Обществознание 6 класс.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.
план-конспект урока по обществознанию

Кирьянова Ирина Сергеевна

для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме облака для каждого учащегося.

   

Ход урока

1

Орг момент

2

Вступительное слово учителя.

Ребята, мир, в котором мы живём, сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Этому будет посвящён урок - практикум.

Ситуативный практикум

  1. Упражнение

Учитель предлагает учащимся назвать хотя бы одно конфликтное слово на каждую букву алфавита ( А – агрессия,  Г – гнев, Р – разрыв, С – ссора,  Д –   драка,  К – клички, С – сплетни, О – оскорбление, О – обида и т. Д. ) и записывает слова на доске. После  этого просит учащихся объяснить, что означают эти слова.

  1. Упражнение «Разожми кулак»

Работа в парах. Один сжимает кулак, другой должен его разжать разными способами. Затем учащиеся меняются ролями. Всё упражнение происходит по сигналу звонка.

 В конце делается вывод: из всего класса нашли правильный подход к собеседнику, разжав  кулак договорившись. Значит, и в отношениях нужно искать правильный выход из создавшейся ситуации

  1. Упражнение  « Облака».

Ребята, закройте глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднимите руку те,  кто никогда никого не обзывал обидным словом.  Результаты опроса известны только учителю.

На партах у вас лежат листки, вырезанные в форме  облака. Я прошу каждого из вас написать обидное слово, сказанное вам.

Теперь я соберу облака, и прикреплю  их на кружок, который символизирует солнце.

 Что может сейчас произойти?  (на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце).

Расскажите ребята, что вы чувствовали, когда вас обозвали, и что вы сделали в ответ обидчику. (Наиболее типичные реакции записываются на доску  в две колонки).

Действия                                                                   Чувства

Я просто отошёл в сторону.                           Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться.                   Я хотел ударить обидчика.

Ребята, найдите выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной (нужно попросить извинения, Я не хотел тебя обидеть, прости», « Я был не прав», «Давай помиримся»)

Предлагаю детям выбрать любой цвет из предложенных четырёх (таким образом, дети делятся на 4 группы и рассаживаются)

  1. Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений

1группа - знакомство,

2 группа - приятельство,

3 группа - деловые отношения,

4 группа - неформальные отношения.

2. Составьте словесный потрет одного из членов группы так, чтобы три другие группы, могли догадаться о ком идёт речь.

3. Составьте схему «Малые группы в нашем классе». Для этого представь графически, сколько малых групп по разным основаниям можно выделить в классе (например: тёзки; те, у кого одинаковое отчество; любители кошек или собак; любители шахмат и т. п.; приятели). Каждую группу изобрази на схеме и стрелками покажи, как они связаны между собой. Придумай, как на этой схеме отметить своё место в каждой из групп, в которые ты входишь.

4. Часто в общении люди используют условные языки, например язык цветов, язык смайликов и т. п. Составь словарик таких невербальных (без помощи слов) средств общения.

        

Давайте прочитаем, изучим в группах и обсудим правила выхода из конфликтных ситуаций, которые лежат у вас на партах: 

  1. Говори только о своих чувствах, а не о промахах других (например, «Опять, бессовестный, ты вернулся домой с прогулки  поздно». А если: «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома!»)
  2. Говори чётко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.
  3. « Уход от проблемы». Если ты понимаешь, чтобы ты не сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь, кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.
  4. Научись слушать собеседника! Внимательно слушать кого – то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.
  5. Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ предотвратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы:  «Мне  очень жаль, что так вышло, извини!», « Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»
  6. Переговоры. « Давай обсудим ситуацию».
  7. Отложи обсуждение. Иногда решить  конфликтную ситуацию помогает время. Лучше немного успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы: « Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра», « Я тороплюсь, давай встретимся после обеда и всё обсудим».
  8. Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров.  Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: « Я сделаю это, а ты сделай вот это», « Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».
  9. Привлеки посредника. Это означает попросить кого – то, кто не участвует в конфликте,  помочь вам.

Итог

А сейчас, группой оформите памятку «Учимся жить без конфликтов».

