Роль обществознания и истории России в адекватной интеграции обучающихся коррекционного образовательного учреждения в систему современных социальных отношений.
материал по обществознанию (9 класс) на тему

Незванова Анна Васильевна

Доклад по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль обществознания и истории России  в адекватной интеграции обучающихся коррекционного образовательного учреждения в систему                                              современных социальных отношений

В законе «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающихся адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира.          Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться возможности для социализации обучающихся, а так как главной нашей задачей является подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, это обстоятельство особенно важно, При работе с ними  мы должны способствовать  развитию у них системного мышления и умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности.                                                                                                                           И первостепенное значение здесь приобретает интегрированное обучение как эффективная форма обучения, развития и воспитания.                                                                                                                       Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решать задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.                     Слайд 2. Интегрированное обучение для детей с ОВЗ положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ребенка, поэтому способствуют:                                                                                                            - Слайд 3. - всестороннему развитию способностей;                                                                                                                                       -активизации мыслительных процессов обучающихся;                                                                                                                                                                                                   -побуждению их к обобщению знаний;                                                                                                                                                                          - приобретению и развитию умений, навыков и компетентности, которые могут использоваться при разных жизненных ситуациях.                                                               И так, что же такое интеграция?                                                                                 Слайд 4. Интеграция – это глубокий процесс объединения, слияния, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Она выполняет ряд функций в обучении и воспитании:                                               Слайд 5. - методологическая функция  - формирование у обучающихся современных представлений изучаемых дисциплин;                                                                                            - образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания;                                              - развивающая функция – формирование познавательной активности,  воспитывающая  функция – воспитывает политехническую направленность,                                                                                                   - конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.                                                              За методикой интегрированного обучения и воспитания в коррекционной школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании детей формируется более активная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания и умения на практике. Все предметы в нашем учебном заведении обладают своеобразным интегрированным потенциалом, в том числе обществознание и история, но их способность сочетаться зависит от многих условий. Интегрированному обучению  необходимо уделять особое внимание и начинать его нужно на начальной ступени. И это не случайно, так как именно на этой ступени интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, ведь младший школьник с нарушением интеллекта целостно воспринимает окружающий мир и для него не должно быть границ между предметами. Главным способом интеграции обучающихся в систему современных социальных отношений являются интегрированные уроки. У нас они практикуются, привлекая к их проведению педагогов различных учебных предметов.                                                                                                                       К методике их проведения  предъявляются следующие требования:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Слайд 6.  1. Тема должна быть общей для смежных учебных предметов.                                                                                                         2. Принцип интеграции должен быть отражен в формулировке учебно-воспитательных задач урока.                                                                                           3. Структура урока должна соответствовать алгоритму решения межпредметной задачи и включать такие этапы:                                                                      - осмысление межпредметной и внутрипредметной сущности урока;                                                                                                                                                                   - актуализация опорных знаний и умений из смежных предметов;                                                                                      - перенос этих знаний в новые нестандартные ситуации, требующие их интеграции;                                                                                                                                                                                                                                                                 - обобщение, синтез опорных и новых знаний и умений, формулировка интегрированных выводов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - закрепление новых интегрированных знаний;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - необходимость применять активные методы и приемы обобщения и систематизации знаний;                                                                                    развитие творческой деятельности обучающихся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Специфика интегрированных уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких предметов. Но я считаю, что такие уроки может проводить и один учитель.                                                                                                                                                                                Мне бы хотелось остановиться на эпизодах проведенного мной интегрированного урока по обществознанию и истории России. Тема урока из раздела «Семейное хозяйство» «Деньги в нашей жизни».                                                                     