Программа элективного курса: "Основы финансовой грамотности"
элективный курс по экономике (10 класс) по теме

 Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли  в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_elektiv_ekonom.fin_._gr.34_16-17.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ C ИНТЕРНАТОМ

 «ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ /Борисов Д.В.

Приказ  №  ___

от «1» сентября 2016 г.

Рабочая программа элективного курса

 «Основы финансовой грамотности»

для учащихся 10 «Г»

 (социально-экономического профиля)

Автор-составитель: Лащенкова М.Ю.,

учитель истории и обществознания

2016-2017

Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол № от «» 2016 г.

Зав.кафедрой

___________ /

Согласовано

Зам.директора по НМР

___________ /

от «» 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли  в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.  

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов –  финансовой грамотности, основ потребительских знаний в 10 классе в рамках элективного курса.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Рабочая программа элективного курса составлена   в соответствии с УМК Бреховой Юлии Викторовны «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Главная задача преподавания экономики  на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Это определило цели  данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике   через развитие познавательного  интереса и осознание социальной необходимости.

 

Задачи:

- изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая  технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Игры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках.
  • Интерактивные технологии.
  • Индивидуальная  работа.

Описание места учебного курса в учебном плане

Настоящая программа предназначена для 10 - го класса.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения

курса «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

        Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.

Содержание программы элективного курса

 «Основы финансовой грамотности» 34 часа

Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Тип урока

Краткое содержание

Планируемые результаты

Раздел I. Банковские продукты  

1

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

Открытие новых знаний.

Виды кредитов.

Ипотечное кредитование. Принципы кредитования.

Различать виды кредитования.

2

Условия кредитов.

1

Мини-проект.

Необходимые документы при оформлении кредита.

Мини –проект  «В каком банке выгоднее взять кредит?»

Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту  в различных банках.

3

Виды депозитов.

1

Открытие новых знаний.

Банковские де-позиты: виды, особенности и доходность. Маржа.

Приводить примеры виды банковских депозитов.

4-5

Условия депозитов.

2

Деловая игра «Проценты».

Способы начисления процентов по депозитам.

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту.

6-7

Выбор банка.

2

Практикум.

Критерии надежности банка. Условия открытия вклада.

Решение познава-тельных  и практи-ческих задач, отра-жающих типичные экономические ситуации.

Раздел II. Расчетно-кассовые операции  

8

Валютный курс.

1

Практикум.

Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы.

Решение познавательных  и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.

9-10

Банковские карты.

2

Деловая игра  «Банковская система».

Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная).

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами.

Раздел IV. Инвестиции

11

Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги.

1

Деловая игра «Инвестируем в акции».

Инструменты личного финансирования на финансовых рынках и их особенности.

Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.

12

Денежный рынок и рынок капиталов.

1

Урок – обсуждение.

Рынок. Функции рынка. Рынок капитала. Инвес-тирование. Фон-довый рынок.

Составление  и анализ схемы «Структура рынка капитала».

13-14

Рынок ценных бумаг.

2

Комбинированный урок.

Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Операции на рынке ценных бумаг.

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.

15

ПИФ: структура, виды, особенности работы.

1

Деловая игра «Выбираем ПИФ».

ПИФ. Виды и типы ПИФов, особенности их работы. Правила безопасности при обращении с ПИФами.

Расчет стоимости паев инвестиционных фондов.

16

Управляющие компании и НПФ

1

Комбинированный урок.

Внебюджетные фонды России. Пенсионная система России. Способы увеличения пенсии.

Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.

17

Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда

1

Практикум

Критерии выбора управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда.

Анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска.

18

Банки - ПИФы

1

Игра

Инвестиционный пай. ПИФы. Принципы работы ПИФов. Покупка паев ПИФов.

Анализ динамики изменения стоимости паев ПИФов в реальных условиях рынка.

Раздел V. Страхование  

19

Виды страхования в России.

1

Деловая игра «Страхование».

Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России.

Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

20

Страхование имущества.

1

Урок – обсуждение.

Страхование имущества граждан.

Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя.

21

Личное страхование.

1

Комбинированный урок.

Особенности личного страхования.

Алгоритм поведения страхователя в условиях  наступления страхового случая.

22

Страховые продукты.

1

Урок – дискуссия.

Виды страховых продуктов.

Составление таблицы  «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».

23

Выбор страховой компании.

1

Практикум.

Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах.

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.

Раздел VI. Основы налогообложения  

24-25

Налоговый кодекс РФ.

2

Открытие новых знаний.

Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ.

Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики.

26-27

Виды налогов в РФ.

2

Деловая игра «Налоги».

Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения.

Составление схемы «Налоги их виды».

28

Налоговые льготы в РФ.

1

Практикум.

Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот.

Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу.

29

Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

1

Открытие новых знаний.

Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов.

Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины.

30

Налоговый инспектор.

1

Деловая игра.

Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС.

Раздел VII . Личное финансовое планирование  

31

Роль денег в нашей жизни. Семейный бюджет.

1

Деловая игра «Деньги любят счет».

Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы.

Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости.

32

Личный бюджет, финансовые цели.

1

Практикум.

Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс.

Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.

33-34

Защита своего личного финансового

плана.

2

Урок – конференция.

Представление личного финансового плана.

Индивидуальный проект «Личный финансовый план».

Учебно-методическое  обеспечение

1. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  М.: Вита-Пресс, 2010 г.

2. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов,  А. П. Алмосов,  Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа  М.: Вита-Пресс, 2016 г.

3. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

4. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

5. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов  М.: Вита-Пресс, 2008 г.

6. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. www.nlu.ru 

2. www.banki.ru   

3. www.banki.ru

4. www.nalog.ru 

5. www.prostrahovanie.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Основы личной финансовой грамотности"

Программа курса "Основы личной финансовой грамотности" ориентирована на учащихся 9-11-х классов. Автор данной работы ставит цель повысить финансовую грамотность школьников....

Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шк...

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи...

Рабочая программа элективного курса " Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа  элективного курса для 9 класса  "Основы финансовой грамотности"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (10класс)

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»для учащихся 10-х классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шко...

Рабочая программа элективного курса "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» составлена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в соответствии и на основе ФГОС, авторской программы Лавреновой Е., ...