом обществе;

4) вопросы, по которым принимаются решения демократическим путем.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Критерии оценивания выполнения задания

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ

Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ

Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

27. Ответ должен содержать следующие элементы:

1) процесс, в котором были бы согласованы интересы всех;

2) пояснение авторских слов: в демократическом обществе должны быть услышаны все, решения должны приниматься в интересах большинства граждан, с их ведома.

 Пояснение может быть приведено в иных, близких по смыслу формулировках.

Критерии оценивания выполнения задания

Правильно указан процесс, приведено пояснение

2

Правильно указан только процесс.

ИЛИ Приведено только пояснение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

28. В ответе должны быть элементы:

1. Две стороны демократии:

а) демократия — состязательная система, обеспечивающая честную конкуренцию конфликтующих интересов;

б) демократия — система организации общественного обсуждения, призванная вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели;

2. Определение демократии:

«Демократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод».

Определение демократии может быть приведено в иных, близких по смыслу формулировках.

Критерии оценивания выполнения задания

Правильно указаны две стороны демократии, приведено определение

2

Правильно указаны только две стороны демократии.

ИЛИ Правильно указана одна из сторон демократии, приведено определение.

ИЛИ Приведено только определение

1

Правильно указана только одна сторона.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

29. В правильном ответе должны быть элементы:

1. Две характерные черты демократического пути принятия решений, например:

а) отражение в принимаемых решениях мнений и настроений большинства граждан;

б) широкое обсуждение проектов политических решений и законопроектов в общественных организациях и средствах

массовой информации;

в) гласность и открытость процесса разработки и принятия решений;

г) учёт при принятии решений противоречивых позиций и взглядов.

2. Пример: в школе все важнейшие решения о программах, ведении курсов по выбору, организации летнего отдыха школьников принимаются советом школы, куда входят и ученики, и педагоги, и родители.

Могут быть приведены иные верные черты, иной пример.

Критерии оценивания выполнения задания

Названы две черты, одна из которых проиллюстрирована примером

3

Названы только две черты.

ИЛИ Названа одна черта, приведён один пример

2

Названа только одна любая черта.

ИЛИ Приведён только пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

30. В правильном ответе должны быть элементы:

1. Аргументированный ответ на вопрос, например: организация не является демократической, так как в ней решения принимаются без учёта интересов большинства участников, рядовые члены организации бесправны и безгласны.

Может быть дан другой ответ на вопрос. Ответ на вопрос без развёрнутого пояснения, аргументации не засчитывается при оценивании.

2. Фрагмент текста: «В той мере, в какой любая из … организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию» ИЛИ «Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели».

Критерии оценивания выполнения задания

Дан правильный ответ на вопрос, приведён фрагмент текста

2

Дан только правильный ответ на вопрос.

ИЛИ Приведён только фрагмент текста

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

31. В правильном ответе должны быть сформулированы два аргумента (объяснения), например:

1) без состязательности участников есть вероятность, что утвердится не наиболее правильная точка зрения, а позиция самого влиятельного лица;

2) каждая из выдвигаемых точек зрения должна быть в равной мере доведена до сведения общества, у граждан должна быть возможность их оценить и высказаться, только так возможно демократическое управление.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Критерии оценивания выполнения задания

Сформулированы два аргумента (объяснения)

2

Сформулирован один аргумент (объяснение)

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...