Рабочая программа по социальному направлению 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Левина Юлия Валентиновна

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению предназначена  для учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-nravstvennye_osnovy_zhizni_cheloveka.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные, СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ  ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное.

.

Новизна программы в том, что она ведёт работу по приобщению детей к  СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ ,духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Данный курс предназначен для учащихся 6 класса.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в гимназии так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.

Актуальность и педагогическая целесообразность данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы социально- нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Цель настоящей программы:

освоение обучающимися социальных норм ,нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать систему нравственных отношений между людьми.
  2. Сформировать знания о культурном облике человека.
  3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
  4. Предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру.

Развивающие:

  1. Развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие.
  2. Развивать индивидуальные способности детей.
  3. Научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения.
  4. Прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Воспитательные:

  1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
  2. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца любое начатое дело.

Место предмета в учебном процессе

Данная рабочая программа по социальному направлению  Социально-нравственные основы жизни человека» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие результаты:

Личностные:

  1. Учащиеся получат представления осоциальных,моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  2.  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  3. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  4. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  5. уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  6. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Метапредметные результаты:

  1. Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей нравственной позиции человека.
  2. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Название темы

Количество часов

Элементы содержания

1.

Семья-опора счастья

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Поддержка близких-залог успеха

2.

Я и моё окружение. Я в глазах сверстников

Ученический коллектив, группа сверстников.

Взрослые и дети. Кто может стать лидером

3.

Дело мастера боится.

Труд и образ жизни людей. Лень-мать всех пороков. Труд в нашей семье. Профессии. Распределение семейных обязанностей. Значимость совместного труда. Понимание  своих семейных обязанностей.

4.

Сохраним Землю чистой

Земля –наш общий дом.

Охрана окружающей среды. Что я могу сделать для  сохранения планеты?

5.

Слово о словах

Этикет и общение. Как мы общаемся.

6.

Добродетели

Милосердие и сострадание. Честь и достоинство. Дружба и предательство. Любознательность .

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ темы

Название темы/ раздела

Количество часов

Формирование УУД

1.

Семья-опора счастья

1.1.

Семья и семейные отношения. Роли в семье.

2

Общеучебные универсальные учебные действия:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи

 • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

1.2.

Забота и воспитание в семье. Поддержка близких-залог успеха

2

1.3.

Семейные ценности и традиции.

2

2.

Я и моё окружение. Я в глазах сверстников

2.1.

Ученический коллектив, группа сверстников.

2

-способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.

- уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, участвовать в диалоге .

2.2.

Взрослые и дети

2

2.3.

Кто может стать лидером

2

3.

Дело мастера боится.

3.1.

Труд и образ жизни людей.Профессии

2

Общеучебные универсальные учебные действия:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи

 • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

3.2.

Труд в нашей семье.

1

3.3.

Распределение семейных обязанностей. Понимание  своих семейных обязанностей.

1

4.

Сохраним Землю чистой

4.1.

Земля –наш общий дом.

Охрана окружающей среды

2

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

4.2.

Что я могу сделать для  сохранения планеты?

ЗОЖ

2

5.

Слово о словах

5.1.

Этикет и общение.

1

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи

5.2.

Как мы общаемся.

1

6.

Добродетели

6.1.

Милосердие и сострадание

2

-  извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи

 • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• действие со знаково-символическими средствами

6.2.

Честь и достоинство.

2

6.3.

Дружба и предательство.

2

6.4.

Любознательность .

2

Игровая ипроектная деятельность

Социальная реклама (проект)-  2ч.   «Моё доброе дело»,  «Мой семейный альбом» и т.п.

Ситуационно- ролевые игры-   2ч.

ИТОГО     34 часа

Формы контроля.

            В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Методические рекомендации

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей  к выполнению заданий. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.

Описание материально-технического обеспечения программы

  1. Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
  2. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  3. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  4. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  5.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  6. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  7. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
  11. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
  12. Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
  14. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
  15. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  16. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
  17. Боголюбов Л.И. Программы курса обществознания. 5-9 классы, Просвещение, М., 2011
  18. Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012
  19. Агафонов С.В. Программы курса обществознания. 5-6 класс (ФГОС), Русское слово, М., 2012
  20. Агафонов С.В. Программы курса обществознания. 5-9 класс (ФГОС), Русское слово, М., 2012
  21. Мультимедиа:
  22. Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012

Планируемые результаты

 Формирование универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия.

•        основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями;

•        гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

•        эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

•        уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

•        уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

•        позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;

•        умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

•        готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

•        потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

•        умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

•        устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

•        целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;

•        самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

•        планировать пути достижения целей;

•        уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

•        принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

•        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

•        адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

•        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•        формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

•        устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

•        аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;

•        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

•        владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

•        работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик  научится:

•        основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

•        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•        давать определения понятиям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•        объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;

•        основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;

•        структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

 Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Ученик  научится:

•        планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;

        распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

•        использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижения "хорошей гипотезы", эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);

•        ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом.

Ученик научится:

•        ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;

•        находить в тексте требуемую информацию;

•        решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

•        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

•        преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

•        интерпретировать текст;

•        откликаться на содержание текста;

•        на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

•        в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

•        использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сквозная программа, раскрывающая социальное направление развития личности «Учимся жить в современном мире».

Программа социальной направленности для обучающихся 9-х классов является одним из блоков сквозной программы социальной направленности в школе. Данная программа составлена на основе рекомендаций При...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Социально-бытовая ориентировка                   Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Рабочая программа по социальному направлению Совет обучающихся «Содружество» для 5-11 классов на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по социальному направлениюСовет обучающихся «Содружество»для 5-11 классовна 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по социальному направлению «Открытый мир»

Программа по социализации «Открытый мир» реализуется в условиях надомного обучения. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие...

Рабочая программа по социальному направлению «Открытый мир»

Программа по социализации «Открытый мир» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:содействовать получению моральных знаний школьников;форм...

Рабочая программа мини – тренинга направленного на формированию социальных навыков

          Данная программа адресована учащимся 7 - 8 классов МБОУ СОШ №5, которые нуждаются в формировании социальных навыков, для учащихся находящихся в трудной жизнен...

Рабочая программа по социально-педагогическому направлению "Подросток"

Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жи...