Для подготовки восприятия нового материала  после организационного момента  обучающимся предлагаю следующее задание:                                                                                                                                                                 Слайд 7. Составить слово, без которого ни один человек, ни одна семья не могут прожить? (ИДЬНЕГ). Это был для детей такой проблемный вопрос, что учащиеся долго искали на него ответ и все-таки нашли (деньги).                                                                                                                                                                     Слайд 8. Работа над речевым аппаратом на уроке проводится на воспоминании сказки Е Пермяка «Дедушкина копилка», где главная мысль – все создается трудом, труд – корень всех ценностей и руки здесь играют далеко не последнюю роль.                                                                                                              Руки народа творят чудеса,                                                                                                                                         Вы только взгляните вокруг.                                                                                                                                                                                  Вся наша жизнь – дела наших рук,                                                                                                Руки – это душа человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Руки – о многом они говорят,                                                                                                                                                                                                                                                                             Глаз только видит, а руки творят.                                                                                                                                                                           Слайд 9. А так как «деньга» называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского, обучающиеся отвечают на вопросы по истории России о строительстве князем Белокаменной Москвы и о том, как Дмитрий Донской освободил русские земли от Золотой Орды.                                                                                                                                                                                                                 На интегрированном уроке дети работают легко и с интересом, усваивают большой по объему материал по нескольким предметам и во главу угла ставится личность обучающегося с его недостатками и возможностями.                                                                                                                                     Слайд  10. Для корригирования недостатков мышления при рассказе о чеканке монет на Руси учащиеся вспоминают тему по истории России «Киевская Русь в 9-10 веках", обязательно  пользуясь исторической картой.                                                                                                                                         Слайд 11. Для развития долговременной памяти и устойчивого внимания очень уместна игра «Запомни» (На столе лежат монеты достоинством в 1,2,5,10  руб. участники игры внимательно смотрят 2-3секунды на монеты и отворачиваются. В это время одна или две монеты убираются со стола. Обучающиеся определяют по очереди, каких монет не стало. Игру можно усложнить, добавляя монеты).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Слайд 12. В это же время зачитывается цитата из «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина о золоте, деньгах, монетах.                                                            Старый рыцарь перебирает горсть золотых монет,                                                                                                                   Кажется, не много, а сколько человеческих забот                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Обманов, слез, молений и проклятий,                                                                       Оно тяжеловесный представитель.                                                                      Тут есть дублон старинный…вот он тяжеловесный представитель!           Слайд 13. Повышению эмоциональной сферы на данном уроке способствует пересказ  поучительной сказки «Золотая антилопа». Так как не все в жизни измеряется деньгами, а богатый вельможа это не учел, он от жадности утонул в золотых монетах.                                                                                                        В течение всего интегрированного урока происходит смена видов деятельности, создаются проблемные ситуации, присутствует работа с книгой, исторической картой, наглядностью, наблюдается групповая форма работы и даже связь с внеклассной работой, постоянно  прослеживается межпредметная связь (обществознание, история, литературное чтение и даже математика), что очень важно и полезно для обучающихся.                                                                    Слайд 14. Вот, например, при донесении детям материала о появлении бумажных денег в России в 1769 году они с большим интересом слушают сообщение по истории России о великой императрице Екатерине II. Ведь это она ввела первые бумажные деньги, ее портрет украшал сторублевую купюру. И кошелек раньше назывался «денежник», а сейчас – «бумажник»                                                                                                              Слайд 15. При работе над знакомством с пластиковой картой необходимо донести до детей, что в настоящее время люди могут обходиться без наличных денег, и вопрос, что может в наше время заменить деньги? - совершенно не застал обучающихся врасплох.                                                 Слайд 16. Для нравственного воспитания и развития познавательного интереса очень полезна работа с повестью С. Михалкова «Похождение рубля» и  мини-опрос по ней:                                                                                                                              1. Какой путь проделывают деньги, прежде чем они попадают к людям?                                                      2. Какие чувства пришлось испытать рублю?                                                                                                                                                                                                                                                3. Какие чувства были самыми счастливыми?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 4. Чем гордился рубль?                                                                                                                                                                                                                       5. Что ему было неприятно?                                                                                                                                                                                                                            6. Какие минуты для рубля были самые счастливые?                                   