                Памятка «Учимся жить без конфликтов»

  1. Не говорите сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.
  2. Если вам предстоит сказать что – то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента,  «встать на его место».
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

         

  Приложение

     

  1. Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений

1группа - знакомство,

2 группа - приятельство,

3 группа - деловые отношения,

4 группа - неформальные отношения.

2. Составьте словесный потрет одного из членов группы так, чтобы три другие группы, могли догадаться о ком идёт речь.

3. Составьте схему «Малые группы в нашем классе». Для этого представь графически, сколько малых групп по разным основаниям можно выделить в классе (например: тёзки; те, у кого одинаковое отчество; любители кошек или собак; любители шахмат и т. п.; приятели). Каждую группу изобрази на схеме и стрелками покажи, как они связаны между собой. Придумай, как на этой схеме отметить своё место в каждой из групп, в которые ты входишь.

4. Часто в общении люди используют условные языки, например язык цветов, язык смайликов и т. п. Составь словарик таких невербальных (без помощи слов) средств общения.

        

  1. Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений

1группа - знакомство,

2 группа - приятельство,

3 группа - деловые отношения,

4 группа - неформальные отношения.

2. Составьте словесный потрет одного из членов группы так, чтобы три другие группы, могли догадаться о ком идёт речь.

3. Составьте схему «Малые группы в нашем классе». Для этого представь графически, сколько малых групп по разным основаниям можно выделить в классе (например: тёзки; те, у кого одинаковое отчество; любители кошек или собак; любители шахмат и т. п.; приятели). Каждую группу изобрази на схеме и стрелками покажи, как они связаны между собой. Придумай, как на этой схеме отметить своё место в каждой из групп, в которые ты входишь.

4. Часто в общении люди используют условные языки, например язык цветов, язык смайликов и т. п. Составь словарик таких невербальных (без помощи слов) средств общения.

Давайте прочитаем, изучим в группах и обсудим правила выхода из конфликтных ситуаций, которые лежат у вас на партах: 

  1. Говори только о своих чувствах, а не о промахах других (например, «Опять, бессовестный, ты вернулся домой с прогулки  поздно». А если: «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома!»)
  2. Говори чётко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.
  3. « Уход от проблемы». Если ты понимаешь, чтобы ты не сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь, кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.
  4. Научись слушать собеседника! Внимательно слушать кого – то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.
  5. Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ предотвратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы:  «Мне  очень жаль, что так вышло, извини!», « Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»
  6. Переговоры. « Давай обсудим ситуацию».
  7. Отложи обсуждение. Иногда решить  конфликтную ситуацию помогает время. Лучше немного успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы: « Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра», « Я тороплюсь, давай встретимся после обеда и всё обсудим».
  8. Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров.  Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: « Я сделаю это, а ты сделай вот это», « Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».

Привлеки посредника. Это означает попросить кого – то, кто не участвует в конфликте,  помочь вам.

                Памятка

«Учимся жить без конфликтов»

  1. Не говорите сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.
  2. Если вам предстоит сказать что – то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента,  «встать на его место».
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС В 8 КЛАССЕ "УЧИМСЯ ПРЕДОТВРАЩАТЬ И РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ"

НА ДАННОМ МЕРОПРИЯТИИ УЧАШИЕСЯ РЕШАТ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ТОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ И ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ....

Педагог и проблемы школьной дисциплины. Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Актуальность проблемы школьной дисциплины,  методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Умение избежать конфликта как одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Рассмо...

Классный час « Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта....

Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Научить детей относиться друг к другу уважительно,            усвоить некоторые правила безконфликтного...

"Учимся предотвращать и разрешать конфликты"

Ситуативный практикум в форме презентации для работы с трудными подростками....

04_02_6класс_обществознание_Учимся предотвращать и разрешать конфликты

04_02_6класс_обществознание_Учимся предотвращать и разрешать конфликты...

Урок по обществознанию. Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Урок- практикум по обществознанию "Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты." предназначен для проведения  в 6 классе. Цель урока: создать условия для формирования предст...