Слайд 17. Развитие словесной памяти, быстрая ориентация в изучаемом материале происходит при проведении конкурса «Крылатые выражения» (детям нужно закончить фразу, которую будет начинать учитель, варианты ответов должны быть вразброс):)                                                                                                                                                                                                                                                                      Денег куры… (не клюют)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Без копейки … (рубля не бывает)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Захочешь добра…(посыпь серебра)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Без денег… (сон крепче)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Если есть грош…( будет и рожь)                                                                                                                                                                                                                                                                          С деньгами мил…(без денег постыл)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Слайд 18.  или предложить игру «Разменяй правильно» (дети стоят навстречу друг другу, у одних в руках крупные купюры, а у других – мелкие. Кто быстрее и правильно разменяет купюры, тот  больше заработает денег. Затем дети меняются ролями).                                                                                              Слайд 19. С большим интересом обучающиеся отвечают на вопросы викторины «Кто назовет больше профессий, связанных с деньгами" (при ответах на вопросы дети зарабатывают деньги, а по окончании викторины покупают картинки, мелкие игрушки и канцтовары) , при этом у обучающихся воспитывается любознательность и находчивость.                                                                                                                                                              1. Денежная единица России. (рубль)                                                                                                                                                                                                                                                                                                             2. Искусство ведения домашнего хозяйства. (экономика)                                                                               3. Баланс, одна часть которого  - доходы, другая часть – расходы. (бюджет)                                                                                                                                                       4. Дорогостоящий металл. (золото)                                                                                                                                                                  5. Финансовое учреждение, в котором хранятся деньги. (банк)                                                                                                                                                                                                     6. Денежная единица какой-либо страны. (валюта)                                                                                                                                                                                                                                                                                     7. Продуктивная деятельность. (труд)                                                                                                                                                               Все эти виды деятельности, присутствующие на интегрированном уроке по обществознанию и истории дают положительные результаты. На нем обучающиеся для себя уясняют, что деньги сами по себе не делают человека несчастным, все определяет отношение к ним человека. И культура отношения к деньгам – показатель культуры человека, она должна закладываться в каждом человеке с детства. Деньги – предмет жизненной необходимости, а также дети вспоминают и применяют пройденный материал по истории России, чтению и узнают много нового.                                                        Слайд 20. В каждой стране имеется своя национальная валюта:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Россия – рубль, США – доллар, Франция, Германия- евро.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Все знания, полученные на данном интегрированном уроке, непременно понадобятся детям в дальнейшей самостоятельной жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат. Результат интегрированного обучения проявляется в следующем:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Слайд 21. 1.В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий,.                                                                                                                                                                           2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи.                                                                                                                   3. В эмоциональном развитии обучающихся с нарушением интеллекта.                                                                                                                                                                   4.  В росте познавательного интереса, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке.                                                                                          5. Во включении обучающихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, панно поделки, являющиеся отражением личностного отражения к тем или иным явлениям и процессам.        Слайд 22. Из вышесказанного следует, что для наших детей мы являемся проводниками в будущее и должны развивать у них умение идти по жизни смело и уверенно  и успешно социализироваться в современное общество.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический мониторинг воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида.

Цель данного мониторинга – помощь воспитанникам в формировании основных представлений о себе и социальном окружении, в освоении повседневных норм поведения; коррекция межличностных отношений; об...

Развитие способностей обучающихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида на занятиях по информационно-коммуникационным технологиям в ГОАУ ЯО ЦДЮТТ

В методической разработке представлен материал из опыта занятий с детьми, обучающимися в  специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, по освоению ими информационно-коммуникац...

Выступление на педагогическом совете . Тема: «Роль письма и чтения в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционного ОУ в систему современных социальных отношений.»

Выступление на педагогическом совете (слова к презентации)Тема: «Роль письма и чтения в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционного ОУ в систему современных социальных отношений.»...

Применение современного коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога в специальном коррекционном образовательном учреждении.

Краткое описание использования сенсорных комнат, песочной терапии, метода биологически обратной связи....

ОПЫТ РАБОТЫ ГБОУ СКОШ № 1406 С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ПРОШЕДШИМИ ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ В МАССОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В данном материале рассматриваются группы обучающихся с нарушениями слуха, прошедших этап интеграции....

